AKAmasol пишет:Правый конус в кашу по всей окружности, левый только на 25–33% побит.
За сезон?
Мдя.
И вот эти встроенные в смазки слесарные функции настораживают изначально, и откровенно похожи на развод.
В подшипнике важно всё
1. качество металла: марка, технология, термообработка.
2. Геометрия конусов и чашек: правильность формы дорожки, чистота обработки.
3. Шарики — материал, геометрия — круглость, разность диаметров шариков в группе 0,01 (лучше — 0,005)
4. Правильная регулировка.
И только когда это всё в норме, можно начинать думать о смазке. Если шарики разные, если металл паршивый, никакая смазка не спасёт. Если подшипник недотянут, а тем более — перетянут — и подавно.
А если геометрия идеальна, отлично будет работать и солидол — только менять почаще, не допускать воды и температур, сильно отличающихся от комнатной Об этом свидетельствуют дошедшие до нас старинные втулки с прекрасным состоянием подшипников. У меня в коллекции есть торпеда F&S 1926 года, а в эксплуатации торпеда GEO не моложе 1940 года. Состояние подшипников отличное. Несмотря на то, что большую (пока ) часть своей жизни они проработали на весьма примитивных, по нынешним меркам, смазках.
О чём я? ОКВП — важнейшая для нас наука, важнее выбора смазок. Поэтому я когда-то не поленился согнать всё, что знал из разных уважаемых источников в один, достаточно компактный материал https://krokovod.org/forum/viewtopic.php?id=53 и дать ему пафосное, привлекательное название для заметности. И потому там продолжается дальнейшее накопление частиц опыта.
А смазки, как видим — средство развода тех, кому лень вникать в несложную науку. Потребителю вбито в голову, что чудо-смазкой можно намазать любое кривое Г, и всё будет хорошо. Это выгодно как производителям смазок, так и того самого Г в их совместной охоте на лохов.
Там же, в ОКВП, описан достаточный для практики подход к смазкам. Причины достаточности , надеюсь, понятно описал.
Напомню ещё пару важнейших моментов:
Смазка. Не. Облегчает. А. Затрудняет. Вращение. Подшипника. Качения.
Сухие детали вращаются беспрепятственно, как катится ж.д. колесо по рельсам. Но смазка вокруг пятна контакта — это вязкая среда, затрудняющая вращение. Если рельсы притопить в жидкую грязь на сантиметр, не каждый локомотив сдвинет с места поезд.
Смазка. Нужна. Для. Продления. Ресурса. Подшипника. И. Только.
Из-за своей вязкости, смазка не выдавливается полностью из пятна контакта, не допуская прямого контакта металла с металлом. ВсЁ! Это ЕДИНСТВЕННАЯ работа смазки.
Любые. Посторонние. Частицы. Быстро. Убивают. Металл. И. смазка. От. Этого. Никак. Не. Помогает.
Частица песка очень тверда и имеет острые грани. Это обеспечивает космические ( tork ) удельные давления между остриём песчинки и поверхностью, на которую она попала. Она царапает твёрдый калёный металл! Сравните твёрдость металла подшипника, который не берёт напильник, и «твёрдость» смазки, которую мы спокойно пронзаем перстом Кто-то всерьёз думает, что песчинка как-то заметит супер-нано-мега-4Д присадку, и не продавит такую смазку? А, извиняюсь, намазывать её как? Отвёртку-то, и палец в неё погрузить не получится
Т. е. одна песчинка делает одинаково бесполезными и Солидол, и эту. по $110 за кг . Отсюда вытекает, что гораздо важнее чистота смазки, чем её навороченность. В свою очередь, это диктует повышенное внимание к уплотнениям, а также своевременную замену смазки. Даже если уплотнения не пропустили грязь, смазка не идеально справляется с минимизацией трения, и износ неизбежно происходит. В неё попадают частицы металла, и вот он — абразив.
Из этого должно быть понятно, что:
1. Чистый Солидол-Ж, своевременно заменяемый, продлит жизнь подшипнику успешнее, чем грязная эта…
2. Кривая геометрия дорожек и шариков приведёт к быстрому износу деталей, и уже без разницы, в какую смазку попадут продукты износа, образуя с ней абразив, который будет дальше убивать детали по нарастающей. Что опять-таки приводит к пониманию приоритета важности ОКВП над выбором смазки.
Смазка. Не. Исправит. Кривую. Геометрию.
Все технологические баталии производителей между собой (не считая обсуждаемых сегодня разводов, но они и не в плоскости технологий) сводятся к двум вещам:
Вязкость.
Температура.
А в конечном счёте — только к вязкости, к её стабильности во всех возможных условиях работы смазки. Ведь простейший солидол работает не хуже, но. Пока нагрузка невелика, сухо и температура комнатная. При той же вязкости, что и… это , он не может работать по-другому! Вязкость такая же — значит и «тонет» шарик в ней так же!
Однако. Поднимем температуру, скажем, на 20 ° Солидол стал жиже, всё — шарик продавил его и коснулся дорожки. Пошла работа без смазки — маталл по металлу.
Или увеличим нагрузку. От этого приподнимется температура и... Всё.
Помимо всего прочего, эти явления нарастают, как снежный ком — при работе металла по металлу температура повышается ещё…
Вода попала — солидол частично разложился (белёсая такая субстанция получается, как мокрое хозяйственное мыло). Продукты разложения шарик продавил до металла. Кроме того, эта субстанция плохо липнет к металлу, и пропускает к нему воду. Подшипник постоял пару дней — вот и ржавчина. А её продукты — абразив. Если узел с водой никак не контактировал — то и солидол справится. А если контактировал?
Вот вся нефтехимия и борется лет 60 уже, если не больше, чтоб не продавливало и не разлагалось. Всего-то.
Естественно, все лидеры давно идут голова-в-голову, и счёт идёт на доли процента уже. Старательные середнячки уступают им такую мелочь, что принебречь ей в наших условиях можно было бы, пользуясь хорошими смазками 80-х годов. Ведь эти доли процента дают выигрыш на запредельных для нас режимах. И смазка скорее испортится от грязи, чем разложится.
Да, проконтролировать успехи мы можем, сравнив вязкость и её стабильность при разных температурах. Аэрошелл, о котором я говорил, имеет весьма похвальный диапазон температур, при котором он обеспечивает заданную вязкость, а следовательно — безопасную (когда шарики не продавливают его до дорожки) работу узла. Кроме температур, конечно, есть требования к воде и т. д.
В эту смазку, естественно, напихано много химии. Об этом свидетельствует срок службы всего 3 года. После этого производитель не гарантирует, что составляющие не разложатся сами по себе.
Менее совершенные советские смазки Литол-24 и Фиол гарантировали от разложения на 5 лет.
Как Аэрошелл, так и Фиол, замечательно и одинаково попадают в наш диапазон температур и нагрузок при эксплуатации. Да, у Аэрошелла он выше, но практический смысл какой для нас?
Смазку такого рода у дилера стоит покупать, когда есть шанс вместо заявленного Фиола или Литола купить шопало. Из этих соображений, я пользуюсь ХАДО от оф. дилера. А не потому что оно «лучше» и «современнее».
Ревитализанты всякие, понятно, трезвомыслящий человек всерьёз воспринимать не станет. В лучщем случае, они незаметны и бесполезны. А в случае, показанном коллегой AKAmasol — уже подозрительны.
Конечно, саму смазку нужно выбрать грамотно — рекомендуемую к применению в шариковых подшипниках. А не графитку, ШРУС, или 158 , а тем более — не то, что продаётся сейчас на авторынках с такими этикетками...
Мой гаражМастер спорта по езде за хлебушком на велосипеде.
Если не я построил велосипед — это не мой велосипед.