Важная оговорка: сначала будем говорить только о шоссейной раме и шоссейном руле – «баране» либо буллхорне! Механический перенос выноса на другие рамы и рули недопустим!
К деталям дорожных велосипедов плавно перейдём позже.
Широко распространены методики подбора длины выноса шоссейных велосипедов. Что интересно, речь всегда идёт именно о длине, почти не касаясь высоты. Этому есть уважительная причина: спортивный опыт, на основе которого построены рекомендации, предполагает точное соответствие роста велосипедиста и рамы.
Мы бываем рады, когда попадается рама, нужного нам по всем справочникам роста. В этом случае можно смело доверять одной из типовых методик, и дальше не читать.
Однако, здесь уже звучали сетования на высоких велосипедистов и низкие рамы. Явление это у нас, увы, повальное. Поэтому, типовые методики (не вдаваясь в них и не подвергая сомнению – изучите самостоятельно) возьмём лишь за основу, отталкиваясь от их рекомендаций.
Относительная лёгкость подбора выноса именно для связи шоссейной рамы и руля обусловлена их относительной единообразностью. Ведь все такие рамы максимально (и поэтому практически одинаково) коротки, а любой «баран» в верхнем хвате представляет собой прямую горизонтальную палку. Вариации их «рогов» по длине и высоте сравнительно невелики.
Как уже говорилось, традиционные способы подбора длины выноса много внимания уделяют длине, и почти ничего – высоте. О высоте обычно сообщается, что перекладина руля должна располагаться несколько ниже уровня седла, и говорится, насколько именно. Вот здесь-то и находится подвох, если рама слишком мала. Не подумав о высоте, конструктор берёт «научно обоснованную» длину выноса.
Ситуация усугубляется тем, что для большого роста велосипедиста вынос к классической раме берётся более длинный. Добавить остроты ощущений может мода задвигать вынос как можно глубже в раму.
Вот и получается, что у большого велосипедиста, несмотря на длину рук, руль получается чрезмерно далеко и (о чём не думают) низко относительно седла!
Один из основных велосипедов автора вопиюще несоответсвует росту: от среза подседела до задней части организма четверть метра. Перекладина руля с максимально торчащим выносом на 12 см ниже седла, при положеных 3-5. Поэтому если поставить вынос 120, за ним придётся ОЧЕНЬ далеко тянуться, напрягая поясницу даже в верхнем хвате.
Попробуем проиллюстрировать.
Велосипедист на картинке едет на велосипеде с оптимальным для него ростом рамы, размером выноса и все регулировки выставлены под него идеально. Наклон спины у него правильный — ничего не болит, никакого дискомфорта и т.д.
Для такого угла спины перекладина руля должна, как видим, находиться в точке 1, расстояние от неё до плечевого сустава показано салатовой стрелкой. Именно для того, чтобы руль оказался в точке 1, и существуют правила и формулы выбора длины рамы и выноса.
Но представим себе, что рама, как у многих из нас, слишком мала для роста велосипедиста (показано красной прерывистой линией). Седло-то стоит на том же месте, что и на высокой раме — за счёт регулировок, того же жирафного подседела. Теперь, чтобы поместить руль в салатовую точку 1, нам понадобится и вынос жирафовый. Мало того, что такие особо не продаются, это ещё безбожно изуродует вид велосипеда.
Что обычно делают? Покупают вынос обычной высоты, а длину его бездумно выбирают по способам, предназначеным для рамы соответствующего велосипедисту роста. Типа по науке. Вынос при этом располагается значительно ниже, чем на раме правильного роста (тоже показано на рисунке). В результате, руль оказывается в точке 2.
А теперь смотрим, к чему ведёт безмозглое следование канонам. Эти каноны не учли значительное занижение реального выноса перед желательным. Поэтому точка 2, находящаяся по всем понятиям на правильном, казалось бы, расстоянии от подседела, оказалась значительно дальше от плечевого сустава! Можно оценить по красной стрелке.
Длину рук произвольно мы увеличить не можем, поэтому, чтобы дотянуться до руля, мы вынуждены сильнее наклоняться! Вот эти-то пару градусов лишнего наклона спины при сколько-нибудь длительной езде будут держать поясницу в таком напряжении, что можно проклясть всё на свете!
Где же выход? А вот:
Мы не сохраняем продольный размер тупо, как диктуют формулы и калькуляторы посадок. Мы сохраняем угол наклона спины комфортным. Т.к. длину рук изменить сложно, мы приближаем заниженый руль к себе, в точку 3. На верхней картинке видно, что зелёная и желтая стрелка одинаковы! Т.е. мы просто держим руки немного под другим углом, что совершенно не влияет на комфорт и уставаемость.
В голых цифрах получается, что вынос должен быть даже короче, чем положен этой раме при нормальном для неё велосипедисте.
Вот так и предлагается выбирать длину выноса на слишком низких рамах.
Не забываем, что до сих пор речь шла только о шоссейных рамах и рулях!
Оставляя штатный вынос старого велосипеда, даже если рама подходит по росту, не нужно по умолчанию считать его оптимальным. На те же "Старт-Шоссе" на заводе иногда устанавливались выносы пропорциональной длины, а иногда — и нет.
Также следует знать, что силуминовые выносы, выпущенные в начале 90-х годов именно ХВЗ, могут быть опасны! Массовости такого явления с другими изделиями не замечено.
Мой гаражМастер спорта по езде за хлебушком на велосипеде.
Если не я построил велосипед — это не мой велосипед.