Тема: Вынос

Тема об эргономике https://krokovod.org/forum/viewtopic.php?id=244
Здесь предлагается обсуждать конструкции, ремонт и изготовление выносов. Удобство посадки просьба затрагивать только в привязке к теме. Основные положения удобства, достаточные для этой темы, излагаю в стартовых постах. Дальше про это - в тему эргономики.

Приведу общие принципы выбора выноса из книги (с сокращениями):


Вынос

Очень часто именно эта небольшая, но важная деталь и портит хорошие велосипеды.  Нелепо распятый на выдающемся  выносе и смешно оттопыренном седле, велосипедист редко замечает красоты пейзажа.  Недостаточно внимания достаётся и дорожной обстановке.  Когда располагаясь лицом вниз, противоположной частью тела сползаешь  на узкую, норовящую внедриться в организм, середину седла, плохо думается о динамических качествах машины и её балансе.  Даже престижность комплектующих не радует. Всплывающее в уме слово «комфорт» вызывает агрессию.  Каждый мускул тела предельно напряжён, стремясь удержать хозяина в седле. Тяжелеющие от холостых паразитных нагрузок ноги с каждым оборотом требуют всё больше передач - к концу поездки промышленность может оказаться перед таким велосипедистом в неоплатном долгу, не выпуская механизмы с желаемым количеством ступеней.

Конечно, у отдельных конструкторов,  виноват в такой ситуации плохой, непрогрессивный  велосипед, который плохо едет.  Ну не получился, бывает.  А дорогой, самый лучший, красивый, и главное – по-спортивному низкий и длинный вынос в этой ситуации чист и безгрешен.

Но мы всё-таки попробуем зайти с другой стороны и подобрать вынос не по дизайну и цене, а по такому  велосипеду и велосипедисту,  какие есть.   Не для того мы создавали машину, тщательно добиваясь гармонии во всём, чтобы перечеркнуть труды, ошибившись на  несколько сантиметров в выборе небольшой железяки. Которую некоторые вообще считают вспомогательной или декоративной.

Мой гараж
Мастер спорта по езде за хлебушком на велосипеде.
Если не я построил велосипед - это не мой велосипед.

Re: Вынос

Важная оговорка: сначала будем говорить только о шоссейной раме и шоссейном руле – «баране» либо буллхорне!  Механический перенос выноса на другие рамы и рули недопустим!

К деталям дорожных велосипедов плавно перейдём позже.

Широко распространены методики подбора длины выноса шоссейных велосипедов.  Что интересно, речь всегда идёт именно о длине, почти не касаясь высоты. Этому есть уважительная причина: спортивный опыт, на основе которого построены рекомендации, предполагает точное соответствие роста велосипедиста и рамы.

Мы бываем рады, когда попадается рама,  нужного  нам по всем справочникам роста.  В этом случае можно смело доверять одной из типовых методик, и дальше не читать.

Однако, здесь уже звучали сетования на высоких велосипедистов и низкие рамы. Явление это у нас, увы, повальное. Поэтому,  типовые методики (не вдаваясь в них и не подвергая сомнению – изучите самостоятельно) возьмём  лишь  за основу, отталкиваясь от их рекомендаций.

Относительная лёгкость подбора выноса именно для связи шоссейной рамы и руля обусловлена их относительной единообразностью. Ведь все такие рамы максимально (и поэтому практически одинаково) коротки,  а любой «баран» в верхнем хвате представляет собой прямую горизонтальную палку. Вариации их «рогов» по длине и высоте сравнительно невелики.

Как уже говорилось,  традиционные способы подбора длины выноса  много внимания уделяют длине, и почти ничего – высоте. О высоте обычно сообщается, что перекладина руля должна располагаться несколько ниже уровня седла, и говорится, насколько именно.  Вот здесь-то и находится подвох, если рама слишком мала.  Не подумав о высоте, конструктор берёт «научно обоснованную»  длину выноса. 

Ситуация усугубляется тем, что для большого роста велосипедиста вынос к классической раме берётся более длинный.  Добавить остроты ощущений может мода задвигать вынос как можно глубже в раму.

Вот и получается, что у большого велосипедиста, несмотря на длину рук, руль получается чрезмерно далеко и (о чём не думают) низко относительно седла!


Один из основных велосипедов автора  вопиюще несоответсвует росту: от среза подседела до задней части организма четверть метра. Перекладина руля с максимально торчащим выносом на 12 см ниже седла, при положеных 3-5. Поэтому если поставить вынос 120, за ним придётся ОЧЕНЬ далеко тянуться, напрягая поясницу даже в верхнем хвате.

Попробуем проиллюстрировать.
Велосипедист на картинке едет на велосипеде с оптимальным для него ростом рамы, размером выноса и все регулировки выставлены под него идеально. Наклон спины у него правильный - ничего не болит, никакого дискомфорта и т.д.

Вынос


Для такого угла спины перекладина руля должна, как видим, находиться в точке 1, расстояние от неё до плечевого сустава показано салатовой стрелкой. Именно для того, чтобы руль оказался в точке 1, и существуют правила и формулы выбора длины рамы и выноса.

Но представим себе, что рама, как у многих из нас, слишком мала для роста велосипедиста (показано красной прерывистой линией). Седло-то стоит на том же месте, что и на высокой раме - за счёт регулировок, того же жирафного подседела. Теперь, чтобы поместить руль в салатовую точку 1, нам понадобится и вынос жирафовый. Мало того, что такие особо не продаются, это ещё безбожно изуродует вид велосипеда.

Что обычно делают? Покупают вынос обычной высоты, а длину его бездумно выбирают по способам, предназначеным для рамы соответствующего велосипедисту роста. Типа по науке. Вынос при этом располагается значительно ниже, чем на раме правильного роста (тоже показано на рисунке). В результате, руль оказывается в  точке 2.

А теперь смотрим, к чему ведёт безмозглое следование канонам. Эти каноны не учли значительное занижение реального выноса перед желательным. Поэтому точка 2, находящаяся по всем понятиям на правильном, казалось бы, расстоянии от подседела, оказалась значительно дальше от плечевого сустава! Можно оценить по красной стрелке.

Длину рук произвольно мы увеличить не можем, поэтому, чтобы дотянуться до руля, мы вынуждены сильнее наклоняться! Вот эти-то пару градусов лишнего наклона спины при сколько-нибудь длительной езде будут держать поясницу в таком напряжении, что можно проклясть всё на свете!

Где же выход? А вот:

Вынос


Мы не сохраняем продольный размер тупо, как диктуют формулы и калькуляторы посадок. Мы сохраняем угол наклона спины комфортным. Т.к. длину рук изменить сложно, мы приближаем заниженый руль к себе, в точку 3. На верхней картинке видно, что зелёная и желтая стрелка одинаковы! Т.е. мы просто держим руки немного под другим углом, что совершенно не влияет на комфорт и уставаемость.

В голых цифрах получается, что вынос должен быть даже короче, чем положен этой раме при нормальном для неё велосипедисте.

Вот так  и предлагается выбирать длину выноса на слишком низких рамах.


Не забываем, что до сих пор речь шла только о шоссейных рамах и рулях!

Оставляя штатный вынос старого велосипеда, даже если рама подходит по росту, не нужно по умолчанию считать его оптимальным. На те же "Старт-Шоссе" на заводе иногда устанавливались выносы пропорциональной длины, а иногда - и нет.

Также следует знать, что силуминовые выносы, выпущенные в начале 90-х годов именно ХВЗ, могут быть опасны! Массовости такого явления с другими изделиями не замечено.
Вынос Вынос

Мой гараж
Мастер спорта по езде за хлебушком на велосипеде.
Если не я построил велосипед - это не мой велосипед.

Re: Вынос

А если попала в наши шаловливые ручонки рама «Туриста» под чистый скоростной велосипед на самых тонких колёсах из допустимых? Уместна ли на таком гоночная посадка? Вполне.  Так что, берём вынос и руль, как у нас стоит на «Старт-Шоссе», и переносим сюда?
А вот здесь ошибка и первая сложность.

Неважно, соответствует шоссейная рама, на которой прикидывали вынос,  росту и мы  выбирали деталь по традиционной методике, или не соответствует, и действовали, как описано выше.

Перенос руля с выносом с шоссейной на туринговую раму недопустим. В чём дело? Сравним:

Вынос


Рама «Туриста» на 4 см длиннее рамы «Старт-Шоссе».  Поэтому наш руль на том выносе окажется на эти 4 см дальше, чем нужно.  Поэтому, ради сохранения посадки, нужно использовать вынос на  4 см короче. Между прочим, одно время, по какой-то причине на «Турист» устанавливали такие же выносы, как на «Старт-Шоссе». Это был прямо советский люксовый туринг, но от такой комплектации быстро отказались в пользу короткого, специально туристовского выноса.

Для переноса той же посадки с одного велосипеда на другой, как видим, недостаточно просто бездумно переставить седло с подседелом и руль с выносом.

Используя  разные методики подбора длины выноса, имеющие спортивные корни, для более длинных рам, нужно обращать внимание – как там учитывается длина горизонтальной трубы рамы.

Некоторую коррекцию вносит и разница углов рам, если при переносе ориентироваться только на длину горизонтальной трубы рамы, но для понимания самой сути проблемы, достаточно и этого.

Мой гараж
Мастер спорта по езде за хлебушком на велосипеде.
Если не я построил велосипед - это не мой велосипед.

Re: Вынос

На «Туристе» средней  жёсткости, с шинами штатного размера, и на ещё более мягких велосипедах,  уже вполне можно отказаться от спортивной посадки. Это тянет за собой не только замену седла более широким, но и руля на высокий.

Здесь подстерегают новые сюрпризы.  Как уже говорилось, спортивные рули более-менее однообразны. А форма и размеры высоких могут весьма различаться между собой. Дело не только в разных положениях рук при хвате за такие рули. По сравнению, с предыдущими, здесь появляется новое явление: грипсы разных рулей расположены на разных расстояниях от хомута выноса как по вертикали, так и по горизонтали!

Вынос


Мы уже поняли, что расстояние от плечевого сустава до руля зависит не только от длины выноса, но и от его расположения по высоте. С высокими рулями, как видим, добавляются новые факторы. Ну и длина рамы.

Всё это необходимо учитывать при выборе длины выноса. Даже, как видим, высоту самого выноса.

Прогресс принёс нам один интересный, на первый взгляд, вид выносов.  Возможно, с таким проще подобрать правильную посадку, временно установив его на велосипед. Однако, потом его лучше убрать, ибо просто как рабочий вынос, он вопиюще глуп. Кажется, что такой вынос можно отрегулировать на понравившуюся высоту. Однако в таких же пределах можно регулировать и обычный вынос,  гораздо более лёгкий, дешёвый и надёжный. С такими на постоянной  ездят разве что толстые румяные европейские домохозяйки в супермаркет.  Причём даже скромными (по сравнению с видом)  возможностями выноса не пользуются. Нам он может помочь только в том случае, если сможет делать то, чего обычный вынос не умеет: сдвигать руль по горизонтали. К сожалению, большинство из них на такие углы не отклоняется.

Вынос


А вот когда-то на треке применялись такие выносы:

Вынос


Такое усложнение и утяжеление гоночной машины позволяет понять, насколько важен этот момент. Впрочем, это скорее тренировочный вариант, нежели боевой, как раз для подбора длины, но сам факт возможности такого тонкого подбора выноса должен вызывать уважение к этому вопросу.

Вынос

Иногда может быть полезно установить руль-«баран» на дорожную раму. Она на 9 (девять!) сантиметров длиннее рамы «Старт-Шоссе». Соответственно, для установки такого руля для многих велосипедистов, хорошо бы обойтись вообще без выноса.  На практике приходится применять вынос минимальной длины.

Вынос


А что, если очень хочется на дорожную раму установить длинный спортивный вынос, например при постройки реплики старинного гоночного велосипеда?  Никак нельзя?
Можно. Здесь нас спасёт руль, у которого грипсы очень сильно заведены назад.  Очевидно, что и стилизация при этом получается удачной, и руки находятся там, где им положено.

Вынос

Мой гараж
Мастер спорта по езде за хлебушком на велосипеде.
Если не я построил велосипед - это не мой велосипед.

Re: Вынос

На этой мажорной ноте предлагаю  запомнить эргономические принципы, по которым вынос появляется на наших велосипедах, и отодвинуть их на второй план.   
Дальше говорим о практике.

Мой гараж
Мастер спорта по езде за хлебушком на велосипеде.
Если не я построил велосипед - это не мой велосипед.

Re: Вынос

Добрый коллеги!
про выносы темы пока нет?   видел обсуждения в частных темах, но так и не нашел ответов

у меня вот две проблемы со старым выносом:  испортился хром и  трещинки.

Spoiler

Вынос

прошу советов. 
1. не разобрался, можно ли что-то из современного воткнуть?  правильно ли понимаю что нет, т.к.  диаметры штоков 22.2  чуть толще и не влезут.
а 25.4  напилингом если что можно в 26 под баран?
Если можно воткнуть что-то, ткните как определить этот новый стандарт?

2. трещинки эти точно на выброс или оно не несет опасность?

Пользователь находится в режиме "только для чтения".

Re: Вынос

Вынос подходит любой от дюймовой вилки.
Баран 26 мм без проблем можно засунуть в стальной зажим 25.4, либо алюминиевый со съемной крышкой на болтах. В алюминиевый зажим с 1 болтом может не влезть.

1

Re: Вынос

daap,
1. 22.2 обычно не влезают в отечественные вилки. Если шток алюминиевый - можно сточить быстро и ровно на токарном станке, либо долго и как получится - без токарного станка. Допуски труб довольно большие, может и повезти и все без токарных работ соберется. У меня лежит два внешне одинаковых выноса от СШ - один 21.8 мм, другой 22.0 мм. Наверное и вилки у них были разного внутреннего диаметра.
1а. Губки под 25.4 обычно нормально зажимают 25.0 и 26.0 бараны.
2. Конкретно эти не выглядят опасными, но это то место, где трещин не должно быть вообще. Поэтому в утиль такую голову.

1

Re: Вынос

DCorvus пишет:

22.2 обычно не влезают в отечественные вилки.

Та ой. Всё влезает - там такие допуски.
Это номинально наш размер 22,0, а буржуйский 22,2. В реале же очень редко, что что-то куда-то не лезет.

Мой гараж
Мастер спорта по езде за хлебушком на велосипеде.
Если не я построил велосипед - это не мой велосипед.

Re: Вынос

спасибо.    понял - утиль
у  меня вынос 22  и в вилке внутри 22   и оно лезет как поршень.
возвращаюсь к устоявшейся методе правильной покупки  -  штангель в руки и в магазин


----
только пришло в голову.
а как вариант  отрезать голову от штока,  шток задействовать,
а вынос купить  буржуйский тот что с двух сторон прикручивается. как это называется...

вариант?

Пользователь находится в режиме "только для чтения".

1

Re: Вынос

daap,

daap пишет:

отрезать голову от штока,  шток задействовать

Для чего домашнему парнокопытному музыкальный инструмент?

Новый алю вынос под дюймовую вилку стоит 400-600р (12-15$) и лично у меня ни разу не возникало никаких проблем с совместимостью такого выноса и советской вилки.

А когда водка закончилась, мы обезжиривали резьбы пятилетним коньяком.
I tried [соха] And got [софа]
Мой гараж

3

(07-02-2021 22:01:15 отредактировано daap)

Re: Вынос

та понял...  тока ставлю фильтры
- алюминь (чтобы вдруг шток пришлифовать)
- шток 22.2
- руль 25.4
- накладная крышка зажима руля

и ничего нет ...


вроди вот это наверное

UNO 1" Al CP 
Артикул  STM-01-30

Пользователь находится в режиме "только для чтения".

Re: Вынос

Riverdale, у знакомой, которая по какому-то недоразумению тут еще не зарегистрировалась, в старый Минск таки не влез китайский стальной вынос. Пришлось брать еще один, с алюминиевым телом и точить.

Re: Вынос

DCorvus,
У меня в вилку "стартона" алюминиевый вынос ПВЗ не лез  img/bk

daap,
С "крышкой" и под 22.2 шток бывают выносы только под 31.8 руль, других не видел. Есть 22.2 с крышкой под 25.4 руль, но шток стальной хром.

А когда водка закончилась, мы обезжиривали резьбы пятилетним коньяком.
I tried [соха] And got [софа]
Мой гараж

Re: Вынос

Riverdale,
вроди нашел,  но блин коротковат.   боюсь сильно низко будет
в целом - идеально.  и крышка и все размеры и люминь.

Spoiler
Пользователь находится в режиме "только для чтения".