Тема: Про стандарты.
Совсем недавно люди особо не заморачивались со стандартизацией, а делали, так, как им было удобнее.
Вот, например, каретки, которые производились в довоенное время в Германии, 1939 год.
Но потом люди немного решили упростить себе жизнь, и стали создавать наборы требований такие, как ISO (1947 год), или JIS (1949 год).
Сразу оговорюсь, здесь не будут рассматриваться (во всяком случае, сейчас) всякие новые модные вещи типа hollowtech, pressfit, thru bolt, т. д. А также стандарты в детских велосипедах.
Дальше можно будет заметить, что советские стандарты — это некая компиляция стандартов из других стран.
(!) У итальянских резьб треугольник имеет угол при вершине 55 градусов.
Рамы:
Все классические рамы в виде двух треугольников приблизительно одинаковы по конструкции, поэтому здесь приложу только эту таблицу диаметров основных труб.
Каретки:
* По интернету блуждает ложная информация (присутствует и в статьях Шелдона Брауна) о том, что 1.375" Х 24 tpi, 1.370" X 24 tpi и 1 3/8" Х 24 tpi — это разные резьбы, на самом деле это не так. Есть только одна резьба BSC (British Standard Cycle) 1.370" X 24 tpi, которую позже одни люди начали обозначать как 1 3/8", а другие перевели её в 1.375".
http://www.philwood.com/products/bbpages/bbcups.php
** В таблице приведены размеры для серийных велосипедов, произведённых в СССР, на велосипедах "спецзаказ" могут присутствовать каретки с английской, французской и итальянской резьбами.
Французские и итальянские типы кареток имеют недостаток — правая резьба на чашке справа, из-за чего они имеют свойство откручиваться под действием вращения шатунов. Если такое происходит, то эту проблему можно решить фиксатором резьбы, или установкой безрезьбовых и полурезьбовых картриджей.
Также в СССР была распространена безрезьбовая каретка типа "Томпсон" 40 мм на велосипедах Минского мотоциклетно-велосипедного завода (ММВЗ), и на велосипедах "Урал" 111-621.
Если перевести 1.370" Х 24 tpi в мм, то получим ~34,8 Х 1,06 мм. Поэтому, при попытке ввернуть картридж с резьбой 1.370" X 24 tpi в каретку с метрической резьбой, происходит сминание резьбы на детали из более мягкого металла, или взаимно. Уже на десятом витке резьбы практически инвертированы.
Выглядит это как-то так: зелёная — BSC/ISO, синяя — метрическая.
Шатуны под клинья различаются резьбой и диаметрами отверстий под вал и клин.
На нашем рынке большинство шатунов под клин завозятся из Китая, или Индии, и они чаще всего бывают с посадочным диаметром под вал 5/8" (15,75 мм), так что при подборе лучше проверять штангенциркулем, или наличным валом.
Шатуны под квадрат изготавливаются в данный момент стандартов ISO и JIS.
Есть информация, что Shimano производила шатуны и каретки Dura Ace стандарта "JIS low profile" (но это не точно).
Все советские шатуны/каретки под квадрат были стандарта ISO. Также Campagnolo перешла на ISO в 1994 году, до этого был JIS.
Здесь можно прочитать про скрещивание ISO и JIS: https://www.sheldonbrown.com/bbtaper.html
ISO и JIS различаются градусом и шириной квадрата на вершине конуса.
Ниже под спойлером два документа со стандартами:
BCD: /*информация собирается*/
Педали, как мы уже выяснили выше, могут быть с резьбой М14 Х 1,25 и 9/16" Х 20 tpi (14,2875 Х 1.225 мм), с правой стороны правая, с левой левая. В шатуны с метрической резьбой можно ввернуть с некоторым усилием ось с дюймовой резьбой, но при попытке сделать наоборот, были случаи разрушения резьбы в алюминиевых шатунах с выпадением педали.
Резьба под конус на советских спортивных педалях — M7 Х 1, у дорожных М8 Х 1, на зарубежных используются как М8 Х 1, так и 5/16" Х 24tpi, правые на обеих педалях.
Французские педали легко определить по нанесённым буквам D (droit — правая), и G (gauche — левая) на поверхностях осей.
Вилки/выносы/рулевые:
Устройство, чем различаются:
Таблица размеров:
Рулевые Campagnolo имеют размеры такие же как I.S.O., но, как уже было замечено заранее, у итальянских резьб треугольник имеет угол при вершине 55 градусов — это не мешает им быть установленными вместо I.S.O.
K — внешний диаметр чашки/конуса для установки в рулевой стакан.
L — внутренний диаметр нижнего конуса.
S — внешний диаметр штыря вилки.
J — шаг резьбы вилки.
V — внутренний диаметр штыря вилки, внешний диаметр штыря выноса.
На практике определено, что выносы с диаметром штыря 22,2 мм без проблем устанавливаются в вилки с внутренним диаметром штыря 22,0 мм.
Нужно всегда учитывать то, что при заявленных номинальных размерах, реальный размер у советских велосипедов не всегда оказывается таковым, как например здесь, будьте внимательны.
Несоответствие диаметров чашек/конусов решается подкладыванием фольги необходимой толщины (хорошо подходит фольга от алюминиевых банок из-под напитков). Желательно подбирать толщину фольги так, чтобы она укладывалась одним слоем.
Несоответствие резьб решается заменой части штока, или перенарезкой дюймовой плашкой 1" Х 24 tpi, или кустарно.
Про рулевые от Шелдона Брауна https://www.sheldonbrown.com/cribsheet-headsets.html
Здесь ещё будет про рули, втулки, шарики (возможно ещё что-то).
Предложения и пожелания в ЛС, пожалуйста.
Не знаю, какой здесь лимит, поэтому резерв на два пста, на всякий случай.