kisa пишет:А вот про лево-право интересно.
LjAlex пишет:При несимметричном положении фланцев втулки, как у втулки для кассет, спицы с правой стороны имеют силу натяжения примерно в три раза большую, чем левые
На рисунке, естественно утрировано, показано заднее колесо с втулкой под кассету, вид по полету. В левой части показаны действия сил из-за натяжки спиц. То, что сила направлена от обода к втулке, тоже взято условно, для простоты понимания. Так вот правые спицы тянут обод с силой Рп, а левые с силой Рл. Если взять проекцию векторов сил на ось Х то величина проекции находится по формуле Рлх = Рл*cosЛ, а Рпх = Рп*cosП. Следовательно, для того чтобы обод был расположен по центру втулки вектора Рлх и Рпх должны быть равны. А обеспечить это можно изменением силы Рл или Рп.
Расчет для реального колеса, взял геометрию обода и втулки, если принять силу предварительного натяжения правых спиц в 250 Н, то левые будут натянуты с силой в 106 Н. Что в 2,4 раза меньше.
Вот поэтому вполне рабочими являются колеса по типу Кампы Zonda, у которых на заднем колесе справа 14 спиц, а слева 7.