Re: Велосипедная астрономия — звёзды, системы, и что их связывает — цепи.

dimas000, а просто бонки немного обрезать не пробовали? Причем только гайки.

1

Re: Велосипедная астрономия — звёзды, системы, и что их связывает — цепи.

эээ, как-то нет. а как это сделать, чтобы вышло ровно, да еще и резьбу при этом не закоцать?

Re: Велосипедная астрономия — звёзды, системы, и что их связывает — цепи.

dimas000, Вже не раз так робив. І рівно, і з різьбою все ок.
Шайби, які б не були, виглядають колхозно.
А якщо хочеться як з заводу, піднебесна пропонує навіть алю. любої висоти, притому дешевше ніж в наших магазинах.

Я рухаюсь, значить я існую!

Re: Велосипедная астрономия — звёзды, системы, и что их связывает — цепи.

Навернуть на подходящий длинный болт, спилить ножовкой или на наждаке, вкрутить болт дальше, пройдя резьбу и вытолкать наружу заусенцы, потом надфилем убрать заусенцы?
Идеально ровно, правда, вряд ли выйдет, но при должном старании выйдет вполне неплохо. Опять же — концов всё равно не видно, под шляпкой болта спрячутся.

P.S. Один раз так сделал с алю бонками, на второй и третий просто с Али заказал img/wd

Что интересно: ДО ДТП все спешат. А ПОСЛЕ ДТП УЖЕ не спешат. Вопрос. Если после ДТП уже никуда не надо, то может быть и перед ДТП не спешить?

1

Re: Велосипедная астрономия — звёзды, системы, и что их связывает — цепи.

Развели сложностей. Штангенциркуль, точило и метчик. Делов на пару минут.

А когда водка закончилась, мы обезжиривали резьбы пятилетним коньяком.
I tried [соха] And got [софа]
Мой гараж

1

Re: Велосипедная астрономия — звёзды, системы, и что их связывает — цепи.

Riverdale, Да. Или болгарка. И резьба, кажется , в гайках мелкая. Шаг 1 мм( если помню).

Re: Велосипедная астрономия — звёзды, системы, и что их связывает — цепи.

обещанные сказки про профиль зубьев.

сказка первая. вступительная.
давеча наткнулся на повествование камрада kisa, где он доходчиво и по делу рассказывает про отличия односкоростных звезд с полноценным профилем зубьев от современных многоскоростных с их убогонькими обрезанными недозубьями. вот тут:
https://krokovod.org/forum/viewtopic.php?pid=2085#p2085
к этому хочу добавить свои пять копеек. однажды я приобрел по счастливой случайности винтажный чехословацкий шоссер Favorit Passat, который был мною превращен в рабочий фикс-коммьютер и эксплуатировался в хвост и гриву, претерпевая в ходе эволюции некоторые изменения. детали на нем были большей частью оригинальные или близко к тому (например, покрышки с надписью "маде ин Чехословакия" дожили до наших дней и еще некоторое время послужили мне, даром что были потресканными от старости). трансмиссия также была "еще тех" годов и представляла из себя... впрочем, не важно. главное, что спереди стоял шоссейный двойник, а сзади трещотка на 7, кажется, звезд.
в контексте зубьев интересны передние звезды. были они из алюминия, но это ладно. выглядели вот так:
http://dimas000.space/bike/favorit-passat/057.jpg
обратите внимание: звезды, хотя и "под переключение", имеют самые что ни на есть полноценные зубья, не изуродованные никакими "улучшениями". и ведь все это как-то ездило и переключалось же!
но дальше — еще интереснее! вот тут я в свое время не поленился и сделал сравнительное фото, наглядно иллюстрирующее профиль зубьев тех шоссейных звезд в сравнении с односкоростными:
http://dimas000.space/bike/favorit-passat/086.jpg
сверху — планетрная звезда от шЫманы, снизу — резьбовая фиксерная, noname. у винтажной многоскоростной звезды зубья даже выше, чем у нынешних сингловых! забавно, правда? сравните с современными "инновационными" огрызками вместо зубьев)))

Re: Велосипедная астрономия — звёзды, системы, и что их связывает — цепи.

dimas000, все ж таки прохання заливати фото до нас. Це не важко, крайня зправа піктограма.
Старожили можуть розповісти не одну історію про зниклі фото з файлообмінників та сторонніх ресурсів, які почили в бозі. А цей ресурс ми самі контролюємо.

Я рухаюсь, значить я існую!

5

Re: Велосипедная астрономия — звёзды, системы, и что их связывает — цепи.

сказка вторая. ГОСТ, и с чем его едят.
когда-то не так уж и давно, надумавши заморочиться с рисованием (и последующим изготовлением, а потом и эксплуатацией) собственных звезд, я, конечно же, задался вопросом: а как их, собственно, рисовать. пошел к китайским мудрецам в гугл и там узнал, что есть некая волшебная книга знаний, в которой все это и расписано. а зовется сей манускрипт "ГОСТ 591-69. Звездочки к приводным роликовым и втулочным цепям. Методы расчета и построения профиля зуба и инструмента. Допуски"
собственно, в нем и есть всякие красивые чертежи и страшные (с синусами и косИнусами!) формулы для расчета контрольных величин. проникнувшись тайными знаниями предков, я, как истинный линуксоид, накатал себе скрипт, который все это и считает по магическим формулам.

Spoiler

скрипт для калькулятора GNU bc. в linux-системах ставится из репозитория дистрибутива, для виндузов есть свои сборки, гугл знает

#!/usr/bin/bc -lq

scale=10
print "z="
z=read()
t=12.7
pi=a(1)*4
define rad(x) { return x*pi/180; }
define ctg(x) { return c(x)/s(x); }
d1=7.75
dd=t/s(rad(180/z))
de=t*(0.555+ctg(rad(180/z)))
r=0.5025*d1+0.05
di=dd-2*r
r1=0.8*d1+r
a=55-60/z
b=18-56/z
f=17-64/z
r2=d1*(1.24*c(rad(f))+0.8*c(rad(b))-1.3025)-0.05
fg=d1*(1.24*s(rad(f))-0.8*s(rad(b)))
x1=0.8*d1*s(rad(a))
y1=0.8*d1*c(rad(a))
x2=1.24*d1*c(rad(180/z))
y2=1.24*d1*s(rad(180/z))

print "Dd = ", dd, "\n"
print "De = ", de, "\n"
print "Di = ", di, "\n"
print "Dd/2 = ", dd/2, "\n"
print "De/2 = ", de/2, "\n"
print "Di/2 = ", dd/2-r, "\n"
print "a = ", a, "\n"
print "b = ", b, "\n"
print "f = ", f, "\n"
print "r = ", r, "\n"
print "r1 = ", r1, "\n"
print "r2 = ", r2, "\n"
print "FG = ", fg, "\n"
print "O1: ", x1, ",", y1, "\n"
print "O2: ", -x2, ",", -y2, "\n"
quit

есть интересный момент: талмуд предлагает целых два варианта геометрии зубьев — со смещением центра тяжести центров дуг впадин и без такового (симметричный). первый, по идее, должен как-то там лучше работать, но тогда при установке придется думать, а какое там у звезды штатное направление вращения))) ну или сразу "дизайнировать" с расчетом  на приложение усилий в одном направлении. я, не мудрствуя лукаво, остановился на втором, симметричном варианте, который рекомендуется для трансмиссий, могущих работать в обе стороны. во-первых, его проще рисовать (вторая сторона тупо зеркалится), а во-вторых, звезда получается симметричной, и по достижении непотребного износа ее можно будет перевернуть и проехать еще столько же.
собственно, в начале этой темы (всю пока не осилил) есть предостаточно эскизов от камрада NOT, который рисует по тому самому ГОСТу, да и не только он. в общем-то, тут все понятно: считай себе по формулам размеры да строй свои дуги с отрезками...
более интересны альтернативные варианты — о них в следующей части

Re: Велосипедная астрономия — звёзды, системы, и что их связывает — цепи.

dimas000, есть справочники, где уже рассчитаны ВСЕ параметры для звёздочек. Это, если вы предпочитаете бумажные средства информации. Но в любой CAD программе есть модуль расчета звёздочек цепных передач. В котором легко получить готовый чертеж.

3

Re: Велосипедная астрономия — звёзды, системы, и что их связывает — цепи.

Spoiler

вот тут я в свое время не поленился и сделал сравнительное фото, наглядно иллюстрирующее профиль зубьев тех шоссейных звезд в сравнении с односкоростными:
Велосипедная астрономия — звёзды, системы, и что их связывает — цепи.
сверху — планетрная звезда от шЫманы, снизу — резьбовая фиксерная, noname. у винтажной многоскоростной звезды зубья даже выше, чем у нынешних сингловых! забавно, правда?

хорошо пишете коллега , но фото и сравнение не коректно от слова совсем ..
вы не поленитесь и сделайте  еще один экземпляр фото  провернув немного  малую звезду ... 
а вообще то   приложите плитку и померьте штангеном и на не навальцованных звездах от  экплуотации — так будет и точнее и в циферках  img/ab

только освоение нового продлевает нам жизнь

Re: Велосипедная астрономия — звёзды, системы, и что их связывает — цепи.

сказка третья. техника пьяного мастера.
устав возиться с построением кучи вспомогательных линий и всяких там точек, я решил испытать альтернативную, упрощенную методу. оная предельно проста. для начала нам потребуются всего два контрольных размера: диаметр делительной окружности (это которая проходит через центры звеньев) и диаметр впадины, который от количества зубьев не зависит, его можно считать константой, равен он 3.944375 (взят из того же госта). я также строю внутренний (по нижним точкам впадин) диаметр, но для построения самих зубьев он не обязателен.
поехали! для примера будем строить 36-ю звезду (просто потому что 360 делится нацело). первым делом строим две осевые линии, по длине чуть выступающие за делительную окружность и пересекающиеся в нулевой точке. далее рисуем делительную окружность с центром (0,0) и радиусом из наших расчетов. и заодно внутреннюю, потом пригодится. в верхней точке делительной окружности (где ее пересекает вертикальная ось) строим окружность радиусом в те самые 3.944375.
Велосипедная астрономия — звёзды, системы, и что их связывает — цепи.
теперича поворачиваем вертикальную ось вокруг нулевой точки на угол 180/z (где z — число зубьев), делаем две копии. полученные линии намечают ось зуба и центр следующей впадины. из последней точки строим вспомогательную линию к центру "первой" впадины и зеркалим ее относительно вертикальной оси. по двум полученным линиям обрезаем окружность.
Велосипедная астрономия — звёзды, системы, и что их связывает — цепи.
теперь строим дугу с центром в "дальней" точке, выходяющую из точки пересечения вспомогательной линии и впадины. зеркалим ее относительно оси зуба.
Велосипедная астрономия — звёзды, системы, и что их связывает — цепи.
скругляем вершину, радиус по вкусу (я ставлю 0.75), хотя это дело вкуса — можно просто обрезать хвосты, оставив острую вершину.
выделяем все, что получилось, и вертим на оси вокруг нулевой точки на угол 360/z, делаем z-1 копий (первая у нас уже есть). ну вот и все!
Велосипедная астрономия — звёзды, системы, и что их связывает — цепи.
осталась только внутренняя часть — крепежные отверстия там и все остальное. ну, дальнейшее зависит от конфигурации шатуна и полета дизайнерской фантазии))
я же лучше наглядно продемонстрирую разницу в профиле зубьев в сравении с гостовским. есть у меня в загашниках вот такая картинка:
Велосипедная астрономия — звёзды, системы, и что их связывает — цепи.
зуб, как видим, не только здорово выше, но еще и заметно шире. то есть у нас в распоряжении больше металла — стачиваться будет дольше, ресурс вырос до небес.
с точки зрения эксплуатации и то, и другое... хм, просто работает. я не встречал никого, кто заметил бы какую-то разницу в работе)) а вот, кстати, недавно один товарищ заказал две 42-е звезды — одну по описанной выше схеме, вторую "дизайнерскую", с гостовскими зубьями. вот они вместе, обе две:
http://dimas000.space/bike/zvezda/058.jpg
(извиняюсь за косячный баланс белого, но звезды уже уехали, так что фотки получше не будет)
можно узреть, насколько зубья у правой более "мясистые".
да и вообще, такое рисуется гораздо проще и быстрее, чем все эти гостовские заморочки))

Re: Велосипедная астрономия — звёзды, системы, и что их связывает — цепи.

dimas000 пишет:

а вот, кстати, недавно один товарищ заказал две 42-е звезды — одну по описанной выше схеме, вторую "дизайнерскую", с гостовскими зубьями.

есле их сравнить на одном вело — скорее всего  гостовская окажеться мизерно шумнее ..
так же возможно   по первости более быстрый износ цепи   ..
но все это  в таком далеком прошлом у меня  (ДЗПЦ  ставил  цепи на стенды   испытания на отработку часов и на отказ=все виды которые выпускались)   тогда  я даже на это не смотрел и не задумывался ... 80 годы ...

только освоение нового продлевает нам жизнь

Re: Велосипедная астрономия — звёзды, системы, и что их связывает — цепи.

сказка четвертая. выше, еще выше!
некоторые граждане любят городить огород, вкорячив в мтб-раму с вертикальными дропаутами какую-нибудь планетарку или синглспид (вплоть до фикса, но это уже через край, ибо там натяжение цепи более критично). кто-то даже умудряется совмещать все это непотребство с ножным тормозом)) в общем, у таких два варианта: либо вкорячивать натяжитель в каком-либо виде, либо играться с подбором звезд в поисках варианта с наилучшим натяжением цепи (т.н. magic gear), запасшись задними с шагом в один зуб.
для последних, которые в силу разных причин не хотят/не могут поставить натяжитель, есть специальный вариант профиля под кодовым названием "хардкорный зуб". идея в том, что звено цепи никогда само по себе не огибает полностью весь зуб, т.е. не сгибается на такой большой угол. значит, можно обнаглеть и нарисовать вот такое (обычный профиль оставил для сравнения):
Велосипедная астрономия — звёзды, системы, и что их связывает — цепи.
линия строится через центры двух следующих впадин. нижний кусок дуги идет с центром в ближней точке, остальное — из дальней. поскольку центры на одной линии, дуги плавно продолжают одна другую. для пущей брутальности вершину, опять же, можно не скруглять.
такие зубья уменьшают шансы на спадание цепи. можно применять и на рамах с правильными дропаутами — если юзер слишком ленив, чтобы вовремя уделять внимание натяжению цепи)))
правда, в случае с передней звездой требуется несколько большая осторожность — ибо верхушки зубьев устрашающе торчат поверх звеньев цепи и при неаккуратном обращении могут привести к неожиданным травмам. минздрав предупреждал))
вот так оно выглядит вживую, тоже из свежего:
http://dimas000.space/bike/zvezda/066.jpg
и напоследок вот такая картинка:
Велосипедная астрономия — звёзды, системы, и что их связывает — цепи.
гостовский вариант не показан, ну да прикинуть можно

Re: Велосипедная астрономия — звёзды, системы, и что их связывает — цепи.

dimas000, все ж таки прохання заливати фото до нас. Це не важко, крайня зправа піктограма.

ежели б оно еще не шакалило картинки, ужимая до 1024x768, было б совсем хорошо)) а то вон даже скриншоты 1280 шириной пожало — ну куда ето годится?(((

dimas000, есть справочники, где уже рассчитаны ВСЕ параметры для звёздочек. Это, если вы предпочитаете бумажные средства информации. Но в любой CAD программе есть модуль расчета звёздочек цепных передач. В котором легко получить готовый чертеж.

есть, но проще скрипту скормить одну циферку и получить на блюдечке в готовом виде все остальные.
и нет, не в любой.
и при желании поиграться с профилем, отличным от задуманного авторами программы... ну вы поняли))

хорошо пишете коллега , но фото и сравнение не коректно от слова совсем ..
вы не поленитесь и сделайте  еще один экземпляр фото  провернув немного  малую звезду ... 
а вообще то   приложите плитку и померьте штангеном и на не навальцованных звездах от  экплуотации — так будет и точнее и в циферках  img/ab

тех звезд уже нет давно, так что не судьба. уж на что ума хватило — так и сфоткал)) в цифрах что-то там измерять и в мыслях не было. это просто иллюстрация того, что раньше звезды с полноценными зубьями как-то работали в многоскоростной трансмиссии, и все это ездило у людей, а потом почему-то вдруг перестало)))
а уж где взять звезду тех лохматых лет, да чтобы при этом без следов эксплуатации — это мне неведомо))

есле их сравнить на одном вело — скорее всего  гостовская окажеться мизерно шумнее ..
так же возможно   по первости более быстрый износ цепи   ..
но все это  в таком далеком прошлом у меня  (ДЗПЦ  ставил  цепи на стенды   испытания на отработку часов и на отказ=все виды которые выпускались)   тогда  я даже на это не смотрел и не задумывался ... 80 годы ...

ДЗПЦ — это Даугавпилс? откуда предположения про "шумнее"? так-то если по уму — надо именно что на стенде испытывать, причем с цепями разной степени износа. в принципе, приблуда нехитрая видится — электродвигатель, на другом конце какая-нибудь чугунная чушка в качестве маховика да рама из ржавых труб, но где ж найдешь таких энтузиастов...