Тема: Тюнинг велосипедной рамы.

Технологии сварки и пайки велосипедных рам https://krokovod.org/forum/viewtopic.php?id=32
Изменение геометриии велосипедных рам https://krokovod.org/forum/viewtopic.php?id=257


Тюнинг велосипедной рамы.

- Снова Киса про свои подвиги с газосварочным постом баять будет — наверняка подумали Вы. Буду. Но позже. Тюнинг начинается далеко не с этого. Само слово означает «настройка». В более широком смысле — тонкая доводка, исправление заводских огрехов или мелкого несоответствия заводского изделия нашим требованиям.  Причём как практическим, эргономическим, так и эстетическим. Ещё шире - улучшение потребительских свойств без коренного изменения конструкции.

То есть, замена руля или седла на более подходящее — тоже тюнинг. Смена рисунка спиц или толщины шины для подгонки характера велосипеда под свои нужды или хотелки — снова он. Но в этой теме сосредоточимся на рамах. Условимся считать тюнингом такие работы с ней, которые не изменяют геометрию. Если рама разбирается, а потом собирается совсем с другими углами — это уже кастом http://krokovod.org/forum/viewtopic.php?id=257 (ох уж это засилье вражеских слов!).

Совсем условно, приплетём сюда позже и вилки, хотя работы с ними часто состоят как раз в изменении геометрии. Т.е. в тюнинг рамы может входить кастомная вилка  img/ag Но учитывая масштабы работ по раме и по вилке, и то, что кастомная маленькая вилка позволяет решить задачи тюнинга целого большого  велосипеда — пусть будет. Эти темы сложно разделить.

Итак, взглянем на советскую раму. Обычно, она хорошо задумана (скопирована с удачного прототипа, как 90% рам в мире), у неё красивые и недешёвые узлы. Но.  Даже самые дешёвые рамы из европ, сделаные штамповкой из консервной жести, выгодно отличаются от советских рам аккуратностью исполнения, при всей жадной убогости конструкции https://krokovod.org/forum/viewtopic.php?id=82

Конечно, если какая-то деталь припаяна криво — без пайки не обойтись. Но и те рамы, которые собраны ровно (а таких подавляющее большинство) , удручают аляповатостью этой самой сборки. Да, имеется ввиду, что гнутые трубы — это мелкая неприятность, борьбе с которой посвящена тема http://krokovod.org/forum/viewtopic.php?id=105 , здесь считаем, что этот этап мы уже прошли.

Рама ровная,собрана на пайке. Узлы отлиты от души,  а не по-европейски экономно отштампованы из жести ,  Посмотрим.

Мастер спорта по езде за хлебушком на велосипеде.
Если не я построил велосипед - это не мой велосипед.

Re: Тюнинг велосипедной рамы.

1. Подтираем за заводом.

Примерно с середины 1970-х годов, многие заводы, в первую очередь — ХВЗ, стали применять электросварочные прихватки при сборке рамы в стенде. Рама, не рассыпаясь благодаря эти прихваткам, передаётся на пост пайки (до того применяли штифты, а на ММВЗ — кернение). После пайки это временное крепление становится неактуальным, и только портит вид. Между прочим, ТУ регламентируют высоту выступания (толщину) этих прихваток 1,5 мм. 

Аляповатый вид этих ненужных после пайки сварных точек-кучек, хоть их располагают с не очень заметной стороны, удручает. Особенно, когда мы крутим в руках только что полученную из малярки сверкающую раму.
Тюнинг велосипедной рамы. Тюнинг велосипедной рамы.

Красным показана сварная прихватка, жёлтым - выровненные, но ещё не вылизанные места, зелёным - места, готовые к покраске.

Тюнинг велосипедной рамы.

Поэтому, воооружившись напильником, избавимся от уродливых наростов. Окончательный лоск наводим полосками наждачки шириной 1-2 см и длиной сантиметров 20-30, перетягивая полоску, как мочалку при самостоятельном мытье спины  img/ag

Тюнинг велосипедной рамы.

Некоторые узлы рулевых колонок, а также более поздние монолитные колонки, представляют собой  штампованную деталь, как бы свёрнутую вокруг штока вилки. Фиттинги, приходящиеся на трубы рамы при этом состоят из двух продольных половинок. Бывает, половинки смещены одна относительно другой, и это некрасиво. Также иногда портит вид шов-стык половинок и шов в задней части штампованной рулевой.

Тюнинг велосипедной рамы.

Волшебным напильником наведём красоту в этих местах.

Окинем взглядом все узлы и места запайки труб. Облагородим потёки припоя и грубую поверхность литых узлов.


В первой части мы избавлялись от заводских огрехов производства, придавая аккуратность исполнению.

Мастер спорта по езде за хлебушком на велосипеде.
Если не я построил велосипед - это не мой велосипед.

Re: Тюнинг велосипедной рамы.

2. Избавляемся от бесполезных торчков и зияющих дырок в раме велсипеда.

Подсознательно, очень гнетущее впечатление какой-то сиротливой недоделки, производят ненужные дырки и кронштейны на новом, свежем велосипеде.

Так что есть ещё работа для напильника и ножовки. Если мы переоборудуем раму от многоскоростного велосипеда в синглспид, на раме остаются ненужные детали. Это бонки тросиков передач, а в случае перехода на тормозную втулку — ещё и заднего тормоза.

Важно! Во всех случаях, бонки лучше спиливать, чем отпаивать горелкой. Дело в том, что на многих велосипедах, прежде всего, на подавляющем большинстве «Туристов», бонки не припаяны, а приварены контактной («точечной») сваркой. Нагрев металла докрасна не приводит к разъединению деталей — они ведь не спаяны, а сварены, представляют собой монолит. Конечно, насильно бонку довольно легко оторвать по горячему, но при этом получится местная деформация трубы, а то и вырвется кусок её «мяса»!

Поэтому бонку спиливаем ножовкой или болгаркой так, чтобы на трубе остался кусочек 0,5...1 мм. Его потом аккуратно стачиваем напильником и заглаживает это место полоской наждачки.

Конечно, так можно спилить бонки и на тех рамах, где они припаяны - «Старт-шоссе», СЗ. Но там их можно аккуратно и отпаять.

На рамах «Старт-Шоссе» часто забывают снять одну мелкую, но  досадную, (если забыть) детальку — упор манеток переключения. Не пропустите — после покраски будет поздно.

Тюнинг велосипедной рамы.

Лишние детали рамы пре перводе Старт-Шоссе на торпедный сингл. В данном случае аккуратно отпаяны горелкой (Напоминаю! Аналогичные детали рамы Туриста отпаивать Нельзя - только срезать!).  Ещё раз показан упор манеток.

Тюнинг велосипедной рамы.

Таким же способом — точечной (иногда дуговой)  сваркой - закреплены обычно кронштейны насоса, переднего багажника, щитка цепи, генератора и т. д. Их тоже бесполезно пытаться отпаять — точно так же их необходимо спиливать.

Кстати, в современных условиях, имея в кармане или бардачке портативный насос, нужно не лениться срезать кронштейны под громоздкий старинный насос на раме. Изначально некрасивые, да ещё и голые,  они будут только без толку портить вид велосипеда. Как и упоминавшиеся неиспользуемые кронштейны. Нужно стремиться к «чистому» виду велосипеда, и если Вы, например,не собираетесь ставить генератор, или передний багажник, или щиток цепи — не поленитесь «сбрить» их крепления. Велосипед будет выглядеть намного аккуратнее, а при возникшей вдруг необходимости что-то такое прицепить, всегда есть другие способы.

Также при переоборудовании спортивного велосипеда в синглспид, отпадает надобность в «петухе» - ухе под задний переключатель передач. Срезаем его, придавая правому дропу точно такую же форму, какую имеет левый.

Многие гоночные шоссейный велосипеды, в первую очередь - «Старт-Шоссе» - имют такой немудрый рудимент, как ушки под крылья и…  багажник. Это даже провоцирует не самую умную часть крокодиловодов на навешивание оных на гоночную раму.

Впрочем, приходилось рассматривать «Тахион» в родном окрасе с крыльями, багажниками на спецкронштейнах и рулём-бабочкой — но это, конечно, не ушки, а головка  провоцирует img/ap .
Ну, не только это, но мы о рамах.

У всех вменяемых велосипедистов, эти дырки на гоночных рамах и вилках зияют понапрасну. Спиливаем безжалостно.

Тюнинг велосипедной рамы.

Здесь видны избавленные от лишнего и приведенные в порядок  дропы, их заделка, а также натяжитель цепи моей конструкции, о котором позже:

Тюнинг велосипедной рамы.

Также это часто бывает полезно сделать и с фреймсетом «Туриста», если проект не предполагает крыльев — популярны такие варианты скоростного ситибайка для хорошей погоды.

Тюнинг велосипедной рамы.

Иногда (на иностранных рамах) отверстие под багажник просверлено так, что линию реза хочется провести через него. Но край отверстия останется щербиной на обновлённом дропе… Превозмочь это неприятное явление можно, сначала заварив отверстие (можно заварить в нём кусок проволки или болтика), и только потом срезав ушко.

Во второй части мы постарались не оставить на велосипеде незадействованных зияющих дырок и бесполезных торчков - избавлялись от конструктивных излишеств.

Мастер спорта по езде за хлебушком на велосипеде.
Если не я построил велосипед - это не мой велосипед.

Re: Тюнинг велосипедной рамы.

3. Последние практические и эстетические штрихи напильника

(и дрели)

Срез подседельного узла большинства рам плоский. Однако можно красиво оформить это место  седловатым срезом, как задумано (но часто криво исполнено) на старых шоссерах ХВЗ:

Тюнинг велосипедной рамы.
Тюнинг велосипедной рамы. Тюнинг велосипедной рамы. Тюнинг велосипедной рамы.

По практике. Велолюбители часто уделяют преувеличенное значение антикоррозийной стойкости рам. На самом деле, на этот вопрос можно не обращать внимание при нормальной, «гражданской» эксплуатации велосипеда.

Гораздо важнее обеспечить вентиляцию абсолютно всех скрытых полостей рамы!

Тим Патерек в своей книге, например, уделил целую небольшую главу тому, как правильно обеспечить вентиляцию… Мостика!

Поэтому внимательно осмотрим нашу раму на предмет наличия вентиляционных отверстий. Если они забиты — очистим, если отсутствуют — сверлим сверлом  ø2...3 мм. При выборе мест для отверстий, мысленно прокладываем путь «на улицу» для воздуха из любой точки рамы. Например, из верхней трубы:
Верхняя труба > зазор между рулевой колонкой и штоком вилки      > нижняя наклонная труба > зазор между корпусом каретки и валом > нижние перья > отверстия в перьях около дропов. Именно для обеспечения вентиляции верхней трубы в серийных рамах имеются отверстия между главными трубами  и рулевой колонки.

Тюнинг велосипедной рамы.

Раз уж заговорили об этом, позволю себе обратиться к опыту Сообщества яхтостроителей. Новички маниакально стараются все закрытые полости герметизировать. Отмахиваясь от советов бывалых. В результате, через неколько сезонов получают сквозные гнилые дыры. Бывалые посмеиваются в седые бороды, поглаживая по идеальным бортам свои 20 -, а то и 40 - летние лодки без единой герметичной полости, и без следа гнили или даже грибка. 

Вода — такая гадость, что проникнет везде. Вековая практика позволяет сделать вывод, что выгоднее обеспечить быстрое высыхание воды, чем безуспешно бороться с её попаданием.

А есть ещё и конденсат..

Из велосипедного опыта: попалась рама Минска около 1980 года. Пытался припаять мостик. Горелка жарит на полную мощность, мостик раскалился, а трубка-верхняя стойка даметром каких-то 14 мм даже докрасна не разогрелась… И тут произошло невообразимое: там, где трубка сплющена и прикреплена к подседельному узлу, из расплющеной щели вырвался пар. Сразу же место для припайки мостика раскалилось докрасна, и… опухло! Давлением пара на ней выдавило пузырь!

(фотографию пузыря добавлю весной)

Неизвестно, сколько лет та вода там болталась, и как она туда проникла. Но паялось всё в вертикальном положении рамы, и вода однозначно стояла там выше мостика! Внешне рама выглядела отлично, никаких призхнаков ржавчины, только ЛКП поцарапанное.

Такое же отсутствие отверстий обнаружено и в раме ММВЗ 1972 года...

Обратитесь к собственному опыту. Сразу ли Вы вспомните виденную  гнилую раму велосипеда, который ездил? Хоть зимой, хоть осенью по грязи и лужам? Боюсь, и не вспомните такой. Все виденные рамы, гниющие изнутри, обязательно стояли в холодном гараже, сыром подвале, или валялись на улице. Много лет. Более того: если рама валялась под забором, верхняя часть её обычно в лучшем состоянии, чем нижняя. Несмотря на дождь и снег. Ибо СОХНЕТ!



Продолжение следует.

Мастер спорта по езде за хлебушком на велосипеде.
Если не я построил велосипед - это не мой велосипед.