К сожалению, ряд коллег, не пересмотревших свой детский опыт, считают такую конструкцию ущербной, виновной в своих детских неудачах. Они психологически не готовы по-взрослому подойти к работе с узлом.
Кроме того, в некоторых случаях, желательно применение алюминиевых шатунов – такие шатуны устанавливаются только на вал с квадратной или ещё более прогрессивной посадкой.
Дизайн проекта может требовать какую-то определённую модель системы.
Иногда проект начинают с чистой рамы, не имея штатных деталей для установки и возможности их приобретения.
(Труды, подобные этому, не читают представители породы «улучшателей». У таких бывают ещё соображения по замене вполне годного узла, которые невнятно формулируются вроде «квадрат лучше» и сопровождают бормотанием про «прогресс». Зачастую качество прогрессивных деталей, которые стремятся приобрести подешевле, не выдерживает не только эксплуатации, но и монтажа, что часто подчёркивается особенностями таланта «улучшателей»)
Во всех этих случаях, крокодиловод практически обречён на перевод узла на комплектующие современного образца – в первую очередь, картридж.
Рассмотрим особенности такого решения. Перед его принятием ожно ознакомиться с поведением узла на новом велосипеде из магазина Про новый квадрат на магазинном велосипеде http://xt.ht/phpbb/viewtopic.php?f=19&a … 7#p2063368 — Вы застрахованы от этого?
Из-за разницы стандартов резьб, резьбу в раме приходится перенарезать в мастерской. Часто можно обойтись и без этого – дешёвые картриджи имеют стальные чашки, которые с насилием вкручивают в раму.
Вопреки распространённому мнению, насильное вкручивание картриджа часто не настолько портит резьбу, что потом невозможно вернуть родные детали. Тем не менее, нужно внимательно всё взвесить, идя на такой шаг.
В дальнейшей эксплуатации, в этом месте могут возникать безвредные, но трудноустранимые скрипы, независимо от способа получения резьбы в раме. Пугаться таких скрипов не нужно, но есть опасность, что они притупят бдительность, и будет пропущен действительно опасный скрип – ослабление посадки шатуна. В этом случае велика опасность привести шатун в негодное состояние ещё до конца поездки!
Иногда скрип удаётся побороть, подтянув (или немного ослабив-подтянув) чашки. Для этого нужно снять шатуны.
Установка и демонтаж картриджа подручными средствами невозможны. Придётся обзавестись специальным ключом, лучше – не самым дешёвым. В дальнейшем, из-за полного незнания велосипедиста о происходящем внутри механизма, этот ключ и съёмник шатунов желательно всегда иметь с собой.
Долго ходящий картридж может закиснуть в раме (что интересно, закисание может не устранить скрип), и при необходимости его извлечь, особенно не самым лучшим ключом, работа может застопориться НАВСЕГДА из-за невозможности его демонтировать.
Вероятно, чтобы уберечься от этого, нужно при сезонном обслуживании снимать шатуны и шевелить резьбу.
Картридж требует покупки соответствующей системы, даже если родная сохранена. Дешёвые системы под квадрат обычно настолько некачественны, что не стоят даже своих небольших денег.
Для демонтажа шатунов необходимо приобрести специальный съёмник. Хранить (а то и возить с собой) его желательно с ключом для картриджа. Без такого съёмника ключ бесполезен – к картриджу не подобраться. Снятие шатунов подручными средствами возможно, но тяжело и рискованно.
Особенно тщательно необходимо следить за плотностью посадки шатунов на ось. При ослаблении её алюминиевый шатун приходит в негодность практически мгновенно.
Помимо нежности в месте соединения с валом, алюминиевые шатуны имеют ещё одно критическое место – резьбу под съёмник.
Такие шатуны обычно имеют резьбу под импортные педали – советские туда вкручивать нельзя.
Таким образом, подсчитывая бюджет проекта, необходимо учесть стоимость:
Картриджа
Ключа для него
Системы
Съёмника шатунов
Педалей.
Как правило, если вложения превышают примерно 40 долларов на новые детали, узел получается вполне работоспособным, и имеет долговечность, сравнимую со штатным советским. Но картридж ремонту фактически не подлежит, в случае неполадок требуется его замена. Кроме того, известны случаи, когда картридж недешёвых велосипедов выходил из строя без предупреждения и возможности дальнейшего, хоть какого-то движения. Такие ситуации усугубляет отсутствие у велосипедиста при себе съёмника шатунов и ключа для картриджей.
Ресурс картриджей до отказа – величина весьма случайная, и больше всего зависит от везения. Очень серьёзный недостаток — применение подшипников НЕ промышленного стандарта. Это не даёт возможности самостоятельно сделать «вечный» картридж, заменив велосипедные макеты — «промы» настоящими подшипниками. Кроме того, в большинстве картриджей особенности установки подшипников изначально предполагают их относительно малый ресурс. Не стоит надеяться, что в дорогих изделиях есть какие-то принципиальные отличия. Просто дешёвые – ещё хуже.
Во многих случаях такие узлы ходят долго и не привлекают к себе внимания, но только если строитель не экономил при покупке комплектующих, тщательно подошёл к их выбору и сборке. Если у Вас не получается хорошо собрать классический кареточный узел на клиньях, будьте вдвойне внимательны при сборке современного!
В случае выхода узла из строя вдали от ремонтной базы, придётся совсем туго.
Хорошие картриджи начинаются примерно с таких:
Есть половинчатое решение, позволяющее использовать понравившиеся шатуны с квадратной посадкой, но избежать применения одноразового картриджа. Можно воспользоваться тем, что во времена массового перехода с клиновой на квадратную посадку системы, дорогие ашаны шли уже на квадрате, а дешёвые — на совсем некачественных клиньях. Те и те системы ещё устанавливались на обычную каретку с велосипедными регулируемыми подшипниками. И если удастся раздобыть вал под квадрат от дорогого ашана тех времён, с подходящей длиной и расстоянием между дорожками подшипников, его можно спокойно установить в штатные чашки ХВЗ. Проверив, не сместились ли от допустимых мест дорожки качения шариков на чашках и валу. Возможно, придётся подбирать размер шариков (6,0 или 6,3 мм).
Часто качественный вал можно отличить по креплению шатунов болтами, а не гайками. Кстати, шатуны с креплением гайками откручиваются только специальным ключом — обычная торцовая головка без обточки не входит в отверстие шатуна.
Даже, казалось бы, неплохой вал с креплением болтами не застрахован от механических поломок. Почему-то они ломаются чаще старинных.
Более современные, чем квадрат, системы креплений криворукости также не прощают, причём после этого однозначно требуется замена, а не ремонт. Нередки такие пассажи в Интернете:
Показывает мне мастер левый шатун Ласко, шлицы раздолбаны. Хозяин вела из коробки поехал на несколько сотен, гайка ослабла, фэйл. Ну Прайдовцы выслали шатун на замену.
Мой гаражМастер спорта по езде за хлебушком на велосипеде.
Если не я построил велосипед — это не мой велосипед.