Re: Современный «крокодил»: слагаемые успеха. Примеры проектов.

Туринг

Современный «крокодил»: слагаемые успеха. Примеры проектов.


Лучшая основа для классического туринга – классический туринг. В нашем случае, как правило, это «Турист».  Такие велосипеды набрали популярность во Франции ещё до Войны, а после распространились по всему миру.

«Турист» удивительно гармоничен и приятен в своём первозданном виде, поэтому цель публикации этого проекта не в показе различных «улучшений», а в предостережении от них.

Рама средней длины, одинарные обода, шины толщиной 32 мм,  руль-«баран», довольно узкое седло – вот характерные и обязательные особенности такого велосипеда.

Современные шины с давлением 4-5 атм позволяют машине бежать быстро и легко, на хорошем асфальте даря ощущение полёта на дельтаплане. Несколько снизив давление, можно преодолевать даже лёгкое бездорожье.

Такой велосипед, особенно на современных шинах, настолько лёгок на ходу, что не нуждается в нескольких передачах. Это позволило применить сзади втулку типа «Торпедо» - преимущества такого решения описаны в главе о тормозах.

На одном из велосипедов, построенных по данному проекту, сзади установлен стальной обод (узкий! 20 мм внутри), дающий больший комфорт и надёжность, а спереди – алюминиевый, позволяющий нормально работать клещевому тормозу.   

Хочется напомнить о неявных требованиях к туристическому велосипеду https://krokovod.org/forum/viewtopic.php?pid=2148#p2148 Такой велосипед в свободное от походов время можно использовать, как разъездной для города, или как дополнение к более злой машине для плохой погоды.


Рама+вилка – ХВЗ «Турист» или аналогичные иностранные.
Седло+подседел– ХВЗ «Турист» или аналогичные
Руль+вынос – руль-«баран», лучше специальный туринговый, короткий вынос
Шины - Shcwalbe Road Cruiser,  Mishelin Word Tour или аналогичные, 622х32
Обода– ХВЗ «Турист» или аналогичные одинарные, сзади возможен стальной обод с посадочной шириной под шину около 20 мм.
Спицы - Флагман или SLE,  на обоих колёсах по 36 шт. 296 мм, три креста.
Передняя втулка– ХВЗ «Турист» или аналогичные
Задняя втулка – «Торпедо»
Передний тормоз– ХВЗ «Турист» или аналогичные
Задний тормоз – внутри втулки
Передача – 48/19
Каретка+система+педали– ХВЗ «Турист» или аналогичные

Такие велосипеды опробованы в походах  https://krokovod.org/forum/viewtopic.php?id=191  , в том числе в условиях несколько хуже расчетных и с довольно сложным рельефом  (Ссылка на ХТ) . Претензий нет. Маршрут нужно выбирать с преобладанием асфальта – тогда достоинства велосипеда раскроются в полной мере.

Современный «крокодил»: слагаемые успеха. Примеры проектов.

Современный «крокодил»: слагаемые успеха. Примеры проектов.


Подробно о создании прототипа этого проекта можно почитать здесь https://krokovod.org/forum/viewtopic.php?pid=9095#p9095

Мастер спорта по езде за хлебушком на велосипеде.
Если не я построил велосипед - это не мой велосипед.

Re: Современный «крокодил»: слагаемые успеха. Примеры проектов.

Лёгкий скоростной сити-байк.

Это – самый быстрый вариант «Туриста». Предназначен  для быстрого перемещения налегке в условиях города, предоставляя  некоторый комфорт по сравнению с велосипедами на гоночной основе.

Он должен представлять собой только лёгкое шасси, не обременённое крыльями, багажниками и тому подобными удобствами – они крадут спортивную составляющую велосипеда не только визуально.

Спортивную составляющую? Да. Несмотря на туристически - ситибайковую основу ,  в поведении такого велосипеда уже чётко слышны спортивные нотки. Впрочем, это неудивительно. По своей геометрии и поведению он напоминает довоенные шоссейные гоночные велосипеды, и ведёт себя, соответственно, подобно очень мягкому шоссеру.

Естественно, из-за сравнительно мягкой рамы и колёс, машина совершенно неприспособленна к «лосиному» педалированию, но она этого и не просит.

Сити – составляющая характера, присущая такому велосипеду,  даёт некоторые преимущества в комфорте  перед велосипедами на чисто спортивной основе. На более жёстких велосипедах, например, неприятно ездить по тротуару, где асфальт с мелкой волной укатан ручным катком. Или по покрытию из ФЭМ.  Такой же велосипед идёт по этим покрытиям, не вызывая дискомфорта.

Выжать из рамы «Туриста» её максимум, не нарушив баланс велосипеда, и ничего не потеряв, позволит применение самых тонких шин, совместимых  со  штатными ободами.  В настоящий момент наилучшие для этого шины – CST Traveller  622х32 мм. Реальная ширина таких шин, как уже говорилось,  составляет около 28 мм на ободе 19 мм. Конечно, можно использовать и другие понравившиеся шины реальной ширины 28 мм.

Организуя спортивную посадку (обязательную для такого велосипеда), необходимо помнить, что рама «Туриста» длиннее рамы «Старт-Шоссе» на 4 см, и для сохранения расстояния от седла до руля необходим соответственно более короткий вынос.

Современный «крокодил»: слагаемые успеха. Примеры проектов.


Рама+вилка - «Турист» или аналог
Седло+подседел – узкое жёсткое седло без пружин
Руль+вынос - «Турист» или аналог:  руль - «баран» с коротким выносом
Шины – реальный размер 622х28
Обода - «Турист» или аналог: алюминиевые одинарные, посадочная ширина 19 мм, 36 отв.
Спицы – SLE, Флагман и др. 296 мм, три креста на обоих колёсах
Передняя втулка - «Турист» или аналог 36 отв
Задняя втулка – червячная, допустима замена на «Торпедо» (см.  главу о тормозах)
Передний тормоз - «Турист» или аналог
Задний тормоз – внутри втулки
Передача – 46/18 или 48/19
Каретка+система+педали - «Турист» или аналог

Ещё повысить динамические качества такой машины, ничего не нарушив, можно, перепаяв спицы http://www.birota.ru/tech/techdocs/soldering.php  .

Современный «крокодил»: слагаемые успеха. Примеры проектов. Современный «крокодил»: слагаемые успеха. Примеры проектов. Современный «крокодил»: слагаемые успеха. Примеры проектов.

Мастер спорта по езде за хлебушком на велосипеде.
Если не я построил велосипед - это не мой велосипед.

Re: Современный «крокодил»: слагаемые успеха. Примеры проектов.

Телепортатор

Современный «крокодил»: слагаемые успеха. Примеры проектов.


Этот велосипед представляет собой, по сути, шоссер, конвертированный для использования в городе. Основой его послужит длинная или короткая рама «Старт-Шоссе» (см. главу о рамах).  К сожалению, от колёс исходного велосипеда сможем использовать лишь переднюю втулку. Обязательно придётся  приобрести не только шины, но и обода. Возможны два варианта колёс – жёсткие и мягкие, отличающиеся лишь ободом. Оба варианта рамы и колёс можно комбинировать между собой, немного меняя общую  жёсткость велосипеда по вкусу или потребности. Помним, жёсткость диктует отношение между динамикой и комфортом.

Машина получается сбитой, скоростной и динамичной в разгоне. Комбинация тормозов, характерная для всех представленных здесь проектов, позволяет уверенно, даже агрессивно, притом безопасно передвигаться в условиях интенсивного движения.

Такой велосипед, в отличие от представленных выше проектов, уже можно построить в варианте фикса (немного подробнее на фиксах остановимся ниже).

Этот проект не является самым экстремальным, в то же время он позволит почувствовать скорость и поведение настоящего гоночного велосипеда, оставаясь полностью пригодным для повседневной эксплуатации в городе.

Машина предназначена для быстрого движения по гладкому асфальту дорог и неохотно принимает дорожные покрытия худшего качества. Например, на ней несколько дискомфортно передвигаться по тротуарам.

Рама+вилка – «Старт-Шоссе», длинная или короткая
Седло+подседел– «Старт-Шоссе»
Руль+вынос– «Старт-Шоссе»
Шины – 622х23
Обода – двойные, низкие или высокие,  посадочная ширина под шину 14 мм 
Спицы – SLE, Флагман и др, три креста на обоих колёсах, длина, в зависимости от обода -  по калькулятору спиц
Передняя втулка– «Старт-Шоссе»
Задняя втулка  - червячная, допустима «Торпедо», а также фиксированная передача
Передний тормоз– «Старт-Шоссе»
Задний тормоз (синглспид) – внутри втулки
Передача - 53/18 или 51/18
Каретка+система+педали– «Старт-Шоссе»

Современный «крокодил»: слагаемые успеха. Примеры проектов.

Вариант "мягких" шоссейных колёс
Современный «крокодил»: слагаемые успеха. Примеры проектов.

Мастер спорта по езде за хлебушком на велосипеде.
Если не я построил велосипед - это не мой велосипед.

Re: Современный «крокодил»: слагаемые успеха. Примеры проектов.

Экстремальный телепортатор
Наскипидаренный вариант предыдущего проекта.

Современный «крокодил»: слагаемые успеха. Примеры проектов.


Поставив  раму «Старт-Шоссе» на максимально жёсткие колёса, собранные по образцу современных гоночных, мы сможем «выжать» всю  динамику, на которую она способна.  Нужно отметить, что идеально пригодна для этого лишь поздняя, короткая рама. На длинной раме лучше строить обычный, неэкстремальный телепортатор.  При этом стоит обратить внимание на соответствие вилки оригиналу по вылету, о чём рассказывается в главе о рамах, иначе у велосипеда ухудшится управляемость, что неприемлемо для такой динамичной машины. 

К этому проекту относится всё, что говорилось о предыдущем, но его динамика ещё лучше, а комфорт, соответственно, ниже. Машина встречает любые неровности дорог буквально зубодробительно. Она старательно передаёт их велосипедисту, но так  же старательно превращает в движение каждую крупицу его усилий.  На гладком асфальте ей нет равных среди сопоставимых по классу.

Первый велосипед, построенный по этому проекту, имеет собственное имя «Реактивная Табуретка», и это имя наиболее точно передаёт его характер.

Колёса отличаются радиальным спицевым набором (лишь с правой стороны заднего колеса спицы набраны в три креста) и шинами шириной 20 мм.  Здесь хочется сделать два замечания. Перепайка крестов на правой стороне заднего колеса не просто возможна, а крайне желательна.  Применение более толстых (23 мм) шин  нежелательно не только из-за некоторой потери динамики.

Дело в том, что замечена зависимость, которой пока не найдено объяснения. При одинаковом высоком ободе сочетания «жёсткий радиальный набор – шина 20 мм» и «набор помягче в три креста – шина 23 мм» ведут себя идеально. А вот, например, шина 23 мм на жёстком наборе хороша, но не настолько. 

Имеет прямой смысл оснастить такой велосипед фиксированной передачей, но неплох он будет и в варианте синглспида.

Рама+вилка – «Старт-Шоссе», короткая
Седло+подседел– «Старт-Шоссе»
Руль+вынос– «Старт-Шоссе»
Шины – Shcwalbe Lugano 622х20
Обода – двойные высокие,  посадочная ширина под шину 14 мм  (например, Avanti DA-30 или аналогичные Weinnmann DP-18)
Спицы – SLE, Флагман и др, переднее колесо радиальная спицовка, заднее – полурадиальная. Кресты на заднем колесе перепаяны. Длина  спиц по калькулятору
Передняя втулка– «Старт-Шоссе»
Задняя втулка  - червячная, допустима «Торпедо» а также фиксированная передача
Передний тормоз– «Старт-Шоссе»
Задний тормоз (синглспид)– внутри втулки
Передача – 49/16 или близкая
Каретка+система+педали– «Старт-Шоссе»

Радиальный и полурадиальный спицевой набор.
Современный «крокодил»: слагаемые успеха. Примеры проектов.

Современный «крокодил»: слагаемые успеха. Примеры проектов.

Мастер спорта по езде за хлебушком на велосипеде.
Если не я построил велосипед - это не мой велосипед.

Re: Современный «крокодил»: слагаемые успеха. Примеры проектов.

Резерв
Современный «крокодил»: слагаемые успеха. Примеры проектов.

Мастер спорта по езде за хлебушком на велосипеде.
Если не я построил велосипед - это не мой велосипед.

Re: Современный «крокодил»: слагаемые успеха. Примеры проектов.

Современный «крокодил»: слагаемые успеха. Примеры проектов.

Мастер спорта по езде за хлебушком на велосипеде.
Если не я построил велосипед - это не мой велосипед.

Re: Современный «крокодил»: слагаемые успеха. Примеры проектов.

Подростковый «шоссейный» велосипед.

В наше время подростки, за неимением выбора, вынуждены кататься на велосипедах типа МТБ. Это формирует плохой вкус, непонимание применяемости велосипедов,  неумение беречь технику, незнание пределов прочности велосипеда и его компонентов. Прививает превратное понимание о совершенстве техники. Такие велосипеды тяжелы, громоздки и небыстры, а ведь именно скорость — весьма важный параметр подросткового велосипеда.

Предлагается взять за основу известный советский подростковый велосипед «Орлёнок», и путём несложной доработки, превратить его в подобие шоссейного велосипеда. Учитывая характеристики штатной ходовой части «Орлёнка», подобие будет не только внешнее. Ведь эта машина значительно легче МТБ-образных подростковых байков, гораздо бодрее на ходу, жёстче,  она и по своему характеру отличается от них примерно так же, как взрослый шоссер отличается от взрослого МТБ. (Справедливости ради нужно отметить, что по характеру проект напоминает скорее «Турист», но на контрасте с МТБ друзей будет выглядеть и ощущаться вполне себе шоссером.)

Немаловажно, что такой велосипед может оказаться весьма недорогим.

Естественно, юному «гонщику» нужно объяснить, что его велосипед более скоростной, чем велосипеды друзей, но бесплатных пирожных не бывает. О трюках и эволюциях,доступных МТБ придётся забыть. Ожидать заметной проходимости и скорости на плохих дорогах тоже не придётся. Но на асфальте, для которого предназначен велосипед, ему не будет равных во дворе.

Для превращения стокового «Орлёнка» в такую машину, необходимо всего лишь заменить руль на «баран» (лучше узкий, от «Туриста») и оборудовать его передним тормозом (хорошо подойдёт от позднего «Туриста» с боковой тягой). Для хорошей работы тормозов, стальной передний обод крайне желательно заменить алюминиевым — нужно отобрать приличный обод советского «Салюта» с тем же размером шины. Кроме материала обода, переднее колесо «Салюта» отличается от «Орлёнка» количеством спиц — 36 вместо 32.  Полезно и заднее колесо заменить «салютовским» ради меньшего веса и момента инерции колеса.

Размещение ручки тормоза «по-шоссейному» представляется небезопасным не только при городской езде для взрослых, но и пацанам во дворах. Об этом, и желательном положении ручки, читайте здесь https://krokovod.org/forum/viewtopic.php?pid=2093#p2093 Кроме того, всегда «под ногой» будет штатный тормоз втулки «Торпедо», от которой отказываться нежелательно.


Конечно, в каких-то случаях, может оказаться уместным более полное шоссейное оснащение велосипеда. Например, если подросток чувствует себя достаточно уверенно, для совместных поездок-тренировок с отцом на шоссерах.

Тогда можно применить 4-скоростную заднюю втулку «Туриста», как одну из самых долговечных, современную цепь до 8 скоростей, недорогую перекидку. Тонкую переднюю звезду.  Установить два клещевых тормоза, расположив тормозные ручки на руле по-шоссейному.

Однако такой вариант будет менее универсален, и не так пригоден для покатушек по дворам, чем вариант с «Торпедо». Кроме того, он менее надёжен и безпасен из-за конструкции тормозов (см ссылку выше).

Рамы «Орлёнка» попадаются двух видов: более старые, с раздвоенной верхней трубой, и более новые — классического типа. Какую из них применять — дело возможностей и вкуса. К сожалению, качество тех и других не всегда блистало. Обязательно необходимо проверить геометрию рамы, а также пайку — не редкость плохо пропаянные дропы и т. д. Кроме того, у рам с раздвоенной верхней трубой имеется слабое место — заделка верхней части подседельной трубы между стойками. По-хорошему, там будет нелишним применить даже какой-то усилитель.

Шины штатного размера «Орлёнка» или «Салюта» 533х37, вопреки «мнениям» в Интернете, распространены в продаже — но искать их нужно не в велосалонах, а на рынках. Кроме самых дешёвых китайских, попадаются также шины пристойных качественных марок — например, Chao Yang. Пристойные шины предпочтительнее ещё и потому, что в них можно поддерживать большее давление, что полезно для нашего «шоссера».

Не рекомендуется переводить такой велосипед на колёса другого размера — 507, 540 или 559 мм, позарившись на широкий выбор новых ободов. Дело в том, что толщина штатной шины «Орлёнка» - 37 мм — оптимальна для этого проекта, а на современные обода продаются, в основном, шины гораздо большей толщины. На более толстых шинах велосипед станет «ватным», будет «прилипать» к дороге, и растеряет свои преимущества перед МТБ. Если вспомнить ещё сравнительную нежность рамы, и то, что толстые шины спровоцируют неуместные трюки, то перевод на другой размер колёс становится бессмысленным.


Рама+вилка – ШВМЗ «Орлёнок»
Седло+подседел– ШВМЗ «Орлёнок» или аналогичные. Следует помнить, что толщина подседела по всей длине 22мм.
Руль+вынос – руль-«баран» с выносом от «Туриста»
Шины - 533х37
Обода – передний «Салют», задний - «Салют» или «Орлёнок», 533х20...25
Спицы - Флагман или SLE,  на обоих колёсах по 36 шт. три креста.
Передняя втулка– 36 спиц (при ободе «Салюта») или 32 спицы (при ободе «Орлёнка»)
Задняя втулка – «Торпедо»
Передний тормоз– ХВЗ «Турист» или аналогичные
Задний тормоз – внутри втулки
Передача – 44/16...19
Каретка+система+педали–  ШВМЗ «Орлёнок» или аналогичные


На фото — велосипед на колёсах 507х47 мм

Современный «крокодил»: слагаемые успеха. Примеры проектов.

Впоследствии они были заменены на колёса штатного размера 533х37:
Современный «крокодил»: слагаемые успеха. Примеры проектов.

На колёсах 559х32:
Современный «крокодил»: слагаемые успеха. Примеры проектов.

Вот что пишет автор одного из таких велосипедов:

У меня на Орленке стояли родные шатуны и звезда, заднюю для большей скорости поставил не 19, а на 16 (от складного аиста). Велосипед летал, что надо))) Правда теперь занял почетное место под крышей , на чердаке, старший сын его уже перерос) Это все я к тому, что сочетание родных шатунов , руля барана и задней звезды на 16 действительно превращает орленок в детско-подростковый шоссер)

С родными колесами орленок будет выглядеть гармоничнее при наличие коротких(родных) шатунов. Это чисто мое ИМХО.  Орленок, конечно велосипед не для выкрутасов, но наблюдая за манерой езды сына и его товарищей, думаю, что  чувствовал бы себя менее комфортно( чисто психологически) наблюдая за ездою на длинных шатунах. По передачам. Сначала я поставил заднюю звездочку на 19, малой на ней ездил без проблем. Потом предложил ему поставить меньшую, правда расказав ему-для чего ( разгоняться труднее, гонять быстрее :-) ) Может сработала психологическая установка, а может то, что вел обставлял ашаны на прямой , но сын категорически заявил, что ему нужна меньшая звезда!

С орленком не нужно мудрить. Это вел промежуточный на пару лет.


Также может получиться стилистически любопытная работа, если по похожему рецепту построить подростковый Path-Racer — гоночный велосипед начала ХХ века. Для этого варианта оставим родные стальные обода - «чайки», оснастим велосипед передним барабанным тормозом. Перевернём штатный руль «Орлёнка». С "двойной" рамой велосипед по стилистике получится похожим  на этот Shwinn:
Современный «крокодил»: слагаемые успеха. Примеры проектов.

С более поздней классической рамой "взрослого" типа - на Pashley Guv'nor:
Современный «крокодил»: слагаемые успеха. Примеры проектов.

Правда, с передним колесом возникает закавыка: втулки с барабанным тормозом рассчитаны на 36 спиц, а передний обод «Орлёнка» - на 32. Поэтому придётся по барахолкам поискать ещё один задний обод, и установить его спереди.

Мастер спорта по езде за хлебушком на велосипеде.
Если не я построил велосипед - это не мой велосипед.

Re: Современный «крокодил»: слагаемые успеха. Примеры проектов.

Немного о фиксах.

Весьма популярны велосипеды с глухой передачей – фиксы. Это целая культура со своими устоями, канонами, даже нормами поведения и стилем одежды. Огромные пласты информации в Интернете посвящены этому явлению и этим велосипедам, поэтому поговорим о них бегло.

Всё, о чем говорится в этой книге, справедливо для этих машин точно так  же, как и для классических велосипедов  любого типа. Отметим, что «фиксерские понятия»  довольно жёстко трактуют «правильный фикс», и что такой велосипед обычно отлично сбалансирован  и удивительно гармоничен.  «Правильный фикс» строится обязательно на трековой раме.
Кроме того, в мире существует много любителей фиксировать вообще любые велосипеды. Не обращая внимания на фиксокультуру.

Комплектующие для постройки «правильного фикса» обычно дороги – неоправданно, спекулятивно дороги. Как нетрудно догадаться, велосипед этот довольно специфичен, и пользоваться таким понравится не каждому. Сразу бросаться с крупными финансовыми вложениями в неизвестное не хочется, поэтому вполне естественно желание «попробовать фикс» на чём-нибудь попроще, недорого построить чуть-чуть неправильный фикс.

Для пробы нужно выбрать велосипед, максимально близкий к правильному, но не столь дорогой. На одном полюсе находятся велосипеды, соответствующие канонам  фиксокультуры, на другом – что попало, оснащённое фиксированной передачей, вплоть до дорожников и складных велосипедов.  Нащупаем ту границу, переходить которую бессмысленно, за которой мы не поймём, почему фиксеры отваливают такие деньги за свои сокровища.

Налицо главный недостаток фиксированной передачи – неудобство велосипеда без холостого хода, у которого невозможно остановить педали на ходу (пока не придумали свободный ход, велосипеды даже имели специальные подножки для отдыха ног, а изобретение свободного хода стало истинной революцией). Это кажется вопиющим недостатком, который не компенсируется ничем. Но должны  же быть достоинства, раз фиксы так популярны?

Современный «крокодил»: слагаемые успеха. Примеры проектов.


Рассматривать, как достоинство,  надёжность фикса по сравнению с синглспидом смешно.  Теоретически, конечно, просто звёздочка надёжнее, чем фривил или «Торпедо», но на практике этим явно можно пренебречь.  Тонкий контроль велосипеда? Ну… и без фиксированной передачи обычный велосипед  отлично контролируется. Других явных достоинств тоже не просматривается.  Какая же тогда прелесть в фиксированной передаче?

А прелесть её в том, что она мобилизует.  Независимо от Вашего желания крутить педали, хотите ехать – извольте педалировать.  Где такое может быть полезно? Полезно на злых скоростных велосипедах, на которых и со свободным ходом  не особо хочется останавливать вращение. Которые сами рвутся в бой. Если оснастить такую машину ещё и фиксированной передачей, она не даст Вам расслабиться вообще, при малейшей попытке отлынивания  сама подстегнёт: «хозяин, мы тут летим, а не отдыхаем». Это возбуждает, и машина с хозяином, подстёгивая друг друга, схлопываются  в точку на горизонте.

Также почти сразу  осознаётся, что фактор контроля на фиксе, оказывается,  гораздо важнее и приятнее, чем это представлялось: контроль этот обоюдный. Вы очень тонко контролируете велосипед, а он – Вас. Вы его не только контролируете, но и  обострённо чувствуете его контроль.   Вам нормально – велосипеду нормально. В горку Вам тяжело – велосипеду тяжело. Подумаешь - скажете Вы – на сингле то же самое.   

То же, да не то же. Спустимся с горы на сингле. Педали крутить не нужно, весело скатываемся. Весело?! Да откуда Вам знать, насколько весело велосипеду, если Вы на нём едете пассажиром?!

А вот на фиксе, где Вы не пассажир, а единое целое с машиной, и можно понять, как радуется велосипед, катясь с горы.  Уж он-то Вам покажет, какое удовольствие испытывает. Не только ногами – всем телом прочувствуете.

Очень быстро, за одну-две поездки, научитесь радоваться и грустить вместе с велосипедом. Причём не только на горках, а и в любых условиях, даже на ровных участках дорог будете ощущать, насколько вы с ним близки. Какие-то мельчайшие, на грани исчезновения, толчки от ног к педалям, от педалей к ногам – нет этого на синглах, нет.  И первоначальные опасения, что велосипед, постоянно болтая Вашими ногами, быстро Вас утомит, оказываются напрасными. Когда Вы хотите кратковременно отдохнуть – аналог наката на сингле – машина понимает это,  и вы с ней вместе вхолостую совершаете вращение, не нагружая друг друга, она ещё и каким-то образом умудряется слегка поддерживает Ваши ноги в каких-то фазах такого холостого вращения, не давая им устать.  Как ни удивительно, но при прочих равных, даже в длинных поездках, усталости на фиксе накапливается не больше, чем на сингле.  А ещё, мобилизуя,  фикс помогает уставшему велосипедисту не раскисать, быть в тонусе, доехать. Это нужно пробовать.   Вот за это непередаваемое чувство слияния и любят фиксы.

Современный «крокодил»: слагаемые успеха. Примеры проектов.


Доставит ли нам все эти радости велосипед на основе «Старт-Шоссе»? Похоже да. Ведь и обычный, и экстремальный телепортатор из проектов выше весьма динамичны, и не располагают к движению накатом сами по себе. На них приятно ехать, не останавливая педали, даже имея свободный ход. На них хочется "вкручивать", причём энергично. Для фикса это "то, что доктор прописал".

Хорошо. Принимается.  «Попробовать фикс» на раме «Старт-Шоссе» вполне можно, такой велосипед может считаться почти правильным фиксом.

Присмотримся к менее жёсткому велосипеду – «Туристу», проанализируем, как выглядит приятная езда на нём. При езде на этом велосипеде приятно часто останавливать педали – ведь он любит накат. Самый приятный режим  на нём - это разогнавшись, перейти на накат, иногда подпитывая велосипед энергией. А если его зафиксировать? Через непродолжительное время  невозможность остановить вращение просто начнёт откровенно раздражать.  Получается: ходовая часть любит и просит накат, а трансмиссия его не допускает.

«Турист» - велосипед сравнительно мягкий. Соответственно, он не даёт развить те усилия, которыми можно баловаться на раме «Старт-Шоссе». А  ведь характер фикса должен быть взрывным.  Что толку Вас мобилизовать, если Вы в ответ будете  либо гнуть мягкую раму, либо сдерживать себя. На практике, обычно гнут раму и выставляют такой машине справедливые претензии в излишней мягкости.  Отсутствие слияния, взаимного подстёгивания, налицо.  Фиксирование «Туриста» вносит разлад и дисгармонию в процесс езды на очень приятном в своём нормальном виде велосипеде.

Вывод: фиксированный «Турист» - неудобный, раздражающий велосипед, на котором невозможно остановить педали.  Впечатления о фиксах вообще, полученные на нём,  превратны.

Продолжать разговор о ещё более мягких машинах не имеет смысла.

Мы пришли к тому, что фикс на базе «Старт-Шоссе» вполне хорош.  Но ведь что-то с ним не так, раз фиксокультура его не приемлет. Чем-то трековые рамы лучше. А дело в том, что говоря о прелестях фикса, которым «Стартон» полностью соответствует, мы говорили о движении по прямой.  Но есть условия движения, при которых проявляется ещё одно неудобство, и даже опасность фикса, помимо вечно вращающихся педалей.

Повороты.

Велосипед в повороте всегда наклоняется. При этом, естественно, педаль может оказаться в опасной близости к дороге. На велосипеде со свободным ходом  мы этот процесс контролируем. В крайнем случае, даже если педаль зацепит дорогу, ничего не случится.  Если же в повороте зацепит педалью дорогу фикс, жди беды. Подавляющее число таких случаев заканчивается падением.  Ведь повлиять на положение педали, защитив её от соприкосновения с дорогой, мы не можем, а зацепившись, педаль блокирует колесо.

Рама  «Старт-Шоссе» изначально рассчитана на работу со свободным ходом, и в случае постройки фикса на её базе, риск таких неприятных событий высок. Ведь в её геометрии не учтена рассматриваемая опасность. Рассмотрим, как решена эта проблема на трековом велосипеде – например, родственном «Стартону» «Рекорде», который изначально рождён фиксом.

Во-первых, его каретка поднята на несколько сантиметров выше от земли, чем у его шоссейного собрата.  Одно это позволяет безопасно  проходить поворот с большим углом наклона, к тому же страхует от соприкосновения с небольшими препятствиями, которые оказываются под велосипедом при движении по прямой (автор однажды «убрался» на фиксированном «Старт-Шоссе» при движении по прямой на «лежачем полицейском»).

Однако, это ещё не всё!  Рулевая колонка трековых велосипедов расположена ближе к вертикали, чем у машин других типов. Из-за этого такой велосипед меньше наклоняется в поворотах. Любопытны ощущения человека, впервые севшего на трековый снаряд: поворачивая, привычно наклоняем его, а он сам выпрямляется, корректирует нас, стремясь занять более вертикальное положение.

Таким образом, трековая рама, мало того, что «держит» педали дальше от дороги даже на прямой, ещё и не допускает  свойственного шоссеру большого наклона в повороте.

Именно это и является главным отличием трековых рам, а не горизонтальные дропы, как иногда считают. 

Современный «крокодил»: слагаемые успеха. Примеры проектов.

Нами освоена переделка геометрии шоссейных рам в трековую: https://krokovod.org/forum/viewtopic.ph … 83#p102183

Мастер спорта по езде за хлебушком на велосипеде.
Если не я построил велосипед - это не мой велосипед.

Re: Современный «крокодил»: слагаемые успеха. Примеры проектов.

Представленные выше проекты – это отработанные, отточенные, проверенные и обкатанные,  неоднократно повторенные  конструкции. А давайте попробуем создать проект с нуля.

Зададимся целью создать, например, городской велосипед  для зимы. Оговоримся сразу:  автор не имеет ни опыта зимней езды, ни, честно говоря, желания.  Поэтому рассуждения носят отвлечённый, учебный характер.

Зимние шины промышленного производства как для автомобилей, так и для велосипедов обычно несколько уже летних. Делается это для повышения удельной нагрузки в пятне контакта с дорогой. Такая шина эффективнее продавливает снег, грязь и т.д. , в то время, как широкая «всплывает» при движении, делая сцепление ненадёжным.

Фирменные зимние шины для велосипедов стоят весьма дорого, поэтому мы не будем ориентироваться на их приобретение. Но «подсмотрим» их малую ширину, и используем в нашем проекте тоже покрышки небольшой ширины, например 32 или 35 мм. В продаже бывают дешёвые китайские изделия такого размера со злым протектором  - самое то на зиму, по утверждению знающих коллег.

Заглянем в таблицу соответствия шин и ширины обода. Под такую шину пойдёт одинарный обод посадочной шириной 19-20 мм. Прямо родной обод «Туриста» подходит – отлично, это не дефицит, их коллеги и бесплатно раздают.  Возьмём такие обода… Стоп!

Зимой дороги обрабатывают всякой гадостью. В лучшем случае – солью. А самая вкусная еда для этих химикатов – алюминиевые сплавы, как раз из них и выполнены эти обода. Их этак и на одну зиму может не хватить. Даже если мы будем их мыть и протирать, раствор реагентов задерживается в месте, где покрышка прижимается к ободу, и удалить его оттуда невозможно.  То же самое происходит в местах выхода спиц. Там реакция не остановится, пока не съест деталь.

Значит, обод от «Туриста» в исходном виде не годится.  Выхода видится два.

Можно отдать такие обода в порошковую покраску – тогда на несколько зим их точно хватит.  Но возникает проблема – передний тормоз.  Велосипед для зимы должен быть бюджетным – это не основная машина, ей потом весь тёплый сезон работы толком не найдётся.  Поэтому вкладывание труда и денег в устройство дискового тормоза себя не оправдает.  Но если вдруг нам попадётся передняя втулка с барабанным тормозом – можно принять крашеные порошком обода от «Туриста».

Другой выход – применение стальных  хромированных ободов. В местах дефектов хрома, конечно, сталь будет ржаветь в соляном растворе. Но всё-таки ржаветь, а не таять на глазах, как алюминиевый сплав.  Конечно,  проще всего добыть старые советские дорожные обода – например,  от «Украины».  Но их посадочная ширина 25 мм, что не согласуется с узкими шинами. Поэтому, примем такие обода, как крайний вариант на случай, если не добудем чего получше.  В этом случае выберем к ним шины обязательно шириной 35 мм. Ведь 32 мм очень плохо стоят на таком ободе, а 40 мм – это уже не зимний размер.

В продаже попадаются старые велосипеды из Европы как в собранном, так и в разобранном состоянии.  Подавляющее большинство из них – сити-байки, аналоги нашего «Туриста».  На них применяются обода как раз интересующего нас размера. Самые старые из них – стальные. Вот такие обода с разборки  и есть лучший вариант для нашего зимнего проекта.

Спицы хорошо бы, конечно, использовать нержавеющие с бронзовыми ниппелями. Но комплект этих спиц может увеличить бюджет проекта вдвое. Поэтому смиримся с оцинкованными.  Не зная, стоит ли на зимнем велосипеде дополнительно смягчать колёса спицевым набором, примем универсальный набор в три креста на обоих колёсах.

Задняя втулка «Торпедо» будет идеальна по всем показателям. Переднюю возьмём советскую хромированную на 36 отверстий. Алюминий и здесь не рискнём использовать. Хоть втулка в растворе не купается,  он всё равно на неё попадает.  Вообще, будем избегать алюминиевых сплавов «ниже ватерлинии» - в том числе и в системе.

Передний клещевой тормоз итак плохо работает по стальным  ободам, а зимой и подавно. Но зимой очень легко заблокировать переднее колесо, что весьма опасно.  Поэтому слабый тормоз не сочтём большим недостатком, тем более, скорости невелики.

Не имея данных по поведению на зимних дорогах велосипедов разной жёсткости, с разной базой, но на одинаковых колёсах, рискнём действовать по летнему образцу.  По своим характеристикам жёсткости наши колёса один-в-один соответствуют туристовским.  Поэтому и раму возьмём от «Туриста». К тому же, это позволит получить неплохой «летний» велосипед, всего лишь, переобув его в летние шины соответствующего размера. 

Человек в зимней одежде довольно неуклюж.  Посадка привычным способом, с перекидыванием ноги через седло,  может быть неудобна, а то и опасна – ведь стоящая на земле нога может оказаться на скользком. Кроме того, зимой больше риск падений, возможны ситуации, когда велосипед выскальзывает из-под велосипедиста, но тот приземляется на ноги, и прочие подобные казусы.  С оглядкой на эти факторы,  весьма заманчивым  выглядит  применение дамской рамы на зимнем велосипеде.

Поэтому принимаем раму от дамского варианта «Туриста». Конечно, её вполне можно заменить рамой аналогичного европейского велосипеда.  Неплохой вариант – рама типа «миксти».

По сравнению с летней, крутить педали в зимней одежде тяжелее. Сопротивление движению зубастых шин выше обычных. Микрорельеф дороги с наледями, чередующимися снежными и асфальтовыми участками и т.д. требует невысокой скорости и создаёт дополнительное сопротивление. Эти условия явно диктуют передаточное отношение трансмиссии ниже «летнего». Недорогим и удобным вариантом видится использование системы - «трёхлапки» ХВЗ с малой звездой 40 зубьев.  Она выполнена из стали, которая лучше алюминия сопротивляется соляному раствору,  позволяет получить подходящее (в первом приближении) передаточное отношение со стандартной звездой  19 зубьев на втулке «Торпедо». В случае закисания посадки на валу, клиновое соединение будет проще разобрать, чем «квадрат».
Педали применим от «Туриста» из-за их зубастого профиля. Правда, сердечник педали у них алюминиевый – придётся смириться.

Сидеть вертикально при зимних поездках наврядли захочется – даже в отсутствие встречного ветра, на холоде хочется свернуться клубочком. Но и низкая спортивная посадка явно неуместна. Поездки, скорее всего, будут недлинными, руки не устанут, поэтому «баран» не будет востребован на таком велосипеде.  Примем посадку с умеренным наклоном и одним хватом, для чего перевернём обычный дорожный руль.

Седло возьмём дорожного типа – широкое. Либо современное синтетическое, либо (некоторые зимние велосипедисты хвалят) из чепрака на пружинах – от «Украины». 
Для защиты от всего, что летит из-под колёс, тем более, с нашей зубастой резиной, установим крылья. Возьмём самые широкие – от дорожного велосипеда.  Продлим их брызговиками: Переднее назад  так, чтобы по возможности защитить цепную передачу. Заднее назад, как это обычно делают, и вперёд до нижней ветви цепи.

Помимо плохих условий видимости на зимних дорогах, сам факт появления велосипедиста будет неожиданным для водителей автомобилей. Поэтому обозначить себя нужно как можно ярче. Наиболее заметный зимой цвет не кислотно-салатовый, как летом, а ярко-оранжевый. Именно в этот цвет красят транспорт, и особенно, спасательные средства для условий Арктики и Антарктики.

Окрашенные поверхности велосипеда невелики, но лучше пусть водители видят маленькое яркое пятно, чем не видят никакого. Придадим нашей машине арктический спасательный цвет.

Летом мы спокойно позволяем себе ездить, имея из светотехники лишь мигалки спереди и сзади.  Однако в свете фар гораздо заметнее катафоты.  Не станем пренебрегать ими на зимнем велосипеде – помним, нашего появления на дороге никто не ждёт.  Установим полный комплект: оранжевые на колёсах, белый спереди и красный сзади. Чем больше их площадь – тем лучше. Добавим соответствующие мигалки.

По-хорошему, на рюкзак неплохо натянуть оранжевый жилет со световозвращающими полосами и добавить ещё одну мигалку. Зимой велосипед с велосипедистом должны напоминать новогоднюю ёлку!

Современный «крокодил»: слагаемые успеха. Примеры проектов.


Рама+вилка – «Турист» - женский вариант, или аналогичные
Седло+подседел  - «Украина» или аналогичные
Руль+вынос – дорожные, руль перевёрнут
Шины – 622х32 или 622х35, «зубастые» из дешёвых
Обода – одинарные, посадочная ширина 19 мм, стальные
Спицевой набор – в три креста на обоих колёсах
Передняя втулка – «Турист» или другая стальная, 36 отв
Задняя втулка – «Торпедо»
Передний тормоз – «Турист»
Передача – 40/19
Каретка+система+педали – «Турист», большая звезда демонтирована


Хороший ли велосипед получился? Кто его знает. Готов ли проект? Однозначно нет.  Это набросок,  первое дальнее приближение, всего лишь внешне напоминающее готовые проекты, показанные выше. 

Какие-то моменты умозрительно отработаны так, что наврядли потребуются изменения, а какие-то придётся долго переделывать, испытывать и доводить.  Некоторые сомнения вызывает, например,  передний тормоз. Скорее всего, коррекции потребует передаточное отношение. Самый важный вопрос, стоящий здесь  на пути от наброска  к полноценному проекту– длина рамы. Не лучше ли поведёт себя зимой длинная дорожная рама (в дамском варианте) на тонких зимних шинах?  Летом на туринговых колёсах  характер её не очень приятен. А зимой? Неизвестно, и только сравнительные испытания дадут ответ.

И если ответ будет положительным, это тянет за собой и другие изменения. Чтобы сменой шин превращать зимний велосипед в приятный летний, придётся  использовать обода шириной 25 мм (ведь летом на такой раме хорошо ездить на шинах 40 мм), а зимой остаётся использовать шины только 35 мм, с натяжкой работающие на таких ободах. Никаких 32. Или иметь летний и зимний вилсет.

Показанные готовые проекты прошли все эти стадии. Рекомендации, изложенные в них однозначны.  Взято  это всё не с потолка, в процессе допущены многочисленные ошибки и сделаны приятные открытия.  По миллиметрам подбирались шины и обода,  всё это испытывалось  в  разных вариантах, сравнивалось, обрабатывался свой и чужой  опыт, и только после этого проекты опубликованы и могут быть рекомендованы для повторения. 

Ознакомившись с принципами проектирования «крокодилов», подбора их  частей, оценив готовые проекты, проследив за ходом мысли автора на предварительной стадии учебного  «зимнего» проекта, и представив дальнейший ход работ по нему, вдумчивый читатель  может попробовать сочинить велосипед самостоятельно.  Ради того, чтобы Вы  при этом действовали  осмысленно и грамотно, и затевалась эта книга.

Дальше – сами  img/bk  .

Мастер спорта по езде за хлебушком на велосипеде.
Если не я построил велосипед - это не мой велосипед.

Re: Современный «крокодил»: слагаемые успеха. Примеры проектов.

Послесловие

Вот и сказочке конец, да пребудут велосипедные боги с теми, кто дочитал до конца.

Рождался этот поток сознания где-то в середине лета, как две статьи – одна короткая по балансу жёсткости, другая, более развёрнутая – по секретам колеса. Но где я, а где короткие статьи…  img/ag   Потом оно как-то само связалось, и запросило продолжения.  В это время из материала были выкинуты ссылки и смайлы, ибо начал задумываться о бумажной книге.  Ну и стиль подкорректировал в сторону более академического, соответственно.

Когда материал начал пугающе пухнуть, а я осознавать масштабы работ по подготовке к печати (например, для этого нужно провернуть большую работу по иллюстрациям, а не надёргать фоток и самому намалевать примитивных рисунков) , решил всё-таки сделать это в виде темы на форуме, как привык и как мне нравится.  Тогда вновь появились ссылки. Ведь в бумажном варианте пришлось бы то, что написано по ссылкам, обрабатывать и включать в книгу, а это тот ещё кусок работы. Отказ от бумаги позволил упростить задачу, не потеряв в информативности.
Опять-таки, зачем в бумажной книге рассказы о том, чего сейчас лучше покупать и на каком базаре? Даже не принято как-то.


Ну и было решено всё-таки употребить два смайла –в самой первой и самой последней фразе.

Спинным мозгом я чувствовал, что это претензия на новый специфический жанр, точнее способ подачи. Только определения не мог придумать. Электронная книга? Нет. Электронная книга – это обычная, только выводится на экран. Наконец, осенило: по аналогии с, допустим, «повестью в трёх частях», определил ЭТО, как «интернет-книга в семи страницах форума». Теперь это указано под заголовком.

Кстати, в переводе на бумагу, одного только текста без картинок  получается примерно на 180 страниц. Word насчитал почти 42 000 слов, а ведь ещё кое-что писалось минуя его, непосредственно на форуме.  Так что объём вполне сопоставим с известными книгами «по велосипедам». А ещё эти темы, вроде как, впервые затронуты на понятном языке – приоритет-с. 

Многое осталось за кадром, какие-то вещи лишь обозначены. Что-то намеренно подано примитивно, дабы не усложнять задачу себе, и восприятие новичкам. Ведь книга ориентирована на новичков, опытные крокодиловоды итак это всё знают.  Да не просто знают, а являются генератором, источником этих знаний.  Ведь это и есть их, наш опыт, систематизированный и сконцентрированный в одном месте. От себя я добавил не так уж много, но надеюсь, коллеги оценят и подпишутся под моими маленькими «открытиями»(вроде Закона пропорциональной жёсткости деталей велосипеда) так  же, как я подписываюсь  под вашими откровениями, когда нахожу их удачными.

Пользуясь случаем, благодарю всех, кто не возражал, когда я счёл нужным использовать их фотографии. Отдельной благодарности заслуживает Степан ака step за мастерское претворение в картинки моих невнятных идей, и Игорь ака коткомпот, не поленившийся по моей просьбе специально вытащить на улицу и отснять нужный мне для иллюстраций велосипед, дабы я мог выбрать подходящий  ракурс. И конечно, все коллеги, подбрасывавшие идеи и картинки, консультировавшие меня по ходу дела. 

Ни для кого не секрет, что несколько лет назад крокодиловодство, как явление, разительно изменилось.  Первая волна, длившаяся, ни много ни мало, около двадцати лет, схлынула. Ведь она была обусловлена бедностью как рынка, так и потребителей.  Поэтому она рождала страшненькие конструкции, представлявшие собой обломки советских велосипедов, обвешанные прогрессивным китайским хламом с базара.

Однако, со временем,  их владельцы из них выросли, приобрели «нормальные» велосипеды. Для новоиспечённых велосипедистов тоже перестало быть проблемой приобретение нового велосипеда, какой нравится, и саморобных монстров стало заметно меньше.  В крокодиловодство пришла вторая волна – люди, занимающиеся этим ради удовольствия.  Ведь мы в состоянии купить любой понравившийся (из вменяемых по цене) велосипед, но не делаем этого. Крокодиловодство перестало быть вынужденным хреносозидательством по бедности, превратившись в самое настоящее техническое творчество. Основные его направления – это создание  авторских велосипедов и реставрация, превращение хлама в выставочные или музейные экспонаты, коллекционные велосипеды.  Естественно, пригодные к нормальной эксплуатации, и интенсивно используемые.  Также заметный сектор - постройка дешёвых, качественных и приятных утилитарных велосипедов. Мы стали много внимания уделять эстетике, надёжности и долговечности, тщательной вдумчивой работе с узлами.  Стараемся придавать своим работам качества, недостижимые современными массовыми велосипедами – приятное поведение, большой ресурс, способность экономить силы велосипедиста.

Можно заметить, что ничего из этого, даже аналогов, в магазине не купишь. Т.е. если крокодиловодство первой волны подменяло собой покупку велосипеда, то вторая волна заполнила ниши, которые торговля не просто не обслуживает, а никогда обслуживать не будет. Из примитивного наивного подражания покупным прогрессивным велосипедам, мы вышли на собственный путь.

Иногда возникает вопрос, что считать «крокодилом», а Интернет наполнен «определениями», ведущими к тем самым убогим монстрам первой волны. Но они давно неактуальны. Книга в какой-то мере отвечает и на этот вопрос в его нынешнем понимании.

Под конец процесса, слухи о том, что я готовлюсь выпустить книгу, распространились среди друзей и знакомых. Естественный их вопрос – о чём она? 

Отвечаю:

о балансе и гармонии.
Мастер спорта по езде за хлебушком на велосипеде.
Если не я построил велосипед - это не мой велосипед.

Re: Современный «крокодил»: слагаемые успеха. Примеры проектов.

В месте первой публикации книги можно ознакомиться с нефициальным послесловием, и...  немного поразвлечься комментариями:
(Ссылка на ХТ)

Здесь прошу задавать вопросы, буде таковые появятся.

Мастер спорта по езде за хлебушком на велосипеде.
Если не я построил велосипед - это не мой велосипед.

Re: Современный «крокодил»: слагаемые успеха. Примеры проектов.

"Туристы" похоже тоже были длинными и короткими, например, промерил недавно спутник 67 года: 455 мм задние перья (ось втулки на пересечении с осью верхних перьев), и база 1085 мм.

Re: Современный «крокодил»: слагаемые успеха. Примеры проектов.

В книгу не включал за крайней редкостью  и.. у меня в реставрации В-33 '60, так у него геометрия обычного - миллиметр-в-миллиметр. Только задние дропы честные и задние стойки (сами детали) на полсантиметра короче. Но припаяны так, что геометрия та же.

Это ж не справочник по размерам рам. Те цифры даны больше для понимания, что они разные, и как и на что этта разница влияет. Так что счёл вполне достаточным привести размеры рам,  которых у нас подавляющее большинство.

Мастер спорта по езде за хлебушком на велосипеде.
Если не я построил велосипед - это не мой велосипед.

Re: Современный «крокодил»: слагаемые успеха. Примеры проектов.

kisa, всё таки база измеряется максимальная по прорези: нашёл руководство по эксплуатации — база 1090 мм. Если сравнивать с В-541, то это уже разные велосипеды.

Re: Современный «крокодил»: слагаемые успеха. Примеры проектов.

Константин, спасибо за отличный, очень интересный, полезный материал! img/bi
"...я бы на вашем месте за докторскую  сел"  img/ap