Так, как в последнее время появились различные трактовки ранней истории Львовского велосипедного завода, решил еще раз прописать хронологию событий.
Львовский велосипедный завод ( ЛВЗ) был основан в 1946 году и первые годы он работал в тесной кооперации с Харьковским велозаводом ХВЗ, откуда во Львов поставлялись комплекты для сборки первой модель — В-14.
Вот фото из архивов, на которой запечатлен процесс сборки В-14 на Львовском велозаводе. Фото датировано ноябрем 1946 г. Его легко узнать по пухлым шинам размерности 26*2, которые на советских велосипедах до него не встречались.
Первой моделью ЛВЗ стал «репарационный» В-14, на который устанавливались даже немецкие втулки F&S. Вот фото экземпляра ЛВЗ В-14 А. Мятиева в оригинальной комплектации.
Первые велосипеды ЛВЗ имели вот такую эмблему, где все надписи и Львів было написано українською мовою.
И Міністерство Автопромисловості также українською и полностью.
Затем, в 1950-х годах на В-14 появилась новая эмблема, где название министерства свели в аббревиатуру МАТП, но Львів и СРСР так и остались українською. Это была единственная эмблема ЛВЗ українською, так как для В-22 была разработана совсем другая эмблема на русском языке.
Велосипед ЛВЗ В-14 мог выпускаться с разного цвета декором, комплектовался звонком, сумкой для инструмента, инструментом и насосом. Багажник и фара, динамка были опцией.
К последние годы он уже комплектовался втулками производства ХВЗ вместо немецких. Именно такая установлена на экземпляре 1948 года А. Мятиева. Показательно, что после окончания выплат репараций Германией к 1951 году производство В-14 было свернуто и на ХВЗ, и на ЛВЗ. Еще интересно, что ни до В-14, ни после него, велопромышленность СССР не выпускала мужских дорожных велосипедов на 26-х колесах. В то время это была черта только дамских моделей.
На сегодня известно лишь несколько экземпляров ЛВЗ В-14, дошедших до наших дней в более менее оригинальном виде. Кроме экземпляра А. Мятиева в России (на фото выше), ЛВЗ В-14 есть во львовском музее Ретро Гараж (видео оттуда выше), а фото этого экземпляра вот.
Кроме того, сохранилось несколько экземпляров в частных коллекциях. Но не смотря на относительную массовость, ЛВЗ В-14 сегодня уже считается редким велосипедом. Он интересен именно, как первая модель Львовского велозавода (ЛВЗ) и образец первых послевоенных велосипедов.