Тема: На крокодиле по Горному Алтаю
На крокодиле по Горному Алтаю
У каждого из нас своя собственная Шангри-Ла,
И она нам не по помыслам и, тем более, не по делам,
А только по силам.
Хаски Шульд
--------------------------------------
Маршрут
Горно-Алтайск —> Бирюля —> Каракольские озёра —> Чемал —> Ороктой —> Инегень —> Чибит —> Акташ —>
Курай —> Актру —> Акташ —> Улаган —> Артыбаш —> Чоя —> Горно-Алтайск
20 дней продолжительность всего похода
856км на велосипеде
12370м набор высоты на велосипеде
16 бродов разной протяжённости
585км асфальт
211км грейдер
57км грунтовки, скальник, грязь
125км пройдено в 4 пеших "радиалках"
~5000м суммарный набор высоты пешком
Вступление
Я родился и вырос на Средне-русской возвышенности. Дом мой стоит на самом высоком холме в округе и когда я забирался на крышу и видел всё вокруг мне казалось, что складки местности — эти овраги, провалы и горки, такие рельефные, должны неизбежно переходить к горизонту в горы. В очертаниях облаков мне чудились далёкие хребты и пики. Я бывал с родителями на Кавказе и запомнил огромные массивы, сложенные из крупного бежевого камня, снежные вершины вдалеке и стремительные реки в уютных зелёных ущельях на южных склонах Кавказских гор. Я никогда не стремился в горы, они меня не "звали", но постепенно, шаг за шагом входили в мою жизнь. Сперва я увижу Хибины на сплаве на Кольском полуострове, потом познакомлюсь с невысокими горами Крыма и исхожу их вдоль и поперёк. Потом съезжу в командировку к Кавказскому хребту когда на его северные вершины в начале декабря ложился первый снег. Я хорошо знал, что моё здоровье не позволит заниматься высотным альпинизмом — снег вокруг наводит на меня тоску, а все зимние месяцы я стараюсь проводить дома. Когда-то я не знал, увижу ли весну, но прошли годы, я стал крепче и пришло моё время увидеть горы под ногами.
Предисловие
Целью поездки было проложить веломаршрут по Алтаю "против часовой стрелки" в обход Сёминского перевала, предложив более интересную для подготовленных путешественников альтернативу асфальтовому "золотому кольцу", исследовать интересности подле Чуйского тракта и посмотреть на красоты региона. Прежде всего меня привлекала эстетика горной страны с хребтами, вершинами, озёрами, хвойными лесами, поэтому сразу же я отказался от накручивания километров по асфальту только по Чуйскому тракту. Важнейшим триггером для решения ехать именно на Алтай стало интервью Андрея (подскажите фамилию) каналу "Спорт-Марафон" с рассказом о разведке в 2023 году маршрута потенциальной "велогонки с самообеспечением". Некоторые тезисы относительно конкретных участков маршрута разожгли во мне любопытство, особенно упоминание о том, что на пути от Чемала к Каракольским озёрам он думал "бросить велотуризм и продать велосипед". "Вот туда мне и надо поехать!" — решил я при просмотре ролика. Дальше была длительная подготовка, изучение маршрута по отчётам и составление карты стоянок, магазинов и путей отхода, изучение особенностей погоды и покрытия дорог, особенностей региона, тренировки на велосипеде и пешком, закупка снаряжения. Поездка представляет собой разведку маршрута (по большей части которого которого сотни велотуристов в год ездят), рассказ о ней будет ещё и личным рассказом о приключении, наполненным моими переживаниями, которые будут понятны не каждому. Я и не ставлю цель развлечь читателя, скорее оставить этот отчёт как монумент в память о найденном и путеводитель для желающих поехать на Алтай. Разведанный трек с пометками можно найти в первой главе и не погружаться в дебри моих впечатлений.
Маршрут
Трек первоначальный
https://nakarte.me/#m=9/50.90130/87.278 … -KAvZysfOA
Трек итоговый
https://nakarte.me/#m=9/50.90130/87.278 … n_o-qxFTVw
Нитка маршрута связывает множество красивых мест, не все из которых посещают следующие по Чуйскому тракту велотуристы. Я считаю "Каракольские озёра" удобной площадкой для ознакомления с ландшафтами горного Алтая и предварительной акклиматизации, а спуск от озёр к Чемалу проверит, готов ли велотурист к дальнейшим серьёзным приключениям. За днями со штурмами перевалов следуют дни расслабленного катания по речным долинам, на маршруте можно посмотреть все "зоны" горного Алтая — Уймонскую и Курайскую степи с видами на заснеженные горные хребты, озёра Караколькой группы, ущелье Чуи со смешанными лесами, террасы в пойме Катуни, холодные плато с озёрами близ Улагана, "настоящие" горы в Актру и потрясающие виды на пути к Шавлинским озёрам, красивую Чулышманскую долину. Маршрут насыщен "точками интереса" и на осмотр их всех мне просто не хватало времени.
Это непростой маршрут и его нельзя порекомендовать начинающим или малоопытным велотуристам. Кроме обычных для горных веломаршрутов трудностей в виде значительных наборов высоты и переменчивой погоды с налетающими дождями, градом, холодными ночами на высоте больше 1500м даже летом, стоит учитывать серьёзную опасность ночёвок в лесной зоне из-за фактора диких зверей а также не всегда дружелюбный настрой местных жителей. Маршрут предъявляет высокие требования к здоровью и физической выносливости из-за множества бродов и невозможности "сойти" на некоторых (к счастью, непродолжительных) сложных участках, велотуристу следует уметь управлять гружёным велосипедом на каменистых дорогах и особенно на спусках. Некоторые участки плохо проходимы в плохую погоду или при "высокой воде", так что стоит учитывать сезон — лучше всего ехать в середине-конце лета. Желательно, чтобы ваш велосипед был настолько лёгким, чтобы вы могли уверенно нести его в руках длительное время.
Маршрут был составлен по мотивам поездки Андрея, но я предположил что лучше проезжать его "в обратном направлении" и исключить плато Укок. При планировании мест стоянки я учитывал отчёты большого числа туристов, изучал спутниковые снимки местности и рассчитывал дневные перегоны при различных сценариях.
Проехать маршрут как задумано у меня не вышло — забыл дома часть важного имущества, без которого не имел запаса прочности. На спуске вдоль Элекмонара я налетел на камень и разбортировал переднее колесо, пришлось ставить единственную камеру а ещё простудился после многочисленных бродов. В итоге принял решение не ехать к Усть-Коксе через грязищу и далее по Тюнгур-Инегеньской дороге, о чём, конечно же, жалею.
По пути делал пешие радиалки — всего их было четыре. Походил по Каракольским озёрам, прогулялся по берегу реки у слияния Чуи и Катуни, сходил на Шавлинские озёра из Чибита и поднялся к Голубому озеру и леднику в альплагере Актру.
Подготовка велосипеда и особенности техматчасти
Ехал я на велосипеде, являющимся чем-то средним между "гревелом" и "турингом старой школы"
https://krokovod.org/forum/viewtopic.ph … 31#p245431
От ХВЗ в нём значительно доработанная рама, геометрия приведена к геометрии современных быстрых гравийников, навеска тоже не родная.
Никакой особенной подготовки велосипеда не было — запарафинил цепь, проверил что её износ менее 0.7%, проверил тормозные колодки и настроил их, проверил и протянул колёса, проверил ниппели колёс, смазал шток выноса и седло от прикипания, проверил работу всех систем, состояние тросиков и рубашек. На момент выезда в велосипеде я был уверен. Жаль, что оставил дома комплект замены герметика с СО2 насосом, одну запасную камеру из двух и запасные колодки — это всё мне бы очень пригодилось.
Велосипед имеет особенности, но мне было в кайф ехать на нём. С перевалов я летел по грунтовкам, просчитывая как суперкомпьютер траекторию на 300м вперёд — ошибки в выборе траектории 35мм покрышки не прощают. Меня порой возило по грязи, иногда забивались зазоры, я старался не рисковать и не гнать по дождю вниз, но в целом мне всего в велосипеде "хватало". В поездке велосипед дал мне удовольствие от "полётов" на пределе его и моих возможностей. По расположению стоянок на треке и дневным пробегам можно увидеть, что я ехал довольно быстро, несмотря на то, что много времени тратил на залипания на виды и жил "по московскому времени".
Я опустил седло немного ниже положенного, так что мог педалировать всей стопой, это чуть уменьшило эффективность, но серьёзно разгрузило колени и я вообще ни разу за всю поездку не страдал от боли в какой-либо части тела. Может быть ещё и потому, что разминался и растягивался каждый день с утра и иногда на остановках.
За счёт низкого хвата и отсутствия торчащих вбок сумок мне удавалось порой проезжать десяток-другой километров не касаясь педалей с очень высокой скоростью, не пренебрегайте аэродинамикой!
Билет, транспорт, упаковка, логистика
Самая больная тема.
Как надо:
Самолёт:
Удобно лететь "туда" с велосипедом в самолёте, а обратно самым дешёвым рейсом, а велосипед с лишними вещами (и тем, что нельзя проносить в салон самолёта) отправить ТК из Горно-Алтайска. Посылать вел транспортной "туда" не надёжно — сроки могут подвести. При возвращении сумма стоимости дешёвого билета на самолёт и цены отправки вела ТК скорее всего будет заметно меньше стоимости "билета на самолёт с велосипедом.
Поезд:
Ехать поездом с велосипедом до Барнаула, электричкой до Бийска, собрать велосипед и крутить 90км до Горно-Алтайска. На гревеле или шоссере проезжается за полдня.
Я рассматривал вариант возвращения из Горно-Алтайска автобусом до Барнаула (с велосипедом в багаже) и оттуда поездом в Москву, но билетов на поезда не было на две недели вперёд.
Кто-то после пересечения Телецкого озера отправляет велосипеды и вещи из Артыбаша компанией СДЭК, а сам едет на автобусе до Горно-Алтайска или Барнаула. Но такая отправка вещей и велосипеда в Москву ударит по кошельку.
Моя история
За месяц билеты Аэрофлота туда-обратно — это удобно, запаковал вел в любую коробку и сдал в негабарит.
Потом нарисовалась хорошо оплачиваемая командировка и появились те же билеты в полтора раза дешевле — решил сдать свои.
Но, как бывает по закону Мёрфи — не успел оплатить бронирование новых, а командировка отменилась.
В итоге за неделю до старта взял билет "в один конец" на самолёт Аэрофлота с велосипедом в багаже.
Вышло дешевле, чем первоначальный билет, ещё и отсутствие обратного билета не "подгоняло".
Поскольку оформлял билет поздно — не было ответа от авиакомпании, сможет ли борт взять велосипед, это уточняют за 36 часов до вылета. И я упаковал свой туринг со всеми вещами в обрезанную коробку от МТБ 27.5" с габаритами по сумме сторон 201см чтобы можно было сдать велик как "стандартный" багаж.
Моя цепь логистики выглядит так:
Туда
До электрички Чехов-Москва меня довёз брат на авто
Электричка до ст.Новохохловская
МЦК до ст.Окружная
Аэроэкспресс до Шереметьево терминал В (я езжу "туда" только аэроэкспрессом чтобы исключить фактор пробок)
Самолёт до Горно-Алтайска, велосипед в багаже
---
Обратно
В Горно-Алтайске сдал велосипед в "Деловые линии".
Такси до Аэропорта Горно-Алтайск.
Самолёт до Домодедово.
Электричка до ст.Бирюлёво-Пассажирская.
Пёхом до метро.
Метро до Лесопарковой.
Автобус до Чехова.
Автобус до дома.
Получение велосипеда и вещей в терминале "Деловых линий" в 500м от дома.
Можно закинуть в любую точку с пунктом WB или Ozon дополнительные продукты, запчасти или снаряжение- это разгрузит велосипеды. В моём случае точно зная сроки я мог бы закинуть в Акташ "горную" одежду и ботинки с кошками, вёз бы на 2.5кг меньше вещей.
Снаряжение
Мой список снаряжения выглядит так:
------------------------------------------------------------------------------
Одежда:
Куртка мембранная Outventure (почти не дышит, но от дождя защищает)
Дождевик компактный плотный из ПВХ
Кофта AtlasForMen Extreme Fleece (polartec classic 200, но плохо отдаёт влагу и продувается)
Штаны водонепроницаемые из ламината Quechua (лучше мембраны, отвечаю)
Брюки софтшелл Merrell 3CFCDC84 (красивая и удобная вещь, в +28 не жарко, в + 7 не холодно)
Кальсоны из Polartech Power Stretch (очень тёплые, использовал для сна и как лагерную одежду вечерами)
Брюки походные из стрейч-нейлона Columbia (из моего 2007го, надеюсь прослужат ещё долгие годы)
Лонгслив смесовой Outventure с УФ защитой (удобная, тёплая и немаркая ходовая кофта, но их перестали продавать)
Лонгслив горнолыжный Wedze 500 (ярко-голубого цвета, часто ездил в нём потому что он теплый и хорошо отводит влагу)
Плавки Kalenji
Трусы боксеры ХБ
3 пары высоких трекинговых носков Outventure с Coolmax (кулмакс в них "чуть живой")
Пара мембранных носков Dexshell размер М
Пара тонких ХБ носков Kalenji
Перчатки утеплённые софтшелл (так и не пригодились)
Перчатки тонкие из высокопрочного нубука (для опасных каменистых участков, чтобы сберечь мои ценные пальцы)
Полуперчатки для фитнеса kyncilor (удобные, лёгкие, толстая подушка — но хлипкие, надо прошивать)
Флисовая шапочка
Панама со средними полями (лучшая защита лица, шеи, ушей и носа от солнца)
Бафф забыл дома а зря
Обувь:
Треккинговые ботинки Lumberjack Waterproof Softshell Boots (подошва зацепучая, лёгкие, по 8-10см в воде ходил и от дождя защищали)
Кроксы забыл дома увы
------------------------------------------------------------------------------
Экипировка:
Ехал без "памперса" и велоформы
Велошлем Rockrider
Фотохромные велоочки Energy 722 (на удивление хорошо себя показали)
Кроссовки контактные Rockrider (это их последний поход..)
------------------------------------------------------------------------------
Электроника:
Зарядник на два гнезда с двумя шнурами
Повербанк на 10.000Мах (заряжал ровно один раз)
Телефон кнопочный для звонков и СМС
Смартфон (в режиме полёта для навигации хватало на 6-7 дней)
Фонарик налобный Kalenji (и в качестве велофары)
Задний красный фонарик на CR2032
Велокомпьютер беспроводной Decathlon
3шт запасные батарейки к фонарику (НОВЫЕ!) в герметичной упаковке
------------------------------------------------------------------------------
Кухня:
Зажигалка Cricket (иногда это была единственная зажигалка на стоянке)
2 таблетки сухого горючего (чтоб не колдовать с розжигом костра)
Ножик раскладной ТДК A-01
Ложка пластиковая походная (лёгкая, гибкая, удобная, вес 5г)
Котелки Saxifraga vessel set (капсула для хранения "кухни")
Горелка трёхлапая накручивающаяся Firemaple FMS 103 (тяжёлая, но широкие крепкие лапки)
Апаптер под цанговый баллон
Кусок скотчбрайта с посудной губки
-------------------------------------------------------------------------------
Аптечка (кейс 15х10х6см) в селёдке:
Смекта 12 пакетиков (ещё и по карманам рассованы)
Лоперамид 4 капсулы
Седане 4 таблетки
Кагоцел 1 блистер
Парацетамол 1 блистер
Аспирин быстрорастворимый Bayer 8шт
Активированный уголь 2 блистера
Супрастин 1 блистер
Преднизолон 4 таблетки
Доксициклин 4 таблетки
Пластыри бактерицидные 20шт
Пластырь Cosmopor 4шт
Бинт адгезивный 1м
Бинт стерильный 2шт
Пластырь клейкий 1/4 рулона
Салфетка марлевая 2шт
Гемостатическая губка 4смХ4см 2шт
Хлоргексидин 80мл (ехал в сумке поясной, 80мл чтобы в аэропорту не забрали)
Гидропирит 1 упаковка (для обеззараживания воды)
Левомеколь
Клей БФ-6
Зовиракс
Сульфацил
Индометацин
Перевязочный пакет:
Турникет
Бинт стерильный 1шт
Бинт адгезивный 0.5м
Салфетки марлевые 2шт
Пинцет
Отсос для ядов
Ногтерезка
Термоодеяло
-------------------------------------------------------------------------------
Сумки:
Хвост Кайлер "Кочевник" 20л (DWR пропитка сделала стропы скользкими — мучение)
Сумка Cycledesing 5л (развалилась и померла)
Герма Ortlieb 13л
Поясная сумка Patagonia Black Hole 5л (любимая вещь теперь)
Рюкзак Naturehike Ultralight Yunqian 22л (с ним ходил радиалку, встречные были удивлены)
Герма из тафетты 10л для тёплой спальной одежды (без клапана выхода воздуха неудобно)
Герма из тафетты 20л для остальной одежды (без клапана выхода воздуха неудобно)
-------------------------------------------------------------------------------
Бивуак (в герме на руле):
Палатка Naturhike Cloud Up 1 10D (благословление мастеров поднебесной)
Спальник Freetime Micropack 600 (в нём холодно, буду менять на пуховый ультралайт)
Каремат надувной Forclaz 500 Air (всем хорош, но собирать долго и не кинешь на землю)
Тент лёгкий 1.5мх3м (иногда кажется бесполезным, иногда незаменим)
Термоспасодеяло/конденсатник (отработало и было выброшено)
Репшнур 5мм 15м
Репшнур 3мм 5м
Футпринт палатки Naturhike (на него ставил перевёрнутый велосипед на стоянках)
Кусок 10мм каремата 50см х 80м (страховка от прокола надувного коврика, столик/сидушка/опахало)
12шт алюминиевых треугольных колышков для палатки
--------------------------------------------------------------------------------
Вело ЗиП
Велонасос Giyo GP-94 (с манометром, качает до 120)
1 камера Continental Tour Hermetic Plus
Спицы переднего/заднего колеса 4шт
Спицы заднего колеса длинные 2шт
Ниппели 8шт
Ось эксцентрика передняя
Ось эксцентрика задняя
Ось заднего колеса с конусами
Изолента 1 моток
Стяжки нейлоновые 3х150мм, 20 шт
Велоремкомплект (кейс 12х12х5см) в селёдке
Семейный ключ
Рожковый ключ 10/11
Рожковый ключ 8/9
Набор для ремонта камер (латки свежие, клей свежий!, тёрка)
Набор колечек и колпачков для сосков камер
Золотниковый ключ и золотник
Выжимка цепи
Мультитул велосипедный Bike Hand YC-262
Ключ спицевой Bike Hand YC-8F
Смазка литиевая в 3мл шприце-тубе
Монтажка 1шт
--------------------------------------------------------------------------------
Всякая мелочь:
Свисток (громкий алюминиевый свисток распугивает всё живое)
Бумажник
Гермопакет с паспортом
Швейно-ремонтный набор 2 иголки и 5 видов ниток (включая арамидную для снаряжения), лезвие
---------------------------------------------------------------------------------
Гигиенический набор:
Мыло хозяйственное
Зубная паста
Зубная щётка
Бритва одноразовая
Полотенце фибровое
Целлюлозные платочки Tolli
----------------------------------------------------------------------------------
Забыто/не взято
СО2 насос
Герметик 200мл
Вторая запасная камера
Кроксы
Парафин кусок
Бафф
Треккингове палки (и без них справляюсь)
----------------------------------------------------------------------------
Тент 3х1.5 взял как защиту от внезапного дождя и от солнца на остановках. Натягивал его между велосипедом и палаткой, ориентируя на Ю-В-В и создавая защиту от дождя для велосипеда и защиту от солнца для себя чтобы валяться в палатке до 10 утра и не париться.
Фотохромные очки оказались очень полезной вещью потому что в сумерках на свет фонаря пикирует всякая летучая мелочь и надо защищать он неё глаза.
Настоятельно рекомендую отказаться от использования влажных салфеток на природе — они НЕ РАЗЛАГАЮТСЯ, летают "письмами счастья" по горным тропам и висят как "приветствие духам" на кустах. Возьмите салфетки из 100% целлюлозы Tolli для известных целей, раз уж туалетную бумагу не хотите тащить.
Питание:
Питание в этом походе было "хаотичным" — это в "автономке" можно чётко расписать, что будешь есть и когда, составить раскладку. Этот же поход во-первых относительно длительный, во-вторых много продуктов мне было не взять из-за большого объёма дополнительного снаряжения. Основу рациона составляла каша, дошираки, макароны с тушёнкой, местный фаст-фуд. В качестве "ходовой еды" — разные батончики, кока-кола, мороженое, изюм, конфеты "коровка". Открытием для меня стали мюсли-батончики в глазури "Виталад" — на вкус не самая приятная в мире штука, с пальмовым маслом и т.д. но очень выгодные по составу и цене — один ходовой день (вернее полдня, 72км, набор 1200м) из Курая до Улаганского перевала я проехал только на них чтобы не останавливаться и не отвлекаться.
Моё меню было не особо изысканным, выглядело примерно так:
Завтрак:
70г Овсяной каши или каши "4 злака" с отрубями и сухим молоком, с топингом из изюма, орехов, сухофруктов
Сладкий чай с козинаком 50г
Какой-нибудь батончик
Обед:
50г сала либо 50г копчёной колбасы
Чёрные хлебцы
Сладкий чай с козинаком или конфетами
В "поле" заваривал "доширак", в населёнке старался поесть лагман либо борщ.
Ужин:
Вермишель или пюре с полбанкой тушёнки или рыбной консервой либо 50г колбасы
Чай с конфетами либо козинаками
По возможности салат из овощей.
Бюджет, цены
Мой бюджет на поездку составил
68610 рублей
~770 USD.
Наибольшие затраты — доставка своей тушки и велосипеда туда-обратно. Если бы всё удалось сделать "по уму" то сэкономил бы 14.000р, но не вышло. Цены на продукты на Алтае вовсе не кусаются, есть много товаров из сопредельных государств, которые невозможно купить в Москве.
Транспорт:
187р — Электричка
600р — Аэроэкспресс
4000р — Потеря бронирования (билеты без него даже дешевле вышли с учётом этих потерь)
21301р — Самолёт Москва-Горно-Алтайск, Аэрофлот, класс "эконом-оптимум"
3000р — Паром через Телецкое озеро
22079р — Самолёт -Горно-Алтайск — Москва, S7, класс "эконом-лайт" ("Эконом-оптимум" любой компании стоил 35К+)
57р — Метро
205р — Автобус Москва-Чехов
60р — Автобус до дома
3017р — Доставка вела Деловыми линиями от терминала до терминала со страховкой
54506р на транспорт и логистику
Проживание:
300р — Каракольские озёра (1д)
300р — Кемпинг Азулу в Онгудае (1д)
1000р — Кемпинг Ак-Марал (2д)
400р — Кемпинг Чибитская поляна (2д)
100р — Кемпинг Перевалка (хранение велосипеда один день)
У Михалыча было строго добровольное пожертвование на развитие объекта
1000р — Гостиница Камелия (одна ночь, кухня, баня)
1000р — Хостел "Горный" (одна ночь, душ, кухня)
4100р на жильё
Питание:
Общепит:
450р Шаурма в Чемале
200р Чай и пирожки у моста в Ороктое
500р Шаурма и чай на перевале Чике-Таман
300р Лагман у Ак-Бома
2000р Ресторан у Инегеня
500р Лепёшки у Алтайцев на Оройском перевале
400р Борщ, чай и хлеб в кафе в Актру
467р Обед в "Узбечке" в Горно-Алтайске
4817р на общепит
Закупки еды:
927р 3 колбасы "брауншвейгских" по 300г
310р Сало 300г
120р Батончики мюсли "Виталад" 8шт
~300р Каша в 35г пакетах 8шт по 23р
~500р Дошираки 12шт по ~45р
58р Каша 4 злака пачка
67р Макароны вермишель пачка
260р Батончики "марс" 4шт по 65р
121р Конфеты коровка Азовская 450г по 270р/кг
54р Изюм белый 180г по 300р
100р Тушёнка "смоленская"
170р Тушёнка "Бийская"
340р "Сникерс супер" 4шт по 85р
850р Кока-Кола 1л 5шт по 170р
320р Кока-Кола 0.5л 4шт по 80р
300р Кока-Кола в банках 4шт по 75р
4487р на продукты
Потери экипировки:
450р Очки фотохром
250р Конденсатник
700р
Дисклеймер безопасности
Тут есть о чём рассказать.
Лошади и коровы
А вы знали, что на планете Земля за год лошади и коровы убивают больше людей, чем все остальные животные вместе взятые? Живите теперь с этим. Ведите себя спокойно рядом с коровами — не делайте слишком резких движений, не пытайтесь на скорости обогнуть корову на велосипеде. Если надо разогнать — подойдите метра на три и прогоняйте криками или свистком. Корова или лошадь — это огромная тяжёлая трусливая туша, способная резко рвануть в сторону — удар любой частью тела животного может быть очень сильным. Если лошадям или коровам не понравитесь вы и ваш велосипед они могут даже атаковать вас, в этом случае постарайтесь увернуться или громкой командой попробуйте их остановить. Не подходите к лошадям сзади и старайтесь не оказаться рядом с лошадиной попой — лошадь может ударить вас копытом инстинктивно, не раздумывая, а силу удара 500кг кик-боксёра вы себе представить, думаю, можете..
Автомобили
В республику на выходные приезжает очень много людей из соседних регионов, едут на джипах, 90-100км/ч по просёлкам и им на вас совершенно наплевать, как и на местных жителей, их животных и детей. Будьте предельно осторожны на грейдерных и поселковых дорогах — вас могут сбить, может прилететь камень из-под колёс. При любой возможности объезжайте каменистый грейдер по грунтовым дорогам. В глубинке местные иногда ездят вечерами пьяными и просто собьют вас на уазике или мотоцикле, поэтому при наступлении сумерек вставайте лагерем и не ездите по дорогам. Из общения с туристами выяснил, что выезд авто на "встречку" ночью — совершенно обычное для Алтая дело, вас собьют и не заметят. На меня тоже такой "камикадзе" спикировал с обочины — еле увернулся.
Реки и течения
Реки на Алтае, как правило, стремительны, вода холодная, а течения сильные. Не переоценивайте свои силы, купайтесь только в спокойных запрудах и озёрах. Возле берега в запруде вода может быть спокойной и тёплой, но если вы будете неосторожны и вас утащит отбойным течением к середине реки — в струе вода может быть +10 градусов, а течение 15км/ч, это сочетание не оставит вам шансов даже если вы исключительно хороший пловец. Небольшие горные реки и ручейки со стремительным течением (особенно после дождя) иногда легко могут сбить вас с ног и унести — хорошо выбирайте место брода и страхуйтесь по возможности фалом или провесив перила. Брод переходите в кроксах или сандалиях, зафиксировав пятку и закрепив ходовые ботинки на снаряжении — не надо их бросать или нести в руках.
Грызуны
В пеших радиалках вам могу доставить неудобства грызуны — как правило мыши. Они уже живут на туристических стоянках, так что без встречи с ними не обойдётся. Мышки спокойненько прогрызают палатки, рюкзаки, пакеты и жрут всё, что вы неосмотрительно оставили в доступности. И шут с ним, с печеньем — его можно выкинуть, но вид рюкзака Osprey за 400$ и палатки Salewa за 600$ с прогрызенными в них дырками серьёзно расстраивает.
Клещи
Республика Алтай — регион, эндемичный по таким заболеваниям как энцефалит и чума. Если собираетесь посещать в период активности клещей — советую сделать прививку и оформить расширенную медицинскую страховку чтобы не платить безумные деньги за иммуноглобулин. Чуму переносят суслики в самой южной части республики — не оставляйте еду в посуде, тщательно всё мойте, прячьте или развешивайте пакеты с едой чтобы не привлекать грызунов и их блох.
Для защиты от клещей постарайтесь назначить время похода на холодные месяцы, вторую половину лета. Носите закрытую одежду — брюки заправлены в носки либо сапоги, куртка внизу плотно прилегает к брюкам. Светлая одежда предпочтительнее — клеща на ней лучше видно. Чтобы клещ не присосался в волосах — носите головной убор. Нижнюю часть брюк и носки неплохо обрабатывать акарицидом, я точно могу рекомендовать красный "гардекс". Клещ сидит на траве, а напав медленно поднимается вверх по одежде и ищет место чтобы присосаться. У взрослого человека это как правило внутренние поверхности бёдер, пах, подмышки, шея, голова. К ребенку клещ может присосаться в любом месте. Возьмите в привычку на ходу осматривать брюки в поисках клещей, на остановках осматривайте товарищей и себя в поисках клещей, перед ночевкой ищите клеща на теле проверяя себя и товарищей. При передвижении по местности избегайте зарослей, травы выше щиколотки и особенно звериных троп и тропинок — клещ часто выбирает место засады по запаху зверя или человека. Лагерь ставьте по возможности на выкошеном или вытоптанном месте, на каменистой или песчаной площадке. Перед установкой лагеря на траве, можно "протралить" траву, например чистой белой майкой опустив её плашмя и подождал и посмотреть есть ли на ней клещи, при необходимости перенести лагерь. На Алтае клещи — это настоящая напасть, из-за большого количества скота клещей много, они "матёрые" и они буквально везде — даже в полупустыне у "Марса" в сезон можно найти сотни клещей на мелких травинках. Если клещ присосался — аккуратно извлеките его, раскачивая пинцетом либо с помощью специального приспособления. Не разрывайте клеща и старайтесь не отравить его и не сдавливать. Насколько мне известно из практики — сейчас клещей не берут на исследования, а лечение назначают по симптомам.
Змеи:
В лесах Алтая водятся гадюки. Они выползают погреться на камни, на обочины дорог, на полянки туристических стоянок. Если идёте из лагеря за грибами или собирать ягоды — возьмите с собой длинный прут, которым можно поворошить куст перед тем, как наклоняться к нему. Если змея агрессивна — аккуратно отступайте. Большинство укусов приходится на нижние конечности ниже колена, это не опасно для жизни, укусы в шею/лицо уже могут представлять смертельную опасность, укус в руку приведёт к невозможности действовать ею. Яд по возможности следует немедленно отсосать из ранки, для этого существуют отсосы, я сделал отсос из обрезанного 10мл шприца. На место укуса давить не нужно! Это загонит яд глубже в ткани. Нужно успокоиться, подышать, добраться до лагеря не напрягаясь и не повышая пульс, лечь, много пить, не беспокоить укушенную конечность и НЕ НАКЛАДЫВАТЬ ЖГУТ, на носилках отправиться навстречу врачам. Сыворотка от яда гадюки по статистике оказалась опаснее, чем сам яд гадюки поэтому её вывели из употребления. Основная опасность при укусе гадюки и/или введении сыворотки это возможность развития анафилактического шока — острой аллергической реакции с вероятным смертельным исходом. Это можно купировать специальными медпрепаратами, но подобным должен заниматься МЕДИК ГРУППЫ ИЛИ ПРИБЫВШИЙ ВРАЧ, поскольку использование этих препаратов требует глубоких медицинских познаний. Если начал развиваться шок и помощи точно не будет — можно рискнуть использовать препараты самостоятельно НА СЕБЕ в качестве средства "последнего шанса".
Медведи:
Медведи на Алтае — хищники и падальщики, они не прочь закусить свежим мясом или прийти на запах мяса в ваш лагерь, хотя обычно и скрываются в дебрях лесов потому что алтайцы в случае чего и застрелить могут, у многих есть дома оружие. Медведей туристы "прикармливают" на стоянках, собачьи тоже ходят посмотреть, что вкусного оставили двуногие после себя. Заворачивайте всё, что имеет сильный мясной запах в герметичные двойные-тройные пакеты и подвешивайте на дереве. И уж лучше оставить вкусно пахнущую колбасу прикопанной среди камней, чем лишиться рюкзака или палатки. Звери очень не любят запах костра и особенно — сгоревшего пороха. Зверье наиболее безопасно в августе и в первые осенние месяцы — щенята уже подросли, еды в лесу навалом, голодная зима была давно. Неплохой сценарий суицида — приехать на не очень популярное, но туристическое место в лес на велике, приготовить на джетбойле, раскидать вокруг палатки колбасу, а потом лечь спать и видеть сны про медведей. Если вы внезапно вышли на медвежью тропу или во владения косолапого — разворачивайтесь. Даже опытнейшие местные туристы предпочитают сойти с маршрута и отменить поход чтобы не пересекаться с медведями.
Псовые, прочие животные:
На Алтае водятся крупные волки и стаи одичавших собак. Не искушайте судьбу и если видите следы зверей, звериную тропу или обглоданные кости — перенесите лагерь в другое место, километра за два. Как и медведи, псовые могут прийти на запах мяса и поинтересоваться: "А чем у вас в палатке так вкусно пахнет?". Так же в лесах живут рыси, лисицы, разные дикие кошки. Это не милые зверюшки и не нужно их подкармливать и тем более пытаться потрогать — столбняк и бешенство потом сами себя не вылечат.
Для профилактики встречи с животными не ходите по звериным тропам, передвигайтесь по лесу шумно — я вешаю на пояс карабин с кружкой и ложкой.
Волкам и медведям люди не интересны, они на людей не охотятся. При встрече с животным на предельно короткой дистанции, 4-10м, если оно проявляет к вам интерес, самое важное — не ведите себя как жертва или как нападающий, не создавайте контекст конфликта. Разговаривайте (животное поймёт, что вы человек, а не добыча) спокойным голосом, если животное не агрессивно то медленно отступайте. Если животное вас не заметило или не проявляет интереса — медленно отступайте лицом к нему либо стойте на месте пока оно не уйдёт. Главное — сохраняйте спокойствие. Если животное проявляет к вам явный интерес то можно попробовать напугать его стуком посуды, свистом громкого свистка или зажжёным фальшфеером, выстрелом из охотничьего или гражданского оружия.
Запомните — на велосипеде уехать от собак/волков/медведя невозможно! Если животное вышло на трассу и преследует вас — распылите слезоточивый газ если ветер встречный (!) и попробуйте уехать, если газ подействовал. Либо остановитесь, поставьте велосипед между собой и животным и действуйте как описано выше в случае встречи с животным. Реально может помочь брошенный на дорогу кусок пресловутой колбасы )
Недоступность эвакуации
В силу особенностей транспортной системы Алтая, сход с маршрута и эвакуация на электричке (что это такое вообще?) или регулярных автобусах часто недоступна. Имейте в запасе телефоны местных водителей которые могли бы вас эвакуировать. Мне повезло познакомиться с владельцами прокатов джипов и микроавтобусов и взять их номера, я мог в случае необходимости вызвать машину (не эвакуатор) чтобы она вывезла меня.
Недоступность запчастей
Приготовьтесь к тому, что на Алтае нет веломагазинов с привычным ассортиментом, даже камеру, спицы, цепь вы не купите, что говорить о колодках к дисковым тормозам и более специфических деталях. В населёнке вдоль Чуйского тракта много пунктов Ozon и Wildberries и в случае необходимости можно заказать нужные детали, а пока они едут сходить в радиалку.
Вода
В горных ручьях действительно чистейшая вода и проблем с водой на пеших маршрутах обычно нет. Только смотрите чтобы у ручья не паслись коровы либо лошади, они порой забираются высоко в горы. Желательно, чтобы ручей не тёк через стоячие озёрца — например, на Оройском перевале сливаются два ручья, один течет через озерцо и от того мутно-зеленоватый, а другой течёт с вершин и вода в нём совершенно прозрачна. Не обязательно покупать воду в бутылках, но воду из ручьёв лучше всё же кипятить если вы не знаете где этот ручей течёт.
Местные жители
Будьте предельно вежливы с местными, но не заискивайте. На Алтае живёт несколько народов с разным менталитетом, и если севернее Чике-Тамана достаточно просто не хамить и не пить с местными, не поднимать запретные в нормальном обществе темы — в общем, вести себя "ровно" — там все привыкли к туристам, то южнее Чике-Тамана держите ухо востро. Для некоторых местных племён, ещё в позапрошлом поколении живших в бронзовом веке, стрельба или поножовщина это совершенно обычный способ решения конфликта. Они часто распропагандированы радикальными каналами, избалованы пачками купюр, которые им суют туроператоры за джипинг и походы на лошадях и полным отсутствием контроля и потому относятся к европейцам с их вежливостью и деньгами как к глупым нестриженным овцам, видел это своими глазами на примере поведения бестолковых туроператоров. Просто имейте это в виду и по возможности в южной и юго-восточной части Алтая избегайте любых контактов с местными жителями вообще, ищите базы с русскими хозяевами, не ходите на экскурсии экскурсоводов-алтайцев. Меня чуть не зарезала работница турбазы, когда я вежливо и буднично спросил её "Здравствуйте, тут нет меню, хотел бы узнать что можно заказать у вас в кафе на ужин" — а у неё не осталось ничего из заготовок и это видимо так её расстроило, что она решила поугрожать мне ножом и прогнать. Я такой дикости себе представить не мог — и это работница турбазы! Были и другие эпизоды. У меня, конечно, то ещё лицо, но я с виду вовсе не злодей чтобы кидаться на меня с ножом.
Погода
Погода на Чуйском тракте может преподнести сюрприз. В июле-августе жара 28-35 градусов в долинах, может внезапно налететь ливень и гроза, в горах и на озёрах температура может упасть ночью до +5. Имейте хорошую защиту от солнца — одежду с полным рукавом и штанинами, тёплый спальник и тёплую одежду для сна, надёжную защиту от дождя. Я использовал связку термобельё-флис-мембрана-дождевик, потел и намокал. Мне для гор лучше подошла бы кофта из polartech wind pro или куртка-софтшелка плюс силиконовый дождевик вместо "мембранки".
I tried [соха] And got [софа]
Мой гараж