Тема: На крокодиле по Дагестану
С добрым утром! Взгляни: ждет за окнами белый
Необъезженный конь. Оседлай, если смел.
И не дай тебе бог век печалиться целый
От сознанья, что мог, но свершить не успел.
Рамсул Гамзатов
--------------------------------------
Маршрут
Махачкала —> Экибулак —> Акайтала
—> Дубки —> Чиркей —> Ишкарты
—> Гимры —> Карадах —>Мурада —> Гуниб —> Силта
Цудахар —> Леваши —> Избербаш —> Дербент —> Белиджи
14 дней продолжительность всего "похода"
7 "ездовых" велодней
455км на велосипеде
12016м набор высоты
305км асфальт
97км грейдер
53км грунт
~30км пройдено в пеших прогулках (вне Дербента)
~1300м суммарный набор высоты пешком
Предисловие
Поездка в Дагестан для меня сложилась почти случайно и можно назвать её "незапланированной". Отправившись в середине лета отдыхать "на моря", я гулял по крепостям и музеям, значительно улучшая известные маршруты и попутно почитывая блог велопутешественницы по Америкам, любуясь вечерами в телефоне на фотографии Анд и Тихого Океана. Зависть и сожаление во мне не просыпались — вокруг было не меньше красот, к тому же меня тоже ждала новая поездка и я, используя разнообразные спутники, обложившись книгами по истории и справочниками маяков, неспешно разрабатывал маршрут по Ленинградской области с продолжением в Калининграде, и ставя "лайк" фотографиям из Региона вулканов в Чили, я крестился левой пяткой при одной только мысли об очередной одиночной поездке в отдалённые горы, пусть даже такие красивые. Обязательно — когда-нибудь потом. Красоту гор ни с чем не сравнить если однажды она уже попала в глаз и сердце слетевшим с вершин ледяным осколком. Поездка на Алтай, помимо красивых фотографий и ярких воспоминаний, оставила мне и другие памятные знаки — теперь, когда я стригусь, мне кажется, что моя белая кошка каждую ночь спит у меня на голове, хоть я и закрываю плотно на ночь дверь в комнату. Со временем вспоминается в основном хорошее, и, наверное, это уже «профессиональная деформация» — спокойное отношение ко всему, что встречается на порой непростом пути одиночного велопутешественника. И вот в середине июня мне звонит мой товарищ и сообщает, что билеты в Калининград они купить не смогли, зато купили билеты в Дагестан.. "Дагестан!?..Может быть "нет" — но скорее всего "да". И я, ни секунды не заколебавшись, ответил в трубку: "Супер, я с вами!"
Маршрут
Первоначальный полный маршрут (пройден одним участником из пяти)
https://nakarte.me/#m=9/42.68042/46.829 … 4IZHsCUE8Q
Пройденный основным составом маршрут
https://nakarte.me/#m=9/42.21225/48.114 … _P0AZt0Y6Q
Будучи не особенно протяжённым, маршрут связывает наиболее известные достопримечательности и красивые места центральной части республики Дагестан. Этот регион изобилует точками притяжения — ущельями, водопадами, центрами ремёсел и историческими постройками. Многие из этих интересностей находятся в горах над долинами и чтобы проехать к ним придётся сперва набрать высоту, потом потерять её и поездка по всем-всем интересным местам на велосипеде неизбежно превратится в бесконечное испытание ног, цепей и тормозов. При подготовке маршрута мы обговорили объекты, которые каждый хотел бы посетить и после проложили маршрут через них, оптимизируя наборы высот и обеспечивая заезды к каждому интересному месту. Мы увидели красивейшие каньоны реки Сулак, живописную Карадахскую теснину и Салтинский водопад, огромные голубые зеркала Чиркейского, Ирганайского и Гунибского водохранилищ. Мы проехали Гимринский туннель, увидели древние башни и крепости в Гунибе с видами на окружающие горы и на сам город, каменистые плато, известковые горы и "пирамиды" в окрестностях Кегера, заброшенный аул Гамсутль, посетили покоящегося на берегу Каспия крылатого монстра, исходили пешком самобытный ночной Дербент. Очень странно то, что несмотря на популярность направления нет какого-либо реестра интересных исторических построек и пришлось отыскивать буквально крупицы информации о древних крепостях, церквах и памятниках в двухтомнике "История Дагестана"( Наука, 1968г) который стал моей "настольной книгой" в период подготовки к поездке.
Этот маршрут хоть и совсем не сложен технически — поскольку проходит в основном по асфальту и укатанному грейдеру, тем не менее требует для прохождения исключительной физической формы либо огромного запаса времени и терпения из-за множества затяжных, пусть и не очень крутых подъёмов. В летние месяцы либо безжалостно жарит солнце, либо льёт проливной дождь — и тут уж не знаешь, что лучше. Езда по жаре осложняется недостатком природных источников питьевой воды, но перегоны между населёнными пунктами недлинные, а в каждом есть хотя бы один источник питьевой воды в виде бювета, так что вода "на перегоне" может закончиться разве что по недосмотру если не наполнить фляги заранее. В "населёнке" туристу нужно быть особенно внимательным — правила дорожного движения в республике, кхм, специфичны. Также внимательным нужно быть при проезде мимо кошар (овчарен) и пастбищ с пасущимися стадами овец — вас могут атаковать пастушьи собаки. Поездку лучше планировать на конец августа-начало сентября, когда стада уводят в горы на альпийские луга, а летняя жара уже спала и прошёл обычный для всего центрального Кавказа "сезон дождей", длящийся, как правило, с мая по середину августа. Дожди в горах опасны не только возможностью промокнуть и заболеть, снижением видимости, ухудшением сцепления и проходимости на грунтовых участках — дожди ещё и провоцируют камнепады и оползни.
Маршрут был составлен под впечатлением и "по мотивам" маршрута байкпакинговой гонки "Дагестан — Перевальный взлёт", разведка которой проводилась в мае 2025 года, а сама гонка прошла в сентябре 2025 года, собрав 29 участников с основной дистанцией в 740км и набором высоты на ней в ~19000м. Нитка маршрута гонки в моей редакции претерпела серьёзные изменения — всё же наша цель была не упахаться в горах, глядя на часы и пульсомер, а отдохнуть и посмотреть на интересности. В итоге вышла в меру сложная, в меру интересная поездка-разведка, дополнившая маршрут "гонки" заездом в красивые места и информацией о важных попутных точках.
Перед стартом были составлены несколько вариантов маршрута — ради возможности "срезать" чтобы быстро выйти на восток к морю. Мы не могли знать точно, какой темп сможем держать нашей разношёрстной компанией и потому было заложено целых три запасных дня к предполагаемому времени прохождения основного маршрута — но и их не хватило. Мы в итоге поехали по "самому короткому" варианту, потеряв немного в природных красотах, но всё же осмотрев почти всё, что запланировали. Трое из пяти участников под моим руководством свернули с маршрута в посёлке Цудахар, а Вовчик на своём небыстром, но уверенно ползущем "туринговом тракторе" в одного поехал "добивать" ещё 350км "основного маршрута", попав по пути в увлекательные, но к счастью безопасные приключения.
Помимо велосипедных покатушек немного гуляли пешком — походили вдоль Миатлинской части Сулакского каньона, я прогулялся по Гунибскому природному парку, а тёплыми летними вечерами мы бродили компанией по узким уютным улочкам старого Дербента.
Подготовка велосипеда и особенности техматчасти
Как и во все свои предыдущие походы за последние годы, я поехал на велосипеде Дед [Лютый], представляющем из себя туристический гравийник с вполне современной геометрией, реализованный на усиленной раме классического шоссера-рандоннера ХВЗ В-551 "Чемпион" 1963 года выпуска. Для этого похода, который первоначально предполагался более длительным и сложным я планировал улучшить проходимость и комфорт на участках дорог без покрытия и увеличить диапазон передач.
Установил "тройник" со звёздами 44/30 на надёжнейшей каретке Shimano BB-UN55, собрал из нескольких кассет звёзды 14-16-18-20-24-32-36-40, разделив передачи на "4 асфальтовые" и "4 горные". Трансмиссия показалась мне удачной, все передачи были востребованы и между ними не было неудобных "провалов". Чтобы обслужить такой набор звёзд, установил "длиннолапый" переключатель Shimano RD-M761, хорошо вписавшийся в дизайн велосипеда. Он чётко работает на пределе своей ёмкости и хорошо дружит с моими индексными манетками. Вместе со звёздами кассеты я заменил и цепь, "уволив" на метке в 1% прошедшую ~4ткм по горам и болотам YBN s88s. Мероприятие по почти полной замене трансмиссии обошлось в ~50$, а освободившиеся компоненты уйдут на "равнинный туринг".
Вторым важным изменением велосипеда должна стать замена колёс на 584х40(42). Такая покрышка имеет почти вдвое больший объём и площадь пятна контакта, чем стоящие сейчас 700х32, а колеса станут даже на ~120г легче каждое. Но увы — не удалось найти в продаже резину Continental Terra Trail 650b 40mm.
Сменил колодки Shimano M70T2 на Ashima AP-66-P-AL. Разница — небо и земля. Колодки Ashima отрабатывали в горах безупречно в любую погоду, обеспечивая хорошую модуляцию и останавливающую силу, не стираясь, не засаливаясь и не стирая обода, работая с моими тормозами на уровне дисковой "механики" товарищей.
------------------
Дядь Вова ехал на алюминиевом "гравийнике" Pride Rocx 8.3 лимитированной серии на 2" резине Schwalbe Hurricane камерно. Установил к поездке новую каретку — но она всё равно к концу "застучала", я подозреваю что из-за плохо торцованного кареточного стакана. В эту резину он поймал один прокол переднего колеса в начале маршрута. Также к поездке были заменены колодки и ротор переднего тормоза.
------------------
Вовчик ехал на "туринге" на базе стальной рамы Jamis Dragonslayer с карбовилкой, карбоободами и 2" резиной Maxxis IKON бескамерно. Самый беспроблемный велосипед, хоть и "шоркал" поначалу тормозами — но когда стало понятно, что колодки с такими биениями ротора "закончатся" раньше, чем начнутся спуски — роторы были выправлены.
------------------
Макс ехал на "стоковом" МТБ GT Avalanche на 2" 650B резине Schwalbe Hurricane камерно. Установил антипрокольную ленту — но это не спасло от проколов. Поначалу мистическая колючка проникла внутрь обода, а позже антипрокольная лента рассохлась и рассыпалась на множество "пластиковых иголок".. Всего Макс кололся 5 или 6 раз и я постоянно находился рядом чтобы наблюдать за покрышками и при необходимости помогать.
------------------
Миша ехал на стальном "гравийнике" Author Ronin с облегчёнными китаеколёсами на резине Continental Terra Trail 40мм камерно. Прокололся он всего дважды на одном коротком участке маршрута. Хвалил резину в сравнении с его бывшей 35мм, по его словам резины везде "хватало", даже на довольно стремительных спусках по каменистым грунтовкам.
-------------------
Почти у всех самой лёгкой передачей была 0.67 с минимальным шагом ~1.3м и этого хватало.
Бескамерки мои и Вовчика в итоге очень сильно упростили нам жизнь в этом краю разнообразнейших колючек.
Билеты, транспорт, упаковка, логистика
Сперва все намеревались ехать до Махачкалы на одном поезде — я сяду в Москве, а парни сядут в него в Воронеже. Договорились, купили билеты. Но на день отъезда мне назначили работу, с которой я никак не успевал на поезд и пришлось мне билеты менять.
При покупке билетов оказалось, что купить их можно только сразу "туда и обратно", поэтому парни были вынуждены позднее сдавать билеты "на отъезд", потому что отъезд попадал на неудобные числа, а "удобных" билетов "обратно" в момент покупки билетов "туда" ещё не было в продаже. В итоге, уже в Дагестане парни не могли купить "удобные" билеты "обратно". Спасибо вам "добрые" работники РЖД за то, что так заботитесь о пассажирах — "вот тебе насильно билет, который тебе не нужен, а который нужен и когда нужен ты не купишь".
Покупка билетов "обратно" превратилась в квест, поскольку был конец лета и все возвращались с югов домой. Но я смог построить маршрут и найти (тётечка на вокзале "не смогла") парням билеты из Дербента до Курска с тремя(!) пересадками — и не сильно дороже, чем "прямой" билет до Воронежа. Назад парни ехали по маршруту Дербент — Махачкала — Армавир — Ростов — Курск, сдав лишние вещи в транспортную компанию в Махачкале. Ожидание поезда в Армавире составило 12 часов, в Ростове — 4 часа. Можно было доехать и с потерей всего 2ч на пересадках, но эти билеты "улетели" прямо на глазах.
До Павелецкого вокзала я доехал "своим ходом". Поскольку на поезде я ехал "от конечной до конечной", то велосипед сдал в багажное купе в штабном вагоне, заранее оформив эту услугу онлайн и просто сняв переднее колесо. Назад ехал так же — сдал велосипед в Махачкале и забрал в Москве. По пути "побывал за границей" — поезд ненадолго заезжал на территорию Казахстана, где среди разделённой колючей проволокой степи беспечно паслись сайгаки.
Снаряжение
К этому походу я заметно облегчил своё снаряжение, взяв комплект котелок+горелка на полкило легче предыдущего.
Также легче стал комплект одежды — ведь из него пропали тёплые брюки, запасные кроссовки, кошки, "флиска" была заменена на кофту из Power Grid.
Две ТПУ камеры оказались на ~200г легче одной "усиленной" бутиловой!
Я взял дополнительно:
Фонарь-велофару с двумя батареями по 5Мах, СО2 насос с 8ю 12гр баллончиками.
Одежда:
Я предпочитаю ходить и спать в чистом, поэтому вез три кофты, футболку и несколько пар носков.
Трое брюк вёз потому, что нужна защита от осадков и "цивильная" одежда для города.
Куртка мембранная Outventure (почти не дышит, но легче моей Columbia Watertigh II).
Штаны водонепроницаемые из ламината Quechua ("дождевая" одежда)
Брюки Columbia Summit Valley для выходов в город
Кальсоны из Polartech Power Stretch (довольно серьёзное утепление, использовал как лагерную одежду для сна)
Лёгкие походные брюки из стрейч-нейлона Columbia (из моего 2007го, они ещё живы!)
Футболка ХБ Termt Be Cool
Лонгслив смесовой Outventure с УФ защитой (удобная, тёплая и немаркая кофта, но их перестали продавать)
Лонгслив горнолыжный Wedze 500 (ярко-голубого цвета, теплый и хорошо отводит влагу)
Кофта из polartec power grid.
Плавки Arena
Трусы боксеры ХБ 2шт
2 пары высоких трекинговых носков Outventure с Coolmax (кулмакс в них "чуть живой")
Пара мембранных носков Dexshell размер М
Пара тонких ХБ носков Kalenji
Флисовая шапочка-подшлемник Wedze
Панама Patagonia Hiking Safari
Бафф
Обувь:
Треккинговые ботинки Lumberjack Waterproof Softshell Boots
Кроксы
------------------------------------------------------------------------------
Велоэкипировка:
Велошлем Rockrider
Фотохромные велоочки Rockbros
Светоотражающий жилет Btwin 500
Полуперчатки для фитнеса Kyncilor
Электроника:
Зарядник на два гнезда с двумя шнурами
Повербанк на 10.000Мах (заряжал один раз)
Телефон кнопочный для звонков и СМС
Смартфон (в режиме полёта)
Фонарик налобный Kalenji.
Фара Lumintop B-01
Задний красный фонарь-кнопка на CR2032
3шт запасные батарейки к фонарику (НОВЫЕ!) в герметичной упаковке
Запасная батарея 21700 5000Мах к фаре.
Кухня:
Зажигалка Cricket
1 таблетка сухого спирта (чтоб не колдовать с розжигом костра)
Ножик раскладной ТДК A-01
Ложка пластиковая походная (лёгкая, гибкая, удобная, вес 5г)
Котелок Fire Maple Petrel G3
Титановая чашка на 450мл с крышкой
Горелка BRS-3000T
Апаптер под цанговый баллон
2х Кусок скотчбрайта с посудной губки
Аптечка (кейс 15х10х6см в рамной сумке):
Смекта 12 пакетиков (ещё и по карманам рассованы)
Лоперамид 4 капсулы
Седане 4 таблетки
Кагоцел 1 блистер
Парацетамол 1 блистер
Аспирин быстрорастворимый Bayer 8шт
Активированный уголь 2 блистера
Супрастин 1 блистер
Преднизолон 4 таблетки
Доксициклин 4 таблетки
Пластыри бактерицидные 20шт
Пластырь Cosmopor 4шт
Бинт адгезивный 1м
Бинт стерильный 2шт
Пластырь клейкий 1/4 рулона
Салфетка марлевая 2шт
Гемостатическая губка 4смХ4см 2шт
Хлоргексидин 80мл (ехал в сумке поясной, 80мл чтобы в аэропорту не забрали)
Гидропирит 1 упаковка (для обеззараживания воды)
Левомеколь
Клей БФ-6
Зовиракс
Сульфацил
Индометацин
Перевязочный пакет:
Турникет
Бинт стерильный 1шт
Бинт адгезивный 0.5м
Салфетки марлевые 2шт
Пинцет
Отсос для ядов
Ногтерезка
Сумки:
Хвост Кайлер "Кочевник" 20л
Сумка внутрирамная Cycledesing 8л (за 2к рублей на пару сезонов хватит)
Герма Ortlieb 13л
Поясная сумка Patagonia Black Hole 5л
Рюкзак Naturehike Ultralight Yunqian 22л (удобный, с ним ходил по городу)
Герма из тафетты 10л для тёплой спальной одежды (без клапана выхода воздуха, неудобно)
Герма из тафетты 20л для остальной одежды (без клапана выхода воздуха, неудобно)
Бивуак (в герме на руле):
Палатка Naturhike Cloud Up 1 10D
Спальник Freetime Micropack 600 (для этого региона и сезона хватило)
Каремат надувной Forclaz 500 Air (всем хорош, но собирать долго и не кинешь на землю)
Тент лёгкий 1.5мх3м с 2мм нейлоновыми оттяжками, снабжёнными карабинчиками и регуляторами для быстрой установки.
Термоспасодеяло майларовое
Репшнур 5мм 15м
Кусок 10мм каремата 50см х 80м (страховка от прокола надувного коврика, столик/сидушка/опахало)
12шт алюминиевых треугольных колышков для палатки
Вело ЗиП (кейс в рамной сумке)
Велонасос Giyo GP-94
2 камеры Ride Now TPU
Спицы переднего/заднего колеса 4шт
Спицы заднего колеса длинные 2шт
Ниппели 8шт
Ось эксцентрика передняя
Ось эксцентрика задняя
Ось заднего колеса с конусами
Изолента 1 моток
Стяжки нейлоновые 3х150мм, 20 шт
Запасные колодки 1 пара
Запасные тросики передач и переключения
Вело инструменты (мягкий кейс в нарамной сумке)
"Семейный" ключ
Рожковый ключ 10/11
Рожковый ключ 8/9
CO2 насос-бустер под стандартный 12г баллончик
8 баллончиков СО2 12г
Набор для ремонта камер (латки свежие, клей свежий!, тёрка)
Набор для ремонта ТПУ камер (латки)
Набор колечек и колпачков для сосков камер
Выжимка цепи
Мультитул велосипедный Bike Hand YC-262
Ключ спицевой Bike Hand YC-8F
Смазка литиевая в 3мл шприце-тубе
Монтажка 1шт
Всякая мелочь:
Свисток (громкий алюминиевый свисток распугивает всё живое)
Бумажник
Гермопакет с паспортом
Швейно-ремонтный набор 2 иголки и 5 видов ниток (включая арамидную для снаряжения), лезвия
Пусковое устройство ПУ-3 с 9 светошумовыми и 3 "перцовыми" зарядами
Газовый "перцовый" баллончик "Шпага"
Гигиенический набор:
Мыло хозяйственное
Зубная паста
Зубная щётка
Бритва одноразовая
Полотенце фибровое
Целлюлозные платочки Tolli
Питание:
Традиционно для себя я собрался "в автономку на неделю" — потому что кто его знает, как обстоят дела с магазинами и ценами на еду. Я взял с собой полусухую колбасу, сало, хлебцы, овсянку с сухофруктами и пюре с сухим молоком, моментальные супы, гречку в пакетиках, конфеты и козинаки — в общем, вёз с собой "стратегический запас" который подъедал в поезде и на ужин/завтрак, делился с товарищами которые не закупились продуктами.
Завтракал я обыкновенно кашей с сухофруктами, ужинал гречкой или пюрешкой с колбасой/салом, дошираками. Обедали мы, как правило, в кафе и ели много вкуснейших местных фруктов.
Цены на еду в "общепите" в Дагестане приятные, порции большие и еда вкусная, на ~500р (5$) можно иной раз наесться "от пуза" первым, вторым и десертом с чаем.
О Дагестанской национальной кухне и гастрономических традициях я развёрнуто расскажу далее в описании похода.
Воду из открытых источников — ручьёв, рек, водохранилищ и т.д. на Кавказе пить нельзя, она почти наверняка заражена болезнетворной микрофлорой. В посёлках есть бюветы с питьевой водой, пить воду из которых безопасно и без кипячения.
Бюджет, цены
На территории республики Дагестан почти везде принимают карты или переводы, возить с собой наличность не обязательно — разве что за наличку можно купить свежие фрукты прямо у сада где их собрали.
14135р ЖД билеты "туда-обратно"
~750р посещение музеев и природных объектов
~3500 общепит (6 "походов")
~2400р закупка продуктов в дорогу
~2700р напитки, вода и снеки в пути, продукты в Дербенте
~4800р проживание (6 дней)
Всего: ~28000р (~300$) за две недели
Дисклеймер безопасности
На территории республики Дагестан велотуриста поджидают разнообразные опасности и трудности, с которыми несложно будет разобраться, если только иметь о них минимальное представление.
Дорожное движение и правила
В Дагестане правила дорожного движения такие же, как и на остальной территории Российской Федерации — только не все водители считают их обязательными к исполнению. Совершенно обыденные явления — проезд на красный свет, поворот налево из центральной полосы, разворот через двойную сплошную, несоблюдение правил приоритета и игнорирование разметки. Потолкавшись в этом как будто бы хаосе немного, мы пришли к простой модели поведения — покажи своё намерение, гни свою линию если начал, при этом смотри по сторонам и уважай других участников движения. Если автомобиль начинает поворачивать и продолжает манёвр — его пропускают, если "мнётся" — подрезают, совершая манёвр "поперёк". Если водителю кажется, что он проскочит перед тобой на красный — нужно заметить его заранее, понять его намерение и пропустить его. Потому что если он решил и не видит препятствий — он поедет. Но если он заметит тебя и у него есть время среагировать — скорее всего пропустит. Рассуждать так на дороге непривычно — но на деле проще, чем кажется. Несмотря на такую специфику, аварий мы не видели, автомобилисты разъезжались мирно и дорожная жизнь шла в такой канве судя по всему вполне привычно для местных.
Животные домашние
Гуляющие вдоль дорог коровы и овцы — вполне обычное для Дагестана явление. Не нужно их пугать сигналами, пытаться объехать на скорости, втиснутся между ними, пытаться разогнать пинками или хлопками по туше — зверюга может испугаться и начать двигаться непредсказуемо, может ударить вас телом или копытом. Подойдите метра на три и громкими криками прогоняйте животину с дороги. Только учтите, что бычки или бараны могут и "в контратаку" на вас пойти — будьте осторожны и готовы отпрыгнуть в сторону при опасности.
Собаки
В Дагестане мы не видели бездомных собак. Как факт видели пару псин с бирками в Дербенте, но можно сказать, что дворняг или свор, которые обычно живут рядом с промзонами и рынками, в Дагестане нет — что не может не радовать велосипедиста. Однако, во всех районах Дагестана водятся стаи волков и шакалов, приходя порой выть прямо под стены Махачкалы и Дербента — дворняги в такой конкуренции просто не выживут. Для защиты стад от стайных хищников местные содержат охранных псов. Чаще всего это крупные — с небольшого телёнка, собаки пород "Кавказский волкодав" и реже — различные "чистопородные" Азиатские овчарки. Кавказский волкодав (КВ) — крупная, до полутора метров в холке охранная и пастушья собака. Кавказских волкодавов разводят местные, выводя свои линии с устойчивыми признаками, однако порода эта не признана официально. Не нужно путать КВ с кавказскими или азиатскими овчарками — КВ внешне похожи на помесь дога и алабая — короткошёрстные, жилистые, с не такой широкой грудью, мордой и крестцом, как у алабаев. Как правило, выведенные местными КВ не агрессивны к человеку, если только он не зашёл на их территорию или не приблизился к стаду или щенкам. Охранный инстинкт сильнее у кобелей — они будут облаивать и прогонять "чужака", альфа стаи КВ будет вести сородичей "в атаку" на чужака. При встрече с волкодавами лучше всего спешиться, оградить себя велосипедом, спокойно разговаривать с псом, не глядя в глаза, не показывая признаков страха и не отворачиваясь совсем от него, не делать резких бесполезных движений типа размахивания руками и спокойно уйти с территории, которую пёс считает своей. Пытаться имитировать бросок камня в волкодава бесполезно — на охранную собаку с устойчивой психикой это не сработает. В случае, если собака приближается близко и явно показывает желание напасть — стоит оценить обстановку и либо продвигаться, чтобы уйти с территории, либо "встать в оборону" огородившись велосипедами, кричать и посвистеть в свисток, привлекая внимание хозяев. Если вас" обложила" стая собак, они настроены агрессивно и уже подбираются близко, выходя из поля зрения — можно попробовать испугать их выстрелом холостого патрона и только в самом крайнем случае, когда агрессия уже явно угрожает вам или товарищам и медлить нельзя — применить по собакам средства поражения. Помните, что для вас собака — опасный нападающий хищник, а для хозяев — охрана стада, рабочий инструмент и возможно друг. Не надо калечить собак, из любой ситуации старайтесь выйти "без потерь" для каждой из сторон.
Животные дикие
В Дагестане живёт множество диких псовых — волки, шакалы, лисы. Также в республике водятся разнообразные дикие кошки, барсуки, еноты и прочее некрупное лесное зверьё. Не оставляйте пахнущую мясом еду в тамбуре палатки — лучше подвесьте её на дереве или спрячьте среди камней, если рядом нет деревьев. Не оставляйте на улице грязную посуду, не подкармливайте животных и не пытайтесь их потрогать — столбняк и бешенство сами себя не вылечат. В конце лета хищные звери, как правило, сыты и для человека опасности не представляют, но если местные предупреждают вас о волках или шакалах, промышляющих вот в этой красивой рощице, в которой вы планировали заночевать — стоит прислушаться. Звери людей боятся, но ловкие и сильные местные волки регулярно выхватывают некрупных овец из стада, а лисы приходят к жилью и палаткам туристов в поисках пропитания. Не ищите себе проблем и постарайтесь не встречаться с дикими животными.
Змеи
На Кавказе водятся ядовитые змеи, гадюки распространены повсеместно. Встретить гадюку вы можете где угодно — на дороге, у ручья, в перелеске. Они выползают погреться на камни, на обочины дорог, на полянки туристических стоянок. Если идёте из лагеря за грибами или собирать ягоды — возьмите с собой длинный прут, которым можно поворошить куст перед тем, как наклоняться к нему. Если змея агрессивна — аккуратно отступайте. Большинство укусов гадюк приходится на нижние конечности ниже колена — это как правило не опасно для жизни, укусы в шею/лицо уже могут представлять смертельную опасность, укус в руку приведёт к невозможности действовать ею. Яд по возможности следует немедленно отсосать из ранки, для этого существуют отсосы, я сделал отсос из обрезанного 10мл шприца. На место укуса давить не нужно! Это загонит яд глубже в ткани. Нужно успокоиться, подышать, добраться до лагеря не напрягаясь и не повышая пульс, лечь, много пить, не беспокоить укушенную конечность и НЕ НАКЛАДЫВАТЬ ЖГУТ, на носилках отправиться навстречу врачам. Сыворотка от яда гадюки по статистике оказалась опаснее, чем сам яд гадюки поэтому её вывели из употребления. Основная опасность при укусе гадюки и/или введении сыворотки это возможность развития анафилактического шока — острой аллергической реакции с вероятным смертельным исходом. Это можно купировать специальными медпрепаратами, но подобным должен заниматься МЕДИК ГРУППЫ ИЛИ ПРИБЫВШИЙ ВРАЧ, поскольку использование этих препаратов требует глубоких медицинских познаний. Если начал развиваться шок и помощи точно не будет — можно рискнуть использовать препараты самостоятельно НА СЕБЕ в качестве средства "последнего шанса".
Недоступность запчастей
Приготовьтесь к тому, что на Кавказе нет веломагазинов с привычным ассортиментом, даже камеру, спицы, цепь вы не купите, что говорить о колодках к дисковым тормозам и более специфических деталях. В населёнке есть пункты Ozon и Wildberries и в случае необходимости можно заказать нужные детали, а пока они едут сходить в радиалку.
Погода
Погода в горах тракте может преподнести сюрприз. В июле-августе жара 28-35 градусов в долинах, может внезапно налететь ливень и гроза, в невысоких предгорьях температура может упасть ночью до +10. Имейте хорошую защиту от солнца — одежду с полным рукавом и штанинами, надёжную защиту от дождя. При подъёме в жару в перевал не пренебрегайте отдыхом в тени чтобы не перегреваться, не геройствуйте. Серьёзную опасность при дождях представляют камнепады, сели и оползни. В тех местах, где над дорогой нависают или близко расположены скалы нужно быть осторожным в дождь — велосипедист плохо защищён от летящих сверху камней. Услышав грохот обвала и не имея надёжного укрытия поблизости, постарайтесь прижаться к стене, выставив спину и спрятав руки (либо закрыв руками голову если на ней нет каски). Увидев летящий на товарищей камень крикните "камень", а услышав такой крик — НЕ СМОТРИТЕ ВВЕРХ, а группируйтесь и прячьтесь. Не ставьте лагерь у "ненадёжных" склонов при угрозе дождя, "прячьте" палатку за деревьями для защиты от летящих сверху некрупных камней — хоть какое-то укрытие. При сильных дождях со склона может сойти оползень или сель — и горе вам, если вы или ваш лагерь окажетесь на его пути. Неподалеку от Гимринского туннеля перед нашим проездом сошёл сель и частично снёс дорожное полотно.
Колючки
По обочин дорог в Дагестане растут колючие кустарники — тут и наш любимый якорец стелящийся и прочие разнообразнейшие колючки. Если у вас нет защиты от проколов и не стоит бескамерка — будьте готовы к тому, что "съезд на обочину = прокол". Мы намучились с этими проколами, они серьёзно сбивали график движения, а неожиданно подсдутые шины на спусках представляют уже серьёзную опасность. Не пренебрегайте этим советом — обязательно поставьте бескамерку или используйте "бронированную" туристическую резину.
Правила поведения
Республика Дагестан — регион с преобладающим мусульманским населением. За этой сухой формулировкой скрываются иная вера, которую принимают жители республики, другие традиции и иное отношение к некоторым аспектам поведения. Для туриста уважение к традициям региона проявляется прежде всего в одежде и т.н. "мусульманском дресс-коде" — мужчинам не нужно носить шорты ниже колена, оголять тело, носить прозрачную и обтягивающую одежду, при этом обычные хлопковые футболки не порицаются. Девушкам стоит закрывать лодыжки и предплечья, не носить обтягивающие "велосипедки". Хоть я и видел достаточно много явно местных девушек в очень откровенных и обтягивающих нарядах в Махачкале и Дербенте, но "в провинции" вас не поймут и вызывающую одежду расценят как бесстыдство и проявление неуважения. Поверьте — вызвать неуважение только лишь нежеланием следить за своим гардеробом — непростительная глупость. Конечно, для туристов делают "скидку", но во многих даже светских заведениях "дресс-код" обязателен. Уважайте порядки — тогда и вас будут уважать. Постарайтесь не заговаривать с незнакомыми девушками и не пялиться на них, не использовать мат в речи, не рассказывать неприличные истории, не употреблять прилюдно алкоголь. Это может оскорбить местных и заставит краснеть ваших товарищей от стыда за вас.
Дагестан — край гостеприимных людей, где нас везде принимали с искренней теплотой и помогали в любой ситуации. Нам ни разу не нагрубили, ни разу не нахамили и не обсчитали, не попытались иначе обмануть. По впечатлениям этой поездки Дагестан остался в моей памяти как самый безопасный для туриста регион из тех, в которых я побывал.
Вода
Местная вода из открытых источников — рек, озёр, прудов и т.д. "условно несъедобна" поскольку, как и всюду на Кавказе, часто заражена болезнетворной микрофлорой. Все участники нашей группы переболели "болезнью от воды" — привыканием к местной микрофлоре. Выражается это через диарею, боли в животе, повышение температуры. Местные относятся к этим явлениям у туристов буднично и прописывают смекту и энтерофурил. Только принимать их нужно с разницей в два часа (неважно что сначала), иначе смекта частично блокирует действие энтерофурила. Один участник заболел тяжело — у него поднялась температура, ему ставили капельницу с антибиотиком и всего он пролежал три дня. Я "спасся" экстренным комплексным промыванием при первых признаках и "смектой" после, меня "отпустило" буквально за пару часов. Парни лежали по два дня и приходили в себя, в пути "держались" на лоперамиде.
I tried [соха] And got [софа]
Мой гараж