Тема: Велосипед «Украина»-история марки
Велосипеды «Украина»
Виктор Ходеев
Данный материал посвящен велосипеду «Украина» самой популярной марке велосипеда в СССР. К сожалению, со временем в памяти стирается информация об истории, модификациях, и конструкции велосипеда разных годов выпуска. Здесь, общими стараниями, описаны основные особенности всех моделей «Украина» производимых Харьковским велозаводом в советский период.
При подготовке материала были изучены инструкции велосипедов «Украина» разных лет, рекламная продукция ХВЗ, архивные материалы, целый ряд «живых» велосипедов.
Автор благодарит за консультации Игоря Майстренко и Влада Карганова за предоставленные фотоматериалы.
Содержание:
-Историческая справка
—«Украина» модель В-120
—«Украина» модель В-130, В-130К
—«Украина» модель В-134
-Последующие модели
-Общие особенности моделей
Историческая справка
Мужской дорожный велосипед ХВЗ «Украина», один из самых известных велосипедов производимых в СССР. За более чем пятидесятилетний период выпуска он стал настолько популярным, что и сегодня, в большинстве случаев, все старые дорожные велосипеды называют «Украина».
История велосипедов с названием «Украина», началась в 1920-х годах. В годы Первой мировой войны предприниматель Александр Лейтнер эвакуировал свою велосипедную фабрику из Риги в Харьков. После Октябрьского большевистского переворота 1917 года она была национализирована, и в 1923 году на ее базе был основан Харьковский велосипедный завод. В 1926 году на заводе было налажено производство единой модели мужского дорожного велосипеда, получившего название «Украина». Эту модель несколько раз модернизировали и прозводили до 1941 года.
После Второй мировой войны, велосипеды марки «Украина» стали вновь производить на Харьковском велосипедном заводе с 1960 года.
Первым велосипедом, который получил название «Украина», была модель В-120. Эта версия дорожного велосипеда пришла на смену модели В-110 «Прогресс», разработанной в конце 1940-х годов на базе довоенных немецких велосипедов. На протяжении всего периода производства, велосипед «Украина» модернизировался и с конвейера сошел целый ряд разных модификаций.
«Украина» модель В-120
Велосипед В-120 “Украина”, по сравнению с В-110 имел удлиненную раму, горизонтальные задние дропауты с натяжителями цепи, новое трехпружинное седло (с передней кольцевидной пружиной), усиленные цепные вилки и стойки, которые крепились к подседельному узлу болтом, вместо пайки. Ведущая звезда была с рисунком в виде кругов, катафот на заднем щитке стал пластиковым, овальной формы.
Первая модель велосипеда “Украина” В-120
На раме крепилась сумочка для инструментов прямоугольной формы, изготовленная из коричневого лакированного кожзаменителя. Цельноштампованный задний багажник оснащался пружинным держателем, как и на поздних В-110, но имел новую форму.
Ранние велосипеды В-120 (1960-1961г.г.) имели на раме штатные бонки для установки заднего ручного тормоза, но в последствии от них отказались.
Обода колес имели профиль типа «чайка», с количеством спиц на переднем 32, заднем 36 штук. Они были хромирование или крашенные в цвет рамы (в процентном отношении, очень много моделей В-120 имели крашенные обода, особенно во второй половине 1960-х).
Велосипеды в основном красились в черный цвет, но определенное количество, были зеленого, голубого, и других цветов.
Ранние велосипеды В-120 (1960-1961г.г.) оснащались двумя ручными тормозами и щитком цепи
На раму, бронзовой краской под трафарет наносили надписи «Україна», «В-120»
На раму, бронзовой краской под трафарет наносили надписи «Україна», «В-120» и декоративные линии. Подобный рисунок наносился и на вилку, щитки колес. Крашеные обода украшались двухцветными линовками. На заднем щитке наносилась цветная декаль с эмблемой завода.
В 1967 году вилка была унифицирована с другими дорожными моделями, что выпускались в тот период.
Модель велосипеда В-120 производилась до 1968 года включительно.