(15-04-2017 23:09:51 отредактировано Апрель)

Тема: Велохимия

Уважаемые участники форума!
В данной теме будут освещаться вопросы и особенности использования возможностей химии применительно к велосипедам.
Наиболее интересные и важные темы будут представлены в "Навигаторе по Велохимии".


Навигатор по Велохимии

Re: Велохимия

О.Ольгин. Опыты без взрывов    В школьные годы увлекался химией, это одна из "настольных" книг.
КРАСИМ БЕЗ КРАСКИ

Без краски можно покрасить многие металлические поверхности, если покрыть их (химически или электрохимически) тонким слоем цветных оксидов или солей, прочно сцепленных с поверхностью. Последнее условие выполнить не так-то легко.
Здесь мы приведем несколько рецептов окрашивания цветных металлов. Лишь некоторые из них пригодны для домашнего эксперимента, остальные требуют химических реактивов, которые не купишь ни в аптеке, ни в фотомагазине. Однако надеемся, вы уже записались в химический кружок.

"Zn"

металл, который поддается химической окраске, — это цинк. Его используют нечасто, но с оцинкованными предметами — ведрами, тазами, корытами — все хорошо знакомы. Объектом эксперимента может быть любой старый, негодный оцинкованный предмет. Промойте его поверхность раствором соды или протрите тряпочкой, смоченной в бензине, вымойте горячей водой с мылом и несколько раз прополощите. На оцинкованную поверхность нанесем смеси веществ, которые вступят с цинком в реакции, дающие окрашенные соединения.
Вот рецепты красок.
Черная: 2 части нитрата меди, 3 части оксида меди, 8 частей соляной кислоты и 64 части воды; после появления окраски поверхность промыть водой и высушить.
Зеленая: по 10 частей сульфата меди и винной кислоты, 12 частей воды и 24 части раствора едкого натра в воде (1:15); как только появится окраска, сейчас же ополоснуть поверхность водой, иначе будет бурый оттенок.
Синяя: на 100 мл воды — 6 г какой-либо соли никеля и столько же хлорида аммония.
Золотая: раствор из 1 части винной кислоты, 2 частей соды и 1 части воды смешать с чистой глиной; поверхность натереть смесью, а когда она высохнет, ополоснуть водой.
Коричнево-бронзовая: смесь из 1 части яри-медянки и 5 частей уксусной кислоты; поверхность натереть смесью, промыть водой и просушить.
Медная: так как цинк активнее меди, значит, достаточно смочить его раствором медной соли, например, медного купороса.

Между прочим, такими красками можно нарисовать на цинковой поверхности картину.

"Al"

От цинка перейдем к алюминию. Окрасить его несколько сложнее: и операций больше, и не обойтись без электрического тока. Оксид и соли алюминия невзрачны, поэтому нужен другой способ окрашивания. Он известен: это анодирование. Суть его в том, что через алюминиевую деталь, погруженную в электролит, пропускают ток; при этом на поверхности образуется пленка оксида толщиной менее 0,1 мм.
установка для обработки алюминиевых изделий Так как алюминиевые детали в гальванической ванне служат анодом, процесс и называют анодированием. Оксидная пленка пронизана микроскопическими разветвленными порами, в которых хорошо удерживаются красители. Можно окрасить анодированную поверхность и органическими красителями, в том числе природными, но лучше все же неорганическими веществами. Обычно деталь обрабатывают поочередно в двух красящих растворах, и ярко окрашенные продукты реакции остаются в порах.

Отполируйте алюминиевую деталь, обезжирьте ее бензином или ацетоном, промойте в горячей воде и подвесьте на проволочке. Опустите деталь на две-три минуты в 5%-ный раствор едкого натра, еще раз промойте и погрузите в слабый раствор азотной кислоты (20-30 мл кислоты на 100 мл воды). Разумеется, до детали дотрагиваться уже нельзя, а если с подвеской работать неудобно, помогайте себе пинцетом.
Снова промойте детали в горячей и в холодной воде и подвесьте на проволочке в стакане. Можно положить на края стакана палочку или карандаш и обмотать вокруг него проволочку раз-другой, подобрав такую высоту, чтобы деталь оказалась на несколько сантиметров выше дна. Соедините деталь с положительным полюсом источника тока. Катоды — стальные пластинки — подвесьте таким же образом. Источником тока могут служить батарейки, но они очень быстро "сядут"; аккумулятор или трансформатор с выпрямителем предпочтительнее.

Велохимия

В стакан с деталью налейте раствор серной кислоты (20 мл кислоты на 100 мл воды; осторожно!). Включите в цепь ключ или рубильник и реостат, чтобы регулировать ток. Для его измерения нужен миллиамперметр, но годится и тестер, который есть у многих радиолюбителей. Замкните цепь и установите ток из расчета 20-25 мА на 1 см2 поверхности.
Деталь сразу покроется пузырьками газа — это выделяется кислород, который и окисляет алюминий. При комнатной температуре процесс длится около часа.

Промойте анодированную деталь в проточной воде и приступайте к окраске. Погружайте деталь поочередно в два красящих раствора, выдерживая в каждом 5-10 мин и промывая каждый раз в проточной воде. Окрашенные детали еще раз промойте и высушите.
Вот составы красящих растворов и их возможная концентрация (в граммах на 100 мл воды):
синий или голубой цвет — гексацианоферрат калия (1-5) и хлорид железа(III) (1-10);
коричневый — гексацианоферрат калия (1-5) и медный купорос (1-10);
черный — ацетат кобальта (5-10) и перманганат калия (1,5-2,5);
желтый — дихромат калия (5-10) и ацетат свинца (10-20);
золотисто-желтый — тиосульфат натрия (1-5) и перманганат калия (1-5);
белый — ацетат свинца (1-5) и сульфат натрия (1-5);
оранжевый — дихромат калия (0,5-1) и нитрат серебра (5-10).

Пользователь находится в режиме "только для чтения".

Re: Велохимия

О ЛИМОННОЙ КИСЛОТЕ

ХРОМИРОВАННЫЕ детали, подвергшиеся коррозии (например, ржавчине), или имеющие трудновыводимую грязь, можно отмочить в лимонной кислоте:

Велохимия

Здесь процитирую коллегу Kisa

kisa пишет:

Даже если хромированная деталь выглядит очень ржавой (хоть бы обода и руль на Трофейном — до и после), не обязательно там нарушено покрытие. Дело в том, что хром твёрдый, но пористый. Туда попадает вода и воздух сквозь поры, сталь ржавеет. Т.к. продукты коррозии занимают больший объём, чем сама сталь, эта ржавчина через поры лезет наружу. Вид в итоге получается страшный.
Моем деталь в средстве для мытья посуды, растворяем пакетик 25 г лимонной кислоты литра на 2 воды, и погружаем туда деталь на сутки-двое. Иногда можно помешивать, вынимать деталь и обтирать её тряпочкой. Крупные детали обматываю тряпками, пропитываю раствором (иногда добавляя), сверху заматываю полиэтиленом.
Для ободов выкапываю ямку на даче, застилаю полиэтиленом, ставлю обод в ямку и проворачиваю иногда. Раз выкопал круглую яму, точнее кольцевую — тоже норм



ВАЖНО. Время отмачивания детали в лимонной кислоте — не более двух суток. Дольше деталь держать нельзя! Поскольку кислота начнёт выедать и сам металл.


ВАЖНО. ОЦИНКОВАННЫЕ ДЕТАЛИ КЛАСТЬ В ЛИМОНКУ КАТЕГОРИЧЕСКИ НЕЛЬЗЯ!!!
Цинк будет разъеден до сырого металла, после чего последний начнет очень быстро ржаветь. Рецепт годится только для никелированных или хромированных деталей.


ВАЖНО. ЛИМОННАЯ КИСЛОТА, В КОТОРОЙ ПОБЫВАЛ (ПУСТЬ И СЛУЧАЙНО) ЦИНК, — ДОЛЖНА БЫТЬ ВЫЛИТА И ЗАМЕНЕНА НОВОЙ!!!

Spoiler
когда-то не здесь addonics пишет:

А по факту хром в лимонной кислоте таки растворяется!
Короче, "по-науке" все правильно, а причина вот в чем — в процессе травления ржавчины на хроме, я случайно вкинул в раствор оцинкованный глагол (ну, блин, он с виду был как хромированный). Спустя время увидел вспенивание вокруг глагола, понял ошибку и вытянул его из раствора. Остальные железки продолжили травление. В итоге пострадало хромовое покрытие.

По науке это так (IMHO):
C6H8O7 + 7Zn = C6H8 + 7ZnO
3ZnO + 2Cr = 3Zn + Cr2O3
C6H8O7 + 7Zn = C6H8 + 7ZnO
и далее по кругу.
Т.е. цинк в реакции не расходуется, а служит даже не катализатором, а передаточным звеном.
Вывод:
Если в раствор с лимонной кислотой случайно попала оцинкованая деталь — раствор выливаем и делаем новый. Очищать хромированные детали длительным (бесконтрольным) замачиванием в таком растворе не стоит.

Еще немного цитат от коллеги Kisa:


kisa пишет:

Метод позволяет удалить только поверхностную ржавчину, которая прошла через поры, как описано выше. Если на каком-то участке покрытие отсутствует, слезло — оно не восстановится, просто откроется голая сталь, которая вскоре вновь поржавеет. На картинке слева ржавчина, прошедшая через поры неповреждённого покрытия (с которой успешно боремся лимонной кислотой, открывая хром), справа — образовавшаяся на открытой, без покрытия стали (новый хром здесь не вырастет).

Велохимия


Варианты размещения обода в растворе лимонной кислоты:
Велохимия

Велохимия
https://krokovod.org/forum/viewtopic.ph … 87#p238987

Велохимия   Велохимия   Велохимия
https://krokovod.org/forum/viewtopic.ph … 31#p262631

2

Re: Велохимия

Spoiler

Ссылкой на сабж поделился участник из Днепра, когда обсуждалось, чем же таким покрыть сталь20, чтобы защитить от коррозии "проект 38мм".
До проверки дело не дошло.
Отзывы форумчан отсутствуют!

Состав для холодного цинкования  «ZINTEC» (описание)
Велохимия


По странному совпадению, контора, производящая данный продукт, находится в Северодонецке.

Re: Велохимия

kisa пишет:

Для ободов выкапываю ямку на даче, застилаю полиэтиленом, ставлю обод в ямку и проворачиваю иногда. Раз выкопал круглую яму, точнее кольцевую — тоже норм

  Идея! img/ay


А можно ли лимонную кислоту заменить широко доступной уксусной?

Re: Велохимия

Ілюха,
Теоретически разницы не должно быть никакой. Только вонять будет сильнее

Re: Велохимия

Ілюха, да и дороже будет ) лимонная кислота в любом продуктовом продается рядом с разрыхлителями теста и содой смотрите

Прошлый раз помните? Все приходит с опытом.

Re: Велохимия

Ілюха пишет:
kisa пишет:

Для ободов выкапываю ямку на даче, застилаю полиэтиленом, ставлю обод в ямку и проворачиваю иногда. Раз выкопал круглую яму, точнее кольцевую — тоже норм

  Идея! img/ay


А можно ли лимонную кислоту заменить широко доступной уксусной?

Если вдруг есть старая негодная покрышка от авто, то разрезаем пополам и получаем емкость, лимонная кислота в пакетиках в продуктовом, уксусную лучше не надо.

Пью за ваши улыбки!

Re: Велохимия

andreylb пишет:

лимонная кислота в пакетиках в продуктовом, уксусную лучше не надо

NightWolF пишет:

дороже будет

Жизненный опыт мне подсказывает, что всякие порошки в [маленьких] пакетиках продаются на вес золота. Если растворить уксус и лимонку до одинаковой массовой концентрации (или до одинакового pH, кто помнит как его считать), всё же думаю, уксус будет дешевле. Надо глянуть цены.

Воняет, испаряется — на улице не страшно, и прикрыть можно. Да и в «лимонных» концентрациях уксус не должен быть таким уж вонючим.

А вот как с химической точки зрения? На ХТ технологических возражений против уксуса не нашёл, но он там вообще почти не упоминается.

Re: Велохимия

Ілюха пишет:

А вот как с химической точки зрения?

С химической т.з. можно, можно еще и другие кислоты взять, если они доступны

Хром металлический — Простое вещество
Устойчив на воздухе за счёт пассивирования. По этой же причине не реагирует с серной и азотной кислотами.

https://ru.wikipedia.org/wiki/Хром

У автолюбителей электролит со старого аккума взять?

Пользователь находится в режиме "только для чтения".

Re: Велохимия

Не вижу смысла заменять лимонку чем-либо. Цена ниже смешной, доступность — лучше хлеба, сигарет и водки. Но хуже пива.
Действие для наших задач идеально.

Мой гараж
Мастер спорта по езде за хлебушком на велосипеде.
Если не я построил велосипед — это не мой велосипед.

Re: Велохимия

Всё-таки лучше лимонную. От уксуса могут серъезные ожоги быть, если в глаз попадет, а лимонку водой смыл и всё.

(06-04-2017 17:43:13 отредактировано Кубанец)

Re: Велохимия

А  ортофосфорная или преобразователь ржавчины не подойдёт ? Всё же дешевле лимонной..
Это если брать орофосфорную в хозяйственном а лимонную в пакетиках...

Re: Велохимия

Кубанец пишет:

А  ортофосфорная или преобразователь ржавчины не подойдёт ? Всё же дешевле лимонной..

Ортофосфорку достать труднее, у нас она только по радиорынкам бывает.
А лимонку можно купить в любом местном лабазе, в отделе бытовой химии.

Re: Велохимия

Ортофосфорная в кока-коле и пепси, в каждом ларьке.