Re: Осенью в Грузию
Здравствуй, Боржоми! Спасибо, Zura
На здоровье генацвале Наслаждайтесь сколько хотите))
Re: Осенью в Грузию
Veksha, Вы на алюминиевом найнере путешествуете смотрю, или стальной? На планетарке?
Re: Осенью в Грузию
Re: Осенью в Грузию
Андрей, а как же тяжелый туринг?
Хны...
Расскажи потом про планетарку в горах.
#53 04-10-2018 14:06:44 (01-11-2018 13:38:56 отредактировано Veksha, причина: ошибка)
Re: Осенью в Грузию
Eclipse, тяжёлый Туринг хорош для плоскоча. На грузинских серпантинах, пройденных мной, его тормозов и одной передачи мне недостаточно!
Добавлено: 04-10-2018 15:10:51
Если коротко: планетарки трешки с прямой средней передачей 39:22 на главных дорогах (хорошем асфальте) мне было достаточно. Поднимался иногда пешком с грузом, когда болела нога
Re: Осенью в Грузию
#55 22-10-2018 13:06:49 (07-11-2018 15:13:41 отредактировано Veksha, причина: внес уточнение)
Re: Осенью в Грузию
Отчет о велопоходе в Грузию (23 сентября — 9 октября 2018 года).
Пролог
С детства, когда три года жил в таджикском Ленинабаде, я полюбил горы! Не как альпинист, а за красоту и величие, вызывающие внутри меня восторг. До такой степени, что мне часто снится один и тот же сон с вариациями на тему, как я беру билет и лечу в горы. Но ехать в Таджикистан сейчас не вариант – это уже другая страна – не хочу разочароваться. А горы зовут и не отпускают, да!
Желание посетить Грузию возникло у меня давно, но по разным причинам эта поездка откладывалась неоднократно. Прочитал много отзывов и отчетов других путешественников, в том числе и велотуристов. Все как один хвалят и хотят повторить! Было достаточно времени продумать снаряжение и маршрут, тем более, что велотуризмом хочу заняться с 2010 года, да всё как-то не получалось выехать дольше обычной ПВД-шки. Вариант одиночного велопохода мне представлялся оптимальным и это подтвердилось. Формат многодневного путешествия с использованием велосипеда, без спешки и лишнего общения, без «дамоклова меча» обратного билета, в населенной местности по хорошим дорогам мне очень понравился.
Глава 1. Москва – Владикавказ
До самого выезда задумывался, какой вел брать с собой. Выбрал переднюю дисковую гидравлику и тормозную планетарку-трешку с передачами 1,3, 1,77 и 2,41. Контактные педали тоже пришлись кстати. В последний момент сообразил, что сликовая резина не совсем уместна на асфальтовом серпантине, присыпанном крошкой, и не прогадал – поставил более цепкую. На ней по чуть-чуть попробовал гравий, грязь и мокрые камни – забавные ощущения, жаль, что мало. Общие выводы по велосипеду приведу в последней главе.
Билет на поезд оформил через интернет и распечатал вместе с багажной квитанцией (даже место в вагоне можно выбрать, во!). Снаряжение разместил в рамной сумке и велоштанах «Кног» (с удобной функцией рюкзака). Два флягодержателя для полторашек на ногах вилки и один обычного формата на раме очень пригодились. Подробный анализ использования снаряжения тоже будет в последней главе.
Скорый поезд 034 «Осетия» отправился с Казанского вокзала 23 сентября в 21-50 и за 36 часов довез меня до Владикавказа. Спальный вагон практически пустовал: кроме меня было 3-5 пассажиров за всю дорогу. В купе был один – благодать!
вот суровый кот в Нальчике:
Велосипед ехал в соседнем (штабном) вагоне в багажном купе в велочехле со снятыми передним колесом и левой педалью. В вагон-ресторан, который тоже соседствовал с моим, я так и не сходил, не смотря на ежечасные проходы тетки-зазывалы с громким оглашением меню. У меня была с собой домашняя еда и сухой паек на 2 суток. Брал только чай у проводницы (как в песне Шаова: «по цене Пепси-Колы»). «Вай-фая нет, он только в вагоне-Люкс» — сказала проводница и включила по видео фильмы Рязанова. Так что интернет был у меня только в населенных пунктах. Зато выспался. Люблю железную дорогу со студенческих времен!
В 10 утра 25 сентября прибыли во Владикавказ. Форма одежды летняя (велотрусы, веломайка с коротким рукавом, шлем, перчатки). Вытащил на платформу барахлишко, расчехлил и собрал вел, спросил у таксиста на площади перед вокзалом дорогу на Тбилиси и поехал! В городе купил две полторашки воды. Дорога сквозь город непрямая, пару раз пришлось уточнять направление, и вот я уже качу на третьей передаче по выездному шоссе в сторону гор.
Погода и настроение прекрасные! Яркое солнце (солнцезащитный крем пришелся кстати) и слабый попутный ветер.
Глава 2. Владикавказ – Тбилиси
За Владикавказом Т-образный перекресток, мне налево, в сторону гор. Гаишник ответил, что до границы 25 километров. Началась Военно-грузинская дорога. Асфальт хороший, везде есть белая полоса, по которой мне предстоит ехать, т.к. обочина гравийная. Очень выручало всю дорогу зеркало заднего вида на шлеме – без него лучше по проезжей части не ездить. Многие водители дают звуковой сигнал, предупреждая об обгоне. А некоторые сигналят, даже двигаясь навстречу – наверное, приветствуют!
У меня нет карт и велокомпьютера – так интересней. Хотя потом, в Грузии, где практически везде хороший интернет (местного оператора MAGTI), разобрался с функцией геолокации в смартфоне. А компас в телефоне, оказывается, не зависит от интернета. Да и без них на моем маршруте не заблудишься!
Еду и наслаждаюсь: слева Терек в широкой долине, вокруг, приближаясь, «растут» горы. Воздух наполнен незнакомыми запахами.
Не доезжая трех километров до Верхнего Ларса, пополнил запас воды в придорожном роднике и спросил у водителя фуры с грузинскими номерами, далеко ли до Тбилиси. Он сказал, что 190 км и пожелал удачной дороги. На пограничном переходе было мало машин. Пограничник позвал меня жестом руки и показал на место за первой в очереди легковушкой. Когда она проехала, меня довольно быстро пропустили. Услышав мой ответ на вопрос «Куда еду?», молодой пограничник улыбнулся и сказал: «Похудеете!» Я ответил, что в Тбилиси отъемся. Посмеялись. Пересекать границу пешком на этом пункте запрещено, поэтому меня записали в базу как пассажира предыдущей легковушки)). Штамп в паспорт и я продолжил путь к грузинскому КПП, который, как выяснилось, довольно далеко.
Ущелье сузилось, скалы нависают грозно.
Российский и грузинский пограничные объекты разделяет дорога с двумя тоннелями. Первый короткий, но очень страшный для едущего велосипедиста. Потому, что он без освещения, а край проезжей части, по которому приходится ехать, обильно засыпан крошкой и мусором. Мои фонарики хороши только как габаритные огни. Головной свет не мог достаточно ярко осветить путь, выхватывая то, что поближе. Особенно неприятно в темноте переезжать раздавленные пластиковые бутылки! Конечно, сбоку тянулось возвышение на манер узенького тротуара, и я для себя решил, что если услышу попутную фуру, то сразу заскочу туда. Но мне повезло проехать этот тоннель до появления какой-либо машины.
Второй тоннель оказался полной противоположностью первому. Только что реконструированный, чистый, с отличным освещением, вентиляцией и разметкой. Длинный с постоянным изгибом и подъемом в моем направлении. Но тут я тоже натерпелся страху от пролетающих встречных фур и медленно обгоняющих попутных. Сильно утомил меня этот тоннель, т.к. заставил крутить педали изо всех сил в надежде, что вот-вот закончится. Выехав и отдышавшись, заметил, что стала ощутимо побаливать правое колено (последствие юношеской травмы, которое проявляется на холоде и при длительных нагрузках). Это обстоятельство заставило почаще останавливаться в тщетной надежде, что боль стихнет. Скоро показался грузинский КПП. Там повторилась история с приглашением пройти без очереди. Узнав у меня, куда я еду, грузинский пограничник в окошке спросил, где мои прическа и борода с фото на паспорте. А должен заметить, что перед выездом я побрился «под Константина». Я сказал, что оставил их жене на память. Напоследок меня попросили назвать адрес московской регистрации и отпустили восвояси. Здравствуй, Грузия!
#56 23-10-2018 11:20:45 (29-10-2018 10:53:36 отредактировано Veksha, причина: добавил фото)
Re: Осенью в Грузию
Первый день велопрогулки по Военно-грузинской дороге перевалил за середину. И настроение моё стало клониться к горизонту вслед за солнцем. Причин тому несколько: небольшой, но постоянный подъем, встречный ветер, стресс от проносящихся рядом фур и усилившаяся боль в ноге. Через полтора часа, когда я присел на камень в небольшом «кармане» — расширении обочины дороги, меня посетило острое желание протянуть руку и поймать попутку. Но, немного отдохнув и подкрепившись, я передумал сходить с дистанции так скоро и продолжил путь на первой передаче, крутя педали практически одной ногой.
Стало прохладней – пришлось надеть велоштаны и веломайку с длинным рукавом. Третий тоннель миновал на велосипеде – он был слабо освещен электричеством и замусорен, но оказался коротким. Дорога извивалась вместе с ущельем. Отвлечься на созерцание громады окружающих меня гор можно было только во время остановки, а в движении все внимание на белую полосу! Но когда я поднимал глаза и оглядывался окрест, внутри меня мгновенно вспыхивали восторг и ностальгия по детству. Это придавало силы и радовало. Ради этого и ехал сюда.
Неожиданно после очередного поворота ущелье расширилось, и вдали показались очертания населенного пункта Степанцминда (Казбеги).
Рядом с живописной смотровой площадкой таинственные кресты
Я возликовал! Правда, пришлось преодолеть еще один тоннель, на этот раз пешком. Он был недлинным и без освещения. Сильные ощущения, когда бредешь почти в темноте в чреве горы! Ущелье расширилось, справа показался красавец Казбек. Он был почти свободен от облаков – хороший знак.
Въехав в Казбеги, я поменял деньги, прокатился туда-сюда по главной улице, подыскал непафосную харчевню и с удовольствием подкрепился на 40 лари с бутылочкой пива «Граф» (хорошее пиво, но больше в Грузии я пиво не пил. Зачем, когда вокруг много других напитков?).
Потом узнал стоимость ночевки в самой крутой гостинице: 200 лари, то есть 6000 рублей (по местному курсу, весьма завышенному) или около 70 евро. У меня не было столько лари. Сходил в обменник на другой стороне центральной площади и, возвращаясь, услышал вопрос: «Парень, комната интересует?». Бойкий дедушка назвал цену 30 лари за ночлег и 10 лари за завтрак. На том и порешили. Совсем недалеко у Василия, как представился хозяин, оказался участок с несколькими свежими строениями частногостинничного характера.
В одном из них для меня нашлась комната со всеми удобствами и мягкой постелью с тяжелым ватным одеялом. Засыпал я с желанием продолжить завтра своё путешествие на маршрутке Казбеги-Тбилиси, которая отправлялась с центральной площади каждый час.
Утро 26 сентября выдалось прохладным и туманным, ночью был небольшой дождь. Нога моя не болела, и я решил продолжить свой путь на велосипеде. Позавтракал вместе с другими квартирантами (молодая пара из Польши), оделся потеплей и двинулся по холодку. Туман висел метрах в 50 над землей, скрывая окружающие горы. Было ощущение, что еду в Подмосковье, боковым зрением зеленые склоны и заросли воспринимались как лес.
Проехал несколько населенных пунктов. Солнце разогнало туман, и как-то вдруг снова показались величественные горы.
Купил лаваш за 1 лари в маленьком кафе-магазинчике населенного пункта Коби. За ним широкая долина сменилась серпантином. А моя правая нога опять разболелась и годилась лишь на то, чтобы хромать, ведя велосипед. Так и продолжилось моё путешествие – в основном пешком до Крестового перевала. Все встреченные тоннели имели летние обходы, поэтому в чрево гор больше погружаться не пришлось. Вокруг очень живописно, особенно в месте выхода на поверхность минеральной воды.
На относительно пологих участках дороги смог двигаться в седле, и вот, мимо меня справа промелькнул какой-то каменный крест на возвышении, а за поворотом открылась бездна и серпантин спускающейся дороги. Ура! Это был крестовый перевал! Подкрепился всухомятку на площадке, с которой катают туристов на парапланах (по-моему так называется парашют – летающее крыло). Пофоткал немного.
Вдалеке красовался монумент Дружбы Народов. Продолжив путь, я запечатлел его с дороги, но терять время на подробный осмотр не стал.
А дальше дорога шла все время вниз, то петляя крутыми спусками серпантина, то плавно огибая выступы диких скал. Скоро показался тоннель-укрытие с большими окнами-проемами, открывающими вид на восхитительной красоты ущелье с круглым озером.
Дальше много было красивых склонов и очертаний гор:
Известные по чужим отчетам места: Универмаг и Остановка
Миновав очередной из многочисленных населенных пунктов, я захотел пообедать в придорожном кафе. Мне показалось хорошим знаком скопление фур на его стоянке. Наваристый суп-харчо, полный мяса, вкуснейшие хинкали, круто посоленный шашлык и бокал вина (за всё 30 лари) придали мне сил. Позвонил родственникам и поделился с ними последними новостями. А после недолгого отдыха опять крутил педали почти до сумерек. Без большой нагрузки боль в ноге утихла. Пора было задуматься о ночлеге. Вдруг слева открылся вид на Жинвальское водохранилище и затем его заслонили строения величественного замка с храмом. Это был Ананури. Сумерки не позволили сфотографировать его. За ним были большой мост и длинный подъем дороги. А перед мостом указатель «Гестхаус» направо вниз по гравийной дороге, уводящей далеко вглубь ущелья. Я не нашел в себе сил спускаться в сумерках по гравию и решил заночевать под открытым небом вблизи дороги. А что, я же настоящий турист!. Найти ровную площадку оказалось непросто, маленький клочок 3 на 4 метра с комфортным уклоном на запад, в сторону ущелья. Дальше пропасть, слева и справа колючие заросли с едва заметной тропой, позади за небольшим гребнем дорога со светом фар и шумом фур – романтика! Тепло, штиль, пасмурно. Всю ночь не было полной темноты, а скорее глухие сумерки, при которых можно различить цифры на белом циферблате часов. Тент ставить невозможно да и незачем, только нескользкая подстилка и флиска с банданой. Надобно заметить, что назойливые насекомые полностью отсутствовали. Долго не мог заснуть от дорожных впечатлений и шума машин.
Началось 27 сентября.
Вдруг во втором часу ночи мой отдых нарушили приближающиеся по ущелью сполохи и гром, а вслед за ними легкий дождик. Пришлось надеть куртку, пластиковый плащ и укрыться велочехлом из парашютной ткани. Так и просидел-пролежал в полудрёме часов до пяти, пережидая то усиливающийся, то затихающий, но несильный дождь. Гроза за это время приходила дважды. Не промок, но немного подмерз и плохо отдохнул. В шесть утра с рассветом двинулся в путь. Прошел пешком длинный подъем, и вот передо мной раскинулось во всей красоте Жинвальское водохранилище!
После водохранилища встретился весьма симпатичный монумент.
Дальше были в основном спуски, местами лихие, что не способствовало согреванию организма. Особенно тревожно проезжать участки, обозначенные знаком «камнепад», видя огромные камни, сдвинутые на обочину. И вот кафе, обжигающий кофе и пирожок из слоеного теста с сыром – всё, можно жить дальше! В кафе кроме меня завтракала семья россиян (пожилые родители и взрослая дочь), которые возвращались домой на автомобиле после поездки по всей Грузии. Пообщались на тему «куда-откуда». Они сказали, что в сторону Тбилиси погода лучше, и ожидается потепление.
На огромной стоянке у этого кафе за мной увязался пес охотничьей породы типа Дратхаар, который затем задорно, без лая, провожал меня не менее часа, то отставая на крутом спуске, то неожиданно догоняя на пологих участках, где я не спешил. Напоследок он обиженно полаял вслед и отстал, чему я обрадовался, так как он путался под моими колесами и рисковал быть сбитым фурой. В одном селе на спуске мимо промелькнула вывеска «Музей старинных автомобилей» и участок, заставленный ржавыми остовами разных машин. Я не стал останавливаться, так как немного иначе представляю себе такой музей, а трупики красивых стареньких машинок наводят на меня лишь грусть.
Продолжив путь в одиночестве, я проезжал почти уже равнинную местность, но живописные горы были рядом.
Три раза останавливался в разных местах в надежде купить местную СИМ-карту, но везде их не было в продаже. И мне говорили, что в следующем магазине наверняка будет. Увы!
Затем купил «грузинский сникерс» — чурчхелу с грецким орехом и фундуком по 2 лари за штуку у женщины, только что начавшей придорожную торговлю. Подкрепился ими через полчаса на обочине у окраины села. Очень сытно, смог съесть лишь одну. Проезжая два населенных пункта, видел нарядных детей, идущих в школу.
Вот и развязка Тбилиси-Батуми. Значит столица уже близко. Тепло и пасмурно – ехать очень комфортно.
Но сначала нужно заехать в Мцхету – древнюю столицу, может быть потом и не будет такой возможности, а она как раз по пути. Заехал, осмотрел, запечатлел увиденное. Очень красиво! Крепость на возвышении, храм, парк в долине реки – есть, что посмотреть.
Вернулся к развязке и повернул на шоссе в Тбилиси. Проезжая у подножия горы, где расположен воспетый Лермонтовым храм монастыря Джвари, остановился, чтобы запечатлеть живописнейший вид на Мцхету.
Отличное шоссе быстро привело меня в столицу. Знак, отмечающий начало населенного пункта появился неожиданно. А дальше потянулись пригороды, автосалоны и развязки.
Здравствуй, Тбилиси! Я доехал, ура!
#57 24-10-2018 10:44:41 (29-10-2018 14:09:36 отредактировано Veksha, причина: добавил фото)
Re: Осенью в Грузию
Глава 3. Тбилиси – Тифлис
Проехав несколько километров по северной въездной магистрали, я почувствовал острую необходимость интернета, чтобы выяснить, как доехать в центр города. Посидел на остановке, согласился на предложение Теле2 получить безлимитный интернет за 350 руб. в сутки, отправив СМС. Но после получения подтверждения связь пропала полностью. Стало ясно – нужна СИМ-карта местного оператора. Только вот где её купить – непонятно! Молодые люди не понимали мои вопросы на русском языке. На моё счастье женщина в возрасте разъяснила мне направление, и я продолжил путь в центр города. Миновал большую промзону, насыщенную автосервисами кустарного вида. Потом спросил по-английски двух женщин средних лет где можно купить СИМку. Мне ответили: «Можете говорить по-русски!» и всё подробно объяснили. Далее я продолжил путь мимо вокзала Дидубе, по проспекту Церетели, купил СИМ-карту с пакетом интернета (6Гб) за 20 лари.
Рядом увидел красивый храм, утопающий в зелени деревьев.
Пообедал в сетевом ресторане (овощной салат, харчо, хинкали, бокал вина) за 40 лари, отдохнул на лавочке возле станции метро «Церетели», сообщил коллеге Зура и своим родственникам о прибытии, отписался в Кроковод. Пасмурно, тепло, безветренно – пора искать ночлег и покатать по городу налегке! Долго искать не пришлось: недалеко от Арены «Динамо»
и парка с детской железной дорогой (первой в Союзе, кстати, открыта в 1935 году) в гостинице «Колосео» 2014 года постройки (двухэтажной, на американский манер) для меня нашелся просторный номер на первом этаже за 70 лари в сутки. Вход в номер прямо с улицы – очень удобно с велосипедом. Оплатил двое суток проживания, разгрузился и поехал налегке осматривать близлежащие районы. Спустился к набережной Куры и проехал несколько кварталов вниз по левому берегу, прогулялся вдоль реки (м-м-м, платаны, как в детстве!), увидел колоритный рынок и красивые проспекты Царицы Тамары и Давида Агмашенебели.
Купил на ужин хлеб, сыр и бутылочку Киндзмараули (восхитительное вино! 13,5 лари за бутылку). С вечера Зура сообщил, что сможет завтра встретиться со мной и покажет старый город. Отлично выспался и высушил вещи.
Утром 28 сентября встал рано и продолжил самостоятельный осмотр города, так как до встречи с Зура оставалось около 1,5 часов.
В 10-20 состоялась историческая встреча кроководов России и Грузии у Арены «Динамо» в Тбилиси!
Затем мы несколько часов катались и гуляли по городу, сопровождая эту прогулку фотосессиями в самых красивых местах. Зура показал мне практически все достопримечательности, и благодаря ему, я наметил план дальнейшего вдумчивого осмотра исторического центра на ближайшие три дня. Как радушный и гостеприимный хозяин Зура угощал меня и не позволял участвовать в расходах! Ближе к вечеру мы вернулись в мой отель, и я передал Зура скромные гостинцы, которые, к моей радости, ему очень понравились. На том и расстались, предварительно обсудив совместные планы. Зура поинтересовался моим впечатлением от автомобильного движения на улицах, где мы побывали, сказав при этом, что ему самому не комфортно на Старт-Шоссе в городском потоке машин. Я ответил, что смог за два дня легко освоиться с помощью московских навыков, зеркала заднего вида, удобной посадки и хороших тормозов. В городе довольно плотное движение, местами пробки, поэтому воздух весьма загазован. Этому способствует обилие немолодых иномарок, в том числе праворульных (и не обязательно японского производства!). Пешеходов не принято пропускать до момента, когда пешеход решительно не начнет движение. И тогда преимущество имеет тот, кому оно нужнее!))
На память об этом замечательном дне у меня осталось много ФОТОГРАФИЙ.
#58 25-10-2018 14:09:24 (Причина редактирования: добавил фото)
Re: Осенью в Грузию
Утро 29 сентября я посвятил двум занятиям:
1) Доехал до так называемого Сухого моста и долго бродил по большому «блошиному» рынку, раскинувшемуся неподалеку. Я разглядывал старые вещи, разное барахло и безделушки, которые нанесли и оставили в Тбилиси отхлынувшие времена и ушедшие поколения. Конечно, не для покупки чего-либо, а как в музее, из любопытства. А продавцы разглядывали меня в необычной одежде и мой велосипед, некоторые спрашивали, откуда я, и удивлялись, узнав, что прибыл я на этом велосипеде да из Владикавказа.
2) Мне нужно было уточнить, где расположена новая гостиница. Дело в том, что продлить проживание в старой ещё на двое суток мне не удалось – на выходные всё было забронировано. Извинившись, мне сразу предложили другой вариант, поближе к центру, но за 90 лари в сутки («Biblioteka Hotel», улица Михаила Джавакхишвили, дом 8
). Уютная небольшая гостиница неподалёку от Памятника велосипеду. Я согласился и в полдень тронулся в путь, что называется, «с вещами». При заселении мне предложили не затаскивать каждый раз велосипед в номер на второй этаж, а оставлять его под лестницей у ресепшен – что было весьма удобно. Совсем рядом красивые виды на город
Потом уже налегке я доехал по проспекту Шота Руставели в центр, мимо очень красивого Театра
пообедал в том же кафе, где мы обедали вчера с коллегой Зура, и долго гулял по узким улочкам старого города, в основном пешком.
Дальше поднялся по очень круто уходящей вверх улице с видом на серные бани до входа в Ботанический сад.
С велосипедом внутрь нельзя – пристегнул его к ограде, купил билет за 2 лари и более двух часов бродил по ботаническому саду, периодически отдыхая на скамейках в самых живописных местах.
Фоток много, поэтому уберу под кат:
Обнаружив металлическую лестницу, круто уходящую вверх, я поднялся по ней и оказался на смотровой площадке над городом, там, куда поднимаются кабинки канатной дороги от подножия горы. Виды окрест чудесные! Много людей из разных стран. Сувениры, кафе, все как надо. Мой бинокль пришелся очень кстати!
Фотографии лишь отчасти передают всю красоту панорамы в тот замечательный вечер.
Попрощавшись с крепостью двинулся обратно в Ботанический сад:
Не спеша вернулся к велосипеду и, пройдя мимо большого храма, откуда доносились красивые песнопения,
еще погулял в старом городе. Угостил кота:
На ужин зашел в уютный ресторанчик в подвале красивого дома дореволюционной постройки на углу улиц Лермонтова и Шалва Дадиани. Приятный свежий интерьер, мягкий свет, приглушенная музыка. По стенам симпатичные рисунки. Два зала, в соседнем небольшая кампания, я в одиночестве.
Харчо везде готовят немного по-своему, но неизменно очень вкусно! Еще заказал салатик, хинкали, бутылочку прохладного Мукузани – ужин стоил около 50 лари. Сытый, довольный и очень уставший (от впечатлений) я вернулся в гостиницу. День прошёл удачно!
#59 01-11-2018 13:36:48 (30-05-2019 11:06:29 отредактировано Veksha)
Re: Осенью в Грузию
Воскресный день 30 сентября выдался солнечным и теплым. В открытое окно гостиничного холла доносились задорные звуки оркестра. Выглянув в окно, я увидел сам оркестр, шагающий вниз по улице, и толпу бегунов разного возраста, слегка разбавленную велосипедистами.
Оказывается это был ежегодный Тбилисский осенний марафон. Потом я еще дважды встречал его участников: у Сухого моста и на финише на проспекте Руставели.
Моя сегодняшняя прогулка по городу началась пешком с проспекта Руставели. Неподалеку на небольшой площади купалось в солнечном свете оливковое дерево. Оно выглядело как драгоценный камень в прекрасной оправе.
Потом я спустился переулками к Сухому мосту и больше часа бродил по «блошиному» рынку. Никакие фотографии не могут передать прелесть и уныние россыпи потрепанных вещей, как домашних животных, потерявших хозяев.
Потом я посидел на скамейке в парке, посвященном событиям двух революций. Вернулся на Руставели, дошел неспеша до площади Свободы и затем углубился в Старый Тифлис. Ах, эти прелестные двери, уютные дворики, балконы, коты...
Проголодавшись, случайно вышел на улицу Лермонтова и обнаружил неприметное заведение общественного питания в старом подвале с вывеской на грузинском языке. Как потом выяснил – это был легендарный духан «Рача», известный с дореволюционных времен. Посетителей в 11-30 было мало. Пообедал там (холодная закуска из баклажана с орехом, овощной салат, лобио, жареная картошка со свининой и луком, кажется «аджарули», и грушевый лимонад в бутылочке — за всё 40 лари) очень вкусно! Антураж и работники этого духана сильно напомнили мне советское время, но все чисто и вежливо. Фотографировать там как-то постеснялся…
Отдохнул после обеда на углу площади Свободы, потом опять нырнул в Старый город, рассмотрел старейший в Тбилиси храм:
и забавную достопримечательность – «падающую» башню.
На обратном пути случайно заглянул в небольшой парк «Первой Республики» неподалеку от станции метро «Руставели» и с удовольствием отдохнул там на скамейке.
Вечером съездил на велосипеде поужинать в духан «Рача». На этот раз он был практически полон посетителями. Среди них были местные жители, чинно беседующие за бокалом принесенной с собой чачи, туристы из разных стран, несколько молодых пар за романтическим ужином. Мой ужин был вкусным и просто Обжорным. Из названий блюд запомнил только лимонад со вкусом винограда. Покатил затемно в гостиницу по Руставели с ветерком! Так и пролетел мой четвертый день в Тбилиси. Завтра на курорт!
#60 01-11-2018 15:22:39 (02-11-2018 14:49:22 отредактировано Veksha, причина: добавил фото)
Re: Осенью в Грузию
Глава 4. Боржоми — Цагвери — Бакуриани
1 октября в 7-20 я покинул гостиницу «с вещами» и покатил по просыпающемуся Тбилиси в сторону автовокзала Дидубе на встречу с коллегой Зура для совместной поездки в регион Боржоми. Мы подкатили к назначенному месту практически одновременно и гораздо раньше условленного часа. Погуляли, погрузили велосипеды и вещи в маршрутное такси, с водителем которого Зура договорился заранее о перевозке, нашли кафе со свежими хачапури и попили кофе. Около 9 часов выехали и за полтора часа добрались в Боржоми, проехав 150 км отличного шоссе. Там перегрузились в местную маршрутку поменьше и быстро миновали 14 км до посёлка Цагвери, где у коллеги Зура располагается уютный загородный дом, купленный его прадедом в 1943 году. Сейчас этот дом используется в качестве дачи всеми многочисленными потомками героического прадеда.
Нас гостеприимно накормила обедом мама крёстного Зура, дом которых расположен прямо по соседству. Там я впервые попробовал настоящую чачу, даже в двух вариантах: белую, помягче, градусов 50, и темную, настоянную на перегородках плодов грецкого ореха, покрепче, градусов 70. А настоящую грузинскую чачу, как разъяснил Зура, невозможно купить – её не продают, а делают понемногу и только для своей семьи. Выпили, конечно, чисто символически, для аппетита, потому, что впереди была поездка на велосипедах в Боржоми.
Вниз по хорошей горной дороге ехать приятно, особенно, когда мало автомобилей! И вот, здравствуй, Боржоми!
Вот нитка маршрута Цагвери Боржоми — голубая линия и по парку Божоми — красная линия (все карты любезно составил и прислал Зура)
Это нынешний завод по розливу минеральной воды «Боржом».
Это паровоз узкоколейной железной дороги, которая соединяет Боржоми с горнолыжным курортом Бакуриани. Он был куплен ещё самодержцем всероссийским и славно потрудился за свою долгую жизнь, за что и водружен на пьедестал у дороги.
Проехав по городу, мы повернули в сторону Национального парка, налево через мост,
мимо вокзала, куда приходит электричка из Тбилиси (в пути 4 часа).
На фоне входа в парк.
На фоне дома матери иранского шаха.
Цена входного билета 2 лари. Движение на велосипеде запрещено, но вести велосипед рядом можно.
На фоне старого разливочного предприятия царских времен.
На фоне реконструированного павильона над источником тёплого «Боржома».
Вот я набираю воду в том самом источнике тёплого «Боржома».
Вкус у него специфический из-за содержания сероводорода, но пьётся легко. Пейте "Боржом" — это вкусно и полезно!
Пройдя дальше вглубь парка, который раскинулся по ущелью вдоль реки, переходя её по стальным мостам с массивными заклепками, мы оказались на большой площадке с памятником Прометею и фонтаном на фоне высокого водопада.
Зона активного отдыха с каруселями, ресторанами и детскими тематическими игровыми аттракционами постепенно закончилась.
После нескольких плавных изгибов дорога из мощеной и бетонной превратилась в грунтово-щебеночную и повела нас в окружении скал и высоких деревьев. Оседлав велосипеды, мы поехали дальше, спешиваясь лишь на очень крутых подъемах и спусках.
Примерно через два километра неожиданно открылась большая поляна с купальнями и другими достижениями цивилизации, к которым вёл мост. За 5 лари всё это стало нам доступно.
Правда, времени и желания искупаться у нас не было. Мы немного отдохнули и двинулись в обратный путь. Внизу я наполнил бутылку «Боржомом» в холодном источнике, и мы поехали в Цагвери.
По дороге купили овощи на рынке в Боржоми и остальные продукты в магазинах Цагвери.
Ужин, приготовленный Зура, стал отличным завершением насыщенного дня. Мы долго и очень душевно посидели за столом. Тостам не было числа! Вот, что такое настоящее грузинское гостеприимство! Старинная стальная кровать с пружинной сеткой, двумя матрасами и толстым ватным одеялом приняла меня в свои объятия и мгновенно усыпила под шум реки за окном.