(02-09-2022 13:29:52 отредактировано Paul)

Тема: Три Салюта

В прошлом году подарил мне друг велосипед для передвижения по летнему посёлку.
Велосипед не новый, скадной Салют начала 80-х. Жена ездила на нём когда то, потом он висел много лет в гараже, родные шины задубели и скривились, рулевая болтается, колёса гуляют, а педали подклинивают. Ну и взялся я его оживить.
Гайки подкрутил, где надо отпустил, шарики под рулевую насыпал, да и всё, ожил велосипед не смотря на возраст. Колеса не люфтят, под своим весом опускаются ниппелем вниз, оба, и заднее тоже. Педали крутанёшь пальцем – вертятся как пропеллер. Руль ходит мягко, хотя небольшой люфт пришлось оставить, не критично. И велосипед поехал! Причем приятно поехал, мягко и легко. Кривые шины ещё создавали видимость восьмёрки, но  за неделю езды они немного размялись, я подспустил колёса и руками выпрямил шины насколько мог. Зрительно кривизна ещё заметна, но вилять перестали. Вот теперь совсем кайф. С велосипеда не хочется слезать. Съездил в магазин, вернулся домой и хочется ещё уйти на кружок километров в пять, неспеша, в удовольствие. Недавно померил скорость и вышло, что в такой вот расслабленной манере я держу порядка двадцати км в час. Если хочу погонять, то 25, дальше уже тяжело.
Раз уж поехал надо и внешность подправить. О порошковых окрасках не помышлял, да и вообще не собирался серьёзно заниматься этим велосипедом, но затягивает, может когда и доберусь, а сейчас просто снял раму, почистил, заклеил лишнее скотчем и покрасил чёрной краской для мангалов. Краска не самая крепкая, но идея была попробовать сделать велосипед матовым и вышло именно то, что я хотел. По просьбе сына ещё чуть дунул издали золотистой краской для индивидуальности. Иии, как хотите, но мне нравится. Жене тоже понравилось. Посмотрела, попробовала, говорит тоже хочу такой, при том, что у неё есть новенький красивый дамский велосипед с большими колёсами, корзинкой и шестью скоростями. А этот лёгкий в управлении, мягкий, изящный. Слово «изящный» чаще всего слышу в комментариях от встречных друзей и незнакомцев.
Три Салюта


Этим летом занялся продолжением, поставил родное удобное седло вместо американского горного, на том после пары часов езды попа начинала протестовать. Крылья добавил, не родные, новые лёгкие нержавеющие. Крылья как у голубого велосипеда ниже. К чёрному цвету подошли и мне понравилось, что они сели ниже. Родные у наших висят высоко над колесом, по внедорожному, а эти сидят близко, аккуратно, по итальянски. Велосипедик то не горный, городской круизер. Ну и жене начал подбирать компаньона.

Удачно попался Салют пролежавший всю жизнь в кладовке.
Три Салюта Три Салюта

Я схватил его не раздумывая, привёз домой, настроил, накачал колёса с ещё родными советскими ниппелями и колпачками. Стоит красавец, блестит как новенький, а я не знаю что с ним делать. Мне нужна пара к чёрному, а тут капсула времени, такой на выставку надо, рука не поднимется его переделывать да перекрашивать. Прокатился я на нём пару раз для пробы да и передал в хорошие руки, а сам продолжил поиски.

Нашёл ещё пару Салютов по рупь за кило. Старые, но более-менее живые, один на запчасти, а второй жене. Собрал, почистил, настроил, едет красавец, не хуже чем  чёрный. Кстати, про тот новенький забыл сказать, на нём как то не было такого удовольствия от езды. В чём дело не знаю, настраивал одинаково, то ли подшипники необъезжены, то ли сталь другая, он из более новых, где то 90-х годов, не могу сказать, вот едет, но без волшебства, так что и расстался я с ним без особого сожаления. А на голубом удалось повторить искомые ощущения лёгкого полёта, слезать не хочется. Пока не красил, его уже до меня покрасили в голубой цвет и жене такой нравится.
Три Салюта Три Салюта


Теперь о тестах.
Настольную книгу кроковода я уже несколько лет периодически читаю и многое понравилось сразу, но вот поверить, что правильно настроенный сингл делает скорости ненужными я не мог. В относительно плоском городе одно дело, я и сам всё детство ездил на Школьниках-Орлёнках-Украинах и не испытывал нужды в скоростях. А сейчас по пути на работу на наших семи холмах проезжаю горку, на которой приходится переключаться на вторую-третью скорость моего шестискоростного конька. Ход Салюта эквивалентен четвёртой скорости на которой я сдыхаю. Попробовал проехать на Салюте и заехал, несколько раз. Да, оно работает! Можно ездить на Салюте в удовольствие и не менять по несколько раз за зиму эти резинки на вибрейках. (*)
Раз такое дело, решился на коренной эксперимент. Длинные и крутые пандусы к подземному переходу, лет пятнадцать по ним езжу, на них то уж точно не заехать, ну а вдруг. Поехал я к знакомым пандусам и заехал не вставая с седла. Вот это номер! Пятнадцать лет ковырялся там с передачами на разных велосипедах, а всего то надо было взять хорошо настроенный советский сингл.
Большой респект автору этого сайта!
Вот так случайный подарок и книга о кроководстве помогли избавиться от ереси ашанобайкерства и вернули меня с семьёй в лоно истинных сингловодов. )

Ещё не рассказал, что вышло с тем велосипедом, который брал на запчасти.
Мягкое кресло с него взял, а дальше всё пошло не по плану а как тут принято, собрал я его, раз уж оказался в руках  img/bk  На заднем колесе гайки почти не крутятся, с трудом смог выставить нужный натяг. Попробовал проехать, а он не едет, он плывёт как по морю, мягко — мягко, но странно. Спицы сзади ненатянуты и колесо легонько повиливает рождая в животе ощущение невесомости. Приятель проехался на этом велосипеде до шашлыков и тоже говорит – странный велосипед, только сел и не заметил как уже приехал. Это же мечта, а не велосипед! Хотел так и оставить, но народ отговорил,  обод погнётся, спицы лопнут. Некоторые спицы и правда оказались поломаны так что пришлось отказаться от опции «езда как по морю». Добавил спиц, подтянул, выровнял, накачал колесо случайно до 4-х атмосфер и получил зубодробительную езду. Совсем не понравилось, комфорт пропал, а скорость не выросла, вернул в мягкое состояние – 2.5-3 атмосферы и не сильно натянутые спицы. Неожиданно получился лишний рабочий велосипед.
В таком виде и вернул другу взамен его прошлогоднего подарка, ему как-раз понадобился.


* — Стометровый спуск на тормозах по зимней каше из снега с песком съедает пол резинки за раз. Нашел резинки покрепче, так на вторую зиму обод насквозь протёр.

8

(29-01-2024 22:07:18 отредактировано Paul)

Re: Три Салюта

Некоторые наблюдения по свежему, пока не забыл.

Ощущения от езды на одном и том же велосипеде могут сильно меняться от казалось бы незначительных деталей:
Попробовал настроить чуть точнее, убрать люфты, которые незаметны на ходу, но чувствуются руками в перевёрнутом велосипеде. Люфты почти убрал, туже стало самую малость, например колесо под весом ниппеля не опускается, но долго крутится чуть тронешь мизинцем. Рулевая так же. Вроде бы, на ходу не должно быть заметно, а волшебство пропало и это чувствуется сразу, на первых же метрах. Возможно, дело в мелких боковых вибрациях, которые разумный люфт съедает не напрягая подшипники.

Положение руля — чуть качнёшь его вперёд или назад и велосипед другой.

Мягкие спицы дают ощущение будто плывёшь по воде, незабываемо. Буду думать как безопасно повторить. (Конечно, это не для спортсменов, у меня прогулочный велик с прямой посадкой и мягким седлом. Пробеги редко превышают десяток километров в день, хотя по лесным тропинкам бывает езжу часа три-четыре.)

Шины:
Откровением стало то, что широкие шины тоже надо сильно накачивать. Велосипед с толстокожими 2.5-дюймовыми шинами тащился тяжело, как по песку. Я думал это нормально пока не накачал его до трёх атмосфер, тогда он покатил весьма неплохо, хотя и не как Салют.

Новые полуслики размера 37х533 закончились. Остались лишь барахолки и Чао Янг с тракторным протектором. На одном Салюте попалась старая болгарская шина 40x534, а вот 540-е шины для инвалидных колясок падают с обода.

Родные шины имеют очень хороший запас прочности. В одной задней шине рассохшаяся резина с обоих сторон имела по всему кругу трещину до корда, но держала давление в 3 атмосферы и ездила с месяц пока я искал замену. Друзьям страшно было давать этот велосипед, только сам ездил надеясь на зимний опыт в случае разрыва, но шина выжила.

Цепь: Никакого масла летом, только парафин, может быть с воском. Зимой посмотрим, хотя, это уже из другой темы   img/crash

Ещё вижу, что мои субъективные ощущения не всегда стыкуются с мнением опытных кроководов.
Сейчас я сравниваю с детским опытом езды на советских дорожниках. Потом был туристический крейсер Wheeler с кожаным седлом от Минска Три Салюта
Есть вёрткий конёк горбунок на 20" колёсах. Был один с трёхскоростной планетаркой и там сложно говорить о лёгкости хода. На спортивных советских велосипедах пробовал ездить, но не проникся, они для меня слишком плохо управляются на тротуаре среди пешеходов, а в дальние пробеги не гоняю.
Эти Салюты для меня сейчас верх совершенства, разве что внешнего лоска ещё можно добавить, но тогда придётся навешивать замки ценой больше велосипеда о). Может быть лучшее просто не попадалось в руки, интересно было бы сравнить с чем то общеизвестным, например с Туристом под хорошим дорожным седлом.

Re: Три Салюта

Шины все разные, зависимости наката от ширины практически никакой. Общее правило:  чем тоньше стенка и выше давление, тем лучше едет.

Вроде бы, на ходу не должно быть заметно, а волшебство пропало и это чувствуется сразу, на первых же метрах.
Еще один человек с аномальной чувствительностью? img/ab

Ибу ибуди — дадао муди!

Re: Три Салюта

Paulimg/ay

EndoSteel пишет:

Еще

img/ag Дело идёт к созданию клуба img/ag

Мой гараж
Мастер спорта по езде за хлебушком на велосипеде.
Если не я построил велосипед — это не мой велосипед.

Re: Три Салюта

EndoSteel пишет:

Шины все разные, зависимости наката от ширины практически никакой. Общее правило:  чем тоньше стенка и выше давление, тем лучше едет.

А, я не сказал, шины были двух видов, даже трёх, но везде протектор толстый как подошва, хотя и гладкий.

Добавлено: 01-09-2022 21:20:12

kisa пишет:

Дело идёт к созданию клуба

Спасибо )
А не подскажете где тут пишут коллеги по чувствительности?

Re: Три Салюта

Paul пишет:

где тут пишут коллеги по чувствительности?

img/ag  Профиль коллеги EndoSteel — Показать темы  img/bj
img/bk

Мой гараж
Мастер спорта по езде за хлебушком на велосипеде.
Если не я построил велосипед — это не мой велосипед.

Re: Три Салюта

Paul, на отдельных экземплярах Салютов встречались болгарские покрышки, вместо штатных В-54 37-533. Но у болгарских "Руссинов", размерность была 40-534, т.е. всего на один миллиметр больше по посадочному диаметру. Покрышки размерности 35..42-540 от инвалидных колясок на обод Салюта встают, но не держатся. Возможны два варианта исхода в зависимости от конкретного сочетания "покрышка/обод": первый — при накачке сорвет борт и этим все закончится. Второй — покрышка будет каким-то образом держаться на кромке обода, но провернется при торможении на заднем колесе с отрывом соска камеры, либо в повороте сорвет борт.

Судя по ряду мелких деталей на снимках, все Салюты, попавшие в Ваши руки, относятся к "позднему" варианту, выпускавшемуся в период 1986..1993гг. Год выпуска, кстати легко узнать посмотрев на верхний мостик с серийным номером. Последние две цифры и есть год выпуска велосипеда. После 1990г. номер перенесли на левый задний дроп, но формат его не изменился.

Подробную детализацию Салютов разных лет, и историю их появления, подробно расписывали на форуме: Велосипеды Кама/Салют/Универсал.

5

Re: Три Салюта

MiStar, верно 40х534, это я по памяти спутал, сейчас поправлю.

Re: Три Салюта

MiStar, есть заготовка велосипед "салют" дропы квадратные. Год на дропе 89 г.  img/bk значит в 89 перенесли.

Re: Три Салюта

tork, могу лишь предположить, что 1989 год был "переходным периодом", когда номер мог наносится, как на мостике, так и на левом заднем дропе:

Три Салюта

Номер рамы на мостике 1976-1990гг

Кстати, вопрос к хозяину темы: какие года выпуска у Ваших Салютов?

Re: Три Салюта

У голубого на мостике стоит 87-й год.
Чёрный в девичестве выглядел и по ощущениям один в один такой же, но крепление рулевой трубы у голубого разрезное, а у чёрного косая гайка, наверно более ранний.
Ну а синий из чулана по словам хозяев был 90-х годов. По сравнению с этими дубоватый и лепестки подседельной трубы у него очень мягкие, были выгнуты в форме воронки и я легко обжал их плоскогубцами через прокладку не вынимая седло.

Re: Три Салюта

А, кстати,
Три Салюта


https://krokovod.org/forum/viewtopic.ph … 105#p59105

Мой гараж
Мастер спорта по езде за хлебушком на велосипеде.
Если не я построил велосипед — это не мой велосипед.

Re: Три Салюта

kisa пишет:

А, кстати,

Да, есть такое дело, держится вроде крепко, но зрительно не комильфо.
У меня к сожалению нет мастерской, ни пайки ни сварки. На работе есть сварочный аппарат и человек без опыта.

Как делают электрозаклёпку? Если я просверлю подседельную в 10см от верха сверлом на 5мм(?), вставлю половинку трубы внутрь, прижму седлом и попрошу капнуть сваркой в отверстие подойдёт?

Или пару болтов шляпками внутрь, не хочется гаек снаружи, может расклепать как то или хоть циакрином приклеить, усилие то идёт изнутри.

Re: Три Салюта

Paul пишет:

Как делают электрозаклёпку? Если я

img/bs Именно так.

Добавлено: 02-09-2022 15:14:16

Paul пишет:

капнуть сваркой в отверстие

Ну... это не вполне точно. Там надо img/ag  наложить в отверстие img/ag  img/bj  расплавленный материал электрода так, чтобы он приварился и ко дну — вставке, и к краям отверстия  в основной трубе.

Ну или можно это представить в виде углового шва.
Три Салюта


Только закольцованного в диаметр того отверстия.
Да, диаметр 5-7 мм. И половина трубы не пропихается через верх. Немного меньше — где-то треть.

Мой гараж
Мастер спорта по езде за хлебушком на велосипеде.
Если не я построил велосипед — это не мой велосипед.

Re: Три Салюта

MiStar, много у вас интересного.
Тут попалось необычное фото Салюта, может и переделка. Не встречали такого?
Три Салюта