(17-12-2020 19:00:27 отредактировано MiStar, причина: Наполнение темы по мере выявления исторических сведений)

Тема: Велосипеды Кама/Салют/Универсал

Данная тема возникла из обсуждения Салютов и "салютообразных" велосипедов 70-х..80-х годов ХХ века, распространенных на территории СССР. Так, как их конструкции были во многом схожи между собой, несмотря на то, что производство велось разными заводами, исследования на эту тему проводим здесь.

Велосипеды Кама/Салют/Универсал

В общем речь идет примерно о таких шинокопытных средствах передвижения   img/bk

В Советском Союзе, в конце 60-х, самом начале 70-х годов выбор велосипедов был довольно ограничен. Если исключить из рассмотрения детские и подростковые велосипеды, то по сути, выбор мог быть лишь между дорожниками на 622 колесах с закрытой или открытой рамой, и велосипедами спортивно-туристического направления производства ХВЗ. Учитывая, что в 60-е годы в городах и поселках страны массово строились многоквартирные жилые дома, которые позже назовут "хрущевками", квартиры которых практически не имеют подсобных площадей, пригодных для хранения крупногабаритной техники, встал вопрос о расширении модельного ряда производимых для населения велосипедов. В европейских странах, к тому моменту, уже появились многочисленные конструкции относительно компактных велосипедов с хребтовой открытой рамой, имеющие уменьшенные колеса, а также в ряде модификаций механизмы, позволяющие оперативно сложить или разделить раму для перевозки в багажнике легкового автомобиля, или хранения.

По некоторым непроверенным данным, первым отечественным велосипедом подобного типа стала Десна-2 Жуковского велозавода, являющаяся переработкой одной из моделей европейских компактных велосипедов с 20" колесами. Но по настоятельной просьбе организаторов, мы ограничимся в данной теме рассмотрением довольно интересного унифицированного семейства отечественных велосипедов с хребтовой рамой, колеса которых выросли где-то внутри бывшего патефонного завода №260 Министерства оборонной промышленности, более известного в нашем сообществе, как Пермский велосипедный завод.

В первой половине 70-х в Перми был разработан "унифицированный" модельный ряд велосипедов, включавший в себя компактный велосипед на 20" колесах, известный под торговой маркой "Кама", универсальный велосипед на 24" (533мм) колесах с торговой маркой "Скиф", и позже, к ним добавился "переросток" на 28" колесах от обычного дорожника с названием "Универсал".

Кама - была успешно освоена в крупносерийном производстве Пермским велозаводом к середине 70-х годов. А вот Скиф, предлагаемый сразу в двух вариантах, как складной велосипед, и его удешевленный вариант без механизма складывания, выпускался в довольно скромных количествах, несмотря на довольно высокий спрос у населения. В силу ряда причин, увеличить масштабы производства Скифа в Перми, похоже оказалось невозможно, и в рамках отраслевой кооперации предприятий Миноборонпрома, производство велосипедов на 533-х колесах было передано на вновь организованное в Йошкар-Оле предприятие - фактически филиал Йошкар-Олинского механического завода, специализированный на выпуске товаров народного потребления (ТНП), более известный у нас по своему последнему названию, полученному уже в 90-е годы, как Йошкар-Олинский велосипедный завод (ЙОВЗ). В силу действовавших в то время внутренних правил использования товарных марок предприятий, от названия "Скиф" отказались, и за велосипедами из Йошкар-Олы была закреплена торговая марка "Салют". Пермский завод, тем не менее, некоторое время продолжал выпуск "люксовой" модификации "Скифа" под названием "Пермь". Пермь - отличалась от Скифа и Салюта обилием хромированных деталей, и наличием электрооборудования в качестве опции.

Производство в Йошкар-Оле, изначально планировалось, как массовое (в середине 80-х выпуск Салютов на ЙОМЗ составлял более полумиллиона велосипедов в год), и с широким использованием внутриотраслевой кооперации. Цеха ТНП ЙОМЗ  в какой-то мере "опередили время", т.к. являлись фактически отдельным сборочным предприятием внутри основного завода, получавшим готовые узлы с других предприятий, оставляя за собой лишь сварку рамы, окраску, комплектацию колес и окончательную сборку изделий.

"Универсал" на 28" колесах появился намного позднее своих "родственников", и представлял собой "Пермь" несколько увеличенную в размерах, и использующую стандартные колеса с шинами 40-622, "заимствованные" у дорожника Урал. Универсал, производился в 80-е годы Пермским заводом в относительно небольших количествах, поэтому на сегодняшний день является достаточно редким видом двухколесного транспорта.

Все три велосипеда семейства исходно имели очень высокую степень унификации, и отличались в основном только геометрическими размерами рамы и колесами. У Камы, в силу особенностей компоновки, стержень руля был изогнутым, и не унифицирован с другими моделями семейства. Первоначально, похоже все велосипеды имели модификации с механизмом складывания и без него, но в реальности большая часть выпущенных велосипедов являются "складничками" с довольно мощным литым узлом складывания на правую сторону. Без узла складывания в Перми выпускалась часть Скифов. В Йошкар-Оле первыми были собраны "упрощенные" Салюты без узла складывания, и их производство продолжалось все время, но составляло достаточно небольшой процент от общей массы выпущенных велосипедов. Универсалы, насколько мне известно, без узла складывания не встречаются, а вот насчет Камы без узла складывания существуют разные мнения. Возможно когда-то была изготовлена небольшая партия упрощенных Кам, но как правило в наши дни встречаются лишь переделки из складничков, у которых по разным причинам был удален узел складывания.

Принадлежность торговых марок конкретным заводам на данный момент выглядит следующим образом:

20" складной унифицированный велосипед "Кама" - Пермский велозавод

24" (533) складной/нескладной унифицированный велосипед "Скиф" - Пермский велозавод

24" (533) складной/нескладной унифицированный велосипед в исполнении "люкс" "Пермь" - Пермский велозавод

28" складной унифицированный велосипед "Универсал" - Пермский велозавод

24" (533) нескладной/складной унифицированный велосипед "Салют/Салют-С" - Йошкар-Олинский механический завод

24" (533/507)  нескладной/складной унифицированный велосипед "Таир/Альтаир" - Йошкар-Олинский механический завод

24" (507) складной велосипед ERVI/Mari El - поздние модификации Альтаира с использованием национальных названий - Йошкар-Олинский велозавод

В скобках указал используемые посадочные диаметры шин для 24", т.к. дюймовое обозначение не всегда однозначно показывает реальные размеры колеса. Колеса и покрышки с общепринятым посадочным диаметром 24"/507мм стали использовать в Йошкар-Оле для комплектации велосипедов после 1992г. До этого использовались колеса и покрышки размерности 24"х1"1/2 с посадочным диаметром 533мм.

Как-то так...  img/bk

3

(11-12-2020 23:58:35 отредактировано MiStar, причина: Здесь складываю фотографии выловленные в сети, чтобы не потерялись)

Re: Велосипеды Кама/Салют/Универсал

резерв #1

Велосипеды Кама/Салют/Универсал

Скиф из объявления на Авито.

Руль с выносом без центрального болта похоже наглухо заварен/забит в вилке, т.к. отсутствует стяжной хомут цанги, а сама цанга похоже была сломана. Оригинальный багажник с двумя боковыми опорами, на Салютах таких не было. Вместо наклеек - декали, которые сохраняются через сорок с лишним лет несколько лучше.

Велосипеды Кама/Салют/Универсал

Латунная эмблема одного из самых первых Салютов из объявления на Авито

Велосипеды Салют с подобными эмблемами выпускались очень короткий промежуток времени в самом начале их производства. На более поздних эмблему стали наносить на рулевую трубу с помощью декали, а потом декаль сменила наклейка.

Велосипеды Кама/Салют/Универсал

Основная декаль первых Салютов выглядела так. Из объявления на Авито

Велосипеды Кама/Салют/Универсал

Декаль подседельной трубы раннего Салюта из объявления на Авито

Все три снимка с эмблемой и декалями, принадлежат одному и тому же Салюту, выпуска конца 1976 начала 1977г.

Велосипеды Кама/Салют/Универсал

Пермь в люксовом оформлении. Багажник хромированный, колпачковые хромированные гайки, как у ранней Камы. Уцелевшая наклейка, заметно отличается от "новодельных", которые похоже изготовлены из наклеек "Универсала" или поздней "Камы".

Велосипеды Кама/Салют/Универсал

Таир


Велосипеды Кама/Салют/Универсал

Велосипеды Кама/Салют/Универсал

Велосипеды Кама/Салют/Универсал

ERVI

(14-12-2020 00:25:31 отредактировано MiStar)

Re: Велосипеды Кама/Салют/Универсал

Историческая справка по Йошкар-Олинскому механическому заводу, основанная на архивных материалах.

Неспешно начинает вырисовываться картина появления на свет "Салютов" из Йошкар-Олы. Благодаря наличию среди фондов государственного архива республики Марий Эл фондов с номерами Р-278 и Р-1163 удалось разобраться с датами, а также организацией производства товаров народного потребления на предприятии п/я А-1240.

Марийский механический завод (исходное "открытое название" ЙОМЗ) был образован в 1970г. приказом Министра Оборонной  промышленности СССР, и в сентябре 1970г. началось строительство завода на месте бывшей частной застройки на окраине Йошкар-Олы. За годы девятой пятилетки (1970-1975) завод был построен, и вошел в число действующих. Открытое название предприятия по состоянию на 1975 год изменилось и он стал Йошкар-Олинским механическим заводом. В составе предприятия, была предусмотрена организация цехов для выпуска "гражданской продукции прикрытия", или выражаясь языком гражданских документов тех лет - "товаров народного потребления". В качестве таких товаров/продукции для ЙОМЗ были выбраны сравнительно недавно появившиеся в СССР "компактные дорожные велосипеды с хребтовой рамой". Конструкция велосипеда была разработана на Пермском предприятии входившем в систему МинОборонпрома, где мощности по производству гражданской продукции к тому моменту были полностью загружены, и организация массового производства еще одной модели велосипеда, была нерациональна. Велосипеды "Скиф", позднее в люксовом варианте отделки "Пермь" в вариантах со складной и цельной хребтовой рамой, были подготовлены к производству в Перми и даже выпускались мелкосерийно, но массовое производство этих велосипедов было развернуто на мощностях вновь построенного предприятия в Йошкар-Оле. При смене производственной площадки, велосипеды сохранили пермские индексы моделей 113-622 для складного варианта и 114-612 для варианта с цельной рамой, но поменяли свое название на "Салют", которое в свою очередь стало торговой маркой для гражданской продукции ЙОМЗ в период 1976..1993гг.

Производство велосипедов в Йошкар-Оле предусматривало широкую кооперацию с уже существующими предприятиями, и ряд деталей, таких как втулки переднего и заднего колес, алюминиевые обода, мягкие сидения "поролон на лопате" предприятие получало от смежников, оставляя за собой изготовление рам, штамповку крыльев,  щитков и ряда других деталей, а также окончательную сборку "изделия". В начальный период производства, возможно сборка велосипедов велась из задела готовых рам, полученных из Перми в рамках подготовки производства.

Первые велосипеды "Салют" модели 114-612 были изготовлены в Йошкар-Оле в 1976 году. Немного позже было освоено производство складной модификации "Салют-С" модели 113-622. До 1983 года, название "Салют-С" было внутрипроизводственным, и на декалях/наклейках велосипеда не отображалось, обе модификации имели одинаковый набор внешнего оформления с надписью "Салют".

К концу 70-х годов цеха по производству ТНП в составе ЙОМЗ вышли на проектную мощность, и в 80-е годы выпускали около 0.5млн велосипедов "Салют" в год. При этом большую часть выпуска в 80-е годы, стала составлять модификация со складной рамой 113-622, а после 1985г. 113-912.

В 1980 году были пересмотрены ТУ на велосипеды Салют и Салют-С, в конструкцию внесен ряд изменений, направленных на увеличение надежности велосипеда (в первую очередь пересмотр решений, связанных с рулевой колонкой), а также подготовки внедрения сварки вместо пайки при сборке рам. Велосипеды по новым ТУ получили собственные модельные индексы, принадлежащие ЙОМЗ. Салют стал 114-912, а Салют-С 113-912. Велосипеды по ТУ 84-883-80 начали выпускаться с 1.01.1981г.

В 1985 году ТУ на велосипеды Салют и Салют-С были пересмотрены, что отразилось в их номере. Также была в ТУ была включена модификация велосипеда "Салют-5" 113-911, предусматривающая установку пятискоростной трещетки вместо "Торпеды", а также клещевых задних тормозов. В массовое производство по ряду причин эта модификация не попала, скорее всего дело не ушло дальше опытно-промышленной партии, но в документации велосипедов Салют периода 1985..1987гг. описание этой модели встречается. В издании РЭ 1987 года на месте описания модели 113-911 "Салют-5" имеются пустые места, т.е. она была исключена из руководства.

Серийное производство Салютов моделей 113-912 и 114-912 продолжалось до 1992 года, а отдельные немногочисленные экземпляры Салютов 1993 года, по всей видимости были собраны из имеющегося задела деталей.

К 1989 году были подготовлены к производству модели Таир (Альтаир) и Альтаир-Т, базировавшиеся на той же хребтовой раме Салютов, но собиравшиеся уже на сварке вместо пайки, а также имевшие измененные щитки цепи, иную более высокую конструкцию багажника и ряд других мелких изменений. Некоторое время Таиры/Альтаиры и Салюты собирались параллельно. На велосипедах "Альтаир" предусматривался вариант комплектации шинами с посадочным диаметром 507мм, более перспективным при поставке на экспорт, чем использовавшиеся на Салютах колеса с посадочным диаметром шин 533мм.

В 1994 году до ЙМЗ добрались "новые веяния" выразившиеся в преобразовании из государственного предприятия относящегося к Министерству Оборонной промышленности, в самостоятельное "акционерное общество открытого типа", запущенное в самостоятельное плавание "по волнам бурного рынка 90-х". К сожалению, эти преобразования стали началом конца завода.

Примерно в то же самое время Таиры и Альтаиры стали появляться с шильдиками Mary EL и ERVI, т.е. была сделана попытка перейти от "отраслевых торговых марок" к которым относились "Салют", "Салют-С", "Таир", "Альтаир" к национальным, с легким уклоном к "псевдоиностранным написаниям на латинице", что для марки ERVI зачастую приводило к тому, что ее считали прибалтийской.

Далее цитаты из архивной справки:

Приказом АООТ "ЙМЗ" от 03.07.95 № 166 цеха № 121 и № 122 объединены в одно велосипедное производство - цех № 122.

На основании приказа АООТ "ЙМЗ" от 28.09.95 № 315 организован участок по выпуску экспериментальных горных велосипедов (подразделение № 213).

В соответствии с решением собрания акционеров АООТ "ЙМЗ" от 03.11.95 организовано дочернее предприятие "Велосипедный завод" в форме акционерного общества открытого типа.

Приказом АООТ "ИМЗ" от 03.01.96 № 1 утверждены следующие изменения в структуре завода:
...
5. Упразднены отдел снабжения и отдел сбыта; при отделе "Торговый дом" организована группа бартерного обмена;

Приказом АООТ "ЙМЗ" от 21.05.96 № 99 внесены следующие изменения в структуру завода:
...
2. Отдел "Торговый дом" упразднен;

Приказом АООТ "ЙМЗ" от 12.11.96 № 165 утверждена следующая структура - головной завод: АООТ "ЙМЗ"; производственные подразделения в форме самостоятельных юридических лиц:
ООО "Пресс - 95", ООО "Зевс-М", ООО "Муромец", ООО "Истоки",
ООО "Бытовик", ООО "Сапфир", ООО "Кетунь"; дочернее предприятие АО "Велосипедный завод".

В связи с приведением организационно-правовой формы АООТ "ЙМ3" в соответствие с Гражданским кодексом Российской Федерации общим собранием акционеров 30.06.98 был утвержден Устав в новой редакции, который зарегистрирован Государственной регистрационной палатой Республики Марий Эл 16.09.98, регистрационный № 264.
Акционерное общество открытого типа "Йошкар-Олинский механический завод" стало именоваться: открытое акционерное общество "Йошкар-Олинский механический завод" (ОАО "ЙМЗ").

Приказом ОАО "ЙМЗ" от 23.06.2000 № 19 цех пластмасс ОАО "Велосипедный завод" выделен в самостоятельное производство и введен в структуру ОАО "ЙМЗ".

Определением Арбитражного суда Республики Марий Эл от 05.10.2000 в отношении ОАО "ЙМЗ" введена процедура наблюдения.

Решением Арбитражного суда Республики Марий Эл от 03.08.2001 ОАО "ЙМЗ" признано несостоятельным (банкротом) и в отношении него открыто конкурсное производство, процедура наблюдения прекращена.

После банкротства головного предприятия, АО"Велосипедный завод", полностью прекратил выпуск продукции, и через некоторое время также был обанкрочен.

Вот такая история с грустным концом получилась...  img/thank

3

(23-11-2020 16:16:53 отредактировано MiStar)

Re: Велосипеды Кама/Салют/Универсал

резерв #3

(12-12-2020 00:01:33 отредактировано MiStar)

Re: Велосипеды Кама/Салют/Универсал

https://krokovod.org/forum/viewtopic.ph … 64#p190664
kisa, Намек насчет статьи понял  img/bs, нахожусь в стадии сбора документальных подтверждений и отлова фотоснимков. Длинными зимними вечерами попробую разобраться откуда выросли колеса у "салютообразных". На данный момент картина вырисовывается такой:

Что касается ПМЗ, то он выпускал "Салютообразные аналоги" под собственными наименованиями "Скиф" и "Пермь".

ЙОВЗ не был "заводом-дублером", здесь ближе аналогия выпуска электровозов ВЛ8 на НЭВЗ (основной завод - калькодержатель чертежей и сборка), ТЭВЗ (сборка большей части машин),Луганский тепловозостроительный, который изготавливал кузова и тележки и для НЭВЗ и для ТЭВЗ.

В нашем случае "калькодержатель" скорее всего ПМЗ, по каким-то причинам не развернувший у себя массовое производство Скифа, а позже Перми, а передавший чертежи вновь образованному в системе Миноборонпрома, специализированному предприятию по выпуску товаров народного потребления в Йошкар-Оле. ЙОМЗ - массовый производитель велосипеда на 533-х колесах, как в складном, так и не в складном варианте, в интервале 1977..1993гг.

Тем не менее, ни одного "Салюта", или "Салюта-С" с подтвержденным Пермским происхождением, пока не обнаружилось. И по документам (паспорта/инструкции разных лет) и по самим велосипедам, сохранившим, остатки наклеек - Салюты изготовлены ЙОВЗ.

В 90-е от отраслевого названия "Салют" и "Таир/Альтаир", принадлежавшего Миноборонпрому, ЙОВЗ отказался в пользу "местных диалектов на иностранный лад" типа ERVI, MaryEl, и т.п.

Пока как-то так...  img/bk

Re: Велосипеды Кама/Салют/Универсал

kisa, самому интересно разобраться во всем этом. Все же когда-то, очень давно, я начинал свою трудовую биографию с предприятия Миноборонпрома, правда с иным "ширпотребом для прикрытия", и примерное понимание кооперации и разделения труда в этой системе у меня имеется. А вот в сети, кто-то в явной форме, занимается копипастой когда-то, кем-то нафантазированной темы "Салюта сделанного в Перми", не пытаясь хотя бы открыть инструкцию любого года издания, или посмотреть на "неободранный велосипед" сохранивший заводские эмблемы на трубе рулевого и подседельной, чтобы нормально разобраться в вопросе.

Re: Велосипеды Кама/Салют/Универсал

Хехе, все эти "кто-то" перед Вами img/af 
Салютами у нас никто всерьёз не занимался. Использовали, как заготовки, не особо вникая. Причём, в большинстве случаев, даже не для себя, а жене/сестре/ребёнку/гостевой/алкобайк. Т.е. совсем не на первых местах в гараже.  Он похож на Каму во всём до мелочей, кроме колёс. И на Универсал. И находится поесередине в размерном ряду. Кроме того, их наклейки весьма недолговечны, и редко до нас доходят.

При таком подходе  img/ah  этой версии нам было вполне достаточно. Кстати, я считал, что "круглые" дропы - это ПМЗ, а "квадратные" - ЙОМЗ. И единственный Салют, который прошёл через мои руки с откровенной эмблемой "Й" был с квадратными - стройность логики не нарушилась img/bj

Мой гараж
Мастер спорта по езде за хлебушком на велосипеде.
Если не я построил велосипед - это не мой велосипед.

(25-11-2020 21:32:07 отредактировано MiStar)

Re: Велосипеды Кама/Салют/Универсал

Насчет формы дропов - особо пока не присматривался, но уже сейчас могу сказать, что несмотря на внешнее сходство, Салюты разных лет выпуска довольно сильно отличаются друг от друга, что видимо связано с "рационализацией и оптимизацией технологий массового производства". Особенно ярко выделяются Салюты позднего периода, со сварной рамой, грубой заделкой дропов, и характерно окрашенным в цвет рамы выносом руля. Но именно они в основном и встречаются в состоянии "консервы", т.к. до "перестройки" велосипеды покупали в основном чтобы использовать, а не для того, чтобы "хранить на всякий случай".

С наклейками - мучаюсь еще с прошлого года, т.к. на двух из трех моих Салютов, наклейка на раме не соответствует оригиналу, но найти исходник пока не получилось, а мои остались где-то в начале 90-х. Наклейки Салютов - это еще одна тема для исследования, т.к. до 1985 года они менялись довольно часто и по их виду можно было приблизительно определять год выпуска велосипеда.

Велосипеды Кама/Салют/Универсал

Вот так должна выглядеть оригинальная наклейка на моих красных Салютах 1984 года выпуска. Существовал еще более редкий вариант этой наклейки для складничка Салют-С, где буква "С" впервые появилась в названии.

У меня так сложилось, что если бы по дороге на дачу, я не вытащил бы из овражка голубой Салют-С, то вряд ли бы я появился на этом форуме в ближайшие годы, а ЗиС с Украиной продолжали бы тихо висеть "консервами", один в гараже, другая на чердаке...

Велосипеды Кама/Салют/Универсал

В таком виде в наших краях бросают Салюты в овражках... Слегка отмыт от грязи, а также собран в рабочее состояние из свернутого. Вилка у него скорее всего от более позднего собрата, выпущенного в 90-е годы.

Велосипеды Кама/Салют/Универсал

Таким он стал теперь...  img/bk

3

Re: Велосипеды Кама/Салют/Универсал

В юности был Салют (нескладной), год выпуска не знаю. Могу только сказать, что вынос был хромированный (я читал, что у поздних был крашеный в цвет рамы). От него осталось только руководство и в нем как раз Йошкар-Ола фигурирует. Велосипеды Кама/Салют/Универсал
Велосипеды Кама/Салют/Универсал

Для статистики img/ab

Re: Велосипеды Кама/Салют/Универсал

вот это поворот!
MiStarimg/ay

Re: Велосипеды Кама/Салют/Универсал

Vik.Tramp, я пока веду тему по Салютам в своем собственном гараже, и упоминал там про четыре вида выносов, использовавшихся в разные годы Особенности Салютов разных лет. Для статистики было бы еще интересно увидеть страничку паспорта с номером и датой выпуска. По виду самой бумаги - инструкция относится к периоду 1986..89гг.

Re: Велосипеды Кама/Салют/Универсал

MiStar пишет:

Салюты разных лет выпуска довольно сильно отличаются

img/ag Ну, это даже я знаю, и некоторые признаки знаю.

Мой гараж
Мастер спорта по езде за хлебушком на велосипеде.
Если не я построил велосипед - это не мой велосипед.

Re: Велосипеды Кама/Салют/Универсал

MiStar, увы, паспорта нет, только руководство. Если память не изменяет, был "унифицированный" вынос в хроме, белые крылья, хромированный багажник. По хронологии покупки велосипедов в семье склоняюсь к концу 80х.

Re: Велосипеды Кама/Салют/Универсал

Уточнил, 87-88  img/bk

(23-11-2020 16:50:01 отредактировано Тимур)

Re: Велосипеды Кама/Салют/Универсал

MiStar пишет:

или посмотреть на "неободранный велосипед" сохранивший заводские эмблемы на трубе рулевого и подседельной, чтобы нормально разобраться в вопросе.

ОХ, взялся-бы кто-нибудь за историю пермского завода.
К стати, коллеги, может договоримся и придём к некоему жентельменскому соглашению  img/ab , что-бы не было путаницы пермский завод ПЗ называть (на многих деталях такая аббревиатура стоит), пензенский - ПВЗ. К тому-же, как я понял, велики в Перми далеко не главная продукция была. img/al

Как уже писал, познакомился на другом техническом (не велосипедном) сайте с человеком, работавшим в 70-е, 80-е на ПЗ. Спросил у него про Салюты, он тоже про "Пермь" и "Скиф" сказал. Сейчас спросил его, не могло-ли и название "Салют" на их великах присутствовать.
Хотя он пишет
Да, наша разработка. Называлась "Пермь", "Скиф??"
После нескольких лет выпуска всю оснастку передали Йошкар-Оле "Салют"

Так что, похоже, название "Салют" уже после передачи возникло.
Вот в письме пара фоток было.
Велосипеды Кама/Салют/Универсал  Велосипеды Кама/Салют/Универсал
Зелёный вел ранний.