Тема: Favorit ЧССР
На странице много картинок с длинными именами. Если Вам какие-то картинки не показывает — перезагрузите страницу.
__________________________________
Марка жива, здесь частичный репост странички истории с оф. сайта https://www.favorit.cz. Также интересная информация была найдена на https://www.sterba-bike.cz, она включена в текст в виде ремарок.
СПОРТИВНЫЕ ВЕЛОСИПЕДЫ ИЗ РОКИЦАН
Специальные гоночные программы Favorit всегда добивались больших успехов в виде медалей на лучших гонках мира.
Достижения чехословацких представителей на велосипедах Favorit – это полная коллекция олимпийских медалей.
Мельбурн 1956 – серебро
Токио 1964 – золото
Москва 1980 – бронза
Начало производства велосипедов в Рокицанах (Rokycany) относится к 1901 году, когда предприниматели Светлик и Каструп (владельцы ES-KA Cheb) и Франтишек Геринг основали производство под брендом Tripol Hering. С 1934 по 1948 год в Рокицани уже существовало два производителя, Tripol и Tudor, производившие велосипеды.
Настоящую популярность велоспорт приобрел в Чехословакии только после окончания Второй мировой войны. И развивался он такими темпами, что было решено запустить в Чехословакии собственное производство гоночных велосипедов. Выбор пал на завод в Рокицани, который наиболее подходил для такого производства по размерам и опыту. Ведь завод имел многолетний опыт производства велосипедов.
После национализации 1948 года две компании Tripol и Tudor были объединены в одну, их заводы специализировались на определенных компонентах, и окончательная сборка была упрощена.
В результате реорганизации в 1950 году заводы в Рокицанах перешли под управление нового национального предприятия Eska-Cheb.
1953-1958 годы были для «Фаворита» удачными, поскольку ему был присвоен статус «независимого национального предприятия». Но в 1958 году Фаворит был переведен в филиал фабрики Eska в Хебе.
В том же году была создана специальная мастерская, где новая группа конструкторов сконструировала первые 15 велосипедов с маркировкой F1S, предназначенных для национальной гоночной команды Чехословакии.
Министерство легкой промышленности постановило создать в Рокицанах Центральное конструкторское бюро для всей отрасли отечественного велопрома (1952 г.). Здесь создана инфраструктура для производства специализированных шоссейных велосипедов для национальной сборной, а также велосипедов для велобола и художественного велоспорта.
Поскольку импорт запчастей для велосипедов из Италии и Франции был слишком дорогим для коммунистической Чехословакии, руководство завода решило производить весь велосипед на месте. Это оказалось удачным решением. Благодаря разработкам завода и мастерству его работников, вскоре он смог производить велосипеды, отвечающие всем требованиям, предъявляемым к ультрасовременному гоночному велосипеду.
Любители велоспорта полюбили велосипед Favorit F1. Это был хорошо сделанный велосипед с отличными компонентами, его также трудно было найти, и он предназначался для профессиональных велосипедистов. Следующий уровень серии, модели F1 S (Special), купить было практически невозможно. Каждый из этих велосипедов собирался индивидуально в специализированной мастерской, где выпускалось всего 60–80 экземпляров в месяц. Самым фаворитом той эпохи была F1 SS (Super Special) для гонщиков национальных сборных. Они изготавливались индивидуально для каждого отдельного велосипедиста, и каждый год собиралось всего около 80 штук – в зависимости от расписания сезона (были ли чемпионаты мира, Олимпийские игры или участвовали ли гонщики в какой-либо из крупных европейских гонок).
Если повезет (и часто за взятку), обычный покупатель сможет получить в свои руки модель F12. Этот велосипед был лучшей моделью производственной линии, доступной с 1963 года. На фабрике их прозвали «V» («v» означает «výrobní» или «производственная линия»). Они предлагались в трех размерах рамы: 560, 580 или 600 мм. Со временем они постоянно совершенствовались, например, путем введения тормоза мс центральной тягой, лучшего торможения, лучших седел, улучшенных втулок и других компонентов с постепенными усовершенствованиями. Проблема заключалась в том, что Favorit F12 хорошо продавался на «валютных» рынках за границей, что, конечно (по понятным причинам), было более привлекательным, чем продажи на внутреннем рынке.
В 1950 году был основан велосипедный клуб TJ Favorit, где тестировались все новые продукты для шоссейного, трекового и внутреннего велоспорта. По мере того как наши представители стали привозить домой медали с Олимпийских игр, чемпионатов мира и других международных соревнований, бренд Favorit получал все большее уважение и признание среди специалистов.
Чехословацкий "спецзаказ".
Велосипеды, изготовленные в специализированной мастерской, имели серийные номера так же, как и серийные велосипеды: первые две цифры обозначали год выпуска, затем шла буква «f», а затем номер серии для данного года. Над серийным номером обычно была буква, обозначающая имя механика, собиравшего мотоцикл: F для Франтишека Бабицкого, 0 для Богумила Касла и 1 для Ярослава Козлера. Пока неизвестно, у какой механики были остальные буквы. В 1990 году Favorit F1 SS стоил 24 000 крон, тогда как среднемесячная зарплата составляла 3 286 крон.
Спрос на велосипеды Favorit был огромным, поэтому производство продолжало расти. В первый год (1951 г.) выпущено 5148 единиц. Четыре года спустя — 13 531, а в 1961 году — 31 175 велосипедов. В 1978 году состоялся миллионный «Фаворит».
Производство размещалось в Рокицанах. Производительность труда неуклонно росла; в 1981 году выпущено в четыре раза больше велосипедов, чем в 1968 году. В конце 1981 года производство увеличилось до 65 328 велосипедов в год.
Репутация «Фаворита» быстро распространилась за пределы Чехословакии. Экспорт становился обширнее, и в 1980-е годы велосипеды Favorit уже экспортировались в 38 стран мира. И это были не только страны коммунистического блока, как это было принято в то время. Фаворит в основном экспортировался в США, Канаду и Западную Германию, чьи рынки требовали высокого качества велосипедов.
Также увеличилось производство специального гоночного велосипеда F1S для нужд национальной команды. Кроме чехословацких велосипедистов, на этой машине в 1956 году соревновались также представители Финляндии, СССР и Болгарии. За ними следуют команды из Индии, Албании, Кубы, Болгарии, Венгрии, Румынии и отдельные лица из других стран. Это была огромная реклама бренда «Фаворит».
После "Бархатной революции" завод был приватизирован и основана компания Favorit Rokycany. Интересно, что компания не присоединилась ко всеобщему увлечению горными велосипедами.
Фабрика, технологии производства, и торговые марки Фаворит, затем несколько раз переходил из рук в руки.
Ситуация к концу 1980-х годов привела к постепенному упадку «Фаворита». Произошла быстрая смена руководства, но очень немногие из новых менеджеров имели какой-либо опыт. Никто из них не имел никакого представления о текущих тенденциях в области велосипедов, и, конечно же, не было никакого видения.
К 1989 году завод производил уже устаревшие и вышедшие из моды велосипеды. Затем, из-за дикой нерегулируемой приватизации начала 1990-х годов, к власти пришли либо мечтатели, либо мошенники. Когда Йозеф Кожумплик, владелец компании JOKO, расширился и приобрел Velamos, а затем Favorit в Рокицанах, он объявил: «Мы хотим производить до 350 000 велосипедов в год и быть лидерами чешского рынка». Однако к 2001 году областной суд в Пльзене признал «Фаворит» банкротом с долгом почти в 200 миллионов чешских крон.
Незадолго до вынесения решения компания продала значительную часть своих производственных технологий, включая станки, компании JOKO, которая не заплатила. Итог длительных судебных разбирательств и попыток взыскать долг был только один: производство велосипедов в Рокицанах прекратилось.
В 2011 году оригинальные торговые марки оригинального Favorit купил предприниматель Ричард Галович.
В период с 2012 по 2014 год он разрабатывал оригинальную линейку велосипедов Favorit в Чехии, привлекая к работе опытных сотрудников Favorit. Вскоре он представил новую коллекцию, основанную на оригинальных традициях изготовления велосипедов ручной работы высочайшего качества, которые в то же время отвечают строгим критериям настоящего времени. Производство велосипедов Favorit осталось в Рокицанах, там же, где оно началось в 1922 году.
Мастер спорта по езде за хлебушком на велосипеде.
Если не я построил велосипед — это не мой велосипед.