Тема: Ржавый В-541.
Как и у многих тут, моя история трепетных чувств к советским велосипедам тянется из детства. Помню, у отца был «Турист» и мы часто с отцом ездили на нем в лес, на пляж, просто по городу. Я располагался на нарамном сидении, держался за руль и наслаждался ездой, представляя будто это я кручу педали и управляю этим великолепным велосипедом!
Говорить о том, что я мечтал о том дне, когда я дорасту до этого велосипеда, наверное, не стоит. Этот велосипед мне казался совершенным! Я рос, научился сам ездить на двухколесном «Олимпике», затем у меня был «Школьник» и я приближался к дню икс, когда осилю «Туриста».
День икс так и не настал, настал другой день – когда отец сообщил, что «Туриста» украли.
Много разных велосипедов у меня было и за детство, и за юность. Но я всегда трепетно относился к советским спортивным велосипедам. Мысль же о том, что я могу себе «позволить» ХВЗ пришла мне года два назад, когда я просматривая Авито, наткнулся на объявление о продаже Старт-Шоссе. Пришла мысль о восстановлении такого велосипеда, стал изучать этот вопрос, читать интернеты. Но дело до покупки так и не дошло. Почему? Поделился я этой идеей со своим другом заядлым велосипедистом, которые ухмыльнувшись сказал: «Ты потратишь много сил и денег, но ехать он не будет, потому что он советский, старый и не технологичный». Так вдохновение и прошло.
Через год мысль о приобретении старого велосипеда хвз и восстановлении его вернулась. Решил ею ни с кем не делиться. Стал штудировать объявления и выбрал три варианта. Посоветовался с коллегами на этом форуме и приобрел самый дешевый и это было правильным решением! Так у меня оказался мой Ржавый (Имя такое ему дали коллеги), так оно и прижилось!
Состояние на момент приобретения. Март 2019:
С марта 2019 началась кропотливая работа над моим «Ржавым». Конечно же хотелось скорее на нем поехать. Мечта детства свербила где-то в глубине сердца! Но ехать на том, что простояло в саране не известно сколько времени и ,во-первых, покрылось слоем грязи, а, во-вторых, очевидно даже для такого дилетанта как я, требовало минимального технического обслуживания.
Поэтому первым этапом работы над Ржавым было следующие. Для начала я снял с велосипеда все навесное: тормоза, переключатель скоростей, шатуны, колеса. Замочил все хромированное в лимонной кислоте по совету коллег. После кислоты все тщательно отмыл. Так же особотщательно и отмыл голую раму (рама, вилка, рулевая остались не разобранными. И пошел в магазин. Зачем? Ну как зачем… если обратите внимание, то на доставшемся мне велосипеде был неподходящий для тормозов обод переднего колеса, отсутствовали педали, а седло так и вообще было в непонятном состоянии. Соответственно, поддавшись желанию скорее поехать, которое перебороло желание заниматься реставрацией, пошел и купил китайские колеса и китайские педали, а так же по мелочи – троссики, цепь, камеры. И если с колесами было все более-менее понятно, то первой моей досадой было то, что педали почему-то не вкручивались… Но сила есть – ума ж не надо. Вкрутил насилу! Седло скрутил с имеющегося хардтейла. Наспех все собрал и… поехал. Ура! Первое ощущение прикосновения к истории, к отцам, дедам… Я еду на велосипеде, которому больше 50 лет!!!! Эйфория продлилась недолго. Почему-то при наборе хоть какой-то нормальной скорости начала проскакивать цепь… Быстро на форум, коллеги помогите подскажите – проскоки! Вердикт – плохое натяжение цепи. Но почему? Стал разбираться, оказалось, что на моем переключателе сломан фиксатор, которым он упирается в петух. И что делать? Другого переключателя у меня нет, ездить хочется… Эврика! Внутренний инженер во мне заговорил – укороти цепь! Так и сделал. И знаете что? Проскоки пропали – можно ездить. Поездил три недели и голос инженера внутри меня осуждающе заговорил со мной… Для чего ты ввязался в это? Чтобы ездить на непонятном винегрете, на смеси бульдога с носорогом? Чтобы смешить людей на улице? Чтобы истинные хвзводы стеснялись знакомства с тобой? Стае не нужен такой как ты! Поднял «Ржавого» на балкон, так закончился первый этап. Фото этого этапа под спойлером.
Я помню тот день, когда принял волевое решение – завершить начатое, а именно – восстановление и реставрацию. Так начался второй этап. По новой разобрал все до винтика. Снова все отмыл, очистил, все живое сложил в коробочку. И начал зачистку: зашкурил крылья, зашкурил раму, отполировал значок. Не идеально, как мог, но старался. Советовался с коллегами, сложно было ломать парадигмы, они не соглашались со мной, я с ними. Но в итоге пришел к главному выводу – чтобы восстановить оригенал, ты должен все делать так, словно ты не в 2019 году, а в 1966. Забудь про то, что есть сейчас на полках магазинов, забудь про технологии. Сломан переклюк – ищи переклюк от хвз. Интернет в помощь и я нашел переключатель – жду посылку. Нет переднего колеса – займись задним. Занялся задним колесом и выяснилось, что задняя втулка тоже летит в корзину – корпус втулки разошелся на две части. Снова интернет в помощь, найти втулку отдельно от всего – задача не из простых, а брать колесо в сборе – дорого. На этом этапе я уже стал беречь деньги и начал понимать, что и сколько должно стоить. Коллеги помогли найти за недорого корпус задней втулки, заказал, дождался. В итоге есть втулки задняя и передняя, один обод – нужен еще один и можно собирать колеса. Дело тем временем подходило к покраске рамы и крыльев. Крылья, вопреки всем советам, решил красить сам болончиками. Почему-то подумал, что смогу обойти систему – если все сделать по уму, все будет хорошо. Обезжирил, прогрунтовал в два слоя, покрасил а два слоя – идеально, красиво, класс! Покрыл лаком, лак потрескался – это провал. Снова зачистил, обезжирил, прогрунтовал, покрасил – идеально, красиво, класс! Лаком покрывать не стал, не нужно портить красоту. Решил проверить насколько прочно лежит краска и ковырнул ногтем – содрал все до метала… Зачистил. Отвез крылья и раму в порошковую покраску. Кстати, долго не мог выбрать цвет для рамы. Идентичного оттенка не было, остановились с мастером на «бронзе+золото». Нашел макеты деколей в интернете. Какой-то парень продает комплект на В-541 за 400 р. Не знаю, кто проснулся во мне тогда, но я просто сохранил картинку и отнес ее в рекламное агентство, где мне распечатали наклейки за 100 рублей. Вот где красота – хорошо открашенная рама, крылья, наклейки!!!! Кажется что-то начинает получаться!!!! Знакомая художница раскрасила значок. Нужно было самому, но я почему-то тогда боялся. На улице заметно потеплело – самое время кататься! Гонщик и реставратор внутри меня решили договориться – колес все равно нет, а то что есть в интернете – дорого, за седло страшно браться, можно же кататься и искать все необходимое. Собрал открашенную раму, смазал все узлы, поставил на китайские колеса. На этом этапе ко мне попал велосипед «Орленок» с которого я скрутил советские педали, да не хвзшные, но уже не смотрелись так дико. В это же время отрисовал цировки. Искал колеса и катал. Так незаметно пришла осень, снег и «Ржавый» был повешан на зимовку. Так закончился второй этап. Фото этапа прилагаю ниже.
Этап третий. На день рождения жена подарила седло «брукс» — надеюсь оно достойно заменит родное хвзшное. После нового года просматривая объявления о продаже велосипедов наткнулся на парнишку, который распродавал отцовский «хлам». В коллекции у него было около 10 рам и всякого всего – от переклюков до колес! Вывод, который я сделал на этом этапе – не гонись, не торопись, не трать деньги, все необходимое придет к тебе само и за недорого. И правда – за гроши приобрел педали хвзшные, заднее колесо и много чего еще для будущего проекта, да и так прозапас – пока дают. Привел имеющиеся обода в надлежащее состояние, перебрал втулки, заспицевал колеса. И вот обрел Ржавый новый вид. Предфинальный вид. Созерцать вы его можете внизу в спойлере. Реставратор внутри меня говорит, что «брукс» это хорошо, но это не восстановленное седло, рубашки тросов это расходник, но нужно восстановить родные. Оплетка тоже расходник, но нужно думать, как в 66. И еще много чего… Может конечно я уже загоняюсь, потому что Ржавый и так уже вах! Но понимаю, что этап номер четыре неизбежен.
ДО
ПОСЛЕ
А тут видео презентация: