Тема: Велосипеды ХВЗ В-541
Вступление
В наше время интернет быстро пополняется новыми сведениями и актуальная информация распространяется мгновенно. Сейчас уже каждый может набрать запрос в браузере и узнать о спортивных велосипедах производства Харьковского велосипедного завода имени Петровского — "Харьковах", "Чемпионах" и "Старт-Шоссе". О них опубликовано много статей, фото и видеоматериалов. Но есть среди ассортимента ХВЗ одна модель, мало известная широкому кругу велолюбителей. Вокруг этой модели ходит определённое количество слухов и легенд, большинство из которых — заблуждения. Я начал заниматься сбором информации по этой модели, поскольку считаю её одной из наиболее удачных разработок ХВЗ, не утратившей своей актуальности и по сей день. Представляю вашему вниманию краткий обзор вариантов исполнения велосипедов ХВЗ В-541 в виде разбора их эволюции.
Велосипеды модели ХВЗ В-541 выпускались на Харьковском велосипедном заводе имени Петровского с 1958 по 1971г (даты уточняются) и на протяжении всего времени выпуска занимали промежуточное положение между туристическими и спортивно-массовыми моделями, будучи укомплектованными деталями как от одних, так и от других.
Эволюция модели В-541
1958?
Первые предсерийные образцы В-541 до наших дней не сохранились или не известны, осталось изображение такого велосипеда. Интересны крылья и необычное для последующих В-541 положение крюка для насоса. Задний переключатель — "телескоп".
1958-1959
Серийный вариант В-541, "первая серия". Манетки в торцах руля как у велосипеда В-551, крылья были быстросъёмными — в кронштейнах крыльев прорезь для надевания на крепёжный болт, в нижней части заднего крыла клипса для крепления к нижнему мосттку.. Комплектующие — в основном те же, что и у велосипедов В-551 за исключением передней звезды и втулок иной конструкции, ободьев колёс, отсутствия переднего переключателя. Задний переключатель — "телескоп".
1959-1961
"Вторая серия" В-541.
Комплектующие устанавливались как от В-551, так и от В-33, В-34. Можно выделить минимум два варианта — более ранний и более поздний. На более ранних выпуска 1959-1960 ставили другой шильд и быстросъёмные крылья.
Это фото моего велосипеда — он достался мне сильно разукомплектованным и потому не могу поручиться за аутентичность многих деталей (седла, выноса, педалей) т.к. нет источников, по которым можно было бы на 100% достоверно воссоздать его облик. Мне встречались фото останков В-541 с такими педалями и выносом. Точно не родные — переднее крыло, цепь, передняя колодка без "усов", более поздние покрышки хоть и правильной модели, камеры.
Из тех деталей, что пришли мне с рамой, обращают на себя внимание задняя втулка, представляющая собой симбиоз втулок В-551 и В-33, где "кассета" типа "Турист" сочетается с левым алюминиевым фланцем как на задней втулке В-551. Ни на одном другом велосипеде ХВЗ такое решение больше не встречается.
На эту втулку был заспицован обод с посадочной шириной под покрышку 17мм, он у'же более поздних ободов хвз. С трудом и при помощи коллег удалось найти ещё один такой 17мм обод чтобы укомплектовать им переднее колесо.
Так же интересно заднее крыло, лишённое катафота, но не быстросъёмное.
Тормозные ручки на моем оказались не совсем идентичны тормозным ручкам В-551 примерно того же года, отличалась форма "слонов", это могли быть просто более ранние ручки.
Фото
Геометрия
1960-1965(?)
Третья(?) серия. Наконечники цепной вилки (задние дропауты) становятся литыми(?), на них появляется кронштейн заднего переключателя (петух), комплектующие — всё ещё от В-33/В-34/В-551 вперемешку. Насколько известно из руководства к велосипеду 1962 года — педали на эти велосипеды ставили частью стальные от В-33, очевидцы утверждают что были и педали алюминиевые от В-34 и от В-551 (тип В-54). Задние переключатели — "В-55127" т.е. типа "блесна", какие устанавливались и на В-551 тех лет. Выносы, как видно на картинках, могли быть и от В-551 (по руководству) и от В-33/34. Рули от В-551/В-34. Сёдла аналогичны В-551.
Мне не известно, есть ли вообще сохранившиеся велосипеды 1963-1965 годов и есть ли В-541, отличающиеся конструкцией рамы и обвесом от второй и четвертой серии.
1964-1967
Я объединяю все велосипеды этих лет в "переходный" вариант, поскольку в течение этих трёх лет и рамы и комплектующие идут "вразнобой" и в один год могли быть выпущены сразу несколько вариантов В-541 — как по раме, так и по обвесу.
Часть рам имела геометрию, схожую с геометрией В-551 за исключением более высокой каретки и была изготовлена из более лёгких труб в сравнении с прочими В-541. Часть рам имела геометрию, свойственную более поздним велосипедам типа "Турист", с длинной (600мм) горизонтальной трубой и высокой кареткой. На некоторых рамах 1965-1966 года припаяны бонки-"бочонки" вместо более распространённых в то время бонок-"пеньков". Такие рамы иногда легче, что может говорить об их изготовлении из хромансиля.
Обвес велосипедов тоже различается даже в пределах одного года — задние переключатели почти всегда "харьков", встречаются педали "типа С-Ш", и "типа В-54" и алюминиевые "типа В-34". Выносы всегда "типа старт-шоссе", рули — всегда В-551, тормозные ручки — всегда с крутилками, но с накаткой, без рёбер. Тормоза — клещи от В-551/В34 и "крабы" от В-552/553. Как правило, велосипеды комплектовались либо тормозами и манетками "от В-34" то есть клещами и "нотой", либо тормозами и манетками "от В-552" то есть "крабами с болтами" и "одиночной кампой", либо "крабы без болтов" и манетка "одиночный флажок хвз".
Дропауты у всех велосипедов тех лет — штампованные из толстого листа, без усиления задней части.
Велосипеды на фото будут подписаны "оригинал" и "крокодил" — соответственно обозначая велосипед в предположительно оригинальной "заводской" комплектации и заведомый "крокодил".
Что точно не встречается на В-541 тех лет — это рамы с "длинной" геометрией и узлами "типа В54" и рамы с "геометрией В551" и усиленными в задней части дропаутами.
1967-1971
Наиболее массовый и широко известный вариант В-541. Рама — длинная (етт 600мм), узлы упрощённые (утка+хохлома), дропауты штампованные "усиленные" в задней части.
Появляется рамка "успокоителя цепи" на подседельной трубе. На некоторых велосипедах 1965-1967 годов он есть, на некоторых — нет и не было, в 1968-1970 он встречается почти на всех велосипедах. Вилки В-541 этих лет похожи внешне на вилки В-552/553, но видимо сделаны из другого материала поскольку могут отличаться весом и точно имеют другую отливку короны. Встречаются рамы 1970-71 года с более массивными вилками, похожими на вилки более поздних "Туристов".
Интересный "переходный" В-542 с рамой от В-541
-----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
О назначении велосипедов В-541. Мифы. Впечатления.
Самый популярный миф — "хромансилевый В-541".
Поиск этого "единорога" привёл меня к другой неординарной модели. Отличительной особенностью всех В-541 (кроме самых первых) является крючок насоса на нижнем узле рулевой колонки. Есть ещё один велосипед ХВЗ, у которого есть такой же крючок, и этот велосипед действительно делали из хромансиля.
Это В-555 и "Старт-шоссе" 1978 года(155-411?) , у этих серий рамы малых ростовок 54 и 52 имели крючок для насоса на нижнем узле рулевой. Без краски такую раму легко можно принять за один из вариантов В-541, собственно единственным заметным отличием от В-541 1960-1963 является наличие у рамы В-555 упора под рубашку переднего переключателя. У В-541 такого упора нет.
Взвешивание рам В-541 выпуска 1965-1967 годов показало заметную разницу в весе между рамами, так что не исключено что многие рамы этих лет были изготовлены с применением хромансилевых труб.
Переделки в шоссе-вариант
Велосипед модели В-541 "Спорт" предназначен для массового велосипедного спорта.
***
Велосипед может быть переоборудован в спортивно-шоссейный 8-ми скоростной , путём установки колёс с однотрубными шинами, дополнительной зубчатки на кареточном узле и переднего переключателя передач.
Есть немало свидетельств таких переделок. Чаще всего на В-541 60-х годов, дошедших до наших дней в "переделанном" виде, можно было увидеть двойную "систему" от велосипедов серии В-551 "Чемпион" и передний переключатель — "коробочку Харьков", были также и другие варианты комплектации в зависимости от года переделки и доступных комплектующих, ибо это самодеятельность владельцев и велосекций. В общей сложности за всё время поисков я видел точно больше десятка В-541 с системами от В-551 и передним переключателем "коробочкой", что может свидетельствовать о массовости и обыденности таких переделок в начале 60-х годов.
Велосипед В-541 одной из спортивных секций города Тула с предним переключателем "типа В-553" и самодельными ведущими звёздами
Велосипед В-541 с передним переключателем "Харьков", система (от В-551) уже снята
Геометрия "старт-шоссе", это были гоночные велосипеды. В-541 — прародитель "С-Ш".
Первые В-541 были по своей геометрии чем-то средним между В-33 и В-54, спортивными и туристическими велосипедами своего времени. Такими "промежуточными" велосипеды В-541 и оставались на протяжении всего времени выпуска модели, то приближаясь к "шоссейникам", то отдаляясь от них. Когда появились "Старт-Шоссе" и начался их массовый выпуск, модель В-541 ещё какое-то время сохраняла "спортивную" геометрию (1965-1966 годы), но быстро перешла "в другой класс".
Правильнее будет называть В-541 предком не "Старт-Шоссе" а "шестизначных Туристов" и конечно же есть модель-наследник, это спортивно-туристический В-542, первые варианты которых строились на рамах поздних В-541.
Что же такое В-541 для крокодиловода?
Ранних В-541 выпуска до 1964 сохранилось очень мало и каждый такой экземпляр в родной краске ценен как экспонат. Из велосипеда 1965-1967 года с геометрией и узлами "старт-шоссе" может получиться отличный быстрый туринг или коммутер для асфальта. Он такой же отзывчивый как "длинный стартон", но при этом В-541 меньше трясёт, каретка у него выше и более удачная рулевая геометрия. Велосипед на раме 1967-1970 годов может стать отличным турингом для любых дорог с покрытием, поскольку он заметно резвее поздних "Туристов", а за счёт длинного переднего треугольника лучше катит по плохому асфальту, чем "старт-шоссе".
При выборе рамы В-541 как заготовки, нужно обратить внимание на несколько моментов
Поскольку рама имеет геометрию заднего треугольника, близкую к "старт-шоссе", но с завода шла с широкими покрышками — трубы часто протёрты шинами. Так же часто подседельная труба изуродована кронштейном "успокоителя цепи". Подобные повреждения трудно устранить без пайки, они встречаются на 4/5 рам В-541 которые я видел..
I tried [соха] And got [софа]
Мой гараж