(25-05-2020 23:08:32 отредактировано Riverdale)

Тема: Велосипеды ХВЗ В-541

Вступление

В наше время интернет быстро пополняется новыми сведениями и актуальная информация распространяется мгновенно. Сейчас уже каждый может набрать запрос в браузере и узнать о спортивных велосипедах производства Харьковского велосипедного завода имени Петровского - "Харьковах", "Чемпионах" и "Старт-Шоссе". О них опубликовано много статей, фото и видеоматериалов. Но есть среди ассортимента ХВЗ одна модель, мало известная широкому кругу велолюбителей. Вокруг этой модели ходит определённое количество слухов и легенд, большинство из которых - заблуждения. Я начал заниматься сбором информации по этой модели, поскольку считаю её одной из наиболее удачных разработок ХВЗ, не утратившей своей актуальности и по сей день. Представляю вашему вниманию краткий обзор вариантов исполнения велосипедов ХВЗ В-541 в виде разбора их эволюции.


Велосипеды модели ХВЗ В-541 выпускались на Харьковском велосипедном заводе имени Петровского с 1958 по 1971г (даты уточняются) и на протяжении всего времени выпуска занимали промежуточное положение между туристическими и спортивно-массовыми моделями, будучи укомплектованными деталями как от одних, так и от других.



                                                                         Эволюция модели В-541


1958?

Первые предсерийные образцы В-541 до наших дней не сохранились или не известны, осталось изображение такого велосипеда. Интересны крылья и необычное для последующих В-541 положение крюка для насоса. Задний переключатель - "телескоп".

Spoiler

Велосипеды ХВЗ В-541


1958-1959

Серийный вариант В-541, "первая серия". Манетки в торцах руля как у велосипеда В-551, крылья предполагались быстросъёмными. Комплектующие - в основном те же, что и у велосипедов В-551 за исключением передней звезды и втулок иной конструкции, широких ободьев колёс. Задний переключатель - "телескоп".

Spoiler

Велосипеды ХВЗ В-541


1959-1960

"Вторая серия" В-541. Комплектующие устанавливались как от В-551, так и от В-33, В-34 и туристических велосипедов тех лет. Это фото моего велосипеда - он достался мне сильно разукомплектованным и потому не могу поручиться за аутентичность некоторых деталей (седла, выноса, переднего крыла, барашков, цепи) т.к. нет источников, по которым можно было бы на 100% достоверно воссоздать его облик. Но из тех деталей, что пришли с ним, обращают на себя внимание задняя втулка, представляющая собой симбиоз втулок В-551 и В-33, где "кассета" типа "турист" сочетается с алюминиевыми фланцами. Ни на одном другом велосипеде ХВЗ такое решение больше не встречается. На эту втулку был заспицован обод с посадочной шириной под покрышку 17мм. С трудом и при помощи коллег удалось найти ещё один такой обод ХВЗ, чтобы укомплектовать им переднее колесо. Так же интересно заднее крыло, лишённое катафота. Тормозные ручки оказались не идентичны тормозным ручкам В-551 того же года, отличалась форма "слонов". Есть ещё ряд мелких деталей, но их можно разглядеть на фото.

Spoiler

Велосипеды ХВЗ В-541
Велосипеды ХВЗ В-541
Велосипеды ХВЗ В-541
Велосипеды ХВЗ В-541
Велосипеды ХВЗ В-541
Велосипеды ХВЗ В-541
Велосипеды ХВЗ В-541
Велосипеды ХВЗ В-541
Велосипеды ХВЗ В-541
Велосипеды ХВЗ В-541
Велосипеды ХВЗ В-541
Велосипеды ХВЗ В-541
Велосипеды ХВЗ В-541

Геометрия

Spoiler

Велосипеды ХВЗ В-541


1960-1963

Третья серия. Наконечники цепной вилки (задние дропауты) становятся литыми, на них появляется кронштейн заднего переключателя (петух), комплектующие - всё ещё от В-33/В-34/В-551 вперемешку. Насколько известно из руководства к велосипеду 1962 года - педали на эти велосипеды ставили частью стальные от В-33, очевидцы утверждают что были и педали алюминиевые от В-34 и от В-551 (тип В-54). Задние переключатели - "В-55127" т.е. типа "блесна", какие устанавливались и на В-551 тех лет. Выносы, как видно на картинках, могли быть и от В-551 (по руководству) и от В-33/34. Рули от В-551/В-34. Сёдла аналогичны В-551. Есть одна рама В-541 1963 года в доступности недалеко от меня, но я никак не дойду до неё с фотоаппаратом и рулеткой.


Spoiler

Велосипеды ХВЗ В-541
Велосипеды ХВЗ В-541



1964-1967

Я объединяю все велосипеды этих лет в "переходный" вариант, поскольку в течение этих трёх лет и рамы и комплектующие идут "вразнобой" и в один год могли быть выпущены сразу несколько вариантов В-541 - как по раме так и по обвесу. Часть велосипедов имела геометрию, схожую с геометрией В-551 за исключением более высокой каретки, часть - геометрию, свойственную более поздним велосипедам типа "Турист", с более длинной горизонтальной трубой. Обвес велосипедов тоже различный - встречаются и педали "типа С-Ш", и "типа В-54" и алюминиевые "типа В-34". Выносы в основном уже "типа С-Ш", рули - "типа В-551", тормозные ручки - с крутилками, но с накаткой, без рёбер. Тормоза - клещи от В-551 и крабы от В-552/553. Дропауты у всех велосипедов тех лет - штампованные из толстого листа, без усиления. На фото будут подписаны "оригинал" и "крокодил" - соответственно обозначая велосипед в оригинальной заводской комплектации и крокодил. Что точно не встречается - рамы с "длинной" геометрией и узлами "типа С-Ш" и рамы с "геометрией С-Ш" и усиленными дропаутами.

Spoiler

1964 год
Оригинал на узлах В-551/старт-шоссе с геометрией В-551. Обратите внимание на деколь на подседельной трубе. По моим наблюдениям она характерна для велосипедов 1964-1965 годов.

Spoiler

Велосипеды ХВЗ В-541
Велосипеды ХВЗ В-541
Велосипеды ХВЗ В-541
Велосипеды ХВЗ В-541
Велосипеды ХВЗ В-541
Велосипеды ХВЗ В-541
Велосипеды ХВЗ В-541

1965 год
Крокодил (на "неродных" колёсах) с гео С-Ш и узлами С-Ш. Обращают на себя внимание манетка "типа В-34", вынос "типа С-Ш", тормоза "типа В-551" и успокоитель цепи.

Spoiler

Велосипеды ХВЗ В-541

Оригинал на упрощённых узлах с длинной геометрией. Дропауты без усиления. Фото с сайта "велоретро".

Spoiler

Велосипеды ХВЗ В-541
Велосипеды ХВЗ В-541


1966 год
Крокодил с длинной геометрией на упрощённых узлах но ещё с не усиленными дропаутами.
Крупно - штампованные дропауты велосипеда 1966 года. Их легко принять за литые дропауты "старт-шоссе".

Spoiler

Велосипеды ХВЗ В-541
Велосипеды ХВЗ В-541

Оригинал на упрощённых узлах с гео С-Ш (редкий) и переделанный под 8ск, манетки "типа В-552".

Spoiler

Велосипеды ХВЗ В-541

Оригинал на упрощённых узлах и с интересным "устаревшим" обвесом

Spoiler

Велосипеды ХВЗ В-541
Велосипеды ХВЗ В-541
Велосипеды ХВЗ В-541

Оригинал предположительно 1965-1966 года с геометрией "С-Ш" на узлах "С-Ш". Видно седло "московский чепрак", педали "типа В-54", тормоза "типа В-553", редкая одинарная манетка ХВЗ "под кампу".

Spoiler

Велосипеды ХВЗ В-541
Велосипеды ХВЗ В-541
Велосипеды ХВЗ В-541
Велосипеды ХВЗ В-541

1967 год
Крокодил с короткой геометрией на узлах "старт-шоссе" со штампованными дропаутами. Виден ряд "анахронизмов", но я уточнял в переписке год выпуска велосипеда и владелец присылал мне фото дропаута с выбитым годом, жаль я его не сохранил.

Spoiler

Велосипеды ХВЗ В-541
Велосипеды ХВЗ В-541
Велосипеды ХВЗ В-541
Велосипеды ХВЗ В-541
Велосипеды ХВЗ В-541
Велосипеды ХВЗ В-541

Рама с "длинной" геометрией и не усиленными дропаутами.

Spoiler

Велосипеды ХВЗ В-541Велосипеды ХВЗ В-541




1967-1971

Наиболее массовый и широко известный вариант В-541. Рама - длинная, узлы упрощённые, дропауты штампованные "усиленные". Появляется рамка "успокоителя цепи" на подседельной трубе. На некоторых велосипедах 1965-1967 годов он есть, на некоторых - нет и не было, в 1968-1970 он встречается почти на всех велосипедах. Вилки В-541 этих лет похожи внешне на вилки В-552/553, но сделаны из другого материала и имеют другую отливку короны. Встречаются рамы 1970 года с более массивными вилками, похожими на вилки более поздних "Туристов".

Spoiler

Вот фото велосипеда 1967-1970 годов в хорошей сохранности и дропаут такого велосипеда - штампованный с усилением. Вынос не характерный для В-541 тех лет, наиболее распространены были выносы "типа С-Ш".

Spoiler

Велосипеды ХВЗ В-541
Велосипеды ХВЗ В-541
Велосипеды ХВЗ В-541
Велосипеды ХВЗ В-541
Велосипеды ХВЗ В-541

Оригинал 1967 года с "юбилейными" деколями, но с характерной для поздних В-541 рамой и комплектацией.

Spoiler

Велосипеды ХВЗ В-541

И ещё рама 1967 года с "юбилейными" деколями, упрощёнными узлами и "длинной" геометрией.

Spoiler

Велосипеды ХВЗ В-541

А вот рама и вилка В-541 1971 года. Обращают на себя внимание "шевроны" (т.н. "ракеты") и отсутствие цировок.

Spoiler

Велосипеды ХВЗ В-541
Велосипеды ХВЗ В-541
Велосипеды ХВЗ В-541

Геометрия типичного В-541 1967-1971 годов

Spoiler

Велосипеды ХВЗ В-541

Интересный "переходный" В-542 с рамой от В-541

Spoiler

Велосипеды ХВЗ В-541Велосипеды ХВЗ В-541Велосипеды ХВЗ В-541


-----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------


                                        О назначении велосипедов В-541. Мифы. Впечатления.



Самый популярный миф - "хромансилевый В-541".

Поиск этого "единорога" привёл меня к другой неординарной модели. Отличительной особенностью всех В-541 (кроме самых первых) является крючок насоса на нижнем узле рулевой колонки. Есть ещё один велосипед ХВЗ, у которого есть такой же крючок, и этот велосипед действительно делали из хромансиля.

Spoiler

Велосипеды ХВЗ В-541
Велосипеды ХВЗ В-541

Это В-555 и "Старт-шоссе" 1978 года(155-411?) , у этих серий рамы малых ростовок 54 и 52 имели крючок для насоса на нижнем узле рулевой. Без краски такую раму легко можно принять за один из вариантов В-541, собственно единственным заметным отличием от В-541 1960-1963 является наличие у рамы В-555 упора под рубашку переднего переключателя. У В-541 такого упора нет.



Переделки в шоссе-вариант

Руководство к велосипеду В-541 1962 года пишет:

Велосипед модели В-541 "Спорт" предназначен для массового велосипедного спорта.
***
Велосипед может быть переоборудован в спортивно-шоссейный 8-ми скоростной , путём установки колёс с однотрубными шинами, дополнительной зубчатки на кареточном узле и переднего переключателя передач.

Есть немало свидетельств таких переделок. Чаще всего на велосипеды устанавливали двойную "систему" аналогичную велосипеду В-551 "Чемпион" и переключатель-коробочку, были также и другие варианты. В общей сложности за всё время поисков я видел точно больше десятка В-541 с системами от В-551 и передним переключателем "коробочкой".

Велосипед В-541 одной из спортивных секций города Тула с предним переключателем "типа В-553" и самодельными ведущими звёздами

Spoiler

Велосипеды ХВЗ В-541

Велосипед В-541 с передним переключателем "Харьков", система (от В-551) уже снята

Spoiler

Велосипеды ХВЗ В-541


Геометрия "старт-шоссе", это были гоночные велосипеды. В-541 - прародитель "С-Ш".

Первые В-541 были по своей геометрии чем-то средним между спортивными и туристическими велосипедами своего времени. Такими велосипеды В-541 и оставались на протяжении всего времени выпуска модели, то приближаясь к "шоссейникам", то отдаляясь от них. Когда появились "Старт-Шоссе" и начался их массовый выпуск, модель В-541 ещё какое-то время сохраняла почти спортивную геометрию (1965-1966 годы), но быстро перешла "в другой класс". Правильнее будет называть В-541 предком не "Старт-Шоссе" а "шестизначных Туристов" и конечно же есть модель-наследник, это В-542, которая была уже чисто "Туристом" по раме, но с частью шоссейных комплектующих.


В-541 делали из легированной стали
Это миф. Я видел много рам В-541 и все они ржавеют так же, как "Туристы" и "Спутники". Вилки и рамы В-541 с геометрией С-Ш заметно тяжелее аналогичных вилок и рам от В-551/553/555.


Что же такое В-541 для крокодиловода?

Ранних В-541 выпуска до 1964 сохранилось очень мало и каждый такой экземпляр в родной краске поистине бесценен. Из велосипеда  1965-1967 года с геометрией и узлами "старт-шоссе" может получиться отличный быстрый туринг или коммутер для асфальта. Он почти такой же резвый, "как длинный стартон" но при этом В-541 меньше трясёт, каретка у него выше и более удачная рулевая геометрия. Велосипед  1967-1970 годов тоже может стать отличным турингом для дорог с покрытием, поскольку он заметно резвее поздних "Туристов" а за счёт длинного переднего треугольника лучше катит по плохому асфальту, чем "старт-шоссе".

При выборе рамы В-541 как заготовки, нужно обратить внимание на несколько моментов

Spoiler

Велосипеды ХВЗ В-541
Велосипеды ХВЗ В-541
Велосипеды ХВЗ В-541

Поскольку рама имеет геометрию, близкую к "старт-шоссе", но с завода шла с широкими покрышками - трубы часто протёрты шинами. Так же часто подседельная труба изуродована кронштейном "успокоителя цепи". Подобные повреждения трудно устранить без пайки, они встречаются на 4/5 рам В-541 которые я видел..

А когда водка закончилась, мы обезжиривали резьбы пятилетним коньяком.
I tried [соха] And got [софа]
Мой гараж

3

Re: Велосипеды ХВЗ В-541

Спасибо. Актуальная тема! Сколько переплетений, развития, белых пятен! Интересно, в конце 50-х - начале 60-х эта модель выпускалась в большем количестве, чем В-551?

Re: Велосипеды ХВЗ В-541

Fedor пишет:

в конце 50-х - начале 60-х эта модель выпускалась в большем количестве, чем В-551

Это интересный вопрос. Тема  не закрыта именно потому, что сбор информации ещё идёт и я рад буду узнать что-то новое от коллег.

А когда водка закончилась, мы обезжиривали резьбы пятилетним коньяком.
I tried [соха] And got [софа]
Мой гараж

Re: Велосипеды ХВЗ В-541

Небольшой вопросик: у сумочки (ранняя треугольная "кобура") непонятно что с ремешками, а не были ли они кожаными в то время, а не из линолеума? Мне случайно попались один-два кожаных ремешка для сумочки ХВЗ.

"Ненавижу, когда все шагают в ногу одинаково стриженые, одинаково одетые, с одинаковыми мыслями в одинаково пустых головах" © Кий.

Re: Велосипеды ХВЗ В-541

Riverdale,  рад что Вы выложили в отдельную тему

Re: Велосипеды ХВЗ В-541

Спасибо, интересно. На счет веса рам,  в 541  ранние (1965) были и легкие (рама 2300 гр. Вилка 800. как у в 552.)и тяжелые (рама 2800, вилка 1200). На форуме есть оба варианта. Уменя тяжелый например.

Re: Велосипеды ХВЗ В-541

спасибо за исследование,теперь стало понятно, что вот "все это" , мелькавшее на авито , в разукомплектованном виде ,таки вторая ранняя серия  Велосипеды ХВЗ В-541 Велосипеды ХВЗ В-541 Велосипеды ХВЗ В-541

"...выше череп, Ископаемое!"

Re: Велосипеды ХВЗ В-541

DVDshnik пишет:

у сумочки (ранняя треугольная "кобура") непонятно что с ремешками

Родной ремешок сохранился один, из "линолеума". Сумочка из дерматина. Коллеги уже утомили просьбами побыстрее сделать тему, поэтому повесил сумочку на том, что нашёл.


andrezin пишет:

в 541  ранние (1965) были и легкие (рама 2300 гр. Вилка 800. как у в 552.)и тяжелые (рама 2800, вилка 1200)

Я помню другие цифры - 2400г-2600г рама и 800г-1100г вилка. Если будет подтверждённый "лёгкий" В-541 - будет интересно проверить свойства металла его рамы. Не исключено что "хромансилевые В-541" всё-таки существовали, мелькал же как-то откровенный "стартон" с судя по всему заводскими деколями В-541.



iltti,
На велосипеде с фото похоже, не ездили - он судя по всему был разобран и его укомплектовали "тем, что попалось под руку". Забавно смотрится передняя тормозная колодка с крючком, установленная на задний тормоз. А вообще - добавить передний переключатель "коробочку", вторую манетку и получится "восьмискоростной" вариант.

А когда водка закончилась, мы обезжиривали резьбы пятилетним коньяком.
I tried [соха] And got [софа]
Мой гараж

Re: Велосипеды ХВЗ В-541

вот еще фотографии того образца и руль  предположительно с него на другом аппаратеВелосипеды ХВЗ В-541 Велосипеды ХВЗ В-541

"...выше череп, Ископаемое!"

Re: Велосипеды ХВЗ В-541

iltti,
Руль вполне мог быть с него, на моём В-541 60-го года точно такой же набор комплектующих.

А когда водка закончилась, мы обезжиривали резьбы пятилетним коньяком.
I tried [соха] And got [софа]
Мой гараж

(11-03-2020 21:13:09 отредактировано Riverdale)

Re: Велосипеды ХВЗ В-541

Апну тему. Благодаря коллеге Sturgeon вставил в тему фото рамы В-541 1971 года, уточнил годы производства. В-541 1971г похож на "обычные" В-541 последних выпусков, но не имеет цировок, впрочем - смотрите фото.

А когда водка закончилась, мы обезжиривали резьбы пятилетним коньяком.
I tried [соха] And got [софа]
Мой гараж

Re: Велосипеды ХВЗ В-541

Riverdale, Многоуважаемый, спасибо за глубокие исследования.

Spoiler

Помимо прочего, некоторые экземпляры В-541 вполне могут быть донорами для культового В-551, хотя, цена на первые приближается к цене последних на вторичке.

Re: Велосипеды ХВЗ В-541

Farkhat пишет:

екоторые экземпляры В-541 вполне могут быть донорами для культового В-551

Вы правы, множество деталей устанавливались на В-541 и В-551 параллельно.

А когда водка закончилась, мы обезжиривали резьбы пятилетним коньяком.
I tried [соха] And got [софа]
Мой гараж

Re: Велосипеды ХВЗ В-541

Добавил в конец первого сообщения темы фото интересного "переходного" В-542 1971г с рамой от В-541. Спасибо коллеге andrexSa за наводку и владельцу велосипеда за фото дропаутов.

А когда водка закончилась, мы обезжиривали резьбы пятилетним коньяком.
I tried [соха] And got [софа]
Мой гараж

2

Re: Велосипеды ХВЗ В-541

Добавил В-541 1966 года с ещё одним вариантом навесного - с манеткой "типа В-34" и педалями "типа В-54".

А когда водка закончилась, мы обезжиривали резьбы пятилетним коньяком.
I tried [соха] And got [софа]
Мой гараж