(24-04-2021 12:23:18 отредактировано DVDshnik)

Re: Велосипеды Кама/Салют/Универсал

Тимур, Оба завода назывались ПВЗ одновременно в течение нескольких лет, но один из них, ага, назывался и ПЗ, и ПМЗ в разные годы, а другой известен и как ЗиФ.

"Ненавижу, когда все шагают в ногу одинаково стриженые, одинаково одетые, с одинаковыми мыслями в одинаково пустых головах" © Кий.

1

(30-11-2020 11:59:02 отредактировано MiStar, причина: Уточнение по паспортам поздних Салютов.)

Re: Велосипеды Кама/Салют/Универсал

Vik.Tramp, у Салюта — паспорт находится внутри руководства на одной из страниц, ближе к концу (перед списком гарантийных мастерских). Отдельного паспорта, как на ХВЗ не было. Отдельный от руководства паспорт велосипеда "Салют"появился примерно в 1988 году.

Тимур пишет:

Так что, похоже, название "Салют" уже после передачи возникло.

Во времена СССР, названия (торговые марки) как правило,  закреплялись за конкретными заводами, и аналогичное унифицированное изделие изготавливаемое на другом заводе, носило другое название. Примером может быть телевизор 3УСЦТ Электрон-Ц280, разработанный в 1983 году во Львове, и выпускавшийся практически всеми заводами, под "своими" названиями Темп-Ц280 (Москва), Рекорд-Ц280 (Александров) и т.п. В нашем случае торговая марка велосипеда "Салют" была "закреплена" за ЙОВЗ, пока он существовал в системе Миноборонпрома т.е. в период 1976..1993гг.

Есть и противоположные ситуации, обычно связанные с большим экспортным потенциалом изделия. Так фотоаппараты Зенит-Е, Зенит-ЕТ разработанные в Красногорске, выпускались в белорусской Вилейке, хотя имели ряд отличий в конструкции, от оригинальных прототипов. Это было связано с тем, что Красногорские аппараты массово шли на экспорт, и не покрывали "внутреннего спроса", а Вилейка, выпускала фототехнику "только для внутреннего рынка". Кстати название Зенит, довольно часто использовалось для "чужих изделий" при поставках на экспорт, хотя и было условно закреплено за КМЗ.

Были и "общеотраслевые" названия, к примеру известная марка "Электроника", которая могла стоять на любом изделии Минэлектронпрома и определить изготовителя изделия можно было только ориентируясь по другим признакам (артикул, индекс модели и т.п.).

Ситуацию с велосипедами, можно отнести к первому варианту, когда у каждого велозавода был свой "закрепленный" только за ним перечень названий, не переходивший при передаче модели на другой завод. Так разработанные исходно в Перми "Скифы", стали в Йошкар-Оле "Салютами".

Что касается велосипеда "Пермь", то он представлял собой "люксовый" вариант Скифа, и некоторое время выпускался параллельно с Салютами, года так примерно до 1982-го. (в силу малого количества данных, точную границу прекращения выпуска 533-х в Перми пока определить не могу). Скиф — был снят с производства к концу 70-х, практически сразу после того, как ЙОВЗ перешел на массовое изготовление "Салютов".

Как-то так... Продолжаю разбираться в этом вопросе по мере наличия времени и возможности.

1

(23-11-2020 16:27:44 отредактировано Тимур)

Re: Велосипеды Кама/Салют/Универсал

Щас я "пикантности добавлю"!  img/bk
Согласно последним разведданным img/al

... Изначально название было Скиф, но в городе с таким именем др. завод делал автоприцеп, типа сейчас авторские права и т.п. и его переименовали в Пермь. При передаче в Йошкар-Олу название опять поменяли на Салют. Наклейки "Салют" делали у нас. На заводе при передаче наверное обучали мордовцев перед демонтажом оборудования, возможно наклейки Салют к этому времени могли освоить. Нельзя исключать и левую сборку из ворованых и б/у запчастей, даже сейчас в продаже по прошествии стольких лет можно встретить экземпляр велосипеда почти как с завода. А что в 90-е творилось!!!

Из предыдущих бесед с агентом узнал о масштабной "гаражной сборке" велосипедов.
Так что распространение пермских "Салютов" возможно.

Добавлено: 23-11-2020 17:49:14

Ещё цитата про пермский Салют:
"Скиф" — типа переводной картинки под лаком надпись была, легко стиралась, чтобы освежить, заклеивали наклейками, а самое доступное и подходящее Салют.

(23-11-2020 16:43:15 отредактировано MiStar)

Re: Велосипеды Кама/Салют/Универсал

Прицепы для легковых автомобилей Скиф различных модификаций, выпускал Пермское КБМаш "Искра", начиная с 1975 года, так что "конфликт названий" среди предприятий одного ведомства и в одной группе товаров, похоже действительно имел место. Насколько я смог уяснить систему разделения торговых наименований ТНП в СССР, использовалось несколько признаков, в частности принадлежность к определенному министерству/ведомству, географический признак, а также принадлежность к определенной товарной группе. Последнее должно было регулировать появление товаров близких по назначению, с одинаковыми названиями, хотя это правило соблюдалось далеко не во всех случаях.

Наклейки на велосипедах, были выполнены печатью на лавсановой пленке с зеркальным и клеящим слоем и сверху ламинировались защитным лаком. С точки зрения того времени, это было достаточно сложное полиграфическое производство, поэтому вполне допускаю, что наклейки на Камы и Салюты делались на одном и том же оборудовании, и скорее всего даже по кооперации, без участия самих заводов. Но наклейки появились на велосипедах не сразу, а где-то на рубеже 1977..78гг. До этого использовалась "старая технология" т.н. "холодной деколи" или переводной картинки. Скорее всего это связано с закупкой современного на тот момент импортного полиграфического оборудования для печати на пленках в рамках подготовки к Олимпиаде.

Насчет "передачи оборудования" — есть интересный момент. Известны велосипеды Пермь, приобретенные в начале 80-х, тогда, как выпуск Салютов начался в конце 1976 начале 1977 годов. Я допускаю, что в начальный период выпуска на ЙОВЗ, примерно до 1978 года, могли использоватся пермские рамы (тем более что расположение номеров на кареточном усилителе, очень уж напоминает Каму), но вот дальше масштабы производства ЙОВЗ заметно выросли, и подобная кооперация уже теряла смысл. В то, что в Перми оставался переходный запас рам для выпуска "Перми" в течении еще нескольких лет после передачи оборудования — тоже верится достаточно слабо. Скорее всего производство Салюта и Перми, какое-то время шло параллельно, но в итоге Салют вытеснил Пермь количеством, и смысла в мелкосерийной сборке 533-го велосипеда на ПЗ не стало.

Re: Велосипеды Кама/Салют/Универсал

MiStar пишет:

Но наклейки появились на велосипедах не сразу, а где-то на рубеже 1977..78гг.

Есть мнение, что наклейки появились на мелкоколёсных "Камамах" в 73-ем или 74-ом году. В 1976-ом году наклейки были ещё импортными из Финляндии(?). В 82-ом на пермском заводе осваивали свои.

А вообще, это наверное беда всез военных производств занимающихся ещё и ширпотребом, невозможность отследить когда и что производили.

(23-11-2020 17:06:30 отредактировано Тимур)

Re: Велосипеды Кама/Салют/Универсал

MiStar пишет:

В то, что в Перми оставался переходный запас рам для выпуска "Перми" в течении еще нескольких лет после передачи оборудования — тоже верится достаточно слабо.

Ну да, не "нескольких лет", а наверное нескольких десятков лет.
Такое впечатление, что "гаражная сборка" идёт до сих пор. Попадаются объявления о продаже совершенно новых велосипедов "Пермь".

Велосипеды Кама/Салют/Универсал Велосипеды Кама/Салют/Универсал

(23-11-2020 17:12:16 отредактировано MiStar)

Re: Велосипеды Кама/Салют/Универсал

Сделаю оговорку, что по датам ориентировался на Салюты. А у ранних Салютов — именно декали, как и у Скифов, но не наклейки. Камы могли перейти на наклейки раньше, и вроде бы помнится мне, что на ранних Камах она была обычной, без зеркальной металлизации, а эта технология проще, чем "зеркальная" пленка.

Упрощенные наклейки без металлизации для своих Салютов я сделал с помощью лазерного принтера и глянцевой лавсановой наклейки для термопечати.

Велосипеды Кама/Салют/Универсал

Самодельная наклейка для Салюта. Увы, но она не соответствует году выпуска данного велосипеда т.к. оригинала с надписями на кириллице и латинице, я пока не нашел.

Добавлено: 23-11-2020 17:56:14

Судя по некоторым деталям — эта Пермь собрана из рамы Салюта. Салютовскую раму выдает мостик, да и багажник от "позднего Салюта" окрашенный, слишком нехарактерен для Перми, которая была вся "в хроме". Наклейки сделать не столь уж и сложно, я выше наглядно показал, как Салют 1984 года получил наклейки более позднего варианта, но в гамме соответствующей году выпуска (у наклеек образца 1985 года и более поздних в оригинале фон белый, а не желтый, как сделано у меня).

2

Re: Велосипеды Кама/Салют/Универсал

Велосипеды Кама/Салют/Универсал

Наклейка Салют-С образца 1985 года в цветах оригинала, но на обычной, не металлизированной подложке почти полностью соответствует этому велосипеду 1986 года рождения. С его штатной наклейки она и была отрисована.

1

Re: Велосипеды Кама/Салют/Универсал

MiStar пишет:

Судя по некоторым деталям — эта Пермь собрана из рамы Салюта.

Возможно, но это фото с пермского Авито. Маловероятно, что кто-то в Тулу свои самовары повезёт. Скорее всего это всё-таки пресловутые "старые запасы" с завода img/bn

Re: Велосипеды Кама/Салют/Универсал

Не думаю, что во второй половине 80-х в Перми совсем не было Салютов... А здесь больше похоже на "псевдореставрацию для продажи", велосипеда собранного из нескольких, причем разных лет, чем на хорошо сохранившуюся Пермь.

Re: Велосипеды Кама/Салют/Универсал

MiStar, Вечер добрый, салюты мне всегда нравились, и даже парочка была в деревне,
несколько раз обращал внимание,
"укосина для переноски" на нескладных салютах встречается двух видов, трубка как на складном, или уголок, во многих случаях обломаный,
это позднее упрощение?

Re: Велосипеды Кама/Салют/Универсал

Трубка — была на ранних нескладных Салютах 70-х годов, и возможно в самом начале 80-х. На моем экземпляре выпущенном в феврале 1984 года уже была штампованная деталюшка, с белой пластиковой накладкой, которая лежала в пакете с инструментом и принадлежностями. Обломилась в первый сезон, и шансы на то, что я смогу ее найти в отцовском гараже достаточно призрачны, уж очень много времени утекло с той поры. На "складниках" Салют-С трубка ставилась до самого конца выпуска.

Велосипеды Кама/Салют/Универсал

Обломки штампованной ручки-швеллера на раме Салюта #1 1984г.

Re: Велосипеды Кама/Салют/Универсал

да, именно такие кусочки я и помню. без этой перемычки вид не очень целостный

Re: Велосипеды Кама/Салют/Универсал

MiStar,

у Салюта — паспорт находится внутри руководства на одной из страниц, ближе к концу (перед списком гарантийных мастерских). Отдельного паспорта, как на ХВЗ не было.

Странно, но у меня ни чего подобного нет. Вот фото всех страниц ближе к концу..

Spoiler

Велосипеды Кама/Салют/Универсал
Велосипеды Кама/Салют/Универсал
Велосипеды Кама/Салют/Универсал
Велосипеды Кама/Салют/Универсал
Велосипеды Кама/Салют/Универсал
Велосипеды Кама/Салют/Универсал

Re: Велосипеды Кама/Салют/Универсал

что мне понравилось, за цветные шины нужно доплатить 80к. за штуку? а двухцветные помню лишь на альтаирах, более широкие,
в моей инструкции упоминались хром. крылья, тоже за доплату естественно, но это около 90годов

1