Копипаста. Оригинал здесь https://dzen.ru/media/anvelo/klassika-s … 004c3a1645
_____________
Андрей Мятиев
Классика советского велостроения — роскошный велосипед "Прогресс" 1954 года производства завода ЗиС — из коллекции Веломузея.
Представляю вашему вниманию самый известный из советских велосипедов послевоенной поры – «Прогресс» модели В-110, изготовленный на московском автомобильном Заводе имени Сталина (ЗиС) в 1954 году.
Дорожный велосипед В-110 "Прогресс" производства Московского Автомобильного Завода имени Сталина (ЗиС) 1954 года — из коллекции Веломузея Андрея Мятиева.
Модель В-110 "Прогресс" разработана в КБ Харьковского Велозавода в 1948 году конструкторской группой под руководством Кирилла Степановича Гладкого. Серийное производство «Прогресса» началось в 1949-м. В 1951-м, по приказу Министерства Авто-Тракторной Промышленности, производство модели В-110 «Прогресс» было освоено на крупнейших автозаводах СССР — в Москве, на Заводе имени Сталина (ЗиС) и в Горьком — на ГАЗе. Специалисты ХВЗ передали техническую и технологическую документацию и образцы, а автозаводцы адаптировали конструкцию "Прогресса" для производства. Если горьковская версия модели В-110 мало отличалась от харьковского прототипа, то московская отошла от прототипа очень далеко — конструкторы ЗиСа изрядно усовершенствовали велосипед, внеся множество изменений в конструкцию. Самое важное изменение, позволяющее назвать ЗиСовский «Прогресс» отдельной моделью, была своеобразная конструкция рамы, которая была не паяной, как у харьковского прототипа, а паяно-сварной, при этом крепление задних стоек к подседельному узлу осуществлялось на заклепках. Обода колес впервые в практике отечественного велостроения имели коробчатый профиль. Собственно говоря, практически все детали и узлы велосипеда имели отличия от конструкции ХВЗ В-110.
Дорожный велосипед В-110 "Прогресс" производства Московского Автомобильного Завода имени Сталина (ЗиС) 1954 года — из коллекции Веломузея Андрея Мятиева.
Завод ЗиС в связи со своим широким производственным профилем, а он выпускал легковые представительские и грузовые автомобили, спецтехнику, автобусы, холодильники и детские велосипеды – был очень хорошо оснащен оборудованием различного назначения и имел собственных первоклассных специалистов различных отраслей техники. Освоение производства дорожных велосипедов для автозаводцев не представляло сложности и вскоре ЗиСовские «Прогрессы» завоевали славу очень надежных и качественных веломашин. Велосипеды выпускались в нескольких вариантах комплектации и декоративного оформления – от самой роскошной модификации с цветной окраской, богатым декором с линовкой и цветными декалями, дополнительными аксессуарами в виде ручного тормоза, зеркала заднего вида, фары с динамомашиной , счетчика пройденного пути и цветных шин до предельно простой машины черного цвета с окрашенными ободами и безо всяких «наворотов». Московские «Прогрессы» были ориентированы на любой вкус и кошелек. Велосипед из коллекции Веломузея, представленный в этом обзоре относится как раз к самой дорогой версии модели.
Дорожный велосипед В-110 "Прогресс" производства Московского Автомобильного Завода имени Сталина (ЗиС) 1954 года — из коллекции Веломузея Андрея Мятиева.
В 1956 году, после XX съезда КПСС, на волне развенчания культа личности Сталина предприятие переименовали в Завод имени Ивана Лихачева – ЗиЛ. В декоре велосипедов последовали изменения – поменялась эмблема, декали и клеймение всех комплектующих. В 1959 году велопроизводство на ЗиЛе решили свернуть, т.к. завод был чрезмерно загружен основным профилем производства. Производство вместе с оборудованием перенесли в поселок Жуковка Брянской области, где был создан Жуковский Велозавод на котором модель В-110 выпускалась аж до 1970 года с минимальными изменениями. На московском автозаводе ЗиС — ЗиЛ выпустили более 3 миллионов 240 тысяч велосипедов. Московские «Прогрессы» оказались настолько надежными и качественными, что многие из них эксплуатируются по сей день! Хотя найти такой велосипед в коллекционном состоянии очень и очень нелегко…
Техпаспорт велосипеда В-110 "Прогресс" из коллекции Веломузея Андрея Мятиева.
Конвейер по производству велосипедов на Московском Автомобильном Заводе имени Сталина (ЗиС). Фото начала 1950-х годов из коллекции Веломузея Андрея Мятиева.
Девушка с велосипедом ЗиС В-110 "Прогресс" простой модификации. Фото начала 1950-х годов из коллекции Веломузея Андрея Мятиева.
Мужчина с велосипедом ЗиС В-110 "Прогресс" одной из дорогих модификаций. Фото начала 1950-х годов из коллекции Веломузея Андрея Мятиева.
Мой гаражМастер спорта по езде за хлебушком на велосипеде.
Если не я построил велосипед — это не мой велосипед.