Пайка серебрянными припоями "в гаражном кооперативе".
Оборудование. Что можно купить за разумные деньги, если не заниматься этим профессионально для эпизодических, если не разовых, работ. Поскольку "проффесионалы" требуют суммы, находящиеся за гранью разумного. Как правило, что хочется купить за вменяемую сумму, пропано-кислородный пост. Справочник времен СССР рекомендует для пайки горелку ГЗУ-2-62. Отсутствует в продаже. Камрады пытались работать изделиями "Донмет" (якобы аналогичные), их отзывы приводить не буду, они нецензурны. Продаваемое сейчас честные менеджеры называют "пропано-кислородный резак", а не горелка для пайки. Пайка кислородно-пропановыми горелками возможно умерла по причине расхода кислорода в два раза выше, чем на ацетилене при меньшей температуре пламени, т.е. еще дольше придется прогревать, что чревато еще большим расходом газов. Это только мое предположение, может причина в другом... Пропановым резаком греть под пайку — это исскуство. Возможны локальные перегревы, особенно соединяемых на деталях разных толщин, сдуру можно и прожечь, высокий напор факела все сдувает... Попытка сделать "широкое мягкое пламя" приводит к нестабильной работе горелки. Приходится не уменьшая долю кислорода уменьшать общую подачу, теряя в мощности и увеличивая время пайки. При этом количество флюса, внесенное в зону пайки, увеличивается. "Справочник паяльщика": "При газоплазменной пайке практически невозможно избежать флюсовых включений в соединения вследствие того, что вязкие продукты флюсования (образуются при длительном нагреве, прим.) не могут быть полностью вытеснены расплавленным припоем из зазоров." ©. Т.е. прочность шва (обычно чревато появлением трещин со временем) уменьшается. Также остатки компонентов флюса вызывают коррозию шва. Остатки флюса снаружи деталей (сначала сколоть крупные капли) прекрасно смывает горячий раствор лимонной кислоты, погрузить на 5 минут, или обмотать смоченной в этом растворе тканью (х/б) на 10-15 минут, после промыть водой.
Что касется припоев и доступного для любителя оборудования. Выше высказал мнение, что крупные узлы рамы следует паять ацетилено-кислородной горелкой. Вот о чем гласит первоисточник (Малышев, Румянцев "Серебро", стр. 174). "Плавится ли сплав в интервале температур, имеет важное значение для его характеристики, как припоя. Припои эктевтического типа (ПСр 72, ПСр45, прим.) свободно растекаются, не проявляют склонности к разделению жидкой и твердой фазы и используются при пайке с небольшими зазорами (0,1-0,2 мм). Припои с широким температурным интервалом плавления (ПСр40, прим.) плохо растекаются и при медленном нагреве проявляют склонность к ликвации. Высокая скорость нагрева уменьшает ликвацию. Такие припои используются при пайке с широкими зазорами (0,13-0,25 мм) или в том случае, когда желательно наплавлять большие швы". Т.е., возвращаясь к оборудованию, которое доступно для любителя, крупные узлы рамы паяные пропано-кислородной горелкой вызывают сомнения по качеству. Попытка применить ПСр40, ПСр45 при пайке пропано-кислородной горелкой на мягком (восстановительном) пламени даст реакцию цинка и кадмия с водородом, или паять придется с избытком кислорода в режиме резака, что требует серьезных навыков для обеспечения равномерного прогрева зоны пайки. Ацетиленовые горелки дают более высокую температуру, потому с ацетиленом можно при окислительном пламени получить меньшее давление пламени и соотв. "размазать" нагрев по детали не владея в совершенстве навыками нижнего брейка. Кроме того, в начале темы оговаривалось нежелательное применение припоев с кадмием (интенсивнее реагирует с водородом), потому ПСр45 тоже как-бы нежелателен. При пайке ПСр 40 придется увеличить зазоры, что чревато снижением прочности шва, при длительном нагреве пропано-кислородной горелкой разделене припоя на компоненты...
В итоге, следуя первоисточникам, для "гаражной" пайки больше всего подходит ПСр72, как ни странно Для пайки этим припоем с избытком хватает температуры обычных газо-воздушных горелок. С ПСр72 работал, требует большей температуры, паяется "приятнее" (нет танцев с прогревом разных зон для "втягивания" припоя), шов в итоге получается качественнее, чем с трех и более компонентными припоями. Нужно организовать пламя достаточной мощности и площади нагрева. В зависимости от размера детали собирался кластер из 2-4х горелок, скрученых с дешевых китайских паяльников, температура обеспечивалась до перегрева ("искрит").
Это все по вопросам, возникшим ко мне в постах выше...
ПС Собственно, почему это все затеяно. Лежит шикарная рама В-34 уже полгода. Нужно впаять дропы. Для разовой работы покупать серьезный сварочный пост как-то не хочется. Задача вписаться по горелкам в 500 гривен, пропановый баллон в лодке есть. Если не получится — покаюсь и пойду искать не сильно пьющего сварщика с автогеном...
Пользователь находится в режиме "только для чтения".