Re: Коммунальный гараж

MiStar пишет:

были не столь интересны для "конокрадов"

нетехнический вопрос по этому моменту. многократно упоминается воровство великов и разные факторы способствующие/препятствующие этому. такое положение вещей--это локальная криминогенная тема, личное восприятие ситуации тех лет, или что-то ещё?

совсем советские времена я не застал(на мой трёхколёсник не покушались 100%), а по 90м... ну были случаи. у товарища в лесу велосипед "исчез", у другого от магазина увели, пока кеды примерял... но как-то особо не принимали никаких мер. цепь с замком воспринималась как понт--наряду с меховой кишкой на раму и бахромой от скатерти на багажник.
счас-то да, даже пока грибы собираю--по городской привычке к дереву коня привязываю.

внук слесаря, сын токаря, умею паять и слегка программист.

Re: Коммунальный гараж

Проблема с угонами в городе-спутнике Москвы с населением около 40 тысяч человек, реально существовала. На моей памяти, у ребят с нашего двора ушло два велосипеда. Один уехал от магазина, и так и не был найден. Второй исчез из подъезда, где был оставлен на "временную парковку", и через пару недель был обнаружен в соседнем районе города в перекрашенном виде и сбитыми номерами рамы. Чем эта история закончилась для "угонщика" — не знаю, но велосипед вернулся к владельцу. Время действия — вторая половина 80-х, начало "перестройки".
Цепочек/тросиков в те времена ни у кого не было.

Ретроспективно оценивая ситуацию с позиций сегодняшнего дня, можно сказать, что тогда "угонами" занимались в основном такие же дети, как принято сейчас говорить из "трудных подростков", которым по ряду причин свое транспортное средство не досталось, а "покататься хотелось". О случаях "угонов для продажи" разговоров не было, это явление появилось уже позднее, когда мое поколение вышло из подросткового возраста. Но внушаемые постоянно, как взрослыми, так и старшими (на 3-5 лет старше нас) товарищами мысли о том, что технику нельзя бросать без присмотра, и что нужно знать номер рамы и "особые приметы" своего велосипеда, отразились спустя три с половиной десятилетия в этой теме.

Как-то так... img/bk

3

(14-12-2020 00:41:33 отредактировано MiStar)

Re: Коммунальный гараж

tork, как я сказал бы сейчас — Пермь являлась "калькодержателем" для Салютоподобных велосипедов, точно так же, как Харьков был калькодержателем для всех "Прогрессов". Но по каким-то причинам, масштабы производства "городского велосипеда с открытой рамой" на 533-х колесах (Скиф/Пермь) на Пермском заводе были невелики, и основным производителем подобных велосипедов в европейской части страны стал Йошкар-Олинский Велозавод (1976..2002), входивший в состав ПО "Йошкар-Олинский механический завод" МинОборонПрома (1970..2006), как специализированная площадка по выпуску товаров народного потребления .

В Москве и ближнем Подмосковье, в 80-е годы Салюты были массовыми велосипедами универсального назначения, на которых ездили, как подростки, так и взрослые. Несмотря на внушительный по тем временам ценник (без узла складывания 84 рубля, складной 100 рублей), велосипед пользовался спросом в силу того, что им могли пользоваться все члены семьи, и он был достаточно компактен при хранении, что позволяло держать его в малогабаритных квартирах. С этой точки зрения Салют был практически идеальным "городским велосипедом" 80-х годов прошлого века. Непригодный для длинных путешествий и на самом деле довольно "тяжелый" на ход по сравнению с 28" дорожниками, он был компромиссным вариантом, позволяющим перемещаться на расстояния до 15..20км в день, тренируя задние конечности, но не слишком перенапрягаясь. А с учетом открытой рамы, он был одним из немногих предлагаемых торговлей вариантов велосипеда, удобного для барышень и пожилых людей. Мой отец в свои 80+, уже не пытается ездить на собственном ЗиСе, но без особых проблем разъезжает на Салюте по дачному поселку.

Торговая марка велосипедов "Салют" принадлежала в период 1976...1993гг. исключительно ЙОВЗ и "Салютообразные" велосипеды других предприятий не имели права носить это название.

Коммунальный гараж

Эмблема Йошкар-Олинского велозавода.

Производство велосипедов в Йошкар -Оле было довольно массовым, в середине 80-х завод изготавливал более полумиллиона "Салютов" в год. До начала 90-х, кроме Салюта в двух модификациях: складной Салют-С 113-622 после 1981г. 113-912 и без узла складывания — Салют 114-612 после 1981г. 114-912, других моделей реально не было. Т.е. фактически, Йошкар-Ола около полутора десятилетий выпускала единственную модель велосипеда в двух модификациях. При этом доля "удешевленного варианта без узла складывания", судя по тому, что встречалось на улицах, вряд ли превышала 10..15% от общего выпуска. В позднеперестроечные годы в Йошкар-Оле были разработаны "новые конструкции" отличавшиеся в основном обвесом и характерными названиями с использованием марийского диалекта , но базирующиеся на той же "Салютовской" хребтовой раме сменившей в конце 80-х пайку узлов на сварку. К тому моменту, как эти велосипеды появились в продаже, сфера моих интересов сместилась в другом направлении, и я практически не знаком с последними изделиями ЙОВЗ которые уже были не Салютами. Последние попадавшиеся мне в объявлениях о продажах "Салюты" имеют на дропе последние цифры 93, т.е. 1993 год. Скорее всего этот год был последним для "Салютов", после чего их сменили ERVI и ему подобные.

Как-то так...  img/thank

4

Re: Коммунальный гараж

MiStarimg/thank
img/bv

Re: Коммунальный гараж

Дополнил рассказ о некоторых особенностях Салютов фотографиями:

Особенности Салютов разных лет выпуска

1

Re: Коммунальный гараж

MiStar пишет:

вторая половина 80-х, начало "перестройки".
Цепочек/тросиков в те времена ни у кого не было.

Позволю и себе оффтоп.
1980е прошли в основном в Беларуси (БССР на тот момент). Ездовал на Эрелюкасе, Украине и разнообразных Минсках (особенно чёрно-рояльном отцовском). 
Почти всегда таскал с собой кованую цепь, которую подогнали на скотном дворе, а также амбарный замок. Всё это каталось на багажнике.
Оставить вел непристегнутым автоматически означало его подарить. Воров находили и топили в речке, но, увы, не всегда.
Однажды я заметил следы от попытки угона отцовского Минска, когда ездил по сельской местности.
Угнать толком не смогли, зато пробили покрышки чем-то острым ("ня зажремо так панадкушуюць").
А теперь представьте, как легко в те годы было чинить пробой на колесе.  img/ag  А их два пробитых.  img/bj  img/as

Пользователь находится в режиме "только для чтения".

Re: Коммунальный гараж

У нас покрышки и камеры не резали, т.к. можно было нарватся на неадекватную "ответку", а вот данлоповские "ниппеля" были огромным дефицитом. Причем если сам сосок периодически появлялся в продаже, то гаечку найти было очень непросто. К сожалению, камеры "Салютовской" размерности с "автомобильным" вентилем, стали появляться только в самом конце 80-х, начале 90-х, и как только они стали доступны, я постарался забыть про "данлоп". Пара "родных" камер от моего Салюта с "данлопами" до сих пор лежит в "резерве". На "приблудных" Салютах камеры также заменены, на современные 24"х1"3/8 (540-е) со шредером.

(07-02-2023 09:13:15 отредактировано MiStar)

Re: Коммунальный гараж

Катафоты Салютов img/ah

Коли уж разговор пошел о Салютах, и 80-х годах прошлого века, то нельзя не упоминать тему "пассивной безопасности велосипедиста в темное время суток". До второй половины 70-х годов ХХ века, изготовители отечественных велосипедов подходили к этому вопросу более чем формально. Правила тех лет требовали наличия заднего красного световозвращателя на велосипеде, и он устанавливался заводом, все остальное включалось в разде "опции" и отдавалось на усмотрение владельца велосипеда. Собственно заводской катафот на заднем крыле, с точки зрения сегодняшнего дня, тоже был очень условным, что "рубиновая пуговка" на ЗиСе, что Харьковские "лодочки" на Спутнике и Украине. Малая площадь отражающей поверхности, а у "пуговки" еще и с учетом огромных потерь в темно-красном стекле, приводит к тому, что на фоне сегодняшних огней большого города велосипедисты, считающие что штатного катафота на старом велосипеде достаточно, практически неразличимы.

Коммунальный гараж

Катафот-пуговка на ЗиС В-110

Коммунальный гараж

Катафот-лодочка на ХВЗ В-34

Ситуация изменилась с началом массового выпуска "городских велосипедов", которые пожалуй первыми в нашей стране, получили в заводской комплектации полноценную "обвеску" катафотами со всех сторон.

Вязниковский завод автомобильной светотехники ОСВАР к этому времени подготовил серию унифицированных светоотражающих элементов, в первую очередь предназначенную для велосипедистов. В нее вошли односторонние и двухсторонние (для установки на колесах) отражающие элементы диаметром 50мм. Они были сертифицированы во Франции на соответствие европейским требованиям безопасности и получили знак утверждения соответствия (Е2).

Серия включала в себя красный отражающий элемент с обозначением по отраслевой нормали 13.3731, белый — 14.3731 и оранжевый 15.3731. Они либо завальцовывались в оцинкованные жестяные корпуса с крепежным болтом М6, либо вклеивались в пластиковые корпуса с "ушками" для крепления на спицах попарно. Специально для Салютов изготавливался катафот 14.3731 с нестандартным болтом крепления, с резьбой СпМ8х1, который одновременно являлся стяжным болтом выноса руля.

Коммунальный гараж

Катафоты унифицированной серии производятся в Вязниках до сих пор. Изготовленные в июне 2019 года, куплены в местных "автозапчастях" этим летом, для укомплектования Салютов и других обитателей гаража.

Салюты, с самого начала производства комплектовались катафотами "унифицированной серии". Белый был установлен на свое место еще на заводе, а двухсторонний оранжевый, двухсторонний красный, и односторонний красный с кронштейном крепления и установочной розеткой лежали в пакете с инструментом и принадлежностями велосипеда.

Коммунальный гараж

Ранний двухсторонний катафот для установки на спицах "унифицированной серии". Отличался надежным креплением с помощью винтов М3 и закладных гаечек. Почти никогда не терялся без посторонней помощи. Использовался для комплектации Салютов с момента начала выпуска до 1984 года. Такие катафоты стоят у меня на красном Салют-С.

Коммунальный гараж

Поздний двухсторонний катафот для установки на спицах "унифицированной серии". При передаче производства двухсторонних катафотов из Вязников на другой заводКазанский завод "ТочМаш", конструкция обоймы изменилась, и катафоты стали "терятся по собственному желанию". Хрупкие пластиковые усики и защелки, увы обламывались, и в какой-то момент катафот улетал со спиц в кусты. Пришел вместе с голубым Салютом, с единственной защелкой крепления, из-за чего был заменен на современный. Устанавливались после 1985 года, в последние годы выпуска в комплекте могли идти катафоты белого цвета не соответствующие требованиям правил дорожного движения.

Коммунальный гараж

Иногда "момент полета" удавалось почувствовать и остановится, но как правило улетевший однажды катафот закрепить штатными средствами было уже невозможно. Этот катафот улетел с переднего колеса моего Салюта, лет тридцать тому назад, мне в козырек кепки, поэтому был подобран "на память". Использовать по назначению сложно, т.к. все крепления обломаны. Показан как пример ранних катафотов с защелками, у которых обойма была из белого пластика, желтеющего и рассыпающегося от солнца. Устанавливались в 1984..85гг.

Коммунальный гараж

Задний "унифицированный катафот" на крыле моего Салюта, установленный по инструкции с использованием пластиковой  установочной розетки. Не могу объяснить причин, но у многих этой деталюшки не было, и задний катафот постоянно бренчал и откручивался на ходу, пока не терялся совсем.

Как-то так...  img/thank

1

Re: Коммунальный гараж

На Салютах "с красивым выносом" передний белый катафот особый — совмещён с болтом затяжки руля.

Мой гараж
Мастер спорта по езде за хлебушком на велосипеде.
Если не я построил велосипед — это не мой велосипед.

(28-10-2020 20:24:58 отредактировано MiStar)

Re: Коммунальный гараж

Я подробно описывал этот катафот на предыдущей страничке  img/bk

Коммунальный гараж

Болт-катафот с резьбой СпМ8х1 и шестигранником на "14" на выносе раннего образца.

И набор наглядных иллюстраций — вид Салюта в ночи  img/bw

Коммунальный гараж

Вид спереди в сочетании с китайским "габаритным фонариком"

Коммунальный гараж

Вид сбоку. Катафоты на колесах ОСРАМ раннего образца на винтах

Коммунальный гараж

Вид сзади

1

Re: Коммунальный гараж

img/ag Теперь экскурсия по катафотам полная

Мой гараж
Мастер спорта по езде за хлебушком на велосипеде.
Если не я построил велосипед — это не мой велосипед.

Re: Коммунальный гараж

Я старался  img/ah

Может быть кто еще сможет подсказать, что за значки присутствуют на втулках моего Салюта?

Коммунальный гараж

Передняя втулка Салюта 1984 года

Коммунальный гараж

Задняя втулка Салюта 1984 года

Re: Коммунальный гараж

НМЗ и СМЗ

Пользователь находится в режиме "только для чтения".

Re: Коммунальный гараж

Чуть дополню. Нерехтинский механический завод и Сарапульский механический завод соответственно вроде как. При этом втулки НМЗ чуть ли не самые распространённые на советских дорожниках, складничках и подобных им велосипедах, на переднем колесе, понятно. Или это только мне так попадалось...

"Ненавижу, когда все шагают в ногу одинаково стриженые, одинаково одетые, с одинаковыми мыслями в одинаково пустых головах" © Кий.

(30-08-2021 21:12:35 отредактировано MiStar, причина: Появление новых данных)

Re: Коммунальный гараж

Буду знать. То, что велосипеды в Йошкар-Оле собирали из деталей, получаемых по кооперации со всей страны, для меня открытием не является. Но вот узнать, кто конкретно поставлял те или иные элементы, было интересно. Завтра днем посмотрю втулки на "голубом" и "№3" (мое внутреннее именование красного Салют-С). На №3 — задняя втулка может оказаться нештатной, уж очень она "другая". Хотя при переборке — торпеда обыкновенная из явно советских или ранних постсоветских деталей.

Дополнено 30.08.2021г.: клеймо на задней втулке, как выяснилось принадлежит  Саранскому механическому заводу.