Re: Велосипедная астрономия — звёзды, системы, и что их связывает — цепи.

sturgeon, если эта система родная фрезерованная, то она изготавливалась из сплава В95. Он сварке не подлежит от слова "совсем". Если литая — то возможны варианты. Но силумин с высоким содержанием кремния также "совсем"..... А если она левая — зачем брать неизвестно что?

Re: Велосипедная астрономия — звёзды, системы, и что их связывает — цепи.

Я так думаю, що раз на старих фінських велосипедах, та мається на увазі американка, вгадав?  img/rolleyes

Монолітніше не придумаєш))) Мінуси — в наших краях із запчастинами дуже напряжно, тільки низькоякісний шлак, самому щось сильно не придумаєш на коліні... Ну і для мене особисто мінусом є їх вага, але з точки зору утилітарної — це може бути і плюс. Якраз колупаю такий велосипед зараз, видно що їздили на ньому багато, але мінімально доглядали, тож в каретці тільки мастило замінив і відкалібрував кульки в сепараторі. Були популярні такі рішення в 60-70 на заході завдяки масовому випуску по замовленню компанії Швінн, але на щастя далі БМХ і дитячих велосипедів їх поширення в наш час не пішло.

1

Re: Велосипедная астрономия — звёзды, системы, и что их связывает — цепи.

Сейчас на некоторых велосипедах Electra используется. Вал каретки одно целое с шатунами для кого плюс для кого минус.

1

Re: Велосипедная астрономия — звёзды, системы, и что их связывает — цепи.

До речі так, саме з цієї крузерної стилістики ноги і ростуть))) Плюс — не треба інструментів, майже голими руками розбирається. Тож для легких покатушок цілком може бути. Але судіть самі — водозахист і навіть пилозахист толком відсутні, можливість часткового ремонту непередбачена, зміна Q-фактору та всяке інше за що любимо квадрат — нема. Тож чисто нішеве рішення для доволі обмеженого переліку задач, на мою думку.

Re: Велосипедная астрономия — звёзды, системы, и что их связывает — цепи.

Vognick, эксплуатация выявить. Пока все устраивает, но выглядит странно. Ну и педали "американские" — это не есть гут.

Гражданин

Re: Велосипедная астрономия — звёзды, системы, и что их связывает — цепи.

Коллеги, такой вопрос. Кто-нибудь ставил на Ласточку/Орленок для ребенка "взрослые" шатуны (165-170 мм)? Оно вроде и несложно попробовать самому, но я хочу поставить систему от Ромета (165 мм), а там звезда несъёмная, т.е. каретка меняется полностью и нужно ставить чашки под 6,35 мм. Если вдруг кто-то пробовал такое — ваш опыт сэкономил бы мне немало времени img/ab

Горец: "Украина" 111-441 (короткая) 1990 г. с планетаркой Nexus-3
Ветерок: "Старт-шоссе" 1986 г. (2х7, дуалы)
В-37: "Спутник" В-37 1967 г. сингл (торпедо)
Лыбидь: Ардис Либыдь "Handmade in Ukraine", 1998, сингл 46/19

Re: Велосипедная астрономия — звёзды, системы, и что их связывает — цепи.

Я ставил, рычаги 170, всё хорошо. Описано в теме «Орлёнок в золотой ниве». Дочери 9 лет, велосипед ей нравится, заменил задний переключать на  шимано TZ50,  для более легкого включения

Re: Велосипедная астрономия — звёзды, системы, и что их связывает — цепи.

ek, Спасибо, тогда буду пробовать.

Горец: "Украина" 111-441 (короткая) 1990 г. с планетаркой Nexus-3
Ветерок: "Старт-шоссе" 1986 г. (2х7, дуалы)
В-37: "Спутник" В-37 1967 г. сингл (торпедо)
Лыбидь: Ардис Либыдь "Handmade in Ukraine", 1998, сингл 46/19
Тема поднята модератором.

(04-01-2021 03:08:09 отредактировано dimas000)

Re: Велосипедная астрономия — звёзды, системы, и что их связывает — цепи.

здравствуйте, товарищи!
я тут подумал и решил, что накопленный опыт изготовления самодельных гаражных звезд может быть интересен/полезен местной публике.
в общем, с некоторых пор (а точнее сказать, с незапамятных времен, ибо с календарем я по жизни не дружу и никогда не знаю, какой год и сколько времени) с подачи одного товарища (который, насколько я знаю, здесь не обитает, но обитает на одном оранжевом форуме) я с переменным успехом занимаюсь пилением самодельных звезд на перЁд и зад для сингло-фиксо-планетарных трансмиссиий.
для понимания начну с картинок. выглядит все это дело примерно так:
Велосипедная астрономия — звёзды, системы, и что их связывает — цепи.  Велосипедная астрономия — звёзды, системы, и что их связывает — цепи.
больше картинок всякого разного есть в альбоме:
http://dimas000.space/bike/zvezda/

теперь про процесс. рисую сам в LibreCAD (это свободный кроссплатформенный 2д-кад, подробнее на librecad.org), потом чертежи отправляются в контору, владеющую таинством лазерной резки чугуния и других металлов и, самое главное, станком для оной. ну а потом самое долгое и интересное — заточка зубьев.
на последнем пункте можно остановиться поподробнее. поначалу это была токарка, как самый очевидный вариант. но тут есть серьезные минусы. во-первых, сложно кого-то найти, кто возьмется за небольшой объем (несколько звезд) за вменяемые деньги, а если еще и хочется хоть сколь-нибудь понятных сроков, так вообще кошмар. и второй момент, чисто технологический: после токарки остаются весьма неприятные заусенцы, которые тяжело удаляются, да еще и находятся между зубьев, т.е. непосредственно в зоне контакта с роликами цепи. к тому же, из-за того что между зубьев случаются промежутки (что, согласитесь, логично), резец токарного станка при встрече с каждым следующим зубом как бы ударяет по нему, что иногда приводит к нежелательным деформациям. и еще вот: токари точат "на глаз", по своему разумению, снимая металл там, где уже на надо. премудрость же состоит в том, чтобы сделать оптимальный угол на вершине, но при этом в зоне контакта с цепью (сиречь в самом нагруженном месте), а это примерно половина высоты зуба, сохранить полную толщину металла.
исходя из вышеизложенного, в какой-то момент был куплен точильный станок — небольшой, из серии "для дома, для семьи". безотносительно звезд с их зубьями вещь в любом случае в хозяйстве полезная. и стал я точить свои железяки на нем, что практикую и по сей день. тут, конечно, тоже свои сложности, куда без них. во-первых, нержавка (о которой чуть ниже) — материал суровый, всякой разной механической обработке поддается тяжело, так что и на точиле точится (простите за каламбур) тоже неохотно, да еще и здорово греется при этом. во-вторых, греется движок у самого точила, посему приходится после каждых 10-15 зубьев делать перерыв, чтобы дать немного остыть (в этом время можно вооружиться надфилем и пройти свежезаточенные зубья, сняв заусенцы и скруглив острые края, дабы в будущем обеспечить цепи максимальный комфорт), да и сама звезда должна охладиться, а то можно натурально обжечься (особенно сие актуально для мелких задних звезд). ну и, конечно же, пыль и опилки, которые, несмотря на установленные защитные кожухи, летят во все стороны. очки строго обязательны к применению, респиратор (хотя бы в виде модной теперича масочки) рекомендуется. и еще такой момент: из-за невозможности равномерно использовать всю толщину абразивного круга (т.к. оный в моем случае 16 мм и в крайних положениях задевает края соседних зубьев) довольны быстро на рабочей поверхности оного образуется "колея" ээээ.... "впуклой" формы, что не способствует правильной заточке, и в результате круг приходится менять раньше, чем хотелось бы.
кстати, вы будете смеяться, но я тут давеча сделал открытие — оказывается, самый быстрый и продуктивный способ заточки — обычный напильник с грубой насечкой. получается меньше заусенцев (а имеющиеся снимаются в одно-два движения), опилки не летают, а падают себе под действием гравитации вниз на газетку, абразивной пыли нет как таковой, шума на порядок меньше, да и липистричество, опять же, экономится)) правда, сей метод требует заметных физических усилий, в отличие от, так что за целый день можно напилиться до болей в спине, шее и руках. но в случае одной-двух-трех звезд чисто для себя — вполне имеет место быть.

теперь про материал. я остановился на нержавейке, как самом оптимальном варианте с отличным ресурсом при минимальных цене и трудозатратах. лазерщики, у которых я режу, располагают прокатом по буржуйскому стандарту 304, нашенский аналог — 08Х18Н10. вот из нее и пилю. передние звезды, по крайней мере 3-мм толщины, получаются условно вечными. у меня на рабочем коммутере, который возит мну на работу и по другим повседневным делам-заботам круглогодично-круглосуточно-всесезонно, стоит передняя звезда еще и с прошлого аппарата (коий закончил свой трудовой путь), которой, если ничего не путаю, на днях исполняется три года непрерывной эксплуатации. и, несмотря на некоторые дефекты заточки на токарке (о чем я говорил выше), ей хоть бы хрен. поди, еще пару лет проездит. а потом — па-бам! — ее можно будет перевернуть и отъездить нахаляву еще столько же))) ибо звезды симметричные-двухсторонние. и да, это все на фиксе, где трансмиссия честно отрабатывает каждый пройденных метр! у задних звезд, конечно же, ресурс в 2-3 раза меньше, но тоже на несколько сезонов должно хватать. впрочем, насчет планетарных были жалобы на то, что шлицы убиваются быстрее, чем сама звезда — зубья еще как новые, а по шлицам люфты начинаются. это обидно, но ничего не поделаешь, ибо размер оных шлицов диктуется втулкой. кстати, на родных шимановских звездах у меня наблюдается похожая болезнь. в общем, мелковаты эти шлицы для своей нагрузки, слабое место получается.
чернуха (как то сталь 45, не говоря уже про всякие сталь 3, ибо это самое барахло) таким ресурсом похвастаться не может. довольно быстро начинается наклеп — рабочие грани зубьев не стираются, а именно выдавливаются, оставаясь по бокам расплющенным блямбами. потом, правда, за счет того самого наклепа зубья несколько упрочняются (это известный эффект, его даже специально применяют в промышленности) и износ в некоторой степени замедляется, но все равно профиль уже не тот, и вообще.
закалка чернухи возможна, но сопряжена с кучей геморроя и соответствующими финансовыми затратами. один товарищ пытался связываться. там есть приколы вроде такого, что детали малого размера даже из 3-мм стали (не говоря уже про 2-мм, если мы делаем под узкую цепь) при закалке может повести, и плоскость перестает быть плоскостью. были эксперименты с резкой из 5-мм листа, закалкой и последующим снятием толщины (и заодно заточкой) на токарке с помощью особо лютых резцов, споспобных точить каленую сталь, но таких резцов тоже не напасешься, а это опять же заметный плюс к цене. ну и итог всех этих дел — ресурс нифига не лучше, чем у "голой" нержавки при несопоставимых затратах. резюме: сырая чернуха стоит не сильно дешевле нержавки (лазерщики берут не столько за материал, сколько за работу) и живет не особо долго, а каленая — попросту не оправдывает трудозатрат и финансовых вложений.
если кому интересно про "дуру Люминь": сам пилить не пробовал, но была у меня родная звезда от камповской системы — вероятно, каких-то старых годов. а всем известно, что Кампаньолка — это вещь, из абы чего делать не стали бы)) система была не новая, но зубья на 52-й звезде — в состоянии "еще вполне себе бодрячком, почти как новые". так вот, хватило мне ее на полгода. (форум не дает вставлять много картинок в один пост, кому интересно — могу отдельно показать картинку, до какого состояния укатал) в общем, алюминий, будь то д16т или еще что-то, имеет смысл только ради облегчайзинга, ежели таковой интересует. помимо всего прочего, он еще здорово боится зимы (городской, имеется в виду, с солью, песком и реагентами), да и вообще, пилить ляминевую звезду стальной цепью — изначально так себе идея.

да, еще одна интересная идея, которая может сэкономить кучу времени и сил: при заточке зубьев на точиле или вручуню звезды с четным количеством зубьев можно точить через зуб, а-ля "колхозный нарров-вайд". все равно широкое звено цепи с боковинами зуба никак не может соприкасаться, так что заточка "четных" зубьев — пустая трата времени. технология испытана на себе и еще нескольких людях. единственная "проблема" — при установке надо посмотреть, на какие зубья ложится цепь. впрочем, я однажды кинул как попало (как потом выяснилось, неправильно — узкими звеньями цепи на незаточенные зубья) и удивлялся идеальной работе трансмиссии (правда, только на перевернутом веле, ездить не пробовал), пока не решил посмотреть, как-то там эти зубья заходят, плавно ли)))

в дополнение скажу про толщину цепей и, соответственно, звезд. по госту 13568-75 цепи имеют внутреннюю ширину (между пластин узкого звена) не менее 3.3 и 2.4 мм для "широкой" (ака 1/8") и "узкой" (ака 3/32") цепей соответственно. поскольку листовым прокатом таких размеров промышленность нас не балует (может быть, разве что в странах всяких чудиков с дюймовой системой мер, но речь не о них), есть два варианта толщины звезд: 3 мм для широкой цепи и 2 мм для любых узких (для справки — цепи на 10+ скоростей имеют ширину 2.18 или что-то вроде, 8-скоростные и узкие сингловые — 2.38).

чуть позже, как соберусь с мыслями, расскажу (с картинками) про геометрию самих зубьев, а может быть, если кому будет интересно, и в целом про чертежные дела — где брать контрольные размеры, что и как рисуется и т.д.

спрашивайте свои вопросы, что смогу — расскажу-покажу. любыми чертежами готов поделиться, мне не жалко, да и вообще у меня тут опенсорц. также могу помочь с рисованием или просто проконсультировать.

Re: Велосипедная астрономия — звёзды, системы, и что их связывает — цепи.

img/ay Интересны опыт, но очень многабукав при его описании img/ag 
Кстати, у нас в соседней теме https://krokovod.org/forum/viewtopic.php?id=317 , если поискать, есть файлы для нарезки разных звёзд на ЧПУ.

Мой гараж
Мастер спорта по езде за хлебушком на велосипеде.
Если не я построил велосипед — это не мой велосипед.

Re: Велосипедная астрономия — звёзды, системы, и что их связывает — цепи.

ну дык попытался объять все сразу — и про материалы, и про заточку, и про черта лысого — вот и многобукаф))
чертежи могу выложить к себе на сайт и дать ссылочку в "чертежной" теме, мало ли кому пригодится

Re: Велосипедная астрономия — звёзды, системы, и что их связывает — цепи.

dimas000 пишет:

к себе на сайт

img/ag Да у нас тут и свой сайт какой-никакой есть  img/ag

Мой гараж
Мастер спорта по езде за хлебушком на велосипеде.
Если не я построил велосипед — это не мой велосипед.

Re: Велосипедная астрономия — звёзды, системы, и что их связывает — цепи.

да нафиг мне разбираться с какими-то форумными приблудами, с которых потом, небось, скачать можно "только для белых", паковать в архив или еще что-то, если можно легким движением руки всю кучу файлов залить на фтп, и пусть оно там лежит, а по мере надобности просто в папку добавлять. и прямой доступ для всех без всякого геморроя.
вот только всякое ненужное отделю от рабочих файлов и запулю...

(04-01-2021 03:03:56 отредактировано dimas000)

Re: Велосипедная астрономия — звёзды, системы, и что их связывает — цепи.

кстати, раз уж зашел. это скорее для тех, кто использует современные системы (на всяких там непатриотичных квадратах, ага), брезгуя оригинальным труЪ-винтажом)) так вот, для создания синголспидной, планетарной либо фиксированной трансмиссии нередко люди берут многоскоростные системы (будь то шоссейные или мтб) и выкидывают лишние звезды, оставляя нужную, ну или ставят сразу правильные, кастом-гаражные. как я)))
ни для кого не секрет, что при установке на паук одной звезды вместо двух часто оказывается, что бонки для такого "сетапа" коротковаты, т.к. рассчитаны-то на крепление двух звезд. не секрет и то, что при отсутствии возможности и/или желания купить бонки покороче сия проблема решается подкладыванием шайбочек с той или иной стороны. при этом десяточные шайбы, как правило, слишком широки и упираются в ступеньки паука — для борьбы с этим приходится с одной стороны стачивать напильником "лишнее". я пробовал и другой вариант — брал восьмерочные и напильником же растачивал дырку под десятку. наружный диаметр у них получается как раз "что надо", но необходимости пиления это не отменяет.
в итоге я пришел к простому и в некотором роде элегантному решению: выпилить лазером специальную проставку с соблюдением всех нужных размеров.
например, такую:
Велосипедная астрономия — звёзды, системы, и что их связывает — цепи.

конечно, я не ради нее одной ездил через полгорода, а заказал до кучи со всем остальным. из удобств хочу отметить вот что: шайбочки маленькие и имеют тенденцию теряться при установке/снятии звезды, а тут одна деталь, которая еще и сама по себе довольно плотно встает на свое место, что здорово упрощает монтаж-демонтаж. в установленном виде выглядит как-то так:
Велосипедная астрономия — звёзды, системы, и что их связывает — цепи.

(я извиняюсь за внешний вид, но аппарат рабочий, а на момент съемки, видимо, на дворе была зима)
опять же, в плане дизайна можно упражняться кто во что горазд))

Re: Велосипедная астрономия — звёзды, системы, и что их связывает — цепи.

dimas000, ох, Вы и своеобразный img/ag  У нас всё просто, в принципе...

Мой гараж
Мастер спорта по езде за хлебушком на велосипеде.
Если не я построил велосипед — это не мой велосипед.