Добыл пару почти идеальных колес на алюминиевых ПВЗшных швеллерах (не аутентично, но чайки в таком состоянии можно искать годами), таким образом для окончательной комплектации Диаманта не хватает только летней резины и руля, который уже едет. Резину оченно хоцца белую, но все что у нас есть такого в нужном размере — это Mitas за дорого. Стоил бы он на уровне китайцев, еще можно было бы рискнуть, а так наверное придется обломаться.
Также начинаю морально и материально готовиться к оживлению Монарха. Фирма-невидимка, блин: в интернете почти никаких упоминаний, даже модель узнать не удалось. В целом агрегат живой, за исключением тормозов и колес: стоят трубочные обода, которые нужно заменить на клинчерные и как-то это дело заспицевать. И вот это, блин, задачка та еще — учитывая что я даже не могу на нем прокатиться чтобы понять что у него за характер. Изложу свои мысли, может народная мудрость что подскажет.
С ободами и резиной более-менее понятно, тут все по талмуду: низкие двойные + 622х23. А вот спицовка... В этом деле, похоже, присутствует неустранимый конфликт разных потребительских свойств: радиальной жесткости, торсионной жесткости и работы с тормозом. Во всех примерах конфигов от Кисы этот конфликт решен так, что баланс радиальной жесткости оказывается противоположен теоретически правильному: заднее колесо всегда мягче переднего. Чем это плохо?
— Развесовка вела с седоком примерно 70:30 в сторону задней оси, то есть даже при одинаковой жесткости колес заднее будет работать нормально, а недогруженное переднее — ощущаться как слишком жесткое.
— Излишне жесткие переднее колесо вынуждает приспускать резину. Внутренне трение в резине — 50% всех потерь, поэтому имеет смысл ее качать по максимуму, а функцию амортизации, насколько возможно, перенести на силовую структуру велосипеда.
— Как показывают опыты, едучесть вела на 80% определяется жесткостью заднего треугольника. Передний играет роль только когда наваливаешься на педали всем весом. В принципе, в моем случае передней центровки седла, увеличение фронтальной жесткости наверное уменьшит склонность вела к подскокам, т.е. позволит развивать больший каденс. Но не так уж оно мне нужно, особенно ценой отбитых рук.
— Мягкое переднее колесо, минимально влияя на динамику, наверное позволит меньше терять ход на неровностях. Возможно, будет ощущаться какое-то рассогласование с рамой, но тут сложно сказать: не все виды рассогласования окирпичивают велосипед.
Что же мы в результате хотим от колес?
1. Сбалансированной радиальной жесткости: переднее процентов на 20 мягче заднего.
2. Заднее должно иметь максимально возможную торсионную жесткость.
3. Все это, по идее, должно быть согласовано с жесткостью рамы. Податливость заднего колеса определенно вносит свой вклад в режиме резонанса, может быть даже именно на это и нужно ориентироваться при подборе жесткости. Только я не знаю как, кроме долгих экспериментов. Вообще интересная тема, хочется в нее вникнуть поглубже. Один мужик в интернете так вник, что даже специальный резонансный велосипед построил, но я в такой экстрим забираться не хочу, достаточно будет понять принципы согласования компонентов в разных конструкциях. Во многом Киса уже эту тему исследовал, но, чую, там есть еще много интересного.
4. Тип спицевого набора на радиальную жесткость влияет довольно слабо, так что четырех крестов может и не хватить для получения переднего колеса нужной мягкости (теоретизирую, сам еще не пробовал), так что, возможно, имеет смысл применить разные обода. Высокий сзади и низкий спереди, или низкий двойной сзади и одинарный спереди.
Блин, не ту кнопку нажал, отправилось недописанное. Ща будет продолжение.
Ибу ибуди — дадао муди!