Re: ОКВП (Общий Курс Велосипедного Подшипника)
Почему
Представим себе такой редуктор. Два вала. Шестерни со своим валом — одно целое. Шестерни соседних валов в постоянном зацеплении.
Будет ли работать такой редуктор? Нет. В нём ни на градус не провернётся ни один из валов. Понятно почему? Элементы всей этой системы взаимно клинят друг друга. "Циркуляция паразитной мощности" — называется
А если мы заменим простые пары (левую и правую) шестерен на планетарные, но сохраним передаточное отношение левой и правой пары, как было? Т.е. слева 2:1, а справа — 1:2, оставив все связи?
Будет та же фигня — полный и надёжный клин без возможности пошевелиться. Только силы будут проходить более витиеватыми путями.
Кинематика шарикового подшипника полностью соответствует таковой у планетарного редуктора. Только вместо зацепления зубов, действуют силы трения. А катаются элементы точно по той же схеме: внутренне кольцо (или конус) подшипника = солнечная шестерня планетарного редуктора, внешнее (или чашка) = наружный зубчатый венец , шарики = планетарные шестерни, сепаратор = водило (или как его).
Что мы имеем в рулевой колонке по этой модели? Мы имеем сверху и снизу по планетарному редуктору. Имеем жёстко связанные (через шток вилки) солнечные шестерни (конуса). Имеем также жёстко связанные (через рулевую колонку рамы) наружные шестерни-чашки.
Чтобы всё это можно было повернуть, все элементы верхнего и нижнего подшипника должны иметь одинаковые размеры.
А если в паре подшипников шарики расположатся по разному радиусу — мы и получим пару дважды жёстко связанных планетарных редукторов с разным передаточным отношением. Т.е. произойдёт та же фигня, что на картинке — полный клин.
Но т.к. у нас не шестерни с зубами, а шарики, полного клина не происходит. Оно всё туго, но проскальзывает.
Вероятно, то ли при изготовлении так повелось, то ли в тяжёлой эксплуатации так разбивается, но в верхнем и нижнем подшипниках при насыпи свободные шарики устанавливаются на разный радиус, какой им задают канавки конуса и чашки. Что равносильно водилу планетарного редуктора с разным радиусом, отчего меняется его передаточное отношенияе.
Точнее даже, там меняются все радиусы — и внешней с внутренней шестерен, и водила.
Сепаратор же, одинаковый в паре подшипников, повидимому, расталкивает шарики несколько шире их свободного катания. А главное — одинаково в обоих подшипниках.
Ну и нас спасает то, что, как коллеги говорят, для выносливости сверху достаточно сепараторного, а снизу желательна полная насыпь.
Наверное, нам везёт и так совпали типичные размеры деталей, , но при такой схеме клина никем не замечено
Мастер спорта по езде за хлебушком на велосипеде.
Если не я построил велосипед — это не мой велосипед.