Тема: Советские велосипеды непрофильных и малых заводов.

ЗИЧ-1
Авиационный завод им. Чкалова, Новосибирск.

В 1946 году на авиационном заводе имени Чкалова в Новосибирске в рамках послевоенной конверсии было налажено производство велосипедов, получивших в название имя завода и индекс "1": ЗиЧ-1
Производство продолжалось до 1948 года. За неполных два года было произведено несколько тысяч велосипедов марки ЗиЧ-1.

ЗИЧ-1 1947 г из коллекции "Велоретро" http://veloretro.ru/pic.php?id=230&indx=0:

Советские велосипеды непрофильных и малых заводов. Советские велосипеды непрофильных и малых заводов. Советские велосипеды непрофильных и малых заводов. Советские велосипеды непрофильных и малых заводов. Советские велосипеды непрофильных и малых заводов.

Иллюзион от "Велоретро":

https://www.youtube.com/watch?v=BdF4YxE51lI


Экземпляр из коллекции Веломузея:

А. Мятиев пишет:

Советские велосипеды непрофильных и малых заводов. Советские велосипеды непрофильных и малых заводов. Советские велосипеды непрофильных и малых заводов. Советские велосипеды непрофильных и малых заводов.
Советские велосипеды непрофильных и малых заводов. Советские велосипеды непрофильных и малых заводов. Советские велосипеды непрофильных и малых заводов. Советские велосипеды непрофильных и малых заводов.

Велосипед ЗИЧ-1, изготовленный на новосибирском авиационном заводе имени Чкалова в  1948 году — из коллекции Веломузея. Представленный аппарат является поздней модификацией модели. От ранних образцов отличается рисунок ведущей звездочки, форма выноса руля, расположение креплений для насоса и т.д.

Те наши соотечественники, чьи детство и юность пришлись на конец 1940-х – начало 50-х годов вспомнят, что самым желанным велосипедом в те теперь уже почти былинные времена был «ЗИЧ-1». Эта модель была тогда не только самой дорогой, но и самой совершенной из советских веломашин!  История появления этого велосипеда по-своему замечательна: новосибирский Завод имени Чкалова (ЗиЧ) был типичным представителем отечественной оборонной промышленности и занимался выпуском боевых самолетов. После окончания войны надобность в пополнении парка боевой авиации сильно снизилась и руководство завода, не без нажима со стороны Минавиапрома озаботилось поиском «продукции мирного времени». Кому конкретно пришла в голову идея осваивать выпуск велосипедов, пока что доискаться не удалось. Но, уже в 1946 году в КБ завода разработали веломашину, получившую индекс «ЗиЧ-1». Интересен факт, что при создании модели абсолютно не учитывался опыт отечественного велостроения, с одной стороны традиционно базировавшегося на английских технологиях и стандартах, с другой стороны, имевшего в своем распоряжении оборудование, натурные образцы и техническую документацию лучших германских велосипедных производителей. При создании ЗиЧ-1 в качестве образца использовались французские велосипеды марок La Perle и Peugeot, никогда не имевшие распространения в Советском Союзе, и вообще сюда не попадавшие. Почему произошло именно так, по-видимому уже никто не ответит… Следует отметить, что ЗИЧ не являлся копией какой-либо из французских моделей, но однозначно создавался «по мотивам» этих машин, в чем нетрудно убедиться простым сравнением. Новосибирские авиастроители совершенно не озаботились не только стандартизацией деталей своей веломашины по отношению к продукции других советских велозаводов, но и простой кооперацией с другими предприятиями – абсолютно все части велосипеда, кроме разве что покрышек и камер колес, производились на ЗиЧе! Связано это было не только с обычной практикой оборонных предприятий и высокой культурой производства, позволявшей изготавливать все части веломашины, но и тем, что новосибирский завод подчинялся Министерству авиационной промышленности, а все велозаводы – Министерству авто-тракторной промышленности. Горизонтальная связь между министерствами практически отсутствовала, она существовала только на более высоком уровне – Совета Министров.

В результате модель ЗиЧ-1 оказалась не только первым советским туристическим велосипедом с механизмом переключения передач, но и самым качественным и красивым из отечественных велосипедов послевоенного времени! Качество изготовления действительно поражает: великолепные декоративные гальванические покрытия, прекрасная окраска частей, специальные колпачковые гайки на всех деталях, отличный плавный ход – всем этим славились велосипеды ЗиЧ. Однако, из-за высокой цены велосипеды плохо раскупались в магазинах, что негативно влияло на… Правильно – на Его Величество ПЛАН!

Продолжение истории оказалось донельзя банальным – в конце 1948 года производство велосипедов было свернуто, а завод занялся освоением выпуска реактивных боевых самолетов МИГ-15. Велосипедов выпустили всего чуть больше 16000 штук, и теперь они — редкость и мечта коллекционеров. В коллекции Веломузея хранится 3 разновидности этой редкой модели.

Мой гараж
Мастер спорта по езде за хлебушком на велосипеде.
Если не я построил велосипед — это не мой велосипед.

Re: Советские велосипеды непрофильных и малых заводов.

"Пионер", "Арман"
Петропавловский завод тяжёлого машиностроения (ПЗТМ), Петропавловск, Казахстан.

"Пионер":
Советские велосипеды непрофильных и малых заводов. Советские велосипеды непрофильных и малых заводов. Советские велосипеды непрофильных и малых заводов. Советские велосипеды непрофильных и малых заводов.

"Арман":
Советские велосипеды непрофильных и малых заводов. Советские велосипеды непрофильных и малых заводов.

"Пионер" "отвёрточной сборки" Харьковского ПТУ№9, ~1990 г.:
Советские велосипеды непрофильных и малых заводов.

Существовали модификации "Пионер-Кросс", "Пионер-Турист", и т. п.

Мой гараж
Мастер спорта по езде за хлебушком на велосипеде.
Если не я построил велосипед — это не мой велосипед.

Re: Советские велосипеды непрофильных и малых заводов.

"Ветерок"
ДКВ-2 (детский комбинированный велосипед).

Велосипед-трансформер. Начинающим юным велосипедистам предлагалось кататься на трёхколёсном варианте. Впоследствии велосипед легко переделывался в двухколёсный.

Выпускался разными заводами, как товар народного потребления. На данный момент известно, что его производил некий "Тульский велозавод", "Велосборочный завод" (с 1965 завод автомобильных агрегатов)  в Гродно, и Завод ТМЗ, Свердловск (Екатеринбург). Также попадаются "Ветерки", изготовленные в ИТК (исправительно-трудовых колониях) https://krokovod.org/forum/viewtopic.ph … 17#p216617

"Ветерок" тульского завода в двухколёсном варианте из коллекции "Велоретро"   http://veloretro.ru/pic.php?id=45&indx=0

Советские велосипеды непрофильных и малых заводов. Советские велосипеды непрофильных и малых заводов.


"Ветерок" ТМЗ, Свердловск, 1957 г. :

Советские велосипеды непрофильных и малых заводов. Советские велосипеды непрофильных и малых заводов.


"Ветерок" в трёхколёсном варианте из коллекции "Велоретро (завод неизвестен), 1972 г.:
http://veloretro.ru/preview.php?id=194& … &y=101

Советские велосипеды непрофильных и малых заводов.

"Ветерок" тульского завода на Кроководе:
https://krokovod.org/forum/viewtopic.ph … 175#p16175

Советские велосипеды непрофильных и малых заводов. Советские велосипеды непрофильных и малых заводов.

Документы на "Ветерок" гродненского завода из коллекции "Велоретро":

Spoiler

В 1953 году литейно-механический завод объединён с Гродненским велосборочным заводом. С 1960 года — Гродненский велосипедный завод, с 1965 года — Гродненский завод автомобильных агрегатов

http://veloretro.ru/pic.php?id=57&indx=0

Советские велосипеды непрофильных и малых заводов.


Фото  1955 г :

Советские велосипеды непрофильных и малых заводов.
Инструкция с паспотром — буквы перепутаны https://krokovod.org/forum/viewtopic.ph … 35#p251935

Мой гараж
Мастер спорта по езде за хлебушком на велосипеде.
Если не я построил велосипед — это не мой велосипед.

Re: Советские велосипеды непрофильных и малых заводов.

"Бабочка"

Узловский машиностроительный завод "Кран", г. Узловая Тульской обл.

"Бабочка" из коллекции "Велоретро":
http://veloretro.ru/pic.php?id=68&indx=0

Советские велосипеды непрофильных и малых заводов. Советские велосипеды непрофильных и малых заводов.



"Мишка"

Саранский механический завод

В стране назрела острая необходимость расширения выпуска отечественных товаров народного потребления, в частности велосипедов. В 1972 году такая задача была поставлена перед коллективом завода, который в кратчайшие сроки провел необходимую работу по подготовке производства, и в этом же году приступил к серийному выпуску детского велосипеда «Зайчик». С этого момента началась эпоха велостроения на Саранском механическом заводе. В 1973 году была начата сборка тормозной велосипедной втулки типа «Торпедо». Детские велосипеды «Мишка», «Конек-Горбунок» один за одним сходили с заводского конвейера, поступали в рыночную сеть городов и сел. Освоение производства подросткового велосипеда «Кросс» явилось логическим продолжением развития велопроизводства на предприятии. А в 1991 году Саранский механический завод стал основателем нового для России вида спорта – ВМХ.

Советские велосипеды непрофильных и малых заводов. Советские велосипеды непрофильных и малых заводов. Советские велосипеды непрофильных и малых заводов. Советские велосипеды непрофильных и малых заводов.

"Мишка" на Кроководе (Это не Бабочка, а?) :
https://krokovod.org/forum/viewtopic.ph … 31#p238831

Советские велосипеды непрофильных и малых заводов.


"Кросс"
Саранский механический завод

Советские велосипеды непрофильных и малых заводов.

Советские велосипеды непрофильных и малых заводов.
https://krokovod.org/forum/viewtopic.ph … 44#p239144

"Кросс" на Кроководе:
https://krokovod.org/forum/viewtopic.ph … 90#p237490

Советские велосипеды непрофильных и малых заводов.

Мой гараж
Мастер спорта по езде за хлебушком на велосипеде.
Если не я построил велосипед — это не мой велосипед.

Re: Советские велосипеды непрофильных и малых заводов.

Резерв

Советские велосипеды непрофильных и малых заводов.

Мой гараж
Мастер спорта по езде за хлебушком на велосипеде.
Если не я построил велосипед — это не мой велосипед.

Re: Советские велосипеды непрофильных и малых заводов.

Резерв

Советские велосипеды непрофильных и малых заводов.

Мой гараж
Мастер спорта по езде за хлебушком на велосипеде.
Если не я построил велосипед — это не мой велосипед.

Re: Советские велосипеды непрофильных и малых заводов.

Не знаю куда запостить. Такой вот "ветерок" увидел на барахолке в своем городе:
Советские велосипеды непрофильных и малых заводов. Советские велосипеды непрофильных и малых заводов.
Советские велосипеды непрофильных и малых заводов.

Продавец указал 1957 год выпуска велосипеда.
Завод ТМЗ, Свердловск (ныне Екатеринбург)

Делай правильно и не делай неправильно © Лао-цзы

2

Re: Советские велосипеды непрофильных и малых заводов.

VaultDweller пишет:

ТМЗ, Свердловск

img/bw
Я смотрю, если кто-то увлечётся разбором истории Ветерка, скучать не будет img/ag
https://krokovod.org/forum/viewtopic.ph … 91#p233391

Мой гараж
Мастер спорта по езде за хлебушком на велосипеде.
Если не я построил велосипед — это не мой велосипед.

Re: Советские велосипеды непрофильных и малых заводов.

kisa, я поиском видел, но это определялка, поэтому запостил тут. Ну и еще: https://krokovod.org/forum/viewtopic.ph … 17#p216617

Делай правильно и не делай неправильно © Лао-цзы

2

Re: Советские велосипеды непрофильных и малых заводов.

Велосипеды "Пионер турист", "Пионер кросс" и "Арман мечта" Петропавловского завода тяжёлого машиностроения.

Советские велосипеды непрофильных и малых заводов. Советские велосипеды непрофильных и малых заводов. Советские велосипеды непрофильных и малых заводов.

Одна любовь, наполнена добром,
Повелевала сердцем и пером. ©

7

(02-05-2022 10:01:49 отредактировано Dread)

Re: Советские велосипеды непрофильных и малых заводов.

Красный Пионер турист, такой как на фото, был моим первым велосипедом. Мне его купили зимой 1989. Точь в точь как на фото. В те годы в наших краях эти велосипеды массово продавались и почти все пацаны гоняли на Пионерах. Эти велосипеды помимо красного цвета были еще и светло-зеленого в пропорциях 50 на 50. Шины также были как чисто черные таки и черные с оранжевой боковиной. Из опыта эксплуатации данного вела хотел бы сказать что качество его было так себе. У меня в первое же лето порвались все тросики тормозов и дальше я ездил вообще без тормозов. img/ag  На второй сезон стала часто ломаться трещотка, была  постоянная прокрутка, я сам ее не мог починить и часто обращался за помощью к взрослым. В итоге мне звезду трещотки приварили автогеном сварщики, которые варили теплотрассу неподалеку от нас, и этот пионер стал фиксом. Я тот сезон докатал на фиксе и уже в следующем 1992 г пересел на Салют, а Пионер еще какое то время провисел в сарае и далее ушел в неизвестном направлении.

Если что то дело было в Восточно-Казахстанской области Казахской ССР. Другое модели завода такие как Пионер Кросс и Арман-Мечта ни разу не видел.

2

Re: Советские велосипеды непрофильных и малых заводов.

kisa пишет:

Непрофильные заводы, не очень массовые велосипеды

Во времена позднего СССР было множество совсем детских велов непрофильных заводов. В наших краях были трехколесные Балдырган, а у меня был трех потом двухколесный чебурашка. Кто их делал я не знаю. Скорее всего какой-то локальный бренд.  Думаю что и в других республиках были побочные производства.

2

Re: Советские велосипеды непрофильных и малых заводов.

Листая старые журналы...
Картинки последних месяцев существования СССР, потому сочтём за ретро img/ab
Вот чего накопал. "Моделист-Конструктор" №3 1991 г.
Советские велосипеды непрофильных и малых заводов. Советские велосипеды непрофильных и малых заводов.

Следов упомянутого предприятия ПЭТМ не нашёл. Судя по деталям, отношения к ХВЗ нет от слова "совсем". Кроме расположения в одном городе. Велосипедов таких никогда не видел, похоже — немного их успели выпустить.

upd https://krokovod.org/forum/viewtopic.ph … 37#p239137

Мой гараж
Мастер спорта по езде за хлебушком на велосипеде.
Если не я построил велосипед — это не мой велосипед.

Re: Советские велосипеды непрофильных и малых заводов.

В моём экземпляре журнала фотка чёткая. Звезда похожа на Минск, вынос — на Салют первых серий, но с затяжным болтом.

Обода — хром. Не исключено, что чайки, хотя плохо видно. Надпись на раме "Пионер" и что-то мелкое ещё. Тормоза жестяные — дорожного типа.

Мой гараж
Мастер спорта по езде за хлебушком на велосипеде.
Если не я построил велосипед — это не мой велосипед.

Re: Советские велосипеды непрофильных и малых заводов.

kisa пишет:

похоже — немного их успели выпустить

но, видимо, какое-то товарное количество всё же было. ибо гугл любезно показывает картинки аж двух моделей--пионер-турист и пионер-кросс, причём если судить по обьявлениям с интерент-барахолок разбросало их аж до казахстана
приём найден складной брат(сестра)--мечта-арман
Советские велосипеды непрофильных и малых заводов.


эээ, да вот же у нас же
https://krokovod.org/forum/viewtopic.ph … 29#p239129
(эти посты раньше были в разных темах, при переносе ссылка заменена на актуальную. Модератор.)
его похоже отвёрточно собирали не в одном месте

внук слесаря, сын токаря, умею паять и слегка программист.

2