Тема: Советские велосипеды непрофильных и малых заводов.
ЗИЧ-1
Авиационный завод им. Чкалова, Новосибирск.
В 1946 году на авиационном заводе имени Чкалова в Новосибирске в рамках послевоенной конверсии было налажено производство велосипедов, получивших в название имя завода и индекс "1": ЗиЧ-1
Производство продолжалось до 1948 года. За неполных два года было произведено несколько тысяч велосипедов марки ЗиЧ-1.
ЗИЧ-1 1947 г из коллекции "Велоретро" http://veloretro.ru/pic.php?id=230&indx=0:
Иллюзион от "Велоретро":
https://www.youtube.com/watch?v=BdF4YxE51lI
Экземпляр из коллекции Веломузея:
Велосипед ЗИЧ-1, изготовленный на новосибирском авиационном заводе имени Чкалова в 1948 году — из коллекции Веломузея. Представленный аппарат является поздней модификацией модели. От ранних образцов отличается рисунок ведущей звездочки, форма выноса руля, расположение креплений для насоса и т.д.
Те наши соотечественники, чьи детство и юность пришлись на конец 1940-х – начало 50-х годов вспомнят, что самым желанным велосипедом в те теперь уже почти былинные времена был «ЗИЧ-1». Эта модель была тогда не только самой дорогой, но и самой совершенной из советских веломашин! История появления этого велосипеда по-своему замечательна: новосибирский Завод имени Чкалова (ЗиЧ) был типичным представителем отечественной оборонной промышленности и занимался выпуском боевых самолетов. После окончания войны надобность в пополнении парка боевой авиации сильно снизилась и руководство завода, не без нажима со стороны Минавиапрома озаботилось поиском «продукции мирного времени». Кому конкретно пришла в голову идея осваивать выпуск велосипедов, пока что доискаться не удалось. Но, уже в 1946 году в КБ завода разработали веломашину, получившую индекс «ЗиЧ-1». Интересен факт, что при создании модели абсолютно не учитывался опыт отечественного велостроения, с одной стороны традиционно базировавшегося на английских технологиях и стандартах, с другой стороны, имевшего в своем распоряжении оборудование, натурные образцы и техническую документацию лучших германских велосипедных производителей. При создании ЗиЧ-1 в качестве образца использовались французские велосипеды марок La Perle и Peugeot, никогда не имевшие распространения в Советском Союзе, и вообще сюда не попадавшие. Почему произошло именно так, по-видимому уже никто не ответит… Следует отметить, что ЗИЧ не являлся копией какой-либо из французских моделей, но однозначно создавался «по мотивам» этих машин, в чем нетрудно убедиться простым сравнением. Новосибирские авиастроители совершенно не озаботились не только стандартизацией деталей своей веломашины по отношению к продукции других советских велозаводов, но и простой кооперацией с другими предприятиями – абсолютно все части велосипеда, кроме разве что покрышек и камер колес, производились на ЗиЧе! Связано это было не только с обычной практикой оборонных предприятий и высокой культурой производства, позволявшей изготавливать все части веломашины, но и тем, что новосибирский завод подчинялся Министерству авиационной промышленности, а все велозаводы – Министерству авто-тракторной промышленности. Горизонтальная связь между министерствами практически отсутствовала, она существовала только на более высоком уровне – Совета Министров.
В результате модель ЗиЧ-1 оказалась не только первым советским туристическим велосипедом с механизмом переключения передач, но и самым качественным и красивым из отечественных велосипедов послевоенного времени! Качество изготовления действительно поражает: великолепные декоративные гальванические покрытия, прекрасная окраска частей, специальные колпачковые гайки на всех деталях, отличный плавный ход – всем этим славились велосипеды ЗиЧ. Однако, из-за высокой цены велосипеды плохо раскупались в магазинах, что негативно влияло на… Правильно – на Его Величество ПЛАН!
Продолжение истории оказалось донельзя банальным – в конце 1948 года производство велосипедов было свернуто, а завод занялся освоением выпуска реактивных боевых самолетов МИГ-15. Велосипедов выпустили всего чуть больше 16000 штук, и теперь они — редкость и мечта коллекционеров. В коллекции Веломузея хранится 3 разновидности этой редкой модели.
Мастер спорта по езде за хлебушком на велосипеде.
Если не я построил велосипед — это не мой велосипед.