Re: ОКВП (Общий Курс Велосипедного Подшипника)

kisa пишет:

Полная цитата прямо предыдущего сообщения удалена. Модератор.

Везде надо, не могу найти информацию.

Re: ОКВП (Общий Курс Велосипедного Подшипника)

Всем привет). Решил поделиться своими наработками по восстановлению геометрии беговых дорожек. Может кто то такое уже и придумал, но я не встречал. 
img/ap Как то меня осенило, что беговые дорожки можно не резать и не шлифовать, а притирать img/bp

Началось всё со втулки хвз с большим фланцем переднего колеса, на стальной основе которая. Я взял радиусомер и замерил радиус беговой дорожки, он оказался всего лишь 3мм. Да да, при шариках 5мм, радиус беговой дорожки как у шариков 6мм. В общем я купил китайскую ось с конусами для втулки хвз украина (лучше их использовать ибо они мягкие довольно) в качестве притира, взял шарики 6мм и притирочную пасту для автомобильных клапанов. Собрал втулку и вращал, периодически подтягивая конуса. Через довольно таки не малое время, но все же, вся поверхность беговых дорожек стала ровная, матовая и четко выраженая. Фото у меня нет ибо было довольно давно, мало что сохранилось, ну тут и без фото понятен принцип.

Дальше конуса. Померил их радиус беговых дорожек, он примерно 5 -5,5мм. Значит нужны шарики 11мм диаметром или близкие к тому. Но где взять втулку такого размера? Взял 208й подшипник, он у меня валялся, купил два самых простых подшипника с конусными роликами с наружным размером 40мм. Взял от них наружные обоймы, вставил во внутрь 208го подшипника, чтобы конуса обойм шли от центра к краям. Нашел шарики 11мм. Самое сложное в этом оказалось собрать всё в кучу. Во внутрь импровизированной втулки набил густую смазку,  на нее вклеил шарики, вот только не помню количество, наверное по 5шт на строну. Затем ось и на ней два конуса, которые нужно восстановить и затянул их до упора в шары. После этого смазка вымывается, а вместо нее абразивная паста. Ось с конусами вращается, периодически подтягивается.

ОКВП (Общий Курс Велосипедного Подшипника)



Но и это не всё. Есть у меня проэкт на базе итальянской рамы и там размер каретки 36х24. Когда то давно купил себе и шатуны вместе с такой кареткой. Беговые дорожки в питтинге, типа на выброс, но, решил попробовать своим методом их восстановить ибо купить их почти нереально, а цены... сами знаете. Радиус беговых дорожек конечно не 5,5, но близкий к нему, потому взял все те же 11мм шары. Сначала саму чашку закребил на болт и зажал в дрель, а беговую дорожку выгрыз шарошкой диаметром 10мм, пока не убрал все каверны.

ОКВП (Общий Курс Велосипедного Подшипника)

Потом по проверенной схеме, внутрь чашки ложится 3 шара 11мм, вставляется болт с конусом (китайским), с другой стороны поджимается гайкой и вращается дрелью. Использовал на этот раз алмазную пасту, так как твердость беговых дорожек была очень высокая, надфиль не оставлял рисок. Но правда шарики не хотели центроваться ни как, потому внутрь чашки еще алюминевую шайбу 6мм положил, по крайям той же фрезой сделал форму. Схематически изобразил. Так же фото конуса и шара после работ с чашкой. Фото самих чашек не делал ибо это было с год назад, не интересно было сохранять. Ну, как есть. Могу сказать что с поверхности чашек снял где то 0,5мм, около того, но твердость осталась. Крутится каретка просто изумительно как и та втулка крутилась так же. Там помню затягивал конуса что не оставалось люфта, но вращалось всё очень плавно и мягко, а если сделать норм зазор, то просто как спинер крутилась.

ОКВП (Общий Курс Велосипедного Подшипника) ОКВП (Общий Курс Велосипедного Подшипника)

В общем я поделился самим принцпом восстановления геометрии, при чем в достаточно высокой соосности. Этим методом можно восстановить практически безнадежные детали, если закаленный слой достаточный для этого.

4

Re: ОКВП (Общий Курс Велосипедного Подшипника)

Очень увлекательно, но не имеет смысла.
Ровные дорожки качения и так геометрически правильны, их нужно просто отполировать.
А неровные, выщербленные, притиркой не исправятся. На месте выемки так и останется выемка, только шире станет, т. к. края раскатаются. Поэтому выкрашивания и необходимо стачивать, чтобы сделать поверхность дорожек качения ровной.

Ну и съем 0,5 мм с помощью пасты... это, так скажем... преувеличение. Подшипники штука точная, 0,5 мм это очень много. На сколько же шарики сточились? И остались ли они шариками? Мне сдается, что нет  img/as

Re: ОКВП (Общий Курс Велосипедного Подшипника)

Конуса я вывел, метод работает. После прирезания шарошкой чашек, поверхность не имега геометрию круга. Это было видно после первых проходов шарами с пастой. Я пару часов наверное притирал шарами пока не получил четкую окружность с равномерной радиусной поверхностью. А вот просто отполированные конуса явно не имели правильной геометрии ибо чувствовалось подергивание при вращении. Это примерно как взять брусок и шлифовать поверхность, если там есть ямка, то чтобы её убрать таким методом, прийдется снять равномерно всю поверхность. А полировка как раз сглаживает края у ямки, делая ямку большего размера, но не видимую глазу. Шар не может провалиться в ямку, так как опирается на поверхность выше и ниже её и пока он не сотрет эту поверхность, то ямка не уберется. Повторюсь, метод рабочий, я такими образом вывел две втулки с конусами и каретку.

Добавлено: 24-11-2025 21:33:11

SD пишет:

Ну и съем 0,5 мм с помощью пасты... это, так скажем... преувеличение. Подшипники штука точная, 0,5 мм это очень много. На сколько же шарики сточились? И остались ли они шариками? Мне сдается, что нет 

Я вообще то написал что снял основной слой шарошкой, а шариками довел геометрию.

Re: ОКВП (Общий Курс Велосипедного Подшипника)

Я не сказал, что метод не рабочий.

Я сказал, что это "очень увлекательно" ибо потратить более 2х часов на шлифование чашки, а так же использовать доп конуса, шарики итд, это шикарно.
Есть более простой способ, занимает от 10 до 30 минут. Он и описан в начале темы.
img/bk

2

Re: ОКВП (Общий Курс Велосипедного Подшипника)

Дело ваше, ни кого не заставляю, поделился опытом. Повторюсь, что вначале попробовал восстановить методом из начала темы, не вышло. Многое зависит от величины повреждений. Если есть питтинг, шлифовка, полировка не дает хороших результатов. Они то возможны, но без гарантий. Для этого лучше подойдет токарка. Если взять мою каретку, то для её проточки нужен точный токарный станок (попробуй найди сейчас), желание токаря сделать оправку и переточить резец нужным радиусом. Всё это можно, но цена вопроса,а тем более в случае неудачи, будет точно не меньше покупки новой дорогой детали. Исходил из своих возможностей и желаний.

Re: ОКВП (Общий Курс Велосипедного Подшипника)

работая притирочными пастами  идея так себе  ( долго раз +   еще и саржируется металл = потом вымыть надо , а то и прокипятить)
иначе да — оно  крутиться  легко , но часто не долго ввиду  остатков не вымытого абразива- а про приминение алмазных паст  я вообще не рекомендую ..

только освоение нового продлевает нам жизнь

Re: ОКВП (Общий Курс Велосипедного Подшипника)

Про проточування по тонкому загартованому шару: з мого досвіду цехового технолога, 1973-й рік.

Партія деталей була відбракована, оскільки циліндрична частина глухого отвору діаметром приблизно 20 мм була виконана на менший діаметр, усього то на 0.2 мм, наскільки пам'ятаю. А вона вже була цементована та загартована. Згідно з кресленням приблизно на 0.4 мм, теж наскільки пам'ятаю. Шліфувати не виходило, залишився варіант різця. Виписали алмазний різець, токар зробив декілька проходів, почав останній і тут — бац: різець зачепив більш м'який метал, підірвав деталь, ... Це відбулося на моїх очах, перше на моїй практиці алмазне проточування, тому і добре запам'яталося.

Приїхали. Брак остаточний. Потім в ЦЗЛ розрізали деталь, і виявилося, що цементація була зроблена на глибину, меншу ніж на кресленні. Брак списали на термічний цех.

Додам, що алмаз на тому різці був настільки маленький, що стружку можна було знімати розміром у сотку-дві. А в підшипнику шпинделя станка завжди є люфт. Якщо токар досвічений, він ніколи не дасть гарантії на вдале  зняття тонкого шару загартованого металу з невідомої товщиною загартування. Тим паче різцем з великим радіусом закруглення.

Я — за абразив. А ідеал буває тільки на кресленні.

Поки сам не розберусь, ні на що не поведусь!
Проекти ХВЗ: В-110 "Прогрес" (1950); В-22 (1954); 111-411 "Україна" (1977);
                     В-541 "Спорт" (1970); на рамі В-110 "Прогрес" (1958, 1950)
            ЖВЗ: В-849 Десна-2 (1979); ГАЗ: В-025 "Школьник" (1966-1975 ?); ПВЗ: 21В (1964, 1974)

1

Re: ОКВП (Общий Курс Велосипедного Подшипника)

treks пишет:

а про приминение алмазных паст  я вообще не рекомендую ..

Алмазными пастами доводят поверхность точных деталей, именно подшипникиов типа головок шатуна мото. Тоже скептически к этому относиился, но не мало общался с людьми, которые занимаиются реставрацией железа на мотоциклы. Ресурс у них не ниже заводского, а зачастую выше. А иначе геометрию на детали, у которой 60+ ед, не получить. Вымывают они они очень мелкой наждачкой на керосине. Но это для очень твердых деталей.

Добавлено: 25-11-2025 08:55:35

Ну а на счет притирочных паст, это просто недопонимание тех процесса. Вот что вы делаете по рекомендациях в начале темы? Правильно, шлифуте полириуете тем же абразивом. Притирочная паста это по сути порошек из наждачки). Только в ином виде. Паста ГОИ это тот же абразив притирочный, финишный. В советской литературе он указывался как финишный проход для притирки клапанов моторов.
Да, полировка снимает верхний слой металла вместе с вьевшимся в него предьиидущим зерном абразива. Тем чише финишная поверхность, тем меньше в нем остается абразива. Это удобно именно для конструкции конусов, когда можно менять зазор. При реставрации коленвалов люди не могут полировать поверхность, но и так хорошо работает.

1

Re: ОКВП (Общий Курс Велосипедного Подшипника)

Sedoy-K пишет:

Якщо токар досвічений, він ніколи не дасть гарантії на вдале  зняття тонкого шару загартованого металу

О том и речь, а если настоять на работе, заплатить прийдется в любом случае, плюс если он при этом сломает инструмент, то и вовсе откажется на любую дальнейшую работу со мной. Знаем, проходили. Тогда остается 2 варианта — либо выкинуть деталь, либо попытаться вернуть ей жизнь кустарным методом.

1