3 мая
Этой ночью меня тоже разбудил грохот. Перевёрнутый на ночь кверху колёсами велосипед всё-таки упал от порыва ветра. Выглянув из палатки, с удивлением обнаружил, что в Ашулуке включили течение.
Как и следовало ожидать, проснулись мы раньше общей побудки. Выкупавшись, присоединились к приготовлениям дежурных, помогая Коле и Люде поддерживать огонь в печурке.
Позавтракав, туристы довольно оперативно собрались, оседлали велосипеды и выдвинулись покорять обратный путь наверх в степь из глубин волжской дельты. Сегодня запланирована обширная программа, и, после относительно расслабленного дня накануне, требовалось ехать технично, быстро, строго по графику: беговая свинья; маринование шашлыка; посещение останков декораций фильма Орда; праздничный ужин.
▼Spoiler
Доброе утро!
Выстроившись колонной, набрали скорость, полетели. Казалось, колёса с правильным давлением почти не касаются асфальта. Столько разговоров было про Харабали накануне, что у меня возникла шальная мысль. Справившись у Володи об отсутствии неожиданных поворотов маршрута до самых Харабалей, я взбодрил велосипед надавив на педали. Стрекот натянутой цепи отозвался музыкой в ушах, аккомпанементом ветра. Полёты на дельтаплане – это турист/ короткий Аист или аналогичная Украина. Я же мчался то ли на тяжёлом мотоцикле тридцатых годов, то ли на пикирующем бомбардировщике. Даже в гору!
Долетев до Знаменитого посёлка, я успел выбрать хороший ракурс, с соответствующим дорожным знаком, на красивой излучине дороги, набирающей высоту. И перещёлкал на фотоаппарат всю группу, сосредоточенно штурмующую подъём.
Завершив сеанс фотодокументалистики, я неспешно убрал фотоаппарат в сумку, оседлал велосипед и поехал догонять ребят, остановившихся около магазина. Местный велосипедист сочувственно поглядел на Урал и посетовал, что мне бы следовало тоже иметь многопередачную трансмиссию, как у всей нашей компании. Обидно!
Пока Света и Володя ходили искать беговую свинью, я направился в аптеку пополнить запасы медикаментов, в основном желудочно-кишечного действия. Дорогу нам было преградили несколько бродячих псов, однако, заклинание действовало безотказно. Пока бродяги, удовлетворившись нашим спешиванием, относительно мирно наблюдали за чужаками, вторгшимися в святая святых задний двор магазина, незаметно подъехала собаколовная машина. Сердобольные девчата уже пытались оправдать блоховозов перед служителями СЭС, но псы на оживлённой трассе посреди посёлка и вправду вели себя чересчур уж нагло. Однако судьба!
Завершив почти всё, запланированное в Харабалях, прокатившись ещё с несколько километров по асфальту, мы снова съехали в пустыню.
Здорово интересно, не зная досконально маршрута, следовать за ведущим. Дорога последовательно ухудшалась: с наезженной магистральной широкой грунтовки мы свернули на степную колею. Колея с понижением в овраг с акациями (опасно!) стала песчаной, а следом – песчаный подъём. Появляется соревновательный момент. Клацая передачами, ребята штурмуют горки, отчаянно балансируя, буксуя, цепляясь за каждый клочок растительности посреди колеи, стараясь придать велосипедам такой необходимый импульс для преодоления очередного песчаного перемёта. Спешились все. А потом нетривиальная задачка стартовать на гружёном велосипеде, выбравшись вновь на плоское.
И всё же, какое удовольствие доставляет такая езда с препятствиями после наскучившего асфальта. Увлёкшись техничной рулёжкой, мы так и проследовали куда вела нас дорога. Разумеется, не туда. По краю искусственно орошаемого поля шла в невыясненном направлении ещё одна колея, однако маршрут уже остался далеко в стороне. Пока что нам кажется, что просто сократить по усыпанной полуистлевшими оросительными шлангами капельного полива степи не получится, и надо возвращаться к точке, где мы сбились с трека по своим следам.
Первым промеж редких кустов верблюжьей колючки попробовал ехать Володя Д. Видя такое дело, точно зная, что где проедет МТБ, там и дорожник проблем испытывать не будет, следую за ним. Прокатившись с полсотни метров назад по песчаной колее, к нам присоединяется и Юля. Когда дорога начала приобретать лёгкий градиент решительно все участники мероприятия предпочли бездорожье.
Так мы и пробирались, что называется, по азимуту. Степь здесь уже разительно отличается от виденного нами на границе областей. От зелёного океана трав не осталось и следа: растения ещё не испепелены южным солнцем, но явно готовы к этому. Под колёсами рыжеватая песчанистая, изборождённая мириадами трещин глина. Всё время можно выбрать траекторию, чтобы не наехать ни на один, возможно весьма колючий куст.
Наконец, вскарабкавшись на очередную гряду,
▼Spoiler
мы увидели пойму Ахтубы.
Раскидистые ясени и клёны топтались на краю пустыни, словно боясь отойти слишком далеко от живительной влаги. Лидировавшие дождались замыкавших и все вместе весёлой ватагой кинулись с горы к долгожданной воде и обеду. Следом поехал и я. Хворост весело потрескивал под колёсами, колея прихотливо петляла среди стволов деревьев, то попадая на уютную полянку, то скрываясь в сумраке под лесным пологом.
Вот сквозь подлесок засеребрилась река впереди, слегка притормаживаю, проскакиваю канавку… И слетаю с седла. Переднее колесо больше не крутится, красивое хромовое крыло сложилось втрое. Полено подло залетело в спицы, и халва Аллаху, на первый взгляд самое значительное повреждение – восьмёрка на переднем колесе (ох, сколько я его тогда ровнял!)
Отклячив велосипед на заднее колесо, благо, перегруженный рюкзак способствует, дохожу до полянки на берегу пешим. Словив несколько сочувственных взглядов, обнаруживаю, что почти вся команда занята общение с двумя водными туристами, очень удачно проходивших по Ахтубе именно в этот момент мимо. Сплавлялись ребята с самого с Волгограда, сами с Самары, но весёлое течение не дало узнать подробности.
Проводив водников взглядами до ближайшей излучины реки, участники поспешили смыть пыль пустыни, остудить разгорячённые борьбой с бездорожьем тела в прохладных водах. Следом половина команды занялась обедом, половина — ужином. А мне велосипед чинить надо!
Володя с жалостью посмотрел на мой скудный набор инструмента, и когда я, было, собрался ровнять мятое крыло пассатижами, выделил из своей мастерской переставные клещи. Да, и они тоже у него были. С клещами удалось отрихтовать крыло не только функционально, но даже и почти неотличимо от заводского.
▼Spoiler
С пяти метров
Поправив усы, прикинул крыло к месту, нежно наживил контргайку тормозов, и завершил ремонт как раз вовремя.
— Несите миски! – раздалось из-за кустов.
— Кушать подано, садитесь жрать, пожалуйста! – вторит Свете Саша.
Вот так, досадная поломка оказалась маленьким недоразумением, рассуждал я, дуя на горячую ложку, сидя под сенью деревьев с воздушными корнями до высоты в три метра. Нижняя Волга – река с характером!
Времени на тихий час не оставалось, Сарай-Бату ждёт! Просёлок вдоль реки потерялся в траве на следующей лужайке за нашей обеденной. Козьи тропы вдоль кромки воды, каждый раз, показываясь из-под деревьев, превращались в песчаные, растоптанные копытами перемёты, в которых велосипед неумолимо вяз. Несмотря на то, что полдороги до декораций мы провели в седле, скорость группы не превышала пешеходной.
За стрелкой Ашулука с одним из многочисленных притоков открылся вид на крутой бережок с городищем на вершине. Мнимый Сарай-Бату. Выскребаемся на пониженных передачах ко въезду в городок, притыкаем наших вьючных двухколёсных в тени городской стены, где уже примостились местные экскурсионные ослики.
Сарай Бату это ЧУК. В смысле частное учреждение культуры. Всякие пенсионные скидки здесь опять волею жадных хозяинов не действуют. Зато персонально для нас аудиогид включили с начала.
Честно говоря, декорации произвели сильное впечатление. Сильное впечатление, что кто-то очень удачно выкупил остатки декораций и теперь нещадно эксплуатирует название места, киношедевр, с позволения сказать, да кошельки незадачливых экскурсантов. И всяких пригодных для верховой еды зверей ещё, разумеется, тоже, да, эксплуатирует. Декорации представляют собой площадь в несколько приусадебных участков, плотно застроенную аляповатыми сооружениями из (говна и палок) неструганой доски с налепленной поверх глиной-сырцом. Здесь бы экскурсоводам рассказать, как из такого непотребства киносъёмочной команде удалось воссоздать на экране столицу Золотой Орды (в очень вольной интерпретации, конечно, но тем не менее). Правда, это бы пришлось всякие экраны развешивать, информационные щиты рисовать. Да и где ж этих экскурсоводов взять? Есть билетёр на входе, и на том спасибо.
Если говорить об исторической достоверности, то я промолчу. На следующее утро нам довелось побродить по урочищу реального Сарай-Бату, где из земли можно и сейчас наковырять средневековых кирпичей. А доехав до Астрахани – погулять по тамошнему кремлю, отчасти сложенному из Сарай-Батынской плинфы. Уже эти два факта здорово диссонируют с глинобитным непотребством, среди которого мы неспешно фланировали.
Часть группы, бывавшая в здешних местах семь лет тому как, с сожалением замечает, что в деталях убогие декорации тоже сохранить не удалось: тут телегу разломали, тут горшки с водоподъёмного колеса побили.
Осторожно, вкусовщина!
▼Spoiler
Стоило ли сюда ехать? Разумеется! Сам путь до объекта, вид рукотворной громады на крутом берегу мощной реки, контраст выжженной степи и зелёной поймы… Я бы так неделю катался! Стоило ли идти внутрь? Фотографии неплохие получились. Фанатам фильма, быть может, тоже было бы небезынтересно. Я честно попробовал, было, пересмотреть кино по приезду, но не смог осилить и получаса. Нудно, долго, без масштаба и погружения в эпоху. Стартовая сцена с тёмным узким коридором, где монахи-посланцы ползут на четвереньках, как бы задала тон всему фильму, резонируя с содержимым картины. Короче, Бодровский «Монгол», присоветованный однажды учительницей истории — Кино; «Орда» – соответствует материалу декораций.
Побродив по глиняному городку с полчаса, сунув любопытные носы во все закоулки и дыры киношного Сарай-Бату, команда проводила двоих смельчаков на аттракцион с верблюдом. Саша и Люда оценили достоинства верховой езды на корабле пустыни, и даже всерьёз задумались над новым способом приторачивания велорюкзаков к велосипедам.
Посетили также и зооуголок вокруг импровизированного стойбища кочевников. К сожалению, второго персонажа калмыцкой сказки не было, только павлинпетух.
В какой-то момент начальник решил, что беговая свинья промариновалась достаточно. Мы оседлали велосипеды, не без труда вскарабкались на холм ещё повыше, окинули взглядом на прощанье декорации, больше подошедшие бы для иллюстрации орочьей архитектуры вселенной Властелина Колец, и двинулись по-над берегом к месту нашей стоянки.
По пути пришлось переждать несколько минут, пока пастухи утихомирят двух алабаев, стерёгших отару овец. С закатными лучами мы выкатились снова к Ахтубе. Берег по правую руку был занят какими-то рыбаками: затаборились в стройной рощице слева. Застолбив места под палатки, проведя испытания на вместимость новой палатки Саши, накатавшиеся за день туристы спешно высыпали на берег. Прохладная вода, резвое течение, ещё не вполне закатившееся солнце, казалось бы, что ещё для счастья надо?
Надо приготовить ужин, разумеется. Света тактически грамотно разделила команду по интересам: лесопильщики, дровоколы, салаторезы и опытные шашлычники. По мере выполнения плана, руки перераспределялись на оставшиеся фронты работ. У беговой свиньи не оставалось никаких шансов! А Вике Володя назначил персональный и очень ответственный наряд: сделать настоящие шкварки!
Произведя санитарную обрезку деревьев в достаточном объёме, я присоединился к Юле, Люде и Наташе, занимавшимся нарезкой овощей и хлеба. Над поляной помаленьку разносится аппетитный аромат. И на этот запах потянулись гости…
Со стороны дороги послышался тихий писк. Саша, как самый внимательный, первым приметил суслика. Дело в том, что Саша известный полиглот. Я вот, например, могу доходчиво, хоть и с акцентом, объяснить бродячей псине, куда ей следует отправляться подальше. Но Александр… Александр вполне сносно говорит по-овечьи, знает говяжий язык, и даже, как выяснилось на следующий день, заклинает змей. А ещё умеет отлично переводить с суслячего.
Суслик громко нецензурно матерился. Подумать только, стоило выйти за хлебом на полчаса, как практически вплотную к парадной кто-то нагло воткнул точечной застройкой огромную кислотно-зелёную палатку! Мало того, что соседи сверху топочут по головам как кони, так ещё эти отдыхающие понаехали и нагло жарят свой шашлык прямо в спальном районе!
Презирая опасность, бешено метнувшись, грызун юркнул в нору. Заприметив место, я потихоньку выдвинулся на номер для фотоохоты. Саша пояснил, что придя домой с работы, после трудового долгого дня, суслик непременно захочет покурить. Будучи культурным зверем, курить на кухне он не станет, и обязательно выйдет на крыльцо. Вот тут и получится хороший кадр.
▼Spoiler
Кадр
Тем временем, кулинарная команда доложила о готовности шашлыка и о готовности доложить мяса в миски с гарниром всем желающим. Юные натуралисты, наконец, оставили в покое суслика и заняли места за столом, ломившимся от яств. Салат из овощей пяти разновидностей, хлебы, финики и пироги. Безумно хрустящие шкварки! Вместо беговой свиньи, начальникам подсунули довольно нежную жирную шею, которую два Володи волшебно замариновали – получилось великолепно! В этот вечер не пели песен и не читали стихи. Кулинария – поэзия тишины!