Re: Тормоза

Shpuntik,

До конца недели. Пусть вилка даже и новомодная, но информация лишней не будет. Заранее спасибо!

Мой дедушка был за здоровый образ жизни - он часто ездил на велосипеде. За водкой, правда, но на велосипеде.

Re: Тормоза

Воробьин, РИЧ для СЗ примерно 51-52 мм от центра отверстия в вилке до индикатора износа тормозной поверхности. Длина перьев вилки примерно 380 мм.
Для СШ РИЧ примерно 55-56 мм.

Re: Тормоза

Тормоза спортивных велосипедов ХВЗ

Туринг и шоссе до второй половины 1960-х.

Совсем вскользь упомяну редкие сейчас тормоза с боковой тягой старинных «Туристов», «Спутников», «Чемпионов» и других моделей до середины 1960-х годов. Возможно, разновидностей их больше, но чётко прослеживается разница шоссейных и туринговых тормозов. Шоссейные тормоза более компактны, и имеют эксцентрик для разжимания колодок при монтаже/демонтаже колеса.

Туринговый:
Тормоза

Шоссейный:
Тормоза Тормоза


Интересной особенностью тормозов тех лет являются приспособления, предотвращающие излишнюю деформацию механизма при торможении. Колодки заднего тормоза имели специальные выступы, которые упирались в раму при изгибе клещей во время торможения. Такие упоры имелись как на турингах, так и на шоссерах.

Тормоза

Колодки турингового переднего механизма были обычными. А вот передний тормоз шоссейных велосипедов оснащался специальными проволочными петлями, удерживающими клещи за вилку.
Тормоза Тормоза

Мастер спорта по езде за хлебушком на велосипеде.
Если не я построил велосипед - это не мой велосипед.

Re: Тормоза

Туринг и шоссе до конца 1970-х

Во второй половине 1960-х гг. стали применять тормоза с центральной тягой. Они были унифицированы для шоссейных и туринговых велосипедов. Рич рам и вилок при этом несколько отличался, поэтому на туринговой раме тормоз регулировался на рич побольше, на шоссейной — поменьше. При этом очевидно, что один и тот же тормоз, отрегулированный на малый рич шоссейного велосипеда, получался более цепким и жёстким из-за меньшего плеча рычага и меньших деформаций того самого более короткого плеча.

Такие тормоза разных лет имели надпись «Харьков» несколько по-разному оформленную. Иногда — в рамке, иногда — без.

Шоссер В-555 "Старт-шоссе"
Тормоза

Туринг В-39 "Спутник"
Тормоза

Поперечный тросик таких тормозов специальный — короткий с двумя напаянными бонками на концах. Бонки заводятся в специальные фигурные пазы на концах рычагов. Однако, имелась разновидность такого тормоза, где в паз одного рычага заводится специальная бонка, в которую уже упирается напаянная на трос бонка. Противоположный свободный конец троса зажимается в своём рычаге болтом с поперечным отверстием. Повидимому, это самые ранние тормоза с центральной тягой:

Шоссер В-552 "Харьков"
Тормоза

Унифицированные тормоза с центральной тягой с надписью «Харьков» устанавливались на все спортивные велосипеды ХВЗ: на туринги — до модели В-542-01 включительно, на «Старт-Шоссе» - до модели В-555 включительно. Т.е. примерно до 1976 г.

Туринг В-542 "Спорт"
Тормоза

С моделями 1977-1978 гг много непонятного, поэтому пропустим их в этом повествовании для ясности img/ag .

Мастер спорта по езде за хлебушком на велосипеде.
Если не я построил велосипед - это не мой велосипед.

Re: Тормоза

Туринг конец 1970-х - начало 1990-х.

В конце 1970-х внедрили шестизначную систему обозначения моделей, сам модельный ряд при этом обновили. Тормоз турингов остался тот же, что и был, только надпись «Харьков» заменили буквами «Х» «В» «З» в кружочках.

Тормоза

Такой тормоз выпускался вплоть до примерно 1992 года, когда «Туристы» перевели на тормоза с боковой тягой. Во времена перестройки тормоз слегка «оптимизировали», бронзовые втулки рычагов упразднили. Рычаги стали поворачиваться на своих осях просто отверстием, просверленным в их теле.

Шоссе конец 1970-х - начало 1990-х.

С обновлением модельного ряда в конце 1970-х гг., «Старт-шоссе» сделали более жёстким: укоротили колёсную базу за счёт заднего треугольника и вилки. Также несколько уменьшили зазоры колёс. Заодно получился меньший рич тормоза, что позволило использовать специальные шоссейные тормоза. У них меньше ширина, меньший рич, короче рычаги, проще и жёстче крепление колодок. Всё это улучшает силу и модуляцию торможения.

Тормоза Тормоза

Тормоза старого образца, какие продолжали ставить на «Турист» и «Спутник», также возможно установить на обновлённый «Старт-Шоссе». Новый же специальный шоссейный тормоз не везде и не всегда возможно установить на «Старт-Шоссе» более раннего выпуска. А на «Турист» - просто невозможно.

Такие тормоза устанавливали на все «Старт-Шоссе» с конца семидесятых до начала девяностых годов, когда перешли на более современный тормоз с боковой тягой.

Мастер спорта по езде за хлебушком на велосипеде.
Если не я построил велосипед - это не мой велосипед.

Re: Тормоза

Туринг и шоссе 1990-х

В начале 1990-х гг на заводе затеяли модернизацию велосипедов. К сожалению, закончить её не смогли, да и проходила она неважно.

Среди прочего, успели заменить тормоза с центральной тягой на менее громоздкие механизмы с боковой тягой.

Тормоза «Туриста» и «Старт-шоссе» по-прежнему разные, хоть и похожи внешне!

Туринговый тормоз имеет больший рич, шире просвет, позволяющий установить довольно толстую резину. Кстати, такой тормоз отлично устанавливается спереди практически на любой (в т.ч. складной или подростковый) советский дорожный велосипед, где он предпочтительней железных штампованных механизмов.

Туринг
Тормоза

Тормоз последних «Старт-шоссе» (к этому времени их переименовали в «Спорт»; во избежание путаницы, о бренде «Спорт» читайте здесь https://krokovod.org/forum/viewtopic.php?id=83 ) выполнен по чертежам т. н. «Спецзаказа», только по упрощённой технологии — литьём из силумина. Это типичный одноосевой шоссейный тормоз с боковой тягой — компактный, жёсткий. В отличие от турингового, он имеет специальный эксцентрик, позволяющий разжать колодки для монтажа/демонтажа колеса, не спуская шины.

Шоссе
Тормоза

По размеру тормоза, и наличию либо отсутствию этого эксцентрика, и можно отличить тормоза поздних «Старт-шоссе» и «Туриста».

Мастер спорта по езде за хлебушком на велосипеде.
Если не я построил велосипед - это не мой велосипед.

Re: Тормоза

Тормозные ручки и регулировка тормоза.

До примерно 1976 г. включительно, тормозные ручки ХВЗ на руль-«баран» имели изящные стойки со встроенным колёсиком регулировки троса.
Причём во времена «Чемпиона» колёсико имело крупное рифление, а более позднее — мелкую токарную накатку.
"Чемпион"
Тормоза

В-542 "Спорт"
Тормоза

В «клювах» - упорах оболочки троса на рулевой колонке и под седлом при этом просто располагались маленькие латунные наконечники рубашек.

Тормоза

С примерно 1979 г. стойки тормозных ручек приобрели топорный упрощённый дизайн. Из них исчезли регулировочные колёсики. Справедливости ради, стоит отметить, что были запланированы удобные и относительно красивые резиновые чехлы на стойки, но до масс они так и не дошли, хотя попадаются.

Тормоза

Регулировку троса перенесли на «клювы» - с тех пор в них нарезалась резьба, в которой вращались специальные регулировочные наконечники.

Тормоза

При переходе на «однобокие» - с боковой тягой — тормоза на последних сериях спортивных ХВЗ, ручки остались теми же. «Клювы» за ненадобностью исчезли, а регулировка осуществляется специальным элементом прямо на рычаге. Кстати, он держится только на тросе, и часто бывает утерян при покупке тормоза б/у.

Тормоза

В последние годы выпуска, многие «Туристы» оснащались, как ситибайк. И руль, вместо «барана», устанавливался высокий, дорожного типа, только из алюминия. Для такого руля не годится конфигурация тормозных ручек с «барана». Поэтому имелись специальные тормозные ручки: обычная, как на "баране", топорная стойка и специальная собственно ручка прямой формы.

Тормоза

Тормозные ручки СЗ В-552И (не путать с В-552)
Тормоза
Стойки - простые поздние без крутилок, закрыты резиновыми чехлами. Это те самые чехлы, которые должны были стоять на всех спортивных ХВЗ, закрывая уродливые стойки. Но на всех не хватило.
Ручки оригинальные - с надписью "Харьков" и частично закрыты, завальцованы с изнаночной части.

Мастер спорта по езде за хлебушком на велосипеде.
Если не я построил велосипед - это не мой велосипед.

Re: Тормоза

Немного справочного.
Коллеги, эту таблицу нужно заполнить. Присылайте, пожалуйста, недостающие цифры

Рич тормозов спортивных велосипедов ХВЗ.
«Старт-шоссе» до 1976 г. включительно.
Вилка   55-60 мм            Рама

«Старт-шоссе» 1977-78 г.
Вилка                   Рама

«Старт-шоссе», начиная с 1979 г.
Вилка  60 мм       Рама

«Турист» с фигурным задним мостиком (примерно 1970-1987)
Вилка  65 мм       Рама  70 мм

«Турист» с плоским задним мостиком (примерно с 1987)
Вилка  70 мм       Рама  75 мм

Рич меряется от оси болта до середины тормозной доожки в плоскости поверсхности мостика или вилки.

Также попадаются следующие размеры:
Олимпийка 56 р. 81 г. Перед и зад 50 мм.
СШ 1990-го года выпуска - 55-56мм
Старт-Шоссе Олимпийка 1981 г.в. 54 рост рич перед 60 мм, зад 55 мм.
ХВЗ В-542 СПОРТ (ака "Турист") 1975 г.в., перед рич 65 мм, рич зад (штампованный фигурный мостик-полутрубка) 70 мм.

Мастер спорта по езде за хлебушком на велосипеде.
Если не я построил велосипед - это не мой велосипед.

Re: Тормоза

Немного практического.

Рычаги тормоза с центральной тягой в паре взаимозаменяемы между собой. Можно выбрать рычаг лучшего внешнего вида, с лучшей надписью, и установить его лицевым.

Правда, отверстия для ввода бонок поперечного троса  в концах рычагов будут смотреть вперёд, но это не является некрасивым.

Подбирая пары рычагов из разукомплектованных тормозов, желательно приложить их друг к другу, чтобы убедиться в идентичности их геометрии. По-хорошему, при этом на собранном тормозе отверстия в концах рычагов для ввода бонок должны смотреть в одну сторону.

Напоминаю, в перестроечные времена в рычагах «Туриста» упразднили втулочки. Если есть выбор, лучше применить более старые, добротные рычаги.
Тормоза

К шоссейным тормозам после 1979 г, и к туринговым после 1992 г подходят любые современные колодки с резьбовым штоком или болтом — например, шоссейные.

К тормозам «Туриста» с центральной тягой  и "Старт-шоссе" до конца 1970-х подходят колодки для кантилеверных тормозов. Но. Они бывают с тонким и более толстым штоком. Колодка с тонким штоком штатно не зажмётся в рычаге ХВЗ. Для использования такой придётся либо использовать уродливые оцинкованные упорные колечки от кантилеверов, либо подкладывать уродливые шайбы, либо самостоятельно изготовить красивые более высокие колечки из подходящей алюминиевой трубки.

Riverdale пишет:

Как-то раз делал упорные колечки из цилиндрической части матёрой алюминиевой клеммы.

На нашем рынке сейчас можно отличить подходящие колодки по «рисунку» штока. Вот такой шток обычно подходит к тормозам ХВЗ:
Тормоза

А такой излишне тонок:
Тормоза

Правильные колодки продаются, например, под маркой Alhonga.

Также известны случаи приобретения современных шоссейных колодок под болт, куда на резьбе вместо болта вкручивали самодельный шток. Для справки: толщина штатного штока колодки 7 мм.

Правильная сборка тросиков тормоза с центральной тягой показана на этом фото https://krokovod.org/forum/uploads/imag … 46_WEB.jpg - кембрик на боковой части короткого поперечного троса, туда же заправлен конец главного троса. Уздечка обращена канавкой для поперечного троса к велосипеду. На многих остальных илюстрациях тормоз собран неправильно.

Фото с сайтов:
http://veloretro.ru
http://xt.ht (исключительно мои  img/ag )
https://krokovod.org

Ссылку на статью помещаю в первый пост темы.

Мастер спорта по езде за хлебушком на велосипеде.
Если не я построил велосипед - это не мой велосипед.

Re: Тормоза

У тормозов с центральной тягой попадаются разжимающие пружины разной жесткости/упругости. Имеет смысл выбрать две наиболее жесткие/упругие и поставить их на задний тормоз, это для того чтобы компенсировать большее трение у длинного заднего тормозного тросика. И так не получится, что на одном тормозе будет перекос от разных пружин.

Люблю велосипеды

Re: Тормоза

kisa пишет:

«Старт-шоссе» до 1976 г. включительно.
Вилка               Рама

Вилки: В-555 р56 1972 год 60 мм, В-555 р58 1975 год 53 мм.
Кстати, максимальная эффективность тормоза будет с самым коротким тросиком, если так, то зачем они с завода такие длиннющие?

Re: Тормоза

Олимпийка 56 р. 81 г. Перед и зад 50 мм.

Re: Тормоза

Кирилл, LjAleximg/thank

До выяснения про олимпийку с ричами по 50 вынес отдельным пунктом. Теперь интересны и другие олимпийки.

Коллеги, кому не лень, пожалуйста также подтверждайте размеры, которые уже есть. Таблицу пока считаем черновиком - уже оказывается, что в этом вопросе больше мутного, чем предполагалось.

Мастер спорта по езде за хлебушком на велосипеде.
Если не я построил велосипед - это не мой велосипед.

Re: Тормоза

kisa, в моем сообщении указан РИЧ для  СШ 1990-го года выпуска - 55-56мм. Вилка, похоже, не родная, но колодки в клещах на раме и на вилке стоЯт в одном положении, т.е. РИЧ одинаковый. Замер производил по современному ободу 14 мм ширины.

Re: Тормоза

img/thank
Таблицу пока считаем черновиком. Просто давайте делиться размерами (с годами и моделями), а когда наберётся достаточно - я их буду как-то упорядочивать, находить закономерности.
С вилками осторожнее! Если нет уверенности в происхождении вилки - лучше про неё не писать.

Мастер спорта по езде за хлебушком на велосипеде.
Если не я построил велосипед - это не мой велосипед.