Тема: Велосипеды ХВЗ "Спорт"

Когда на раме написано "Спорт".

Спотыкаясь о рамы в соседней комнате, обратил внимание, что на половине (ровно — на на 4-х из 8-ми) из них написано "Спорт". Вспомнил, какие это непонятки рождает, и решил собрать по инету фотки таких в одну кучу. Хотя бы наиболее характерные. Парочка фоток моих, остальные накрал на форуме и за его пределами (статья впервые опубликована в моём старом гараже).

Довольно известным фактом является то, что такая надпись лепилась на ВСЕ типы спортивных велосипедов ХВЗ. Поэтому, если человек сказал, что у него ХВЗ "Спорт" — он ничего не сказал. Больше всего таких наклеек встречается на туристах (это общее жаргонное название всех туринговых ХВЗ, начиная от старинных "Спутников"), а самые почитаемые велосипеды ХВЗ "Спорт" — это так называемый "спецзаказ", СЗ — гоночные велосипеды не начального уровня. Это играет на руку нечестным продавцам против легковерных незнающих покупателей. Ну и пока собирал фотографии —  убедился, насколько недостоверная информация, бывает, содержится в объявлениях о продаже.

Чтобы этот пост, помимо развлекательной, нёс какую-то смысловую нагрузку, кратко коснусь характерных особенностей рам разных типов. Может кому-то поможет не лохонуться хотя бы.

Начнём с СЗ. Это общее жаргонное название всех гоночных велосипедов ХВЗ, которые круче стартона и рекорда. Их много разных, тем более, некоторые из них действительно изготавливались индивидуально, и там возможны варианты. Но характерные вот. Шоссейный конца 80-х:

Велосипеды ХВЗ "Спорт"

Велосипеды ХВЗ "Спорт"

Велосипеды ХВЗ "Спорт"

Трековый того же периода:


Велосипеды ХВЗ "Спорт"


Велосипеды ХВЗ "Спорт"


Трековый от шоссейного визуально быстро и легко отличить по задним дропам. От велосипедов более низкого уровня их отличает верх задних стоек в виде скошеной плоскости (на велосипедах попроще он оформлен в виде пули):
Изображение
Для большинства СЗ ХВЗ характерны и вилка, которую со стартоном не перепутать  img/ag . Конечно, даже внешних отличий гораздо больше — это просто первые, которые лезут в глаза. Глубже в "спецзаказы" не полезем.

Глянем на велосипеды классом пониже. Примерно в 1992 году "Старт-шоссе" слегка модернизировали, изменив тормоза, втулки и ещё пару мелочей. И хоть он и остался тем же стартоном (ещё и часто с неважным качеством), на него стали тоже лепить наклейку "Спорт":

Велосипеды ХВЗ "Спорт"

Велосипеды ХВЗ "Спорт"


А вот трековый велосипед начального уровня, известный, как "Рекорд", но тоже в крещении оказавшийся "Спортом", 84 г. :

Велосипеды ХВЗ "Спорт"

А как Вам такой, очень давний трафаретный В-64, который обычно "Рекорд"
или "Харьков"?
Велосипеды ХВЗ "Спорт" Велосипеды ХВЗ "Спорт" Велосипеды ХВЗ "Спорт"
https://krokovod.org/forum/viewtopic.ph … 47#p259647


Эти "Спорты", как и их близнецы стартон и рекорд, обычно имеют рулевую колонку с характерным рисунком, называемым "хохлома". На некоторых туристах тоже попадается "хохлома", но она несколько отличается — об этом ниже. Верх задних стоек — в виде пули, задние дропы рельефные, в отличие от плоских на туристах. Трековый рекорд отличается от шоссейного стартона, естественно, направлением щелей в дропах.

Жёлтый — турист, зелёный — стартон. Видно, что у стартона дропы не плоские, рельефные.

Велосипеды ХВЗ "Спорт"

Мой гараж
Мастер спорта по езде за хлебушком на велосипеде.
Если не я построил велосипед — это не мой велосипед.

(18-03-2017 00:40:54 отредактировано kisa)

Re: Велосипеды ХВЗ "Спорт"

Ну и туристы — просто коллекция. Что интересно, как-то не припомню среди того, что я называю правильными туристами, собственно велосипедов с надписью "Турист". Эта надпись появилась после второго раздражающего упрощения — когда исчезла "хохлома" с рулевой и собственно рулевая стала штампованой, хотя сами велосипеды ещё ряд лет оставались вполне приличными. А первое упрощение — это переход на штампованые мостики. Но мы не о туристах вообще, а о надписи "Спорт". В данном случае, на турингах ХВЗ, где она попадается больше всего.

Первыми такую надпись несли мои любимые В-541 и В-542. Вот ранний 541 на таких узлах, как на СШ:
Велосипеды ХВЗ "Спорт"

Надпись одинаковая, вот 542:

Велосипеды ХВЗ "Спорт"

Велосипеды ХВЗ "Спорт"

Очень редкая второй половины 70-х гг

Велосипеды ХВЗ "Спорт"

Велосипеды ХВЗ "Спорт"

Вот довольно редкая на туристе 1979 г :

Велосипеды ХВЗ "Спорт"

Вот турист 84 г ака "Спорт":

Велосипеды ХВЗ "Спорт"


Вот турист около 1990 г:

Велосипеды ХВЗ "Спорт"


Как видим, все они не отличаются чем-либо уловимым от таких же велосипедов тех же лет с надписью "Турист" или "Спутник" соответвующих годов. Видимо, такой "ребрендинг" — это вроде современной маркетинговой уловки, только не "шоб покупали", а чтобы выслужиться перед партийным руководством — мол, запущена в серию новая, улучшеная...

Коллекция на полноту не претендует — так, любопытно просто. Если кому попадутся ещё заводские варианты надписи "Спорт" — присылайте, добавлю по приколу.

Да, туристы от СШ визуально отличаются дропами, о чём говорилось выше. Кроме того, с модели В-542 трубчатые мостики заменили штамповаными. На модели 542 ещё чаще всего попадается "хохлома" на рулевой, но немного отличающаяся от стартоновской. Но уже бывает и удешевлённая штампованая рулевая — вообще явный признак туриста.
Вот для сравнения. Серый — шоссейный стартон, синие — туристы. Видно, что хохлома у шоссейного велосипеда имеет большего размера "дырки" и более тонкую их окантовку. Турист на заднем плане уже с упрощённой штампованой рулевой — на саму трубку рулевой не напаяны узлы, как отдельные детали. Это тупо труба с отростками для присоединения остальных труб рамы. "Узлы" на ней просто обозначены, нарисованы штамповкой, потом и от этого отказались:

Велосипеды ХВЗ "Спорт"


Ну и в итоге, среди велосипедистов никакие из этих велосипедов "Спортами" называть особо не принято. Не взирая на деколи на раме, их называют спецзаказом, стартоном, туристом, 542-м и т.д., иначе таки непонятно, о каком веле речь.

Этот материал можно считать ознакомительно — бытовым, позволяющим сориентироваться.


На сладкое — шок-контент. Он имеет все бесспорные признаки заводского (возможно — экспериментального или подпольно-неучтённого) производства ХВЗ (не путать ЦКТБ!), все характерные признаки "Спецзаказа", и... смотрите сами:

Spoiler

Велосипеды ХВЗ "Спорт" Велосипеды ХВЗ "Спорт" Велосипеды ХВЗ "Спорт" Велосипеды ХВЗ "Спорт"

А вот ещё — рама по всем признакам В-551 "Чемпион" https://krokovod.org/forum/viewtopic.ph … 68#p180168

Такое https://krokovod.org/forum/viewtopic.ph … 88#p219188

Мой гараж
Мастер спорта по езде за хлебушком на велосипеде.
Если не я построил велосипед — это не мой велосипед.

Re: Велосипеды ХВЗ "Спорт"

Я тут сегодня увидал на улице ещё один вариант. 76 года В-542-01. Мой ровесник.
Прочитать успел, стояли рядом на светофоре, сфоткать — нет.
Но выглядит так:
Велосипеды ХВЗ "Спорт" Велосипеды ХВЗ "Спорт"


Только синего цвета.

Я аж загорелся..

Что интересно: ДО ДТП все спешат. А ПОСЛЕ ДТП УЖЕ не спешат. Вопрос. Если после ДТП уже никуда не надо, то может быть и перед ДТП не спешить?

Re: Велосипеды ХВЗ "Спорт"

Да видел такой, 78 года, вроде как экспортный вариант туриста)

Re: Велосипеды ХВЗ "Спорт"

Ну, я в копилку, какие бывают Спорты img/wd

Что интересно: ДО ДТП все спешат. А ПОСЛЕ ДТП УЖЕ не спешат. Вопрос. Если после ДТП уже никуда не надо, то может быть и перед ДТП не спешить?

Re: Велосипеды ХВЗ "Спорт"

Пополняя тут коллекцию инструкций по эксплуатации, вычитал что рамы В-541 изготавливались из стали марки 20.
Велосипеды ХВЗ "Спорт"

Re: Велосипеды ХВЗ "Спорт"

На "Велоретро" приведёна выдержка из инструкции (?) к В-541

Цитата: "в сравнении с легкодорожным велосипедом модели В32 "Турист" велосипед В541 имеет меньшую базу, раму из труб легированной стали, четырёхскоростную заднюю втулку, дюралюминевый руль спортивного типа и тормоза улучшенной конструкции"

Дальше в той инструкции ещё хлеще — крылья дюралюминиевые, два варианта трещотки — 14, 16, 18, 20 либо 14, 16, 19, 23.

Позднее в инструкции "В32" сменился на "В33" и исчезли упоминания о легированой стали и дюралюминиевых щитках, втором варианте набора звёзд.

Вот что интересно — по инструкциям можно сравнить заводские номера деталей. И у нас получится, что В-541 имел ту же рулевую, что В-551. Значит ли это, что В-541 (мутный) должен иметь рулевую типа "С-Ш"? Предлагаю Вам самостоятельно развить эту мысль.

А когда водка закончилась, мы обезжиривали резьбы пятилетним коньяком.
I tried [соха] And got [софа]
Мой гараж

Re: Велосипеды ХВЗ "Спорт"

На фото коллеги Ілюха,  — мутный  img/bs , в инструкции от коллеги Барагоз — обычный 541. Выдержка с Велоретро — о мутном.

Я так..  думаю

Велосипеды ХВЗ "Спорт"

Снова таки, обычный 541 со всеми спутниками и туристами имеет примерно одинаковую базу, а мутный, как нам уже известно, явно короче.

Мой гараж
Мастер спорта по езде за хлебушком на велосипеде.
Если не я построил велосипед — это не мой велосипед.

Re: Велосипеды ХВЗ "Спорт"

kisa пишет:

в инструкции от коллеги Барагоз — обычный 541

Доброго времени суток, коллеги. Я как немного углубившийся  в изучение материаловедения (за последний год) могу с уверенностью сказать, что у "мутного" однозначно не сталь 20, она просто не может обладать теми свойствами, что обладает "мутный", такими например как ограниченная свариваемость.
Мои предположения это легированная сталь мартенситоного класса, вполне возможно сталь 20Х13, или что-то ближайшее.

Re: Велосипеды ХВЗ "Спорт"

Коллеги, можем четко сформулировать явные отличия мутного от прозрачного 541?

Diesel power

Re: Велосипеды ХВЗ "Спорт"

Eclipse,
Первое отличие, которое бросается в глаза — узлы. Но это не точно.
Главное — вес рамы. Существуют рамы весом менее 2400г с вилкой менее 800г.

А когда водка закончилась, мы обезжиривали резьбы пятилетним коньяком.
I tried [соха] And got [софа]
Мой гараж

Re: Велосипеды ХВЗ "Спорт"

Pazikimg/bs  А скорее — 30ХГСА, из которой делали стартоны и СЗ.

Мой гараж
Мастер спорта по езде за хлебушком на велосипеде.
Если не я построил велосипед — это не мой велосипед.

Re: Велосипеды ХВЗ "Спорт"

Ілюха пишет:

1965 года!

А Вы рассказали продавану, где посмотреть год выпуска? Я когда ему звонил (месяца 2-3 назад), то он не знал год выпуска, сказал, что купил очень давно с рук.

Барагоз пишет:

Пополняя тут коллекцию инструкций по эксплуатации, вычитал

А я уже давно в ней вычитал, что выпускался В-541 с длиной подседельной трубы рамы 540, 560, 580, но в природе встречаются они только 560. Интересно, кто-то встречал В-541 с длиной подседельной трубы рамы 540 мм? Ну, очень интересно!!!

Eclipse пишет:

Коллеги, можем четко сформулировать явные отличия мутного от прозрачного 541?

"Мутный" имеет большой треугольник от Стартона, только с креплением для насоса на нижней трубе. В отличие от Стартона, имеет удлиненные задние перья, следовательно заднее колесо расположено дальше от подседельной трубы, чем в Стартоне. Дропы у "мутного" не стартоновские (не объемные), а обычные. Выпускался до 1968 года, но это уже ИМХО.

Re: Велосипеды ХВЗ "Спорт"

Велосипеды ХВЗ "Спорт"
Вот такой спорт 80 года прибыл. Спутник спутником.последние годыжил в бурьяне на заброшенном участке

Re: Велосипеды ХВЗ "Спорт"

Ну вот и я стал обладателем фрейма В-541. 1967 г., масса рамы 2800г, масса вилки 800г, вилка по виду один в один как у В-553, OLD 100мм. Размер рамы 560мм, горизонтальная труба 600мм, задний треугольник от оси КС до точки пересечения труб заднего треугольника 440мм, база 1050мм (у В-553 эти размеры соответственно 560, 435, 1010). Что-то он какой-то полупрозрачный? img/bw

P.S. Мостики трубчатые, бонки в виде цилиндров, перпендикулярных трубам.