У многих велосипедистов через пару сезонов катания появляется желание модернизировать свой байк. Апгрейдить велосипед можно заменяя его детали на более совершенные, либо устанавливая на него дополнительные аксессуары. В этой статье мы рассмотрим те запчасти и аксессуары, которые можно купить и установить на велосипед самостоятельно, не прибегая к помощи веломастера.
Седло
Чтобы правильно подобрать велосипедное седло, нужно измерить расстояние между косточками таза, например, сев на что-то мягкое и измерив расстояние между вмятинами. Седло, особенно для прогулочного велосипеда, должно быть достаточно широким, чтобы седалищные кости опирались на его поверхность, но достаточно узким, чтобы не тереться об него ногами. Снять седло с подседельного штыря очень просто — достаточно набора шестигранников.
Вынос руля
Вынос руля — это деталь, крепящая руль к штоку вилки. Его замена может помочь, если расстояние от руля до седла кажется чересчур большим, а посадка — некомфортной. В этом случае на определенные группы мышц спины и рук приходится лишняя нагрузка из-за их неестественного положения.
Проблему сутулости за рулем можно решить, поставив вынос чуть подлиннее, но управление станет менее чОтким. Это допустимо, если велосипедом пользуются для длительных поездок, а рама седоку немного мала. Если же поставить вынос покороче, велосипед станет манёвреннее — входить в повороты будет проще. Этот прием используется в трюковом экстремальном катании, где нужно быстро и часто что-то объезжать или перепрыгивать. При подборе выноса нужно учитывать диаметр руля. Для замены этой детали также понадобится набор шестигранников.
Покрышки
Если самое главное для велосипедиста в байке — его скорость, нужно сделать площадь соприкосновения шин с дорогой как можно меньшей. На шоссейных моделях покрышки тонкие и гладкие, так как на ровных гоночных трассах препятствий нет. Поэтому если вы любите ездить быстро, а ваш горный велосипед не способен быстро набирать и удерживать скорость, самое время поставить более тонкие и менее рельефные покрышки. И наоборот, если байк с тонкими гладкими шинами буксует на грунте и неустойчив при преодолении препятствий, нужно ставить покрышки с более агрессивным протектором.
Покрышки делятся на несколько типов. Слики — аналог гладких шоссейных шин, только шире. Они либо не имеют рисунка вовсе, либо он едва виден. Полуслики — интересный вариант для горных, дорожных и кроссовых велосипедов, они имеют гладкую поверхность посередине и шипы по бокам. Велосипед на них быстрого едет по прямой и имеет достаточно хорошее сцепление на неасфальтированных участках. Менять покрышки самостоятельно очень просто, но для этого понадобятся монтажные лопатки.
Колёса
Колеса бюджетных велосипедов достаточно тяжелы и «страдают» постоянными «восьмерками». Если обода часто гнутся, втулки скрипят, трещат и заедают, а также заметны трещины на ободах в местах крепления спиц, ваши колеса срочно нуждаются в апгрейде. Новые колеса продаются уже в собранном виде. Если на старом колесе остался тормозной диск, его нужно будет снять и поставить на новое колесо. Для этого потребуется мультифункциональный ключ «звездочка».
Педали
Бюджетные педали можно заменить на более удобные широкие педали на промподшипниках — крутиться они будут не в пример легче и быстрее. А можно приобрести контактные педали вместе с обувью — такие ботинки «защелкиваются» в педали одним движением ноги, позволяя передавать на нее усилия не только при нажатии, но и на подъеме. Для замены этой детали понадобится педальный ключ.
Другие детали
Если нужен апгрейд посложнее, например, замена ободных тормозов на дисковые, замена рамы с переустановкой и перенастройкой всего обвеса или же обновление переключателей, не имея должного опыта, лучше за это не браться, а обратиться в веломастерскую или к специалистам.
Аксессуары
Для защиты от брызг, грязи и камешков на велосипед устанавливают крылья. К раме можно прикрутить флягодержатель для бутылки или фляги, насос и сумку. На руль можно поставить велосипедные «рога», чтобы менять хват во время катания, разгружая усталые мышцы спины и рук, звонок, велокомпьютер, зеркало заднего вида, чехол для мобильного телефона и фонарь. Спереди на многих велосипедах есть возможность закрепить корзину, а сзади — багажник.
Какие велосипеды не стоит улучшать
Есть две категории велосипедов, на которые точно не рекомендуется тратить время и силы. Это либо очень старые, либо очень дешёвые велосипеды. Их рамы, как правило, отличаются плохими эксплуатационными свойствами, поэтому устанавливать на них качественный обвес нет смысла. А некоторые рамы и вовсе несовместимы с современными вилками и тормозами. В этом случае проще купить новый велосипед.