(04-12-2019 17:37:47 отредактировано Юрий)

Тема: Выбор заготовки для крокодила.

Вы хотите спросить — приобретать ли какую-то заготовку?
Однозначный совет:

НЕТ.

Стоит ли связываться?
Какой тип велосипеда для чего использовать
Как выбирать Турист (Спутник Спорт)

О, боги, ЭТО… )
…это несчастное корыто)
смешанные чувства.
тачке повезло. а вам сочувствую))


Для оценки будущей покупки сверяйтесь с темой "Куплено". Не нужно здесь терзать коллег на тему оценки.  Тема для обсуждения комплектации и технического состояния потенциальной покупки.

Также моно погуглить стоимость приёмки металлолома в Вашем регионе, и умножить на 3. Это будет справедливая цена. Переплачивать ли сверх того — решайте сами, не нагружая шоппингом Сообщество.

Данная тема – скромная попытка сагитировать опытных коллег поделиться своим опытом именно на стадии приобретения велосипеда или его запчастей. (Постепенно вильнувшая в сторону приворот по фотографии "вот фото, можно брать?"  img/ap .)
Причем упор желателен именно на сам процесс живого осмотра велосипеда, когда не всегда есть возможность что-то сильно покрутить-разобрать (хотя и эти моменты желательно осветить, всякое бывает…)

Если коллеги пожелают дополнять эту тему своими замечаниями, то, с Вашего позволения, на основе Ваших замечаний буду править первые посты (коих будет 2 – покупка вживую и оставлю еще один пост на резерв для интересных ссылок).
В самих постах будут проставлены ссылки на другие ветки форума, чтобы желающие сразу могли пройти в необходимые разделы и понять свои дальнейшие действия по ремонту определенных узлов.

Часть текста уже взята с опыта коллеги Riverdale...


P.s. Да, и прошу писать только по теме, если есть, что сказать или дополнить. Это для того, чтобы зашедшие в эту тему получили максимально четкую и сухую информацию по выбору своего будущего крокодила, а не утонули в потоке коллективного разума, размазанного на 100 страниц.

P.p.s.
Пытался точнее подобрать слова в заголовке. Техоценка — это о том, что не рассматривается эстетическая и прочие составляющие покупки ("у меня в детстве такой же был!"), а вкратце коллегами по их желанию дается только рекомендация по техсостоянию и целеобразности приобретения именно от этого критерия.

P.p.p.s.
Тема про выбор заготовки, а не для вопросов, что делать с уже купленной заготовкой под Ваш велосипед!

(11-12-2018 18:31:22 отредактировано Юрий)

Re: Выбор заготовки для крокодила.

Покупка вживую.

Общие замечания.
Желателен велосипед, хранившийся в древнем сухом сарае, как подметил еще коллега Киса. Это уменьшает риск ржавчины и повышает шансы на отличный сохран внутренних узлов.

Рама.

Внешний вид.
Лучше рассматривать только те рамы, что сохранились в заводском окрасе, имеют заводские наклейки и деколи. При этом неважно степень сохранности самого лакокрасочного покрытия, главное, что оно само и его вид выступают гарантом, что рама действительно «с завода» и не претерпела процедур сварки-пайки и прочих действий предыдущим владельцем. И ладно, если эти действия проделаны правильно, а встречаются случаи и банального обмана – варят, шпаклюют и покрывают свежим модным окрасом. Так что лучше не рисковать.

Геометрия.
На самом деле не очень обязательный пункт, т.к. практически все проблемные части (гнутые перья заднего треуголника, вилка после лобового удара о препятствие, гнутые дропы) – все вполне правится подручными средствами, описанными в соответствующей ветке форума. Стальные детали рамы и вилки позволяют вполне выправить даже сложные изгибы.

Скрытые дефекты рамы – трещины, каверны. Наверное, могут проявиться только при пробной поездке (если владелец согласен на это) в виде посторонних скрипов и излишней подвижности рамы. При осмотре на месте коллега Riverdale предлагает использовать маленький молоточек и простукивать подозрительные места, однако, как сам он указывает, что подобный вариант доступен только уже опытному кроководу, знающему досконально особенности выбранной рамы и имеющему музыкальный слух.

Передняя вилка.

Основная часть перьев передней вилки должна быть на одной линии с рулевой колонкой. Это сильнее заметно с достаточно большого расстояния. Вилка завалена вперед или, что более обычно – назад? Возможно, это последствия лобового удара (который, кстати, переднее колесо может вполне пережить без деформаций, но вилка обязательно возьмет удар на себя).
Второй возможный вариант неправильного изгиба перьев вилки – это изгиб штока передней вилки. Проверить его можно, но для этого придется снять саму вилку и проверить на плотность прилегания линейки ко всей плоскости штока. Эта операция не всегда доступна при обычной покупке, поэтому, как вариант, можно попробовать провернуть руль на 360 градусов. Если на достаточно больших углах поворота руль начинает «закусывать», он проворачивается хуже – это уже повод для подозрений на прямоту штока. И заверения продавца, что это подшипники присохли – это, мягко говоря, бред.

Само собой – осмотреть места впайки дропов в перья (это касается и задних перьев тоже). Есть трещинки или места подмазаны краской – сразу подумайте, насколько Вы готовы сами решить проблему пропайки проблемных мест.

Рулевая.

Рулевая труба.
Допустим, Вы пришли на встречу со своими ключами и продавец любезно разрешил Вам покрутить гайки. Как правило, самые проблемные места – сорванная резьба на штоке передней вилки (проверяется попыткой больше подтянуть верхнюю чашку) и невозможность изменить высоту рулевой трубы из-за нескольких причин:

— раздутая рулевая труба – перетянули конус при затяжке. При этом болт фиксации рулевой выкручивается, приподнимается над выносом, но осадить его легкими ударами по шляпке болта (через проставку, ту же деревяшку) не получается, т.к. конус деформировал рулевую трубу и не может выйти из нее. Подумайте, насколько Вы готовы к достаточно сложной демонтажной операции по извлечению этой трубы.

— труба банально приржавела к штоку и не поворачивается – лечится сравнительно легко керосином, вэдэшкой и прочими проникающими жидкостями.

Чашки подшипников.
Возможен люфт при самой раздолбанности торцов рулевого стакана. Лечится подкладыванием полосок жести, надо ли Вам это – решайте сами. Возможный вариант проверки – упереться передним колесом в стенку и покачать велосипед вперед. При наличии люфта будет ощутимый ход вилки вперед.

Колеса.

Стальные.
Обычно стальные – это хромированные. Не спешите проходить мимо таких колес, присыпанных даже внушительным, с первого взгляда слоя ржавчины. Лимонная кислота и губка из алюминиевой фольги делаю зачастую из таких старых ободов вполне прилично сверкающие колеса. Старые потемневшие спицы тоже можно оттереть до блеска.

Так что общий вывод – меньше смотрим на вид, больше – на техническое состояние. И если вмятины боковин обода можно вполне выправить с помощью слесарного ручного инструмента, то трещины – это уже серьезно. По большей части именно трещины на боковинах ободов заставляют задуматься, что же такого произошло с велосипедом, что даже пластичная сталь не перенесла нагрузок и лопнула.
На различные восьмерки обода любой степени тяжести тоже можно не смотреть сильно – сталь позволяет исправлять даже сильные изгибы, причем это делается вполне себе руками.
Да, при поездке или просто прокручивании стального колеса на весу может наблюдаться эффект «маракасов», как метко выразился вроде бы коллега Бакалея – внутри обода, как песок, пересыпаются частички ржавчинки (а может и действительно песок, попавший в трещины). На скорость полета это не влияет, но чувствительные натуры могут и не смириться с этим в дальнейшем.

Алюминиевые.
Все немного сложнее, т.к. такие обода уже ставили на более легкие и быстроходные аппараты типа Турист или СШ. И если стальным ободам дорожника простительна легкая восьмерка в пару-тройку миллиметров, то алюминий правится хуже. Что зачастую приводит многих на «легкий путь» — установку современных двойных ободов (ободьев?). И уж понятно, что трещины здесь точно не допустимы – значит, материал отработал свой ресурс.

Иногда обод может иметь якобы трещины на стенках, но эти трещины больше походят на пропилы тонким кругом ушм. Такие колеса очень вероятно имеют европейское происхождение, когда для упрощения таможенных процедур при доставке б\у вела из европ, их умышленно несильно портят — режут шины. Иногда в порыве страсти могут зацепить обод. Известны вот такие случаи — похоже на след от тонкой болгарки:
Выбор заготовки для крокодила.
Будьте внимательны. 

Спицы.
Пару слов о спицах. Даже самые лохматые ржавые спицы можно оттереть, затратив на это энное количество времени. Но следы масла на оцинкованных спицах оставляют после себя не удаляемые темные участки. Особенно страдают от этого спицы задних колес, имеющие контакт с маслом, летящим с цепи. Или при переливе машинного масла во втулку типа Торпедо. Это уже не исправить. Хотите сияющие колеса – заложите в бюджет покупку новых спиц. И ниппелей. И да, про шайбочки не забудьте.

Втулки колес.
Проверка втулок колес на месте покупки в принципе бесполезна. Некоторые проблемы могут быть просто следствием загустевшей до состояния пластилина смазки или банального люфта деталей из-за неправильной регулировки конусов.

Задняя, типа Торпедо.
Большие прокруты при продолжении движения после торможения — готовьтесь к перебору втулки (ее и так придется перебирать). Как минимум, возможно просто смазка внутри со временем загустела. А может, придется искать запасные части.
Треск из втулки при движении – возможно, отогнулись лепестки латунного сепаратора. Правится быстро.
Треск из втулки при свободном ходе – один из вариантов – износ сепараторов подшипников или прочих деталей. Не удивляйтесь наличию металлической пыли в смазке при дальнейшей разборке.

Передняя.
Особых проблем не доставляют, т.к. менее нагружены. Но стоит обратить внимание на положение накрученных на ось конусов. Если видно, что конус стоит как бы боком на оси, то стоит предположить, что и сам конус движется по эллипсовидной траектории. Т.е. – ему хана.

Еще может быть вариант изгиба фланцев втулки как следствие сильного удара. Фланцы довольно мягкие и вполне правятся пассатижами. Или плоскогубцами, кому как удобней. Даже фланец с трещиной после такого удара будет вполне работоспособен, но тут уже принимать решение Вам.

Кареточный узел.

Вал.
Вал каретки зачастую бывает изогнут. Проверить это можно, прокручивая педали и следя за равномерностью зазоров между валом и чашками подшипников. Зазор меняется при прокручивании – вал погнут.

Клинья.
Клинья – расходный материал, поэтому, если Вам разрешили их выкрутить, то не стоит сильно расстраиваться, глядя на все эти задиры. Гораздо важнее оценить на собранной системе глубину посадки этих клиньев. Сидят слишком глубоко – есть вероятность, что отверстия в шатунах растянуты, а это может привести к необходимости рассверливанию шатунов до размеров ремонтного клина (ну или просто бОльшего диаметра, что Вы смогли найти).

Шатуны.
Обычно проблемные стальные шатуны имеют изгиб вбок от излишне силового педалирования (смотрим вдоль линии цепи) или закручены «винтом» — в этом случае педаль смотрит в сторону, а при поездке нога пытается соскользнуть с этой педали, особенно в сырую погоду. Проблема вполне устраняема при наличии мощных тисков и запасного вала каретки.

Педали.
Советские педали имели свою резьбу, не совместимую с современными педалями. Поэтому не рассчитывайте легко заменить их на новенькие. В самом бюджетном варианте придется сменить систему шатунов на вал «под квадрат», в более дорогом – сменить каретку на картридж.

Передняя звезда.
Страдает двумя болезнями
— изгиб в плоскости – виден при прокручивании педалей, меняется зазор между звездой и правым пером. Легко лечится.
— износ звезд – зубья сточены в одну стороны, не симметричны. Ездить может и будет, но и износ цепи увеличится.

Седло и подседел.

Подседельная труба.
Проверяется ослаблением подседельного хомута или ослаблением болта, сжимающего раму, и попыткой изменить высоту данной трубы. Ну или просто покрутить. Если не идет вверх-вниз, но крутится – это уже хорошо, значит просто слегка присохла, но не приржавела.
Стальной подседел может приржаветь к трубе рамы, это вполне решаемо. А вот алюминиевый может намертво прикипеть и в крайнем случае его придется высверливать.

Рамка седла.
Даже если покрыта налетом ржавчины – не беда, все легко оттирается лимонной кислотой.
Нарушение геометрии рамки — смотрим на седло сзади, при нарушениях идет перекос седла в одну из сторон. Для полноценной правки желательно снять саму кожаную часть седла с рамки и править в отдельности. Есть легкая вероятность отлома ножек у заклепок, поэтому перед разборкой седла, возможно, стоит заранее продумать отходные пути и приобрести нужную фурнитуру (или хотя бы найти, где она есть в наличии).

Седло кожаное.
Проблемы с отсутствием заклепок вполне решаемы походом в магазин фурнитуры. Больше проблем с самой кожей седла. При надавливании на седло проявляются глубокие трещины – возможно, эти трещины не удастся вывести даже при полной процедуре восстановления кожи. Проблемы с покраской и дальнейшим уходом вполне решаемы.

Re: Выбор заготовки для крокодила.

Резерв на ссылки.

Re: Выбор заготовки для крокодила.

Дополнения и уточнения


Хранение велосипеда

Spoiler

Лучше всего — на древнем сухом чердаке. А то сарайные/гаражные бывают с одного бока дико ржавыми. Ещё "коридорные" отличный вариант. Если на фото вел подвешен на чердаке с вкрученными наоборот педалями, повернутым рулём и седло было прикрыто мешком, который сняли (видно по пыли) — это вообще отличный вариант. Значит хранился хорошо и был оставлен на хранение знающим человеком.

По внешности -даже банальная наклейка может скрывать косяк. Только полный ориджинал, только хардкор.


Геометрия

Spoiler

Дефекты навроде "волны" на перьях выправить бывает непросто, особенно на хромансиле. Такие дефекты а также следы удара могут свидетельствовать о серьёзной аварии, в результате которой могли появится и скрытые дефекты — "волосяные" трещины в узлах и трубах. Любая рама или вилка, хранящая следы сильного удара, принимается исключительно в дар либо за банку сока. Такая штука может отобрать здоровье, лучше вообще её не покупать.

Мостики

Spoiler

они при ударах иногда отлетают. Не стесняясь обнюхиваем нижний и верхний. Смятый верхний мостик на стартоне — повод для торга. Нормальное закрепление тормоза на нём может стать проблемой.

Что касается ржи

Spoiler

не стесняясь колупаем  шилом подозрительные пятна. На "стартонии" ржа как правило поверхностная и слетает после пескоструя, на "водопроводии" даже безобидное пятно может быть сквозной дырой.

Неоднократно видел харатерные болячки — проржавевшую дыру в том месте, где по раме бьёт калипер переднего тормоза а также ржавые отверстия в углублениях перьев, где грязь скапливается в выштамповках. Также ржа часто бывает на нижней и верхней части горизонтальной трубы у рулевого узла — вплоть до сквозных дыр, прикрытых тонким слоем ржавого металла, этому месту уделяем особое внимание и тыкаем шилом во все подозрительные очаги ржи.


По вилке

Spoiler

Штоки бывают с "пузырями" от якоря выноса, метод с линейкой для проверки прямизны штока при этом "не работает". Проблемы с проворотом могут быть вызваны плохой сборкой рулевой. Стоит осмотреть дропы и перья в поисках следов от упора при выравнивании.


По рулевой

Spoiler

А вот ещё бывает несовпадение плоскостей рулевого стакана и узлов. Обратите внимание .

Колёса

Spoiler
Юрий пишет:

вмятины боковин обода можно вполне выправить с помощью слесарного ручного инструмента

А вот не стоит на это надеятся, да и там всё равно повреждён хром. Такие колёса — даром.

Ни слова не сказано о характерной болезни стальных ободов — трещинах поперёк ниппельных отверстий. Это автоматически переводит обод в разряд комплектующих для алкобайка или экспоната.

"Маракасы" — это вроде бы за авторством коллеги Бакалея.

Серьёзные восьмёрки по 3-4см чайках или швеллерах — это приговор. Выправить это до конца чрезвычайно трудно.

Все алюминиевые БУ обода — решительно в топку. Исключение тем, которые явно не успели поездить. Старение металла и вероятность появления трещин в районе сварных швов делает езду на старых алю ободах просто опасной.

Спицы

Spoiler

Старые спицы очищаются железной мочалкой. Я использую скотчбрайт.

Раз уж взялись за спицы, обратите внимание на их головки — они не должны иметь износа в месте перегиба. Некоторые спицы имеют износ в местах перехлёста. По этим признакам можно понять ездили ли спицы и сколько они ездили. Реанимировать старые спицы с сарайного вела — это уже извращение, если речь не идёт о реконструкции или восстановлении хорошо сохранившегося и почти не ездившего велосипеда.

Торпедо

Spoiler

Обратите внимание на износ звезды — он может рассказать о пробеге, посмотрите на цепь, родная ли она. Сопоставьте результаты наблюдений и сможете сделать выводы о пробеге. Очень внимательно осмотрите резьбы оси — слизанные резьбы это серьёзный минус и могут говорить о том что во втулку часто залезали. ОБ этом же может сказать неродной крепёж слева, где должны быть усатая и фигурная шайбы. Посмотрите через щели как там внутри, видно что-нибудь? Посмотрите есть ли "усатая" шайба слева — её отсутствие почти гарантирует вам убитый левый конус и прочую феерию хаоса внутри внутри.


Передние дорожные тулки

Spoiler

У передних советских втулок часто гнуты оси. Также внимательно присмотритесь — справа на оси дорожной должна стоять гайка и конус без лысок, слева — с лысками. Если они поменяны местами — втулку обслуживал гуманитарий криворук. Надеяться на живую переднюю втулку не стоит — они почти все внутри помирают, селяви.

Клинья

Spoiler

Просто посмотрите правильно ли они установлены, есть ли следы ударов молотком по клину и шатуну. В 90% случаев если есть подобные проблемы — клиньям конец. Можно оценить и резьбы на клиньях, она может быть слизана что тоже свидетельствует об альтернативности механика.

А когда водка закончилась, мы обезжиривали резьбы пятилетним коньяком.
I tried [соха] And got [софа]
Мой гараж

1

Re: Выбор заготовки для крокодила.

Следы ударов по клиньям — это нормлаьное явление так как их именно и надо заколачивать со всей силы. Теоретически, чтобы не помять место по которому колотишь, следовало бы подкладывать медную или алюминиевую проставку, но поскольку в этот самый момент приходится одной рукой держать молоток а другой держать велосипед так чтобы из-под шатуна не вылетело полено исключающе передачу ударов на подшпиник каретки — этого никто и никогда не делает. Тем более что, как выше отмечено, клинья — это расходники.

Следы ударов и оборжавленные задиры хрома на шатунах со стороны противоположной той где клинья — тоже нормальное явление. Они происходят когда велосипед с шатуном направленным вверх приставляют к бордюру так что он опирается этим местом шатуна на бордюр.

Обязательно надо обратить внимание на подседельный узел: там бывает просто одно ушко отломано.
Затем, если у велосипеда нет подседела то следует взять его с собой и примерить войдет ли.  Обычно у старых советских велосипедов подседел имеет редкий сейчас диаметр 24,8 но подседел 25,0 как правило тоже входит что крайне облегчает положение. Но бывает что 25,0 уже не влазит — и это может поставить Вас после покупки в затруднительное положение.

Пользователь находится в режиме "только для чтения".

1

Re: Выбор заготовки для крокодила.

Kochegar пишет:

надо заколачивать со всей силы

Я вывешиваю велосипед на деревянной подставке под шатуны и добиваю клин несколькими сильными, но точными ударами через пластинку стеклотекстолита. Тут есть вот какой момент — иногда встречаются старые вещи и особенно механизмы, которые явно были в эксплуатации, но почти не потеряли вида. Это оттого, что с ними бережно обращались. Если человек бережно обращался с велосипедом — то и лупить молотком по телу шатуна/прямо по клину он не стал бы и следов там не останется. Это хороший знак для того, кто покупает бу велосипед.

А когда водка закончилась, мы обезжиривали резьбы пятилетним коньяком.
I tried [соха] And got [софа]
Мой гараж

Re: Выбор заготовки для крокодила.

Ото роздули з мухи слона!  img/ai   Так скоро простолюдини без експерта-кроковода жодного велосипеду купляти не будуть! Приїжджає такий поважний експерт з чемоданчиком у котрому набір для діагностики: сталева лінійка, нитка/резинка, маленький молоточок. В дорогого експерта в чемоданчику ще штангенциркуль, мікрометр і навіть монокль (для визначення пропелера  img/rolleyes )!  img/bj

Всі ці заморочки мають значення тільки якщо велосипед реально рідкісний раритет і купляється для музейної реставрації.

Re: Выбор заготовки для крокодила.

такий поважний експерт з чемоданчиком у котрому набір для діагностики

Ага, ювелір оценщик

Re: Выбор заготовки для крокодила.

Соосность проточки под конус и штока вилки, при большом отклонении заметно даже с напрессованным конусом. Решается сваркой и большим токарным станком.
Выбор заготовки для крокодила.

Re: Выбор заготовки для крокодила.

CustoмBicyclь,
Ну, не скажите — как раз при покупке раритета и музея можно закрыть глаза на многое, исключая состояние ЛКП и комплектацию. А вот шоссейник с наполовину оторванным мостиком или "турист" с ржавой дырой у рулевого стакана — это рутинная повседневность. Видел считанные единицы велосипедов без проблем с вилкой или рулевой, а следы от покрышек на перьях — чуть не у каждого первого.

Брать с собой эксперта на смотрины б/у велосипеда/мотоцикла/комбайна/межгалактического шаттла — очень хорошая идея, так и нужно поступать.

Считаю гайд по выбору велосипеда очень даже полезным, может быть он избавит кого-нибудь из коллег от головной боли. Иные коллеги ведь и не представляют какие у техники порой бывают дефекты, не через каждого проходит по два-три десятка велосипедов за сезон.

Spoiler

А молоточек — это я думал, как же мне искать пресловутые трещины в рулевых узлах перекрашенных СЗ, помогло наблюдение на вокзале за работниками, обстукивающими колеса поездов. Метода оказалась эффективной, взял на вооружение.

И это — монокль должен быть со специальной мерной шкалой. Хотя можно и запилить программу для смартфона, определяющую по фото соответствие рамы заводским углам.

А когда водка закончилась, мы обезжиривали резьбы пятилетним коньяком.
I tried [соха] And got [софа]
Мой гараж

(02-07-2020 15:39:52 отредактировано Бакалея)

Re: Выбор заготовки для крокодила.

Материал очень полезный именно для новчиков.

CustoмBicyclь пишет:

Так скоро простолюдини без експерта-кроковода жодного велосипеду купляти не будуть

Простолюдини крокодил не потрібен, вони його не розуміють. Для них це трата часу і метушня з іржавим старим залізом. Для них існують магазини, до верху забиті ашанами.
А то так можна сміятися над колегами, що віддають колеса на збору майстрам. Вось з мухи слона роздули, там роботи на 3 години з перекурами, а вони ще й гроші платять за це.

Пользователь находится в режиме "только для чтения".

Re: Выбор заготовки для крокодила.

З вищесказаного випливає, що для кроковода найвищу цінність несе стан фреймсету, чепрака і можливо шатунів. Все інше ми можемо зібрати з металолому чи купити за недорого.

Я особисто так і вибираю заготовки, часто заводські колеса з них продаю чи роздаровую бо вони не влаштовують мої вимоги, або перебираю їх із заміною зношених ободів чи іржавих шприх.

Re: Выбор заготовки для крокодила.

CustoмBicyclь,
Вообще я считаю так — рама с установленной рулевой, вилкой и кареткой — это велосипед. Всё остальное это навеска. Основные части должны быть обязательно в порядке, а навеску можно менять как угодно.

А когда водка закончилась, мы обезжиривали резьбы пятилетним коньяком.
I tried [соха] And got [софа]
Мой гараж

Re: Выбор заготовки для крокодила.

Коллеги, немного не по теме ушли.

Давайте воспринимать эту тему как ПАМЯТКУ ДЛЯ НОВИЧКОВ. А памятка должна быть краткой и информативной.

Re: Выбор заготовки для крокодила.

Юрий пишет:

памятка должна быть краткой и информативной.

Делайте.
https://krokovod.org/forum/viewtopic.ph … 446#p91446