(Вчера 20:07:06 отредактировано Torpedo)

Тема: Велосипедное электрооборудование пр-ва СССР

Велосипедное  электрооборудование  пр-ва СССР

При виде восстановленных велосипедов старой эпохи , режет глаз часто не правильно подобранное для них электрооборудование . Фары и динамки дополняют образ велосипеда, и очень важно использовать оригинальные исторически правильные компоненты при комплектации реставрируемого объекта.
Данный материал призван зафиксировать в памяти компоненты  велосипедной электротехники для дальнейшей идентификации.

ЧАСТЬ ПЕРВАЯ ДИНАМКИ

Что было до WWII
Какие динамки (а) были на довоенных велосипедах не известно. По  старым фото можно видеть типичные массивные генераторы подобно  как на немецких велосипедах. Есть одно интересное фото (барахолка, Киев 1942 г.), на котором с большой вероятностью изображены запчасти ХВЗ среди которых видна фара и динамка.
Велосипедное  электрооборудование  пр-ва СССР    Велосипедное  электрооборудование  пр-ва СССР   


Велогенератор Г-60
Из первых известных мне послевоенных генераторов была динамка тип Г-60 ГОСТ 7398-55, 6 Вольт, 1,8 Вт.
Как и вся советская техника, эта динамка имела свой зарубежный прототип.
В данном случае это немецкий довоенный велогенератор Bosch.

Велосипедное  электрооборудование  пр-ва СССР
Слева довоенный велогенератор Bosch, справа Г-60

Генераторы производил Орджоникидзевский Завод Автомобильного и Тракторного Электрооборудования  ОЗАТЭ (вероятно ранее именуемый КВЗ) с начала 1950-х (?)  по начало 1960-х годов.

Эта динамка выпускалась в нескольких модификациях.
-Первая модель Г-60 (мощ. 1,8 Вт.),
-затем Г-61, похожая на предыдущую, но с удлиненным корпусом (мощ. 2,5 Вт.)
-последняя модель также Г-61,  но уже без удобной клавиши прижимного  механизма для приведения динамки в рабочее положение.

На первых моделях внешний провод крепился к динамке фасонной гайкой, затем пружинной клеммой.
Корпус алюминиевый не красился, стальной кронштейн и механизм прижима кадмировался. На первых (некоторых) моделях крышечка пружинного механизма с надписями красилась  в черный цвет (возможно и другой). Магнит ротора стальной.

Большим недостатком этих динамок был неразборной корпус. Он был выдавлен из мягкого алюминия а нижняя крышка после сборки просто навсегда завальцовывалась. Ломаться там правда нечему, но с течением лет тонкий провод обмотки в месте припайки к статору окислялся и терялся контакт. Также часто разбалтывалось  заклепочное соединение  кронштейна и корпуса, на корпусе оставались вмятины от небольших ударов.
Кронштейны всех динамок были (при виде сбоку) изогнутыми вверх.
Некоторые модификации динамки сегодня еще пока попадаются в продаже.

Велосипедное  электрооборудование  пр-ва СССР
Составные части динамки  Г-60

Велосипедное  электрооборудование  пр-ва СССР
Динамка Г-61(реставрированная), прижимной механизм


Велосипедное  электрооборудование  пр-ва СССР
Генератор  Г-60, 1955 год  маркировка «КВЗ»


Велосипедное  электрооборудование  пр-ва СССР
Слева Г-60, справа Г-61 большей мощности с более длинным корпусом, маркировка «ОЗАТЭ»

Велосипедное  электрооборудование  пр-ва СССР
Слева Г-61, справа Г-61 последней версии с упрощенным прижимным механизмом


Велосипедное  электрооборудование  пр-ва СССР
Г-61, оч. редкий  вариант Г-61 с выступами на корпусе для жесткости.

8

Re: Велосипедное электрооборудование пр-ва СССР

Велогенератор ВД-2В
Выпускался московским заводом «Динамо»,  годы пр-ва 1950-е.
Литой  корпус, стальная крышка, разборная.
На корпусе приклепывалась стальная табличка с маркировкой.
Сегодня встречается редко.

Велогенератор ВД-2,5
Выпускался московским заводом «Динамо», очевидно последующая модель после ВД-2В, 1960-е годы.
Литой корпус, стальная крышка, разборная.
Штатно устанавливалась на мотовелосипед «Гауя»

Велосипедное  электрооборудование  пр-ва СССР         Велосипедное  электрооборудование  пр-ва СССР


Велогенератор Г-412
Самая массовая динамка в СССР 6 В, 2,5 Вт.
Производство завода ОЗАТЭ, выпуск нач. 1960-х до 1980-х. Штатно устанавливалась на велосипеды ХВЗ ( в зависимости от комплектации).
Разборной корпус отливался из цинкового сплава, красился в серебристый цвет, стальной кронштейн и механизм прижима кадмировался. Краска плохо держалась на корпусе, часто попадаются динамки покрытые поверх краски заводским мутным желтоватым лаком.

На динамках поздних выпусков  хомут кронштейна крепился одним болтом и зацепом.  Кронштейны всех динамок были (при виде сбоку) изогнутыми вверх. Магнит ротора ферритовый.
Сегодня встречаются частло, но у многих экземпляров попадаются отломанные язычки пружинной клеммы провода.


Велосипедное  электрооборудование  пр-ва СССР   Велосипедное  электрооборудование  пр-ва СССР
Слева Г-61, справа новая динамка  Г-412,  другое фото Г-412 с родной упаковкой и руководством пользования. На динамках поздних выпусков  хомут кронштейна крепился одним болтом и зацепом как на фото. 


Велогенератор 1980-х
В завершение темы, «Юнгтаймер» 1980-х производства завода ОЗАТЭ
Велосипедное  электрооборудование  пр-ва СССР

6

(Вчера 20:08:26 отредактировано Torpedo)

Re: Велосипедное электрооборудование пр-ва СССР

ЧАСТЬ ВТОРАЯ ФАРЫ


Фара довоенная
Маркировка не известна, информации и хороших изображений комплектного изделия нет. Вещь очень редкая.
Вероятно эта фара с динамкой изображена не первом фото темы.
Визуально полностью соответствует немецкой  фаре Bosch. Крепилась переходником на велосипедный кронштейн традиционный для карбидных фар. 

Велосипедное  электрооборудование  пр-ва СССР


Фара ФГ 15
Единственная фара массового пр-ва  с конца 1940-х до начала 1960-х годов, завод (?) клеймо  «ВЗА». Типичный немецкий довоенный дизайн, очевидно что-то репарационное, вероятно Melas (Metallwarenfabrik Alfred Schwarz).

Массивное солидное изделие любимое  сегодня «ретро» велосипедистами.
Выпускались с крашеным стальным корпусом черного и серебристого цветов. Ободок фары стальной хромированный , натуральное стекло.
Комплектовалась стальным хромированным кронштейном который крепился на трубку руля.
Хорошие экземпляры фары сегодня еще пока попадаются.


Велосипедное  электрооборудование  пр-ва СССР

Велосипедное  электрооборудование  пр-ва СССР
Фара ФГ-15

Велосипедное  электрооборудование  пр-ва СССР
Для сравнения, вероятный прототип, немецкая фара Melas/AFE



Фара ФГ (?)
Маркировка мне неизвестна, очень похожа на фару ФГ-15. Назову пока условно ("слабовыпуклая").
Конструкция та же, менее глубокий корпус, ободок шире «массивнее», стекло более выпуклое. Ушко для кронштейна из тонкой стали, часто отламывалось от корпуса из-за плохой точечной сварки.
Производилась (вероятно) московским заводом «Динамо» на мой взгляд с начала 1960-х, по нек. данным была уже до 60-х.

Выпускались с крашеным серой молотковой краской корпусом и кронштейном. Редко встречались с черным и никелированным корпусом.
Ободок фары хромированный (встречался никелированный), натуральное стекло.

Велосипедное  электрооборудование  пр-ва СССР
Фара ФГ-(?) вариант с крашеным серой молотковой краской корпусом и кронштейном

Велосипедное  электрооборудование  пр-ва СССР
Фара ФГ(?) и ФГ-15


Фара ФГ 302
Массовая фара средины 1960-х до 70-х годов, производство завода ОЗАТЭ.
Стекло без ободка, крепилось зацепом внизу фары и прижималось алюминиевым «гребешком» за литой ободок-выступ  на стекле. Сегодня почти все экземпляры попадаются со сколами стекла. Кронштейн крепления к рулю идентичен фаре ФГ-15, но значительно длиннее.
Выпускались с крашеным корпусом серебристого иногда черного цветов.
Продавались комплекты фары ФГ-302  с генератором Г-412.

Велосипедное  электрооборудование  пр-ва СССР   Велосипедное  электрооборудование  пр-ва СССР
Фара ФГ 302

Велосипедное  электрооборудование  пр-ва СССР
Прототип,   французская фара 1950-х. 



Фара (?) завод ОСВАР
Новое пластмассовое поколение, начало пр-ва средина 1970-х
Корпус, рефлектор, стекло из пластмассы, ушко литой силумин.
Копия немецкой ГДР фары FER Scheinwerfer.
Комплектовалась стальным хромированным кронштейном который крепился на трубку руля. Был вариант кронштейна-кольца под гайку вилки.

Велосипедное  электрооборудование  пр-ва СССР   Велосипедное  электрооборудование  пр-ва СССР
Фара (?) завода ОСВАР

Велосипедное  электрооборудование  пр-ва СССР
Для сравнения, немецкая фара FER Scheinwerfer, начало 1970-х



Кронштейны фар

Велосипедное  электрооборудование  пр-ва СССР
Кронштейны  не стоит путать с другими фарами.
Сверху вниз: ФГ-302; ФГ-15; ФГ("слабовыпуклая"); Фара ОСВАР пластиковая.


Задний фонарь

Не фара но все же. Судя по этому фото от Беларускі ровар производился и задний фонарь с лампочкой по образцу традиционного немецкого Strebenrücklicht. Такое изделие  вживую не видел никогда.
Вероятно производилось очень мало до нач. 1950-х годов,  завод (?) клеймо  «ВЗА».  Как и ручной тормоз был не востребован в СССР.
Велосипедное  электрооборудование  пр-ва СССР

9

Re: Велосипедное электрооборудование пр-ва СССР

Torpedo пишет:

Фара (?) завод ОСВАР

С конца 70-х гг согласно новой (в целом — по-хорошему прогрессивной) пачке ГОСТов, принято в т.ч.  дурацкое цифровое обозначение транспортного электрооборудования. Был автомобильный генератор типа Г-214, стал 31,225684. Было реле-регулятор РР-203, стал 32,125864.Цифры от фонаря для примера.
У меня нет сейчас под рукой такой фары, но вероятно, на этой фаре тоже где-то есть такая пачка цифр — это и есть обозначение модели img/as  img/ag

Из этой же оперы замена обозначений моделей велосипедов с красивой видв В-555, В-542 на дурацкие шестизнаки, и автомобилей вида Москвич-412 на Москвич-2140, мотоциклов с Минск-105 на на ММВЗ-3,112, метровагонов с букв на неудобоваоримые цифры.
Продукция, которая уже выпускалась, не переименовывалась. А новые модели получали обозначения нового стандарта.
  В автомобильных обозначениях народ быстро сориентировался, ибо они таки логичны и более-менее понятны, а остальное... как получилось img/ag

Это было связано с переходом к всевозможному учёту на ЭВМ, а ЭВМ тех лет на перфокартах и перфолентах (условно img/ag ) нормально понимали пока только цифры. Это был большой шаг в оптимизации хозяйства — первый на пути к тому полностью компьютеризированному, что мы имеем сейчас. Но в наследство от тех лет имеем вот это неудобство усвояемости для мозга тогдашних обозначений продукции

Мой гараж
Мастер спорта по езде за хлебушком на велосипеде.
Если не я построил велосипед — это не мой велосипед.

Re: Велосипедное электрооборудование пр-ва СССР

Прямоугольная велофара ОСВАР имеет индекс по отраслевой нормали 12.3711.

1

Re: Велосипедное электрооборудование пр-ва СССР

наверное последний вариант,освар, 12.3711-02
тонкий хрупкий пластик,
Велосипедное  электрооборудование  пр-ва СССР Велосипедное  электрооборудование  пр-ва СССР

4

Re: Велосипедное электрооборудование пр-ва СССР

в доповнення теми по задньому ліхтарю. маю  в наявності 2 шт. ззовні схожі як два близнюки. на одному, новішому на вигляд, клеймо ВЗА на іншому MELAS. відрізняються лише хромованим ободом. Велосипедное  электрооборудование  пр-ва СССР  Велосипедное  электрооборудование  пр-ва СССР  Велосипедное  электрооборудование  пр-ва СССР

4

Re: Велосипедное электрооборудование пр-ва СССР

Велосипедное  электрооборудование  пр-ва СССР
Фото из сети. Эталонного состояния динамо ВД-2В и фара ФГ, а также характерный проводок. Комплект поставлялся в 50-е годы.

4

Re: Велосипедное электрооборудование пр-ва СССР

vis3641,

vis3641 пишет:

тонкий хрупкий пластик

помню такие по детским годам, ломались эти фары на раз-два, долго не жили.

Горец: "Украина" 111-441 (короткая) 1990 г. с планетаркой Nexus-3
Ветерок: "Старт-шоссе" 1986 г.
В-37: "Спутник" В-37 1967 г. сингл (торпедо)

1

Re: Велосипедное электрооборудование пр-ва СССР

ЧАСТЬ ТРЕТЬЯ ПРОВОДА, ЛАМПОЧКИ, КАТАФОТЫ

Провода и лампочки

Провод между фарой и генератором важный элемент  в облике реставрированного велосипеда.
Чего только не увидишь в наше время на якобы реставрированных велосипедах: провода  «от розетки», белые толстые провода закрученные в грубую спираль и др
.

Велосипедное  электрооборудование  пр-ва СССР

Вплоть до конца 1950-х годов использовались многожильные провода в тканевой оплетке. Позже стали производить провод в пластиковой (хлорвиниловой) изоляции. На велосипедах использовали провод в основном черного цвета.  Внешний диаметр провода составлял 1,6-2 мм.
По моим наблюдениям прибл. до 1970-х годов было «модно» закручивать провод в спираль (диаметр кольца ок. 10 мм).   Такая рекомендация была указана в инструкциях некоторых велосипедов.

Велосипедное  электрооборудование  пр-ва СССР
Лампочка  1950-х, маркировка  6 Вольт 1 свеча. Сегодня большая редкость.
В 1960-х применяли стандартные лампочки 6,3 Вольта


Катафоты и отражатели, не электро но светоотражающее

Катафот стеклянный
Устанавливался на велосипеды ХВЗ, ЗиФ до- и первые послевоенные.
Вероятно изготавливался  велозаводами для своих изделий. Корпус стальной никелированый или хромир.  Стекло «рубиновое»  натуральное, завальцовано ободком. 

Велосипедное  электрооборудование  пр-ва СССР

Катафот стеклянный
Изделием комплектовались все велосипеды с начала 1950-х  до начала 1960-х годов.
Корпус стальной, красился в черный цвет (иногда под цвет велосип.) или хромировался. Ободок стальной хромированный или алюминиевый завальцовывался на корпусе с резиновой прокладкой под стекло. Стекло «рубиновое» фацетное  натуральное  по образцу традиционного немецкого Katzenauge.  Крепился одной гайкой с хомутом подкоса крыла.
Производился  заводом «ВЗА», и некоторыми велозаводами для своих изделий.
На барахолках сегодня пока попадаются.
Велосипедное  электрооборудование  пр-ва СССР


Катафот «лодочка»
Катафот появился на велосипеде «Украина» В-120 в 1960 году, изготавливался ХВЗ.
Отражатель красный пластмассовый, прижимной ободок стальной хромированный, картонная прокладка, крепился двумя винтами М5. Третий винт внутри катафота крепил хомут подкоса крыла.
Устанавливался и на некоторые велосипеды других заводов, вероятно производился там же локально.
Велосипедное  электрооборудование  пр-ва СССР

5