Тема: Велосипедное электрооборудование пр-ва СССР
При виде восстановленных велосипедов старой эпохи , режет глаз часто не правильно подобранное для них электрооборудование . Фары и динамки дополняют образ велосипеда, и очень важно использовать оригинальные исторически правильные компоненты при комплектации реставрируемого объекта.
Данный материал призван зафиксировать в памяти компоненты велосипедной электротехники для дальнейшей идентификации.
ЧАСТЬ ПЕРВАЯ ДИНАМКИ
Что было до WWII
Какие динамки (а) были на довоенных велосипедах не известно. По старым фото можно видеть типичные массивные генераторы подобно как на немецких велосипедах. Есть одно интересное фото (барахолка, Киев 1942 г.), на котором с большой вероятностью изображены запчасти ХВЗ среди которых видна фара и динамка.
Велогенератор Г-60
Из первых известных мне послевоенных генераторов была динамка тип Г-60 ГОСТ 7398-55, 6 Вольт, 1,8 Вт.
Как и вся советская техника, эта динамка имела свой зарубежный прототип.
В данном случае это немецкий довоенный велогенератор Bosch.
Слева довоенный велогенератор Bosch, справа Г-60
Генераторы производил Орджоникидзевский Завод Автомобильного и Тракторного Электрооборудования ОЗАТЭ (вероятно ранее именуемый КВЗ) с начала 1950-х (?) по начало 1960-х годов.
Эта динамка выпускалась в нескольких модификациях.
-Первая модель Г-60 (мощ. 1,8 Вт.),
-затем Г-61, похожая на предыдущую, но с удлиненным корпусом (мощ. 2,5 Вт.)
-последняя модель также Г-61, но уже без удобной клавиши прижимного механизма для приведения динамки в рабочее положение.
На первых моделях внешний провод крепился к динамке фасонной гайкой, затем пружинной клеммой.
Корпус алюминиевый не красился, стальной кронштейн и механизм прижима кадмировался. На первых (некоторых) моделях крышечка пружинного механизма с надписями красилась в черный цвет (возможно и другой). Магнит ротора стальной.
Большим недостатком этих динамок был неразборной корпус. Он был выдавлен из мягкого алюминия а нижняя крышка после сборки просто навсегда завальцовывалась. Ломаться там правда нечему, но с течением лет тонкий провод обмотки в месте припайки к статору окислялся и терялся контакт. Также часто разбалтывалось заклепочное соединение кронштейна и корпуса, на корпусе оставались вмятины от небольших ударов.
Кронштейны всех динамок были (при виде сбоку) изогнутыми вверх.
Некоторые модификации динамки сегодня еще пока попадаются в продаже.
Динамка Г-61(реставрированная), прижимной механизм
Генератор Г-60, 1955 год маркировка «КВЗ»
Слева Г-60, справа Г-61 большей мощности с более длинным корпусом, маркировка «ОЗАТЭ»
Слева Г-61, справа Г-61 последней версии с упрощенным прижимным механизмом
Г-61, оч. редкий вариант Г-61 с выступами на корпусе для жесткости.