Обода.
По большому счёту, всё разноообразие рынка нам знать ни к чему. Дорогие изделия, нацеленные на спорт по шоссе или бездорожью, и прочее подобное вытянут у нас лишние деньги, ничего не давая взамен. А то и окажутся излишне нежными для простой эксплуатации из-за своей гоночной идеологии.
Велосипед на дорожной раме требует шин толщиной около 40 мм, соответственно ему нужен одинарный обод посадочной ширины около 25 мм. Такие попадаются: стальные советские «чайки» (на Западе — «westwood») и швеллер, а также копии советского швеллера из Юго-восточной Азии; советские и современные швеллеры из алюминиевого сплава.
«Чайки» красивы, но требовательны к эксплуатации, нежны. Езда на приспущенных шинах и другое грубое обращение легко приводит к местным вмятинам (которые, впрочем, не затрагивают общую форму колеса и несложно рихтуются). Эти свойства делают их пригодными скорее для красивого ретро-велосипеда, который берегут. Впрочем, «грузовик» автора оснащён именно «чайками».
Швеллер допускает менее нежную эксплуатацию, что делает его пригодным для велосипедов, предназначенных для тяжёлых условий .
Такие обода обычно изготовлены из стали, и окрашены либо хромированы. Качество у них – как попадётся, особенно неважно бывает исполнен район стыка обода. Однако, если на этом колесе не предусматривается ободной тормоз, невозможность вывести биения «в ноль» не так страшна. Азиатские швеллеры немного тяжелее советских и производят впечатление более основательных.
На стальных ободах велосипед наиболее комфортен и накатист. Такие обода практически никогда не ломаются, при любых авариях только гнутся.
Толщины стенки обода, в которой держится ниппель спицы, не всегда хватает для тяжёлой эксплуатации, поэтому обод желательно усилить, подложив под ниппели спиц шайбы: в швеллер – М4, в «чайку» — согнутые дугой М5. Шайбы удобно гнуть плоскогубцами на сверле примерно 8 мм.
По стальным ободам ободной тормоз работает намного хуже, чем по алюминиевым. Кроме того, из-за большого рича дорожных вилок, на них невозможно установить тормозной механизм достаточно высокого качества.
Есть возможность несколько улучшить положение, применив специальные тормозные колодки для стали. Но попадаются они, в основном, только с разборок старых европейских велосипедов. Отличить их можно по надписи «steel» и, часто, коричневому цвету. А колодки для алюминиевых ободов маркируют надписью «alloy».
Вопреки впечатлению, на ободах типа «чайка» без ярко выраженной тормозной дорожки, клещевой тормоз всё-таки работает не хуже, чем на швеллере.
Всё это – отнюдь не повод отказываться на таких велосипедах от переднего ручного тормоза. Как бы то ни было, он очень ощутимо добавляет и удобства, и безопасности в эксплуатации.
Попадаются также алюминиевые обода, предназначенные для дорожных велосипедов. Естественно, одинарные, с посадочной шириной под шину около 25 мм. Главное их преимущество – возможность устройства хорошего ободного тормоза. Несколько меньший вес этих изделий почти не отражается на характере велосипеда, но такой велосипед несколько легче носить по лестницам.
Советские алюминиевые дорожные обода устанавливались на велосипеды «Сура» и «Урал». Как и другие подобные изделия разных размеров («Турист», «Салют», складные ММВЗ), они часто сделаны не очень аккуратно и имеют слабое место – сварной стык. Ещё одна «болезнь» — неточность размера. Нередко на советские именно алюминиевые обода разных заводов очень тяжело натянуть штатную резину. А известны случаи, когда наоборот – штатная резина устанавливается отлично, а современная импортная при накачке соскакивает. Поэтому прежде, чем приводить такой обод в порядок (полировать, красить), желательно установить будущую шину и накачать до полного давления. Это можно делать без спиц, но желательно с флиппером – хотя бы суррогатным. Однако попадаются геометрически вполне пристойные обода.
Со стыком сложнее: на советские алюминиевые обода, по-видимому, бездумно перенесли технологию стальных. Поэтому сварной стык в них располагается в произвольном месте. Если сталь в месте сварки, можно сказать, не отличается от соседних участков (в критических для обода пределах), алюминий гораздо капризнее. Стальной сварной обод можно считать монолитом, поэтому при их изготовлении не обращали внимания на расположение шва относительно спиц. Так же поступили и с алюминиевыми ободами. И пока технологии были честными и соблюдаемыми, такие обода, в целом, служили не хуже стальных. А поздние расходятся по шву почти массово.
Для того, чтобы минимизировать этот риск, хорошо бы при сборке колеса стык располагать под двумя крестами спиц — с левого и правого фланцев. Тогда спицы максимально стягивают обод. Но сборку колеса начинают от отверстия для ниппеля шины, а стык расположен, как придётся. Иногда везёт, иногда — нет. Наверное, если есть неуверенность в шве, можно рекомендовать собирать такое колесо «от шва», а не «от ниппеля» так, чтобы шов стягивался двумя крестами, а уж над ниппелем – что получится. На колёсах 28” даже в самом неудобном случае , останется место для подключения насоса.
Современные алюминиевые обода не свариваются, а скрепляются специальными (иногда фасонными) штырями – это предусмотрено в его профиле. И стык всегда расположен строго напротив отверстия для ниппеля – тогда при 36 спицах и классическом ведении набора, над ним получаются два креста.
Не сразу, но можно найти такие новые обода и дорожного размера –одинарные, с внутренней шириной 25 мм. Они значительно лучше исполнены, чем советские, по ним отлично работают ободные тормоза. Например, такими ободами оснащены некоторые современные дорожные велосипеды наших марок и китайского производства – те же ХВЗ «Украина».
Неплохой подход – скомбинировать на дорожном велосипеда два разных обода – задний (где тормоз расположен во втулке) стальной, передний – алюминиевый. Нагрузки на заднее колесо обычно больше, и надёжность (как и комфорт) стального обода там будут нелишними. А спереди вполне справится алюминиевый обод, обеспечивая, к тому же, отличную работу ободного тормоза. Автор успешно опробовал такое решение на "Туристе" для походов. И на дорожном велосипеде, особенно в городе, оно тоже будет нелишним.
Необходимо помнить о соответствии количества отверстий для спиц во втулке и ободе! Как правило, все советские задние колёса имеют 36 спиц. А вот передние на дорожниках – 32. На спортивных, туристических и многих складных советских велосипедах передние колёса имеют 36 спиц.
Всё то же самое можно сказать об ободах «Туристов». Как о разновидностях, так и о качестве и особенностях изделий разного происхождения. За исключением размера.
Рамы «Туриста» требуют шин толщиной 28-35 мм в зависимости от дорог и потребного характера велосипеда, и, соответственно, одинарных ободов посадочной ширины около 19-20 мм.
На старинных «Спутниках» попадаются стальные «чайки». С разборок европейских велосипедов можно добыть стальные и алюминиевые швеллеры.
Интересный вариант – европейские обода из нержавеющей стали, а не хромированные из чёрной. Помимо характерного вида металла (для тех, кто отличает), их выдаёт надпись «stainless».
Алюминиевые швеллеры также устанавливались на большинство «Туристов» с завода.
Не редкость в продаже и современные швеллеры нужного размера.
Соображения о тормозах, комфорте и т.д. полностью соответствуют описанным выше для дорожных ободов.
Но появляются два особых момента.
Шины таких размеров могут быть рассчитаны уже на довольно высокое давление, что требует специальных «зацепов» в профиле обода https://krokovod.org/forum/viewtopic.php?pid=531#p531 — пункт 3. На многих таких ободах, в т.ч. штатных от «Туриста», они не предусмотрены. Соответственно, качать шины больше 5 атм нельзя.
Именно на «Туристы» приходится большая часть самого глупого «усовершенствования» – установки двойных ободов. Если не хочется необратимо испортить характер велосипеда, задушив комфорт и получив повышенную уставаемость и пониженную скорость, ничего не получив взамен, делать этого категорически нельзя!
Высокие обода с «туристовской» посадочной шириной 19 мм ВООБЩЕ не подходят для хороших велосипедов для езды.
https://krokovod.org/forum/viewtopic.ph … 615#p14615
Нужно понимать, что мы рассматриваем обода невысоких ценовых категорий. Поэтому в этом повествовании "двойной" — означает "высокопрофильный". В природе существуют и низкопрофильные двойные обода, которые не испортят характер велосипеда, рассчитаного на одинарный обод. Ведь его можно рассматривать, как одинарный с толстой облегчённой стенкой:
Хуже не будет, если мы поставим на велосипед такое изделие. Лучше — тоже, просто их цена выходит за рамки разумной для нас. А мы добиваемся удивительных качеств велосипеда не прогрессом и экономикой, а тщательным подбором недорогих компонентов.
Мой гаражМастер спорта по езде за хлебушком на велосипеде.
Если не я построил велосипед — это не мой велосипед.