Тема: Спутник 1982 года
Я строил-строил и наконец построил! Знакомтесь: Стутник 1982 года. Мой сынишка считает, что вел серо-буро-малинового цвета. Если кто-либо уточнит как называется этот оттенок, буду благодарен.
Проект не завершен. В принципе, велоапгрейд никогда не завершается, его возможно лишь приостановить! Не правда ли? Не судите строго, может что-то не правильно. Идеи и вдохновение черпал на этом сайте. Рассчитываю на мнения и советы. Особенно хотелось бы, чтоб обратил внимание Kisa.
Я его выменял в 2015 году... на то, что мне уже не понадобится. Вот как он выглядел тогда:
Как видим, все штатно. Так понимаю, что от заводской комплектации вел отличало отсутствие крыльев, бардачка, багажника, насоса и, возможно, фары с динамкой. Бывший владелец видать пытался придать ему спортивный облик. В системе была звезда на 51Т, 4 скорости, "баран" шириной 36 см, дермантинно-войлочное седло. Обод заднего колеса был лопнувшим на стыке пайки, передний обод был целым, но сильно "гульнувшим" на том же месте. Колодки высохли, тросики распушились. При разборке кареточный вал был признан невосстановимым, как и почти все подшипники. Спут простоял без дела довольно долго, до прошлой осени, пока я ездил на ашане.
Но с этим покончено!
Я сначала не знал, что с ним делать. "Качнуло" меня в сторону увеличения скоростей. Сначала он выглядел так:
Я проверил геомерию рамы, довел подшипники, добавил в систему звезду на 40Т, заменил одинарную монетку парной с классными хромированными барашками, заменил втулку ХВЗ с трещеткой с пятью звездами, заменил одну шину, задний обод, тросики, рубашки, резину в колодках, подшаманил седло. Поездил, поигрался и... послал все к черту и сделал его таким, каким он и будет окончательно, каким вы его сейчас видите, разве что какие-нибудь нюансы добавятся или что-нибудь поменяется в случае поломки, но идея останется неизменной: одна скорость и ножной тормоз. Планирую добавить крылья, бардачок, может еще что-нибудь. Возможно заменю шатуны. По-моему, эти как-то уныло смотрятся. Вообще, я с трансмиссией еще не разобрался. Может-быть потребуется понизить передачу. Сейчас он выглядит так:
Сейчас обкатываю. Первый раз выехал осторожно км на 7 и успел проколоть заднюю камеру Второй раз выехал км на 20 и под дождь попал. Беспокоился за седло, но все обошлось. А крылья таки нужны! О седлухе в профильной теме расскажу. Заявлю здесь только, что оно хоть на вид не очень, но очень и очень в плане комфорта! Мне понравилось. Добавлю еще, что крабик подобрал подходящий, с зачеканенными вкладышами. Штатный подседел 180 мм мне был коротковат. Приобрел длиннючий с Салюта.
Передняя втулка чисто ради понта. Пришлось ̶р̶а̶з̶д̶в̶и̶г̶а̶т̶ь̶ ̶н̶о̶г̶и̶ разгинать перья вилки. А обод аль или дюраль тайваньский, очень легкий.
Помучился с системой. Звезда восьмерила. Менял звезду с шатуном — не помогло. Менял правую чашку — без толку. Два с виду хороших вала с маркировкой ХВЗ заменил, а третий безымянный, с виду старый, отлично подошел и звезда вращается правильно. Вот так чудеса!
О тормозах. Я бы оставил родные колодки для аутентичности, но резина издавала неприлично громкий звук. Корковые пробки тоже не прижились. Ну и чёрт с ним! При резком торможении заднее колесо срывается в юз. Передний — увы — мягковат! А так не должно быть. Что делать? Может перемудрил. Может не правильно собрал? Клюв убрал. Поперечный тросик заменил самодельным, толстым, а он вышел длиннее. Основной тросик тоже родной хэвэзэшный, толстый. Загорелось самому вылить из олова "бомбышки-упоры". Вылил, собрал, а тормоз мягкий! Кстати, если не понятно, что это за конструкция на выносе, я отвечу: сначала просто высверлил и резьбу нарезал, а когда собрал, оказалось, что угол не угадал. Пришлось что-то выдумывать. Когда-нибудь вынос заменю на аналогичный.
Руль. Уж извините, если разочаровал в самых светлых чувствах, но спортивный мне явно не понравился. По городу совершенно не возможно ездить, даже опасно! Задница выше головы, ничего не видно, вокруг неадекватные маршрутки и невменяемые пешеходы, светофоры, повороты, районы, кварталы, жилые массивы и т.д. Я подобрал дюралевий с Туриста и расширил его с каждого торца на 35 мм.
Теперь в лифт не удобно заносить.
Конечно, можно было бы подобрать "баран" пошире, обзавестись повторителями, удобной обмоткой и ездить, но мне хотелось собрать дешевый, простой, удобный, требующий минимум обслуживания и достаточно динамичный вел на базе легкодорожной рамы. А для более агрессивной езды у меня еще запланирован проект на базе шоссейной рамы. Вот там и будет уместный спортивный руль. Но это совсем другая история.
Прошу обратить внимание на положение задней оси. Не слишком ли близко к краю? Кажется, цепь не перетянута. Дело в том, что новая дорожная цепь (KMC) была на 112 звеньев. Я все прикидывал сколько бы отделить. Отделил 10. Показалось, что если добавить еще два, то будет слишком. Парафинить цепь, каюсь, поленился
Есть еще проблемы с заднем колесом. Втулку я собрал с кучи деталей разных лет, еще советских, предварительно внимательно все изучив. Корпус выбрал за масленку и красивый вензелёк "Харьков". Дропы вывел на 110 мм с последующим контролем геометрии и соосности дропов. Такая проблема: когда ̶в̶е̶д̶у̶ ̶в̶ ̶п̶о̶в̶о̶д̶у̶ качу пешком — шатуны не спеша вращаются. А так не должно быть. " Пятерик" вообще не смазывал, подшипник, который рядом, смазал аккуратно. При езде ничего странного не ощущается. Попробовал еще раз настроить — не помогло. Еще проблема. Специально искал подходящий стальной обод для заднего колеса. Нашёл какой-то б/у немецкий Schrümann 622х18. Тяжеловат однако.
Конечно я не профи в качестве сборки, но удачный опыт имеется. Мне понравилось как я его собрал. Биений радиальных и поперечных нет, разве микро, что в принципе допустимо при ножном тормозе (все-таки обод не новый, ждать от него много не стоит). Только вот, если приподнять заднее колесо и сильно крутануть шатун, то при вращении ощущается рукой как бы эксентриситет радиальный. И боковой виден. Вина может быть в шине? А может это из-за клапана в камере... Шина советская. Латок на камере нет. Пробовал спустить шину и как бы вправить — не помогло.
Много понаписал. Надеюсь не скучно. Спасибо за внимание