Тема: Крылья, щитки, жестяные работы
Требования к крыльям дорожных и туристических велосипедов сводятся к функциональности, надежности и достойному внешнему виду.
1. Функциональность.
Крылья защищают от брызг воды и грязи, которые стекают с покрышек велосипеда. Учебник физики на этот счет утверждает, что в системе отчета, связанной с велосипедом и велосипедистом, капли в начале своей траектории движутся по касательной относительно колеса.
На большинстве дорожных и туристических велосипедов недостаточная длина переднего крыла снизу приводит к забрызгиванию каретки, системы, подседельной трубы и ног велосипедиста. Проблему решают "лопухом" из куска кожи или резины.
Недостаточная длина верхней части крыла приводит к тому, что брызги с колеса летят вперед и немного вверх. Брызги мелкие, поэтому легко тормозятся набегающим воздухом, и велосипедист их догоняет. Как правило, эффект заметен уже на скорости 15-20 км/ч. Переднее колесо является поворотным, поэтому создает широкий фронт мелких капелек, постепенно покрывающий велосипед и велосипедиста во всех возможных местах.
"Украина" на фотографии — один из немногих отечественных велосипедов, имеющих развитое переднее крыло, защищающее от разбрызгивания капель вперед.
Ширина крыльев должна гарантированно защищать от всех капель, отрывающихся от покрышки колеса, и также компенсировать возможные при эксплуатации взаимные отклонения крыла и колеса. Обычно ширина крыла принимается равной ширине вилки, то есть крыло на 10-15 мм перекрывает ширину колеса с каждой стороны. На многих дорожниках крыло немного шире вилки и в месте установки в вилку немного сгибается.
Такие крылья просты в изготовлении и не мешают ежедневной эксплуатации велосипеда.
Тем не менее, небольшая часть капель, ввиду разнообразных причин (завихрения воздуха вблизи колеса, тряска на неровной дороге и т.п.) все же улетает мимо этих крыльев в область ног велосипедиста.
Ввиду этого на некоторых иностранных велосипедах встречаются глубокие, развитые крылья, получаемые сложной штамповкой или прикреплением дополнительных пластин к обычным металлическим крыльям.
Теоретически, такие крылья можно сделать из обычных — припаиванием пластин, либо сформовать из стеклоткани с эпоксидной смолой.
2. Надежность.
В процессе нормальной эксплуатации крылья испытывают разнонаправленные ускорения — дорожную тряску. Типовая нагрузка: при наезде на препятствие велосипед "подпрыгивает", в связи с чем в точке крепления крыла возникает кратковременное усилие, стремящееся это самое крыло оторвать. Металлические крылья, в связи с этим, чувствительны к усталостному растрескиванию в точке крепления. Лучший способ усиления крепления крыла — припаянная или прикрученная в нескольких местах изнутри усилительная пластина. Размер пластины зависит от формы профиля крыла. Увеличение количества точек крепления крыла снижают нагрузки на каждую конкретную точку. Многие импортные велосипеды имеют большее количество "усов". В проектах, подразумевающих значительную кастомизацию, этим можно воспользоваться.
Движение по пересеченной местности и активное хозяйственное использование велосипеда предъявляют дополнительные требования к надежности крыльев. Ветви деревьев иногда попадают в спицы и могут погнуть "усы" крыльев, а вслед за ними — крылья. Деревянные, пластиковые и композитные крылья способны упруго изгибаться на бОльшую величину, чем металлические, и потому их использование может быть в данной ситуации более оправданным.
Еще одним врагом металлических крыльев является ржавчина. На внутренней стороне крыльев, особенно вблизи точек крепления "усов" влага задерживается дольше, и возможна существенная коррозия. Рекомендации стандартные — удаление всей ржавчины, подкрашивание (ПФ по грунту, по технологии, локальное цинкование батарейкой итп). Небольшие очаги можно закрыть специализированными битумными лаками для автомобильных колесных арок ("антигравий"), при условии периодического контроля состояния этого покрытия. Нежелательно использование нержавеющего, медного, латунного крепежа рядом с незащищенными участками стали, во избежание увеличения коррозии. Если нет возможности немедленно подкрасить крыло изнутри в области крепления — используйте оцинкованный крепеж.
3. Внешний вид — текущий и локальный ремонт, подготовка к покраске.
Небольшие вмятины на крыле могут быть исправлены на месте — руками, пассатижами с обмотанными крепкой тряпкой губками и т.п. Главное — не повредить покрытие и не наделать более мелких и трудно удаляемых вмятин.
Подготовка крыла к перекраске включает в себя пристальный осмотр и "выстукивание" вмятин и неровностей. Даже очень "пожеванное" крыло может быть восстановлено молотком жестянщика. Если у вас нет навыка работы со специальными молоточками (да и самих молоточков), попробуйте использовать мебельный болт М8-М10 в качестве пробойника.
Получается не так быстро, как у профессионалов, зато можно быть уверенным, что удар придется в нужное место. В качестве подложки при выстукивании лучше использовать дерево.
Трещины на крыле могут быть пропаяны с накладкой изнутри. Обычной "дихлофосной" пропановой горелкой тонкий металл крыла можно нагреть до температуры 850-900С, что позволяет применить припой ПСР-10 либо любой другой "малосеребряный" припой. Хорошо использовать оцинкованные накладки — их не нужно предварительно лудить, т.к. припой содержит цинк и прекрасно смачивает оцинкованные покрытия при наличии небольшого количества флюса (я использовал ПВ-209). На пропайку трещин крыльев уходит мало припоя, в сравнении с работами по раме.
Крылья многих велосипедов украшались широкими либо тонкими линевками. На заднем крыле, над катафотом, иногда находился герб завода, либо иной рисунок. Должное оформление крыльев существенно влияет на облик велосипеда и решительно приветствуется не только при реставрационных работах, но и при создании авторских велосипедов.
---
Уточнения, исправления, дополнения — категорически рекомендуются