(26-07-2020 08:03:17 отредактировано DCorvus)

Тема: Крылья, щитки, жестяные работы

Требования к крыльям дорожных и туристических велосипедов сводятся к функциональности, надежности и достойному внешнему виду.
1. Функциональность.
Крылья защищают от брызг воды и грязи, которые стекают с покрышек велосипеда. Учебник физики на этот счет утверждает, что в системе отчета, связанной с велосипедом и велосипедистом, капли в начале своей траектории движутся по касательной относительно колеса.
Крылья, щитки, жестяные работы
На большинстве дорожных и туристических велосипедов недостаточная длина переднего крыла снизу приводит к забрызгиванию каретки, системы, подседельной трубы и ног велосипедиста. Проблему решают "лопухом" из куска кожи или резины.
Недостаточная длина верхней части крыла приводит к тому, что брызги с колеса летят вперед и немного вверх. Брызги мелкие, поэтому легко тормозятся набегающим воздухом, и велосипедист их догоняет. Как правило, эффект заметен уже на скорости 15-20 км/ч. Переднее колесо является поворотным, поэтому создает широкий фронт мелких капелек, постепенно покрывающий велосипед и велосипедиста во всех возможных местах.
"Украина" на фотографии — один из немногих отечественных велосипедов, имеющих развитое переднее крыло, защищающее от разбрызгивания капель вперед.
Ширина крыльев должна гарантированно защищать от всех капель, отрывающихся от покрышки колеса, и также компенсировать возможные при эксплуатации взаимные отклонения крыла и колеса. Обычно ширина крыла принимается равной ширине вилки, то есть крыло на 10-15 мм перекрывает ширину колеса с каждой стороны. На многих дорожниках крыло немного шире вилки и в месте установки в вилку немного сгибается.
Такие крылья просты в изготовлении и не мешают ежедневной эксплуатации велосипеда.
Тем не менее, небольшая часть капель, ввиду разнообразных причин (завихрения воздуха вблизи колеса, тряска на неровной дороге и т.п.) все же улетает мимо этих крыльев в область ног велосипедиста.
Ввиду этого на некоторых иностранных велосипедах встречаются глубокие, развитые крылья, получаемые сложной штамповкой или прикреплением дополнительных пластин к обычным металлическим крыльям.
Крылья, щитки, жестяные работы
Теоретически, такие крылья можно сделать из обычных — припаиванием пластин, либо сформовать из стеклоткани с эпоксидной смолой.
2. Надежность.
В процессе нормальной эксплуатации крылья испытывают разнонаправленные ускорения — дорожную тряску. Типовая нагрузка: при наезде на препятствие велосипед "подпрыгивает", в связи с чем в точке крепления крыла возникает кратковременное усилие, стремящееся это самое крыло оторвать. Металлические крылья, в связи с этим, чувствительны к усталостному растрескиванию в точке крепления. Лучший способ усиления крепления крыла — припаянная или прикрученная в нескольких местах изнутри усилительная пластина. Размер пластины зависит от формы профиля крыла. Увеличение количества точек крепления крыла снижают нагрузки на каждую конкретную точку. Многие импортные велосипеды имеют большее количество "усов". В проектах, подразумевающих значительную кастомизацию, этим можно воспользоваться.
Движение по пересеченной местности и активное хозяйственное использование велосипеда предъявляют дополнительные требования к надежности крыльев. Ветви деревьев иногда попадают в спицы и могут погнуть "усы" крыльев, а вслед за ними — крылья. Деревянные, пластиковые и композитные крылья способны упруго изгибаться на бОльшую величину, чем металлические, и потому их использование может быть в данной ситуации более оправданным.
Еще одним врагом металлических крыльев является ржавчина. На внутренней стороне крыльев, особенно вблизи точек крепления "усов" влага задерживается дольше, и возможна существенная коррозия. Рекомендации стандартные — удаление всей ржавчины, подкрашивание (ПФ по грунту, по технологии, локальное цинкование батарейкой итп). Небольшие очаги можно закрыть специализированными битумными лаками для автомобильных колесных арок ("антигравий"), при условии периодического контроля состояния этого покрытия. Нежелательно использование нержавеющего, медного, латунного крепежа рядом с незащищенными участками стали, во избежание увеличения коррозии. Если нет возможности немедленно подкрасить крыло изнутри в области крепления — используйте оцинкованный крепеж.
3. Внешний вид — текущий и локальный ремонт, подготовка к покраске.
Небольшие вмятины на крыле могут быть исправлены на месте — руками, пассатижами с обмотанными крепкой тряпкой губками и т.п. Главное — не повредить покрытие и не наделать более мелких и трудно удаляемых вмятин.
Подготовка крыла к перекраске включает в себя пристальный осмотр и "выстукивание" вмятин и неровностей. Даже очень "пожеванное" крыло может быть восстановлено молотком жестянщика. Если у вас нет навыка работы со специальными молоточками (да и самих молоточков), попробуйте использовать мебельный болт М8-М10 в качестве пробойника.
Крылья, щитки, жестяные работы
Получается не так быстро, как у профессионалов, зато можно быть уверенным, что удар придется в нужное место. В качестве подложки при выстукивании лучше использовать дерево.
Трещины на крыле могут быть пропаяны с накладкой изнутри. Обычной "дихлофосной" пропановой горелкой тонкий металл крыла можно нагреть до температуры 850-900С, что позволяет применить припой ПСР-10 либо любой другой "малосеребряный" припой. Хорошо использовать оцинкованные накладки — их не нужно предварительно лудить, т.к. припой содержит цинк и прекрасно смачивает оцинкованные покрытия при наличии небольшого количества флюса (я использовал ПВ-209). На пропайку трещин крыльев уходит мало припоя, в сравнении с работами по раме.
Крылья многих велосипедов украшались широкими либо тонкими линевками. На заднем крыле, над катафотом, иногда находился герб завода, либо иной рисунок. Должное оформление крыльев существенно влияет на облик велосипеда и решительно приветствуется не только при реставрационных работах, но и при создании авторских велосипедов.
Крылья, щитки, жестяные работы
---
Уточнения, исправления, дополнения — категорически рекомендуются img/ab

5

Re: Крылья, щитки, жестяные работы

О, из моего гаража:

kisa пишет:

Неоднократно коллеги слышали и читали мои жалобы, что мой туристический турист для туризма — погремушка. Из-за крыльев. Они лёгкие алюминиевые, и усиливают, как гитарная дека, ВСЕ звуки велосипеда — шорох шин и цепи, щёлкание счётчика, все вообще. Это неимоверно раздражает. Железные и пластиковые крылья тоже этим страдают, но в меньшей степени.

Совсем нет такого недостатка у деревянгных крыльев.

Слышал мой плач (и тестил велосипед) и Виктор ака novater. А у него, по долгу службы завалялся кусок дорогущей автомобильной ВИБРОизоляции (вибро- а не звуко!)
Крылья, щитки, жестяные работы

Когда-то на бывшем форуме зашёл такой разговор, однако я был против применения такой штуки. Ведь без утяжеления виброизоляция теоретически невозможна!. Но Витя меня уломал доставкой этого листа прямо к месту утреннего распития кофе img/ag
По идее, достаточно заклеить 30% звучащего листа. И я заклеил. Сначала, правда, потренировался на дамке сестры с алю крыльями и поразился). Теперь и мой турист стал звучать, почти как вел без крыльев. Крылья, щитки, жестяные работы

Опыт мне понравился, и с тех пор я распространил его  на все велосипеды с крыльями, которые строил, капитально ремонтировал, или делал послепродажную подготовку. Машины получаются реально тихие, и на ходу ощущаются как-то благороднее.

Крылья, щитки, жестяные работы Крылья, щитки, жестяные работы

Ещё раз обращаю внимание: изоляция ВИБРО  а не звуко!. Она такая.. увесистая, совсем не похожа на поролон и подобные материалы. В том и секрет, что её вес не даёт деталям раскачаться и звучать.

Мой гараж
Мастер спорта по езде за хлебушком на велосипеде.
Если не я построил велосипед — это не мой велосипед.

Re: Крылья, щитки, жестяные работы

Да, так и есть. Когда, лет десять назад, я оклеивал этим материалом машину, он назывался "вибропласт". Бывает разной толщины — 1мм, 2мм и более. Основа — мягкая, липкая, тягучая резиноподобная хрень. А ЗВУКОизоляторы практически все, наверное, на вспененной основе.

1

(01-08-2020 13:54:51 отредактировано Тимур)

Re: Крылья, щитки, жестяные работы

Каждому кроководу, просто необходим, хотя бы один "скрылый" велосипед.  img/bs  Иначе, Каждый раз, в сырую погоду, приходилось бы задумываться над целесообразностью поездки.
Так я лично окрылатил свой Турист. Крылья пришлось подбирать на барахолке просто по схожему профилю. Соответствующих усов к ним приобрести не удалось. Может быть, кому-то пригодится мой опыт изготовления усов для крыльев.
В руки попала стальная проволока диаметром около 4, 5 мм., из которой отрезал и предварительно загнул заготовки с запасом по длине. Думается, не плохо бы могло получиться, если-бы проволока попалась из нержавейки.  img/rolleyes
В начале придал форму заготовки в месте прилегания к профилю крыла. Так-как решил повторить классическую форму усов, которые расширяются выходя из под крыла, нужно было придать им соответствующие изгибы. Форма изгиба может быть довольно произвольная, но хотелось бы, что бы с разных сторон она зеркально повторялась. Для одинакового изгиба проволоки. подобрал соответствующую вставку (в моём случае труба) и зажал заготовку в тисы. После чего разогнул проволоку в разные стороны.
Крылья, щитки, жестяные работы
Перед тем, как гнуть ус обратно, подложил между ним и трубой металлическую проставочку. Что бы получился более крутой изгиб форму лучше придавать молотком. Несмотря на все старания, абсолютно одинаковых изгибов не получилось img/ah , но так-как в собранном виде видна либо одна сторона, либо другая, об этом скоро забываешь.
Крылья, щитки, жестяные работы
Длина усов и место загиба под винт определяться после установки крыла на место.
Крылья, щитки, жестяные работы
К стати, длины заднего и переднего усов у меня получились разными.

Скобки внутрь сделал из простой стали, наружные накладки из тонкой нержавейки.
Усы и скобки после покраски.
Крылья, щитки, жестяные работы

Переднее крыло было сделано из заднего от велосипеда с меньшим диаметром колёс, поэтому получилось коротковатым. Снизу нарастил пластиковым брызговиком. Как уже говорилось, брызговик гораздо практичнее, чем просто длинное крыло. В процессе эксплуатации, ему уже не раз доставалось от бордюр. Верх крыла тоже коротковат и если ехать по лужам не очень медленно, по верху крыла начинают течь капли. В принципе, это не большое зло, пока с ним мирюсь. img/bn
После нескольких месяцев эксплуатации.
Крылья, щитки, жестяные работы Крылья, щитки, жестяные работы

Дождевой Турист. img/ab
Крылья, щитки, жестяные работы
Каретка чистая, но на шатуны малость летит. Мне лично, больше всего не нравится, когда грязь с дороги прилетает на спину и в лицо. Классические крылья полностью избавляют от этой проблемы. img/ay

Re: Крылья, щитки, жестяные работы

Тимур, нормально получилось. Внешний вид не хуже, чем у большинства фабричных велосипедов со стоковыми крыльями.

"Ненавижу, когда все шагают в ногу одинаково стриженые, одинаково одетые, с одинаковыми мыслями в одинаково пустых головах" © Кий.

Re: Крылья, щитки, жестяные работы

скорее всего это не нужно, но видел три варианта размера передних крыльев хвз и два задних, старого образца
зависит от модели или года выпуска незнаю.
начну с урала в-142, переднее крыло 860мм, от верхнего среза до ушка крепления 270мм,нижние усы 155мм от края, верхние 65мм,  ширина 55мм.
заднее примерно 1165мм, усы 140мм от края.

Re: Крылья, щитки, жестяные работы

vis3641, при подборе крыльев, если хочется исторической похожести, может пригодиться.  img/bs Я примерную длину и место крепления усов по фото на Велоретро смотрел. Опирался по количеству спиц между нужными точками.

Re: Крылья, щитки, жестяные работы

От надо будет не забыть крылья от Суры измерить...

"Ненавижу, когда все шагают в ногу одинаково стриженые, одинаково одетые, с одинаковыми мыслями в одинаково пустых головах" © Кий.

Re: Крылья, щитки, жестяные работы

Коллеги, как думаете, это можно как-то реанимировать, или врач сказал "в морг" — значит, в морг?
Крылья, щитки, жестяные работы
Клиенту очень дороги родные крылья, просит что-то придумать.

Горец: "Украина" 111-441 (короткая) 1990 г. с планетаркой Nexus-3
Ветерок: "Старт-шоссе" 1986 г. (2х7, дуалы)
В-37: "Спутник" В-37 1967 г. сингл (торпедо)
Лыбидь: Ардис Либыдь "Handmade in Ukraine", 1998, сингл 46/19

Re: Крылья, щитки, жестяные работы

img/doubt
Вырезать больное место, и совместить. Но это если совсем дороги img/ag  Я б выкинул, если это не музей.

Мой гараж
Мастер спорта по езде за хлебушком на велосипеде.
Если не я построил велосипед — это не мой велосипед.

(01-09-2020 12:52:37 отредактировано murabel)

Re: Крылья, щитки, жестяные работы

kisa, ну не то чтоб музей, но интересный немец, хочется оставить в оригинале

Spoiler

Крылья, щитки, жестяные работы Крылья, щитки, жестяные работы Крылья, щитки, жестяные работы


Горец: "Украина" 111-441 (короткая) 1990 г. с планетаркой Nexus-3
Ветерок: "Старт-шоссе" 1986 г. (2х7, дуалы)
В-37: "Спутник" В-37 1967 г. сингл (торпедо)
Лыбидь: Ардис Либыдь "Handmade in Ukraine", 1998, сингл 46/19

Re: Крылья, щитки, жестяные работы

murabel пишет:

родные крылья

припаять прокладку?

1

Re: Крылья, щитки, жестяные работы

ded_gambit пишет:

припаять прокладку

да залудить и припаять оловом накладку большую с внутренней стороны.

Re: Крылья, щитки, жестяные работы

murabel пишет:

но интересный немец

швидше голландець  img/ah

2

Re: Крылья, щитки, жестяные работы

Велосипед давайте здесь не обсуждать img/ag
Сохранять, как они за пфенинги давились и использовали жесть 0,3 вместо 0,6 , покрашенную без грунта — сомнительная роскошь. Разломится в другом месте.
Более другие крылья (от туриста подобной формы), покрашенные в РАЛ 1013 не испортят облик. Мало того, они, свежекрашенные, освежат вид. Сам знаешь эту примочку — раму натереть косметикой со всеми следами времени, а остальное сделать, чтоб сверкало, и будет img/ay
Аутентичность останется за счёт всего остального — и окраса рамы, и милых примочек типа заднего фонаря. Даже гребень с переднего крыла можно переставить на новое.

Мой гараж
Мастер спорта по езде за хлебушком на велосипеде.
Если не я построил велосипед — это не мой велосипед.