Re: Велосипеды Кама/Салют/Универсал

закинул руководство https://krokovod.org/forum/viewtopic.ph … 59#p191059

1

(28-11-2020 12:31:44 отредактировано F1-FAN)

Re: Велосипеды Кама/Салют/Универсал

В качестве курьеза, но вот что я некоторое время использовал, пока не нашел более изящное решение:

Перейти

Особо проницательные могут догадаться откуда добыто сырье для изделия.  img/lupa

Євгеній76 пишет:

F1-FAN, а для цього є окрема тема.

img/bk , ну хорошо, что не эта

Перенес куда следует, хотя там не особо есть чего обсуждать

… ……__o       
…… _`\<,◄      - НЕ РОСКОШЬ, А СРЕДСТВО ПЕРЕДВИЖЕНИЯ НА РАБОТУ. B2W FOREWER!
…  (☼)/ (☼) ………………………………………………………………………………………………………………………………………

Re: Велосипеды Кама/Салют/Универсал

F1-FAN, а для цього є окрема тема.
https://krokovod.org/forum/viewtopic.php?id=89
Мені сподобалося використання забору, але про це не тут.

Офіційне попередження, якщо хто не зрозумів.
Я рухаюсь, значить я існую!

(06-12-2020 01:36:57 отредактировано MiStar)

Re: Велосипеды Кама/Салют/Универсал

Велосипеды Кама/Салют/Универсал Велосипеды Кама/Салют/Универсал

Благодаря маленькой газетной статье с фотографией от коллеги Тимура, опубликованной в Ретроскопе, попробовал подробнее разобраться с модельным рядом Камы, и вот что из этого получилось  img/bs :

Самая первая Кама В-815 выпускалась по ТУ 84-367-73. Опытно-промышленная партия была видимо изготовлена к началу сезона 1973 года, а серийный выпуск начался в 1974 году. В-815 выпускалась примерно до 1981 года.

Далее на смену В-815 пришла "номерная" Кама 113-613, выпускаемая по ТУ 84-852-80, вступившим в силу в январе 1981 года. Допускаю, что какое-то время завод мог изготавливать обе модификации параллельно, или даже выпускать "гибриды" с отдельными узлами от разных моделей.

После 1992 года появилась Велта-Кама-С с индексом 113-661. Номер ТУ на эту Каму пока не нашел, нужен скан паспорта велосипеда периода 1993..1999гг . Выпускался по ТУ 3-7515709.21-91 Велосипеды дорожные для взрослых моделей 111-631 "Урал", 113-661 "Кама", 113-653 "Универсал".

В 1999 году появилась последняя модификация Кама 114-622, которая скорее всего производилась до 2004 года, пока завод не остановился навсегда. Номер техусловий уже присвоен по новой нормали и стал "длинным". ТУ 4529-024-07515701-99, вступили в действие с 2000 года.

Как-то так...  img/bk

2

(30-11-2020 06:18:14 отредактировано Тимур)

Re: Велосипеды Кама/Салют/Универсал

В каталоге ПЗ за 1990-ый год https://yadi.sk/i/kXHqSCF33JAkmJ числится четыре модификации Камы.

Велосипеды Кама/Салют/Универсал

113-613 - простая Кама.
Из главных отличий, мне бросился в глаза "старорежимный" багажник из гнутой трубы (на моей Каме 87-го года такой-же  img/ab  ).
Старая тонкая металлическая защита цепи (я бы сказал изящная).
Длинная, изогнутая труба выноса руля, высокий руль.
Один (передний) ручной тормоз.
Задняя втулка, само собой торпедо.
Рама складная.
База 1000 мм.
Вес, как указано в каталоге - 14 кг.

Интересно, на фото из каталога ведущая звезда с шестью большими отверстиями. На других фото встречаются с пятью. Говорит-ли это о том, что на них было разное количество зубов?
От предыдущей модели В-815, 113-613 должна (судя по описанию) отличаться более надёжным замком складывания и наличием переднего тормоза.

Велосипеды Кама/Салют/Универсал

113-661 - обновлённая (удешевлённая) Кама.
Завод перешёл на "проволочные" багажники.
Защита цепи новая (из пластмассы?).
Вынос руля литой, руль низкий, труба выноса прямая.
Передний тормоз.
Втулка торпедо.
Рама складная.
База теперь стала 975 мм
Вес указан 13,8 кг. Интересно, где 200 г. сэкономили, не на длине базы-ли? img/ag

Re: Велосипеды Кама/Салют/Универсал

Велосипеды Кама/Салют/Универсал

114-621. Самая продвинутая Кама. img/bk
Главное отличие от всех предыдущих моделей, наличие пяти передач.
Втулка с трещоткой.
Переключатель на трубе выноса руля, которая тут старого типа, с изгибом.
Руль высокий.
Тормоза передний и задний, само собой ручные.
Багажник, как теперь и положено: технологичный, проволочный.
Рама перестала быть складной!
База 975 мм.
Вес 14 кг.
Есть слух, что первые пятискоростные Камы были не заводской, а "гаражной" сборки. img/lupa

Велосипеды Кама/Салют/Универсал

114-622 Я бы сказал, что это упрощение предыдущей модели, а может быть втулок торпедо не стало на всех хватать. К стати, Сергей работавший на ПЗ, писал, что на заводе только корпуса для торпедо точили, а потроха были привозными img/bn .
Задняя втулка снова трещотка.
Тормоза, передний и задний, ручные.
Труба выноса прямая, вынос (как будто) литой. Руль высокий. Интересно, чем обуславливалась эта пересортица с разными выносами и рулями?
Рама не складная.
База 975 мм.
Багажник из "проволоки".
Защита на цепи, понятно новая.
На правом пере передней вилки, судя по фото, есть приваренный кронштейн для динамки.
Вес, по сравнению с более обвешенной моделью, почему-то не изменился, всё те-же 14 кг.

Годы выпуска моделей, скорее всего, ни кто точно назвать не сможет. img/bn

Re: Велосипеды Кама/Салют/Универсал

На мой взгляд, в каталоге оказались, как старая модификация 113-613, родом из 80-х годов, и доживающая последние дни на сборке, так и перспективное семейство получившее потом название "Велта-Кама".

Разница в 0.2кг вполне могла получится за счет замены трубчатого багажника на проволочный, отказа от металлической защиты цепи с довольно специфичным по форме кронштейном, и изменению руля, который, как мне кажется стал немного ниже.

113-661 - заменила на конвейере модификацию 113-613 и стала "основной продукцией". Что касается 114-621 и 114-622, то их выпуск вряд ли был настолько массовым, как у 113-661. Да и отсутствие узла складывания, у этих модификаций сразу снижает основное потребительское свойство Камы - компактность при перевозке и хранении. Наличие "скоростей" на подобном велосипеде, на мой взгляд, скорее дань модным тенденциям 90-х, нежели чем реальная потребность.

Годы начала производства этих модификаций можно косвенно определить зная номера ТУ и дату их ввода в действие. Как правило, до начала 90-х годов, дата ввода в действие ТУ совпадала с выпуском первых партий серийных изделий. Опытно-промышленные партии и образцы могли выпускать по "временным ТУ", до момента ввода в действие ТУ на изделие. Вполне возможен вариант, что "продвинутые Камы" 114-621 и 114-622 попали в каталог, как "опытные образцы", а реальное производство развернули в 1999..2000гг. когда собственно и появились ТУ на эти модификации.

Кстати прослеживается интересная закономерность в шестизначных индексах моделей велосипедов:

113-ххх - модели дорожных велосипедов со складной хребтовой рамой. При этом у Пермских разработок первая цифра второй половинки индекса всегда 6, а вот у ЙОВЗ после модернизации Салюта в 1985г. и появления Таира/Альтаира/ERVI использовалась цифра 9.

114-ххх - модели дорожных велосипедов со цельной хребтовой рамой. по второй половине индекса, картинка та же самая: 6 - Пермь, 9 - Йошкар-Ола.

Похоже, что первая цифра индекса несет информацию о типе велосипеда/области его применения, вторая цифра несет информацию о разработчике (калькодержателе) и порядковом номере модели.

Как-то так...

Re: Велосипеды Кама/Салют/Универсал

MiStar, 114-ые ещё роднит безтормозная втулка.
Наверное да, 114-ые могли поапасть в каталог ещё до начала массового производства. Помониторил тему, в сети попались как-бы воспоминания, что "скоростная" Кама появилась у народа ещё до официального выпуска. Но тогда вроде-бы уже стали зарплату великами выдавать (а может и приватизация деталей помогла).
Спрошу у Сергея.

Вообще, продукция 90-х наверное сильно от каталожных картинок могла отличаться. Тогда, из-за отсутствия хрома, появились крашенные рули и шатуны. а так-же пластмассовые педали (на счёт появления крашенных ободов тоже сейчас вопрос задал).
Велосипеды Кама/Салют/Универсал

Ох перерастёт ваша тема в историю  ПЗ и ЙОВЗ.  img/bk

(14-12-2020 00:37:25 отредактировано MiStar)

Re: Велосипеды Кама/Салют/Универсал

Тимур, по 114-й серии у ЙОВЗ на нескладных Салютах моделей 114-612 и 114-912 стояли обычные втулки "Торпедо". Поэтому скорее всего тип втулки в индексе не отображается.

В 90-е многие предприятия в силу бешеной инфляции и особенно введения в 1992 году "нового налога НДС в размере 28%", пытались максимально снизить себестоимость, чтобы получить на выходе, хоть какую-то минимальную прибыль. Собственно большая часть производств в 90-е годы осталась без оборотных средств, исключительно благодаря НДС, который в развитых государствах со стабильной экономикой вводился в 60-е годы прошлого века для смягчения ситуации, связанной с перепроизводством товаров. У нас же его ввели в разгар "экономического шторма" в размерах почти в два раза превышающих среднеевропейский уровень подобного налога, и производство тут же свалилось в "финансово-долговую яму", выбраться из которой самостоятельно смогли очень немногие предприятия. Даже последующее снижение ставки налога на добавленную стоимость  до 20% уже не меняло ситуации для предприятий с высоким уровнем передела.

Что касается гальваники, то помимо того, что это довольно сложный технологически, и затратный по энергетике процесс, основной проблемой стала экология. Требования к производствам, имеющим гальванические цеха, скопировали в одночасье с европейских, в результате чего, для большинства предприятий оказалось дешевле полностью отказаться от гальваники, чем пытаться выполнить эти требования.

Да она собственно и планировалась, как исследовательско-историческая, с уклоном в сторону "не классических велосипедов". Если история классических дорожников и легкодорожников более-менее раскрыта в соответствующих темах, то вопросы связанные с довольно поздно появившимся в нашей стране "малогабаритном универсальном велосипеде с хребтовой рамой для коротких поездок" (точной формулировки до сих пор подобрать не могу), по сути дела никому толком не известны, а после ликвидации заводов, и утраты архивов, материалы просто негде взять. Вот и плодятся в сети "перлы" про "Пермские Салюты", и другие "сказки". Поэтому пока еще есть какой-то шанс разобраться во всем этом, попробуем коллективными усилиями вернуть этот кусочек истории советского быта 70-х..80-х годов ХХ века.

Как-то так... img/thank

Re: Велосипеды Кама/Салют/Универсал

Моя Кама 95г. выпуска комплектовалась крашеными в цвет рамы ободами, пластмассовыми педалями и оцинкованными подседелом, рулём и трубой руля. Седло индийское, Hero.
И ни одной хромированной детали вообще, все оцинковано.

"Ненавижу, когда все шагают в ногу одинаково стриженые, одинаково одетые, с одинаковыми мыслями в одинаково пустых головах" © Кий.

Re: Велосипеды Кама/Салют/Универсал

MiStar пишет:

После 1992 года появилась Велта-Кама-С с индексом 113-661. Номер ТУ на эту Каму пока не нашел, нужен скан паспорта велосипеда периода 1993..1999гг .

DVDshnik, а паспорта от вашей Камы, случайно не сохранилось?

Re: Велосипеды Кама/Салют/Универсал

Уважаемый MiStar,  паспорт, это я так понимаю это руководство по эксплуатации.?  потому что кроме руководства по эксплуатации, того что я положил в документацию, к велосипеду из магазина ничего  не шло. подозреваю , что кроме руководства в те годы к велосипеду ничего не прилагалось. в руководстве есть кама 113-661
Велосипеды Кама/Салют/Универсал

Re: Велосипеды Кама/Салют/Универсал

MiStar, нет, к сожалению. Велосипед подзаборный.

"Ненавижу, когда все шагают в ногу одинаково стриженые, одинаково одетые, с одинаковыми мыслями в одинаково пустых головах" © Кий.

Re: Велосипеды Кама/Салют/Универсал

tork, паспорт велосипеда может выглядеть или как отдельная страничка в РЭ, или отдельный документ. На разбираемых в этой теме велосипедах, в разные годы встречались оба варианта:

Велосипеды Кама/Салют/Универсал

Паспорт велосипеда Салют, в виде странички руководства по эксплуатации (примерно до 1988 года)

Велосипеды Кама/Салют/Универсал

Отдельный паспорт на велосипед Салют (выпуска после 1988 года)

DVDshnik, жаль, буду искать дальше.

Re: Велосипеды Кама/Салют/Универсал

Велосипеды дорожные для взрослых моделей 111-631 "Урал", 113-661 "Кама", 113-653 "Универсал" выпускались с января 1992г. по единым ТУ 3-7515709.21-91. Закрылся еще один пробел в истории. Теперь осталось найти ТУ или ВТУ на ранние "Универсалы", чтобы документально подтвердить нижнюю границу даты их производства.

3