Тема: ХВЗ Спутник В-39

Добрый день, коллеги!

Около 5 лет назад зацепился мой взгляд за отцовский велосипед ХВЗ Спутник В-39, покоившийся уже много десятков лет в подвале.
Был он в приличном внешнем состоянии; на ходу был без заметных проблем.
А я был совсем неопытен и не испытывал еще восторгов от хорошо отреставтированных старых вещей.

В общем тогда мне он казался страшной, ржавой развалиной. Но хотелось велосипед для редких поездок а на ходу Спутник был вполне приятен.

Поэтому сделал я тогда довольно поверхностную косметическую и частично техническую реновацию на сколько хватило тогда запала.

О главных узлах таких как каретка и колеса я тогда и не думал - рассчитывал что там все впорядке раз он неплохо катиться.

Сейчас опишу что в итоге попало под горячую руку (и пару фотографий найдется)
1. Рама. Многочисленные сколы родной краски мне казались бельмом. Чистил, грунтовал, красил, лачил из балонов  img/bh
ХВЗ Спутник В-39ХВЗ Спутник В-39

2. Тормозные ручки - аналогичный процесс покраски после шлифовки.
ХВЗ Спутник В-39

3. Тормозные клещи - о ужас тоже решил покрасить в творческом порыве. Понятное дело алюминий не любит такую любительскую покраску и они начали облезать первыми.
ХВЗ Спутник В-39

4. Тросики рубашки - заменил на новые.

5. Задний переключатель - изначально был не оригинальный а некий HUNDAH (в моем тогда представлении работать нормально он не мог). Даже не разбираясь заменил его на китайский подвид подделки под шимано (фото пока нет).
ХВЗ Спутник В-39


И примерно в таком виде я начал использовать велосипед дополнив простеньким новым седлом и тормозными колодками.

Сначала не часто удавалось выезжать, потом больше. Затем еще больше.
Не смотря на то что я не уделил внимание вращающимся узлам (честно все как в тумане - кажется заменил сепараторные подшипники рулевой и каретки с заменой смазки. Точно не трогал колеса и педали ) - ехал велосипед приятно, тихо. Биений на колесах даже почти не было - это при том что я совсем не занимался колесами (ну вот даже натяжение спиц проверить было страшно - казалось это очень заумная процедура)

С увеличением количества и продолжительности поездок и с началом скрипов и стуков я наконец понял что очень зря так легко проигнорировал ходовую. В итоге теперь, уже с новым взглядом на вещи и более серьезными намерениями велосипед разобран до основания.

Цели на данный момент я бы описал так:
- Привести в хорошее рабочее состояние главные вращающиеся узлы. Используя по возможности запчасти ХВЗ.
- Привести в хорошее состояние колеса (обод + спицы + резина). Тут рассматриваю не только хвз детали.
- Скакнуть на более качественный уровень в декоративной обработке. Точно решенный вариант это покраска рамы порошком. Далее еще под вопросом - анодирование алюминиевых деталей (тормозные клещи), те железки что потеряли свой хром - идея воронить (вынос руля, фиксация седла, некоторый фасонный крепеж)
- Набраться опыта в обслуживании и ремонте механизмов.

Процесс начат некоторое время назад. Для того чтобы поделиться некоторыми наблюдениями а так же услышать советы опытных я собственно и решил сделать тему.

Первым на очереди пост о передних втулках..

6

Re: ХВЗ Спутник В-39

varloc2000, добро пожаловать! img/kefir
здесь, не все, всё делали правильно.... вы на правильном пути!

1

Re: ХВЗ Спутник В-39

І досвід син помилок важких.
По секрету: канони, які ми зараз знаємо теж далеко не відразу сформувалися.

Я рухаюсь, значить я існую!

2

Re: ХВЗ Спутник В-39

Втулка переднего колеса

После разборки вращающихся узлов стало понятно что поверхности качения в норме только у заднего колеса.

Конусы передней втулки имели глубокие раковины.
Чашки мне сложно оценить - вымыты они идеально но заглядывая туда за фланец с фонарем все-равно для меня сложно оценить состояние. Дело в том что по результату шлифовки конусов я заметил что иногда кажущийся нормальным конус после первой же шлифовки раскрывает ямы или неровности которые были незаметны до этого (аналогично было при шлифовке чашек каретки).

Поэтому задача сейчас - собрать переднюю втулку из трех! доноров выбрав те части которые потенциально понадежнее и которые меньше нуждаются в грубой шлифовке.

Да, именно три втулки. Две видимо запасные куплены еще отцом оказались в коробке запчастей.
И тут возникают некоторые вопросы... (я заранее икал их на форуме, прощу прощения если вопросы избиты и я просто их не нашел)


Собственно три втулки:
ХВЗ Спутник В-39 ХВЗ Спутник В-39 ХВЗ Спутник В-39


По фото не прошу диагностировать состояние чашек - это я попробую определить почистив немного когда соберу инструмент для фиксации.

Тут другие две непонятки.

1. Две втулки с штампом ХВЗ - имеют разную ширину, что видно на фото, примерно на 2 мм (и вес разниться в 8 грамм). Это ли погрешности производства либо разные годы выпуска либо это для немного разных целей изготовлены втулки? Валы в них идентичны

2. Третья втулка с штампом в виде буквы Т - не нашел на форуме что за завод это может быть. Но эта втулка вызывала больше всего недоумения.
- Вал, шайбы, гайки - все довольно топорного вида - максимально простые никакого намека на фасонность. Оцинковка очень желтая.
- Конусы это просто страшная сказка - черный метал с заметной шероховатостью (будто напыление другого металла) которая аж переливается как блестки на черном (немного видно на фото). И главное что поверхности качения не обработаны совсем! Тоесть на них аналогичное шершавое "напыление" еще и в разы грубее чем на боковых поверхностях.
Но это еще не все - один из конусов был с какой-то неведомой "юбочкой" на узкой части дорожки качения! Собственно по этой юбочке шла блестящая дорожка качения шариков. Жалею что не сфотографировал до того как спилил это и отшлифовал конуса. Для наглядности нарисовал конус - красным выделил дорожку качения шариков.
ХВЗ Спутник В-39 ХВЗ Спутник В-39
Что это за чудо такое? Суровая бракованная запчасть?

В целом при шлифовке от ХВЗ втулок так и этой неизвестной показалось что твердость металла на высоте у обоих. Убирая юбочку я вообще не ожидал что напильники могут просто гладить металл ничего не стачивая  img/bn  - после проб и ошибок пришел к способу уже описанному на форуме - каменная шарашке в шуруповерте в качестве резца + сам конус в дрели. Только так получилось эффективно снять лишнее.

В общем отшлифовал все конуса что были. Остается выбрать исходя из мнения форумчан касательно качетсва неизвестной втулки Т. Пока я склоняюсь к конусам от нее.

Re: ХВЗ Спутник В-39

Еще фото неопознаной втулки. Фланцы более угловатые. Вал без штампов, только на самом корпусе буква Т.
ХВЗ Спутник В-39ХВЗ Спутник В-39

Re: ХВЗ Спутник В-39

Добро пожаловать в стаю img/kefir
Пересчитайте отверстия под спицы. Турист - 36, дорожные - 32.

Мой гараж
Мастер спорта по езде за хлебушком на велосипеде.
Если не я построил велосипед - это не мой велосипед.

Re: ХВЗ Спутник В-39

varloc2000, а кількість отворів на втулках рахували. По фото це важко, але ризикну припусти, що на вужчих їх по 32.

Добавлено: 27-01-2021 23:14:55

kisa, знов випередив  img/ao

Я рухаюсь, значить я існую!

1

Re: ХВЗ Спутник В-39

kisa, Євгеній76, Действительно, на ХВЗ 36 отверстий, а на Т - 32. Выходит втулка Т это дорожная втулка неизвестного производства.

Значит и вопрос о ее применении перетекает в вопрос какие колеса необходимо собрать а это в свою очередь ведет к вопросу какой характер велосипеда нужно получить. Если я правильно понял читая форум)

Я вообще склоняюсь к ступеньке описанной тут https://krokovod.org/forum/viewtopic.php?pid=2019#p2019
либо к следующей ступеньке помягче.

Но там в основном про обода и шины. В другом же месте жесткость колеса достигается спицевым набором..
Можно ли достичь мягкости велосипеда описанной по ссылке выше с одинаковым успехом с колесами на 36 и на 32? Я пока не натыкался на место где описана принципиальная разница между кол-вом спиц.

Re: ХВЗ Спутник В-39

Смею предположить, что втулка "Т" - поздний ЗИФ. Для них были характерны грубость изготовления и прочие прелести, включая несоосность чашек. Однако, если чашки в норме, на ней можно собрать хорошее колесо, если выхватите туристический обод под 32 спицы.