Тема: ХВЗ Спутник В-39

Добрый день, коллеги!

Около 5 лет назад зацепился мой взгляд за отцовский велосипед ХВЗ Спутник В-39, покоившийся уже много десятков лет в подвале.
Был он в приличном внешнем состоянии; на ходу был без заметных проблем.
А я был совсем неопытен и не испытывал еще восторгов от хорошо отреставтированных старых вещей.

В общем тогда мне он казался страшной, ржавой развалиной. Но хотелось велосипед для редких поездок а на ходу Спутник был вполне приятен.

Поэтому сделал я тогда довольно поверхностную косметическую и частично техническую реновацию на сколько хватило тогда запала.

О главных узлах таких как каретка и колеса я тогда и не думал — рассчитывал что там все впорядке раз он неплохо катиться.

Сейчас опишу что в итоге попало под горячую руку (и пару фотографий найдется)
1. Рама. Многочисленные сколы родной краски мне казались бельмом. Чистил, грунтовал, красил, лачил из балонов  img/bh
ХВЗ Спутник В-39ХВЗ Спутник В-39

2. Тормозные ручки — аналогичный процесс покраски после шлифовки.
ХВЗ Спутник В-39

3. Тормозные клещи — о ужас тоже решил покрасить в творческом порыве. Понятное дело алюминий не любит такую любительскую покраску и они начали облезать первыми.
ХВЗ Спутник В-39

4. Тросики рубашки — заменил на новые.

5. Задний переключатель — изначально был не оригинальный а некий HUNDAH (в моем тогда представлении работать нормально он не мог). Даже не разбираясь заменил его на китайский подвид подделки под шимано (фото пока нет).
ХВЗ Спутник В-39


И примерно в таком виде я начал использовать велосипед дополнив простеньким новым седлом и тормозными колодками.

Сначала не часто удавалось выезжать, потом больше. Затем еще больше.
Не смотря на то что я не уделил внимание вращающимся узлам (честно все как в тумане — кажется заменил сепараторные подшипники рулевой и каретки с заменой смазки. Точно не трогал колеса и педали ) — ехал велосипед приятно, тихо. Биений на колесах даже почти не было — это при том что я совсем не занимался колесами (ну вот даже натяжение спиц проверить было страшно — казалось это очень заумная процедура)

С увеличением количества и продолжительности поездок и с началом скрипов и стуков я наконец понял что очень зря так легко проигнорировал ходовую. В итоге теперь, уже с новым взглядом на вещи и более серьезными намерениями велосипед разобран до основания.

Цели на данный момент я бы описал так:
— Привести в хорошее рабочее состояние главные вращающиеся узлы. Используя по возможности запчасти ХВЗ.
— Привести в хорошее состояние колеса (обод + спицы + резина). Тут рассматриваю не только хвз детали.
— Скакнуть на более качественный уровень в декоративной обработке. Точно решенный вариант это покраска рамы порошком. Далее еще под вопросом — анодирование алюминиевых деталей (тормозные клещи), те железки что потеряли свой хром — идея воронить (вынос руля, фиксация седла, некоторый фасонный крепеж)
— Набраться опыта в обслуживании и ремонте механизмов.

Процесс начат некоторое время назад. Для того чтобы поделиться некоторыми наблюдениями а так же услышать советы опытных я собственно и решил сделать тему.

Первым на очереди пост о передних втулках..

7

Re: ХВЗ Спутник В-39

varloc2000, добро пожаловать! img/kefir
здесь, не все, всё делали правильно.... вы на правильном пути!

1

Re: ХВЗ Спутник В-39

І досвід син помилок важких.
По секрету: канони, які ми зараз знаємо теж далеко не відразу сформувалися.

Я рухаюсь, значить я існую!

2

Re: ХВЗ Спутник В-39

Втулка переднего колеса

После разборки вращающихся узлов стало понятно что поверхности качения в норме только у заднего колеса.

Конусы передней втулки имели глубокие раковины.
Чашки мне сложно оценить — вымыты они идеально но заглядывая туда за фланец с фонарем все-равно для меня сложно оценить состояние. Дело в том что по результату шлифовки конусов я заметил что иногда кажущийся нормальным конус после первой же шлифовки раскрывает ямы или неровности которые были незаметны до этого (аналогично было при шлифовке чашек каретки).

Поэтому задача сейчас — собрать переднюю втулку из трех! доноров выбрав те части которые потенциально понадежнее и которые меньше нуждаются в грубой шлифовке.

Да, именно три втулки. Две видимо запасные куплены еще отцом оказались в коробке запчастей.
И тут возникают некоторые вопросы... (я заранее икал их на форуме, прощу прощения если вопросы избиты и я просто их не нашел)


Собственно три втулки:
ХВЗ Спутник В-39 ХВЗ Спутник В-39 ХВЗ Спутник В-39


По фото не прошу диагностировать состояние чашек — это я попробую определить почистив немного когда соберу инструмент для фиксации.

Тут другие две непонятки.

1. Две втулки с штампом ХВЗ — имеют разную ширину, что видно на фото, примерно на 2 мм (и вес разниться в 8 грамм). Это ли погрешности производства либо разные годы выпуска либо это для немного разных целей изготовлены втулки? Валы в них идентичны

2. Третья втулка с штампом в виде буквы Т — не нашел на форуме что за завод это может быть. Но эта втулка вызывала больше всего недоумения.
— Вал, шайбы, гайки — все довольно топорного вида — максимально простые никакого намека на фасонность. Оцинковка очень желтая.
— Конусы это просто страшная сказка — черный метал с заметной шероховатостью (будто напыление другого металла) которая аж переливается как блестки на черном (немного видно на фото). И главное что поверхности качения не обработаны совсем! Тоесть на них аналогичное шершавое "напыление" еще и в разы грубее чем на боковых поверхностях.
Но это еще не все — один из конусов был с какой-то неведомой "юбочкой" на узкой части дорожки качения! Собственно по этой юбочке шла блестящая дорожка качения шариков. Жалею что не сфотографировал до того как спилил это и отшлифовал конуса. Для наглядности нарисовал конус — красным выделил дорожку качения шариков.
ХВЗ Спутник В-39 ХВЗ Спутник В-39
Что это за чудо такое? Суровая бракованная запчасть?

В целом при шлифовке от ХВЗ втулок так и этой неизвестной показалось что твердость металла на высоте у обоих. Убирая юбочку я вообще не ожидал что напильники могут просто гладить металл ничего не стачивая  img/bn  — после проб и ошибок пришел к способу уже описанному на форуме — каменная шарашке в шуруповерте в качестве резца + сам конус в дрели. Только так получилось эффективно снять лишнее.

В общем отшлифовал все конуса что были. Остается выбрать исходя из мнения форумчан касательно качетсва неизвестной втулки Т. Пока я склоняюсь к конусам от нее.

Re: ХВЗ Спутник В-39

Еще фото неопознаной втулки. Фланцы более угловатые. Вал без штампов, только на самом корпусе буква Т.
ХВЗ Спутник В-39ХВЗ Спутник В-39

Re: ХВЗ Спутник В-39

Добро пожаловать в стаю img/kefir
Пересчитайте отверстия под спицы. Турист — 36, дорожные — 32.

Мой гараж
Мастер спорта по езде за хлебушком на велосипеде.
Если не я построил велосипед — это не мой велосипед.

Re: ХВЗ Спутник В-39

varloc2000, а кількість отворів на втулках рахували. По фото це важко, але ризикну припусти, що на вужчих їх по 32.

Добавлено: 27-01-2021 23:14:55

kisa, знов випередив  :—/

Я рухаюсь, значить я існую!

1

Re: ХВЗ Спутник В-39

kisa, Євгеній76, Действительно, на ХВЗ 36 отверстий, а на Т — 32. Выходит втулка Т это дорожная втулка неизвестного производства.

Значит и вопрос о ее применении перетекает в вопрос какие колеса необходимо собрать а это в свою очередь ведет к вопросу какой характер велосипеда нужно получить. Если я правильно понял читая форум)

Я вообще склоняюсь к ступеньке описанной тут https://krokovod.org/forum/viewtopic.php?pid=2019#p2019
либо к следующей ступеньке помягче.

Но там в основном про обода и шины. В другом же месте жесткость колеса достигается спицевым набором..
Можно ли достичь мягкости велосипеда описанной по ссылке выше с одинаковым успехом с колесами на 36 и на 32? Я пока не натыкался на место где описана принципиальная разница между кол-вом спиц.

Re: ХВЗ Спутник В-39

Смею предположить, что втулка "Т" — поздний ЗИФ. Для них были характерны грубость изготовления и прочие прелести, включая несоосность чашек. Однако, если чашки в норме, на ней можно собрать хорошее колесо, если выхватите туристический обод под 32 спицы.

Re: ХВЗ Спутник В-39

Конусы и чашки

Закончил работы по шлифовке поверхностей качения.

На фото все кустарные инструменты которые пришлось сделать для шлифовки в дрели:

1. Конусы задней втулки — старая ось от неизвестного вела распиленная пополам.
2. Конусы передней втулки — болт от крышки ГБЦ двигателя
3. Чашки каретки — болт с фланцем кажется М10, так как шестигранник спилен чтобы не мешал — сделаны два заглубления для затяжки с помощью рожкового вело-ключа. Поджимается чашка гайкой со скруглением — скругление заходит в отверстие чашки и помогает отцентровать.
4. Втулки (впрессованные чашки) — два анкерных болта М6 собранных в один вал. Затягивается гайкой.
5. Чашки рулевой колонки — фасонный болт неизвестного назначения, широкая шайба и гайка. Не самый удачный вариант.
6. Скругленный брусок для для шкурки с фиксацией — барабанная палочка наполовину сточенная на конце и расщепленная немного на двое. Полоска шкурки фиксируется в расщепление перекидывается через торец и рукой захватывается второй конец полоски. С таким бруском удобно шлифовать чашки каретки и рулевой — для втулки уже великоват.

ХВЗ Спутник В-39
ХВЗ Спутник В-39

Сборка

Втулки и каретка собраны.

Есть опасение что при глубокой шлифовке конусов с помощью шарашки (так как раковины на некоторых конусах были глубокие) могла нарушится геометрия.

Симптомы проявляются при попытке настроить подшипники — 
если подтянуть втулки до полного отсутствия люфта — ось прокручивается неравномерно с заеданиями;
если оставить минимальный люфт — наблюдается цокание шариков при резком раскручивании втулки руками.

Это все попытки проверить втулку отдельно без собранного колеса. 

Подскажите пожалуйста как правильнее оценить состояние подшипников втулок. Являются ли заедания при плотно затянутой втулке индикатором того что конуса а чашки не соосны? я ожидал что плотно поджатый подшипник (без фанатизма) должен трудно прокручиваться но равномерно?


И еще вопрос — один фланец передней втулки оказался немного искривлен — гуляет восьмеркой. Стоит ли поменять втулку или при сборке колеса данный дефект можно легко скомпенсировать спицами?

1

Re: ХВЗ Спутник В-39

Рама и вилка

Рама покрашена порошком в белый RAL 9003
Над заклепками шильдика пришлось подумать — не хотелось использовать винтики и заклепки с сердцевиной. В гараже нашись алюминиевые заклепки
Из них были сделаны винтики со шляпкой почти как у родных заклепок.
Процесс нехитрый — заклепка диаметра 3мм зажимается в деревянные бруски чтобы не повредить форму шляпки.
Нарезается резьба М3
Фиксируется в дрель и шлифуется шляпка
Отпиливается прямо в дрели под нужную длину — шляпка остается нетронутой.

рузультат на фото:
ХВЗ Спутник В-39
ХВЗ Спутник В-39
ХВЗ Спутник В-39
ХВЗ Спутник В-39


А вот с вилкой я загорелся идеей полировки до зеркала. Уж очень понравились проекты сделанные таким образом.
Деталь не очень большая и сложная и можно как минимум попробовать.

Зеркала получилось добиться примерно за 6 часов. Снятие краски делалось лепестковым валиком где лепестки шкурки чередуются с красным скотч-брайтом вроде этого — https://karbosan.by/product/shlifovalny … 0x50x19mm/
Он не оставляет глубоких царапин на металле и после него сразу можно переходить на довольно мелкую наждачку — 400.
Финальная полировка с помощью пасты ГОИ.

Довольно хитрый вопрос — защита этого добра)

Распишу свои размышления на этот счет.

Автомобильный лак
Плюсы — сохранит хороший блеск; по заверениям автомаляра адгезия будет хорошей даже к такой поверхности;
Минусы — перья близко и при нанесении скорее всего будет сухой напыл на пере дальнем от покрываемом; Низкая ремонтопригодность — только полное снятие старого покрытия и повторное нанесение.

Порошковый лак
Плюсы — высокая адгезия; высокая прочность.
Минусы — замутнение зеркала; низкая ремонтопригодность.

Автомобильное керамическое покрытие либо жидкое стекло
Специалист по этим материалам сказал что это только для ЛКМ — данные материалы якобы впитываются в ЛКМ а по голому металлу просто не зафиксируются на поверхности.
Так же этот специались предлагал обернуть перья виниловой пленкой — мне показалось вариант совсем не подходящий.

Воск-паста
Плюсы — сохраняет блеск; легко наносится; Ремонтопригодна — простого натирания раз в сезон должно быть достаточно.


Пока склоняюсь к воскам либо втираемым полиролям именно из-за ремонтопригодности. Если этот вариант не сработает покрайней мере убрать такое покрытие можно будет без перешлифовки.
Основной минус всех вариантов — я не нашел достаточно убедительной информации об использовании на полированной стали.

3

Re: ХВЗ Спутник В-39

Собственно результат полировки вилки:
ХВЗ Спутник В-39
ХВЗ Спутник В-39


Шильдик не стал разукрашивать — просто отполировал.
ХВЗ Спутник В-39

На этом фото хорошо видны огрехи покраски на рулевом стакане.
Увы — раму обдули порошком на мой взгляд совершенно некачетвенно. Рулевую колонку с торцов закрывали шайбы и в углах был сильный наплыв краски который не удалось аккуратно срезать. Буду пробовать чем-то незаметно скрыть полоску оголившегося стакана.

Re: ХВЗ Спутник В-39

Упс. Заклепки великоваты на мой непросвещенный взгляд, да и сам шильдик заметно смещен на фото вправо. Но не переделывать же из-за этого...

"Ненавижу, когда все шагают в ногу одинаково стриженые, одинаково одетые, с одинаковыми мыслями в одинаково пустых головах" © Кий.

Re: ХВЗ Спутник В-39

DVDshnik, может, хохлома просто не ровно стоит? (На всех хохломистых велосипедах, что я видел, она была не зеркальна. Может, "везло", но это заметно только при вглядывании).
А заклёпки мне нравятся, родные, на мой взгляд, не такие кошерные

Заранее извините за пропущенные буквы и пробелы не к месту. Нужно ремонтировать клавиатуру, залипают буквы, но... потом)

Re: ХВЗ Спутник В-39

varloc2000 пишет:

результат

img/ay Памятник труду.
Теперь за неё на гальванике возьмут намного меньше денег — они большой кусок суммы дерут не столько за хром, сколько  именно за подготовку-полировку.

Мой гараж
Мастер спорта по езде за хлебушком на велосипеде.
Если не я построил велосипед — это не мой велосипед.