Re: Современный «крокодил»: слагаемые успеха. Примеры проектов.

Седло и люди.

Когда человек любого пола сидит на относительно твёрдой поверхности, он опирается на неё, в основном, двумя точками – седалищными буграми.  Как бы человек ни хорошо кушал, и как бы это не отражалось на его внешних габаритах, расстояние между ними остаётся довольно небольшим, и опирается он именно на них. Это хорошо чувствуется, если сесть на жёсткую табуретку.

Самая широкая часть седла и предназначена именно для того, чтобы мы седалищными буграми опирались на неё.  Смещаться вперёд, в более узкую часть неправильно, а если мы туда сползаем – значит, просто седло излишне наклонено вперёд.

Присмотревшись ко многим современным сёдлам (по ним проще понять) , можно заметить на их поверхности ответные бугры в самой широкой части – вот на них и нужно опираться во время езды.  Ширина седла, выходящая за пределы этих ответных бугров,  может отличаться – но это не суть важно.  Мерить седло нужно между точками, где мы будем опираться седалищными буграми!

Современный «крокодил»: слагаемые успеха. Примеры проектов.


Проблема в том, что люди разные. Но оказывается, разница между отдельными людьми мало  влияет на расстояние между буграми. Вот только у женщин и мужчин это расстояние заметно отличается.

Большинству мужчин подходит большинство же мужских сёдел, с расстоянием между опорными точками около 11 см. Да-да, даже весьма крупным в ширину.

Большинству женщин хороши сёдла с шириной по опорным точкам 14 см. Как довольно внушительным, так и дюймовочкам.

Широкие сёдла дорожного типа  подходят практически всем (при вертикальной посадке), а при низкой посадке у дам начинаются проблемы с подбором седла – мужские сёдла им слишком узки, а специальные женские спортивные попадаются весьма редко…

Неважные при проектировании, но любопытные особенности регулировок:

Женщины, чтобы не сползать во время движения, вынуждены несколько наклонять седло верёд от строгой горизонтали, а мужчины – назад.

Мужчины героического телосложения, страдающие излишним весом, комфортно сидят на сёдлах такой же ширины по буграм, как и имеющие обычные пропорции.

Spoiler

Современный «крокодил»: слагаемые успеха. Примеры проектов.

Однако при этом немного наклоняют седло вперёд, иначе сползают назад, чего при обычных пропорциях не наблюдается. 

Это хорошо заметно по «гостевым» велосипедам – часто недостаточно просто выставить седло под гостя по высоте и вдоль, приходится менять и его наклон на один-два щелчка.

Современный «крокодил»: слагаемые успеха. Примеры проектов.

Мой гараж
Мастер спорта по езде за хлебушком на велосипеде.
Если не я построил велосипед — это не мой велосипед.

Re: Современный «крокодил»: слагаемые успеха. Примеры проектов.

Подседельный штырь ("Глагол")

При выборе подседела позаботимся о его достаточной длине. В раме должно оставаться не менее 5 см при небольшом его вылете, и сантиметров семь – при большом. Обычно, на подседеле наносится метка, выше которой его нельзя выдвигать из рамы. Нарушение этого требования очень чревато:

Современный «крокодил»: слагаемые успеха. Примеры проектов.


Если он имеет явно избыточную длину, допустимо его укоротить.

Комбинация рельсов седла и головки подседела должна обеспечивать необходимую продольную регулировку, при этом не забываем о возможности развернуть хомут старой конструкции.

Если высота рамы слишком велика, можно попробовать перевернуть хомут «вверх ногами» таким образом, чтобы рельсы седла проходили ниже его шпильки – особенно часто это бывает востребовано на велосипедах для миниатюрных дам. Следует проконтролировать, чтобы покрышка седла, проседая, не билась о верх подседела и хомут. 

Современный «крокодил»: слагаемые успеха. Примеры проектов.


Наиболее распространённая в наше время проблема подседела «крокодила»  – его недостаточная длина. С одной стороны,  большое количество рам, попадающих к нам руки, рассчитаны на средний рост людей полувековой давности.  С другой – всеобщая акселерация.

Покупать современные китайские трубы «советского» образца бесполезно – они моментально гнутся даже при самой аккуратной езде. Хороший выход – применить подседельный штырь от советского же складного велосипеда. Они имеют мощные стенки из хорошей стали и достаточную длину, чтобы установить седло под самых высоких велосипедистов на раму 56-го роста.

Современный «крокодил»: слагаемые успеха. Примеры проектов.


Современные подходящие подседелы обычно имеют довольно большую длину, достаточную  для наших целей.

Современный «крокодил»: слагаемые успеха. Примеры проектов.


Диаметр штатного советского подседела большинства велосипедов (кроме подростковых  «Орлёнка», Эврики» и «Тисы») 24,8 мм. Максимальный диаметр подседела, который тяжело, но в общем безболезненно, устанавливается в советские рамы — 25,0 мм. Ноль после запятой — это важно! Трубы большего диаметра (даже 25,2!)  не годятся!

В продаже эти детали имеются в ассортименте, но самый маленький их диаметр как раз 25,0 мм, и именно их не так много. Но тем не менее, их вполне можно добыть — если не в оффлайн магазине, то в Интернете.

!!! Увеличивать диаметр отверстия в раме категорически не стоит, лучше проточить подседел.

Также изготавливают самодельные подседелы, используя головку от заводского и подходящую алюминиевую или нержавеющую трубу.

Современный «крокодил»: слагаемые успеха. Примеры проектов.

Подседелам посвящена тема на форуме https://krokovod.org/forum/viewtopic.php?id=591

Мой гараж
Мастер спорта по езде за хлебушком на велосипеде.
Если не я построил велосипед — это не мой велосипед.

Re: Современный «крокодил»: слагаемые успеха. Примеры проектов.

Седло и руль

Нижнюю часть тела мы обеспечили – при первых выездах сможем подобрать оптимальные регулировки https://krokovod.org/forum/viewtopic.php?id=244

Располагая седло, мы вообще никак не обращаем внимание на руль – обязательное условие данной методики.  А уже приняв положение отрегулированного седла «навсегда», найдём положение руля.

Если нам далеко, слишком близко, высоко, низко тянуться к рулю – выставленное по методике седло трогать запрещено!
Если находим некомфортным угол наклона спины  – выставленное по методике седло трогать запрещено!
Если решили в небольших пределах изменить наклон посадки – выставленное по методике седло трогать запрещено!
Если... выставленное по методике седло трогать запрещено!

Здесь видится некоторое организационное  неудобство. Ведь хочется сразу купить понравившийся руль и вынос, а велосипед пока виртуален, и где окажется седло, а тем более, руль  точно – не поймём, пока не поедем.
Ситуация осложняется, если проектируемый велосипед – первый, и не на чем даже приблизительно прикинуть посадку.

Что ж, ошибки действительно возможны, но обнаружив их, не станем ставить седло под немыслимыми углами, чтобы удержать руль. Поостережёмся  двигать тщательно выставленное седло и  по вертикали или горизонтали – ведь при этом нарушится работа самого главного – «двигателя», наших ног. Придётся изменять что-то для расположения верхней части организма именно в части, её касающейся, без ущерба для «мотора».

Современный «крокодил»: слагаемые успеха. Примеры проектов.


А чтобы минимизировать вероятность ошибок, действовать будем не по моде или подражанию понравившемуся образцу, а вдумчиво.

Тем не менее, сам руль спокойно выбирают, исходя из его формы и размеров. Можно подержать его разными хватами отдельно от велосипеда, и с достаточной ясностью понять, что он собой представляет.

При выборе руля часто забывают одну вещь: в спокойной обстановке он используется больше, как поручень для рук, чем для управления. А управляется велосипед наклонами! И только на совсем небольших скоростях при необходимости крутых манёвров, а также при преодолении участков пересечённой местности, велосипед управляется поворотом руля. И только на пересечённой местности для облегчения управления может быть критична ширина руля. На асфальте колесо свободно поворачивается любым рулём, и гнаться за большой его шириной «для повышения управляемости» глупо. Другое дело, что слишком узкий руль может быть неудобен. Но это неудобство узкого поручня, неудобство расположения рук.

Общая закономерность: чем жёстче и быстрее велосипед, чем для лучших дорог он предназначен, тем на нём уместнее более узкий и низкий руль. Градация геометрии рулей широка и подробна, так что имеется возможность подобрать руль максимально точно.

Мой гараж
Мастер спорта по езде за хлебушком на велосипеде.
Если не я построил велосипед — это не мой велосипед.

Re: Современный «крокодил»: слагаемые успеха. Примеры проектов.

Дорожные рули предназначены для организации комфортной высокой посадки. Они широки и обычно имеют подъём – их грипсы расположены выше места крепления в выносе.  Большая ширина руля хороша не только для вальяжной посадки, но и для управления в сложных условиях, в какие может попасть тяжёлый дорожный велосипед.  Разный подъём можно несколько компенсировать, или наоборот – увеличить, высотой выноса. Важное различие дорожных рулей между собой – угол между грипсами.  Одни велосипедисты предпочитают держать руки почти на одной линии, другие – под большим углом, а то и параллельно.

Современный «крокодил»: слагаемые успеха. Примеры проектов.

Современный «крокодил»: слагаемые успеха. Примеры проектов.


Уже говорилось о том, что переворот такого руля вполне правомерен для заниженной посадки, иногда нужной  и дорожному шасси. В этом случае подъём играет противоположную роль.

Современный «крокодил»: слагаемые успеха. Примеры проектов.


Строго говоря, такие изделия имеют один-единственный хват. Конечно, можно перехватить их как-то ещё.  За изгибы или около выноса, но это оказывается неудобным.  При «нормальном», высоком положении руля во время коротких поездок это никак не огорчает, но и при длительных вояжах  не является большим недостатком – ведь при прямой посадке мы на руль почти не опираемся, и усталость рук минимальна.  Но в «перевёрнутом» для заниженной посадки положении этот момент уже может быть неприятно заметен.

Самый мягкий велосипед, на котором уместен такой руль, даже в перевёрнутом состоянии – «Турист».

Прямые рули довольно универсальны. Они бывают не совсем прямыми (что сейчас неважно), разной ширины и устанавливать их можно при помощи выноса на разной высоте, приближая к разным другим типам рулей.  Если такой руль широк и имеет небольшой угол между грипсами, он очень напоминает дорожный.

Современный «крокодил»: слагаемые успеха. Примеры проектов.

Мой гараж
Мастер спорта по езде за хлебушком на велосипеде.
Если не я построил велосипед — это не мой велосипед.

Re: Современный «крокодил»: слагаемые успеха. Примеры проектов.

Низкие рули.

Самый доступный низкий руль мы получили, перевернув обыкновенный дорожный.
Естественно, можно просто установить низко один из рулей-«палок». В принципе, так и делается, например, на злых фиксах для коротких поездок: предельно обрезанный узкий райзер или короткая палка обеспечивает такой же хват, как верхний на «баране».  Просто, в отличие от «барана», этот хват – единственный.  За небольшой резкий бросок по городу руки не успевают устать, малая ширина такого руля (это, пожалуй, самые узкие из всех применяемых рулей)  позволяет протискиваться там, где другие рули не пройдут.

Современный «крокодил»: слагаемые успеха. Примеры проектов.

Современный «крокодил»: слагаемые успеха. Примеры проектов.


Самый распространённый и универсальный тип  низкого руля – это «баран». Основное его преимущёство перед остальными типами – наличие большого числа хватов, меняя которые можно в широких пределах изменять наклон посадки и просто положение рук  во время езды.

Иногда начинающие велосипедисты подсознательно боятся таких рулей, считая, что ехать с ними нужно только держась за концы-«рога» в соответствующей позе. Приходится объяснять, что это всего лишь один из возможных хватов, к тому же, «гражданскими» велосипедистами используемый нечасто.

«Бараны»  бывают весьма различного назначения и отличаются геометрией соответственно. Но и рули одной конфигурации могут быть разной ширины и глубины.

Наиболее  глубокий руль обычно  – трековый. Мало того, что у него самый низкий нижний хват, верхний вообще отсутствует!  У выноса ветви руля не имеют прямых участков, держаться там неудобно, да и не нужно. Из-за специфики использования такой руль фактически имеет один хват, причём предельно низкий и довольно узкий, что там и требуется.

Современный «крокодил»: слагаемые успеха. Примеры проектов.


Нетрудно догадаться, что в городе такой руль не годится – он помогает развивать огромные скорости на идеальном покрытии, но ограничивает обзор и контроль велосипеда до недопустимых в плотном городском трафике. 

Промышленность выпускает похожие рули, предназначенные для городских фиксов. Они отличаются от настоящих трековых небольшим, но достаточным для хвата  прямым участком около выноса и не слишком экстремальным нижним хватом.  Руль позволяет разместить и тормозную ручку около выноса.  Что немаловажно, пропорции и эстетика трекового велосипеда при этом сохраняются. Похожую форму имеют иногда и настоящие трековые рули, с трубкой-усилением у выноса.

Современный «крокодил»: слагаемые успеха. Примеры проектов.


Классические шоссейные рули известны  нам, как «обычный баран», и имеют наибольшее распространение.  Такие несколько десятилетий устанавливались (и, развиваясь, устанавливаются по сей день) на все шоссейные велосипеды, несколько отличаясь между собой шириной и глубиной. В применении к «Старт-Шоссе», со временем выпуска, они постепенно расширялись, становясь удобнее.  Сначала ширина по осям «рогов» составляла 38 см, потом руль расширили до 40 см, попадаются и поздние изделия шириной 42 и даже 44 см.

Современный «крокодил»: слагаемые успеха. Примеры проектов.


Большинство велосипедистов находят широкие «бараны»  удобными эргономически,  но узкий руль делает велосипед более компактным по ширине, что может быть полезно в большом городе.
Такие рули (после уточнения потребной ширины) отлично подходят большинству велосипедов со спортивными нотками – от самых динамичных фиксов до турингов.
Современный «крокодил»: слагаемые успеха. Примеры проектов.

На велосипеды для туризма устанавливали обычные «бараны» , практически такие же, как на шоссерах. Причём советские  «Туристы» до самого конца выпуска украшал не очень удобный, самый узкий руль шириной 38 см, даже когда «Старт-шоссе» и иностранные туринги  комплектовались   широкими изделиями.

Однако мировая конструкторская мысль не стояла на месте. Сейчас в продаже доступен специальный туристический «баран», значительно лучше приспособленный именно для такого использования.  Он имеет более тонкое сечение, чем шоссейный, и часто выполнен из тонкостенной стальной трубы, а не алюминия. Это делает его  упругим, снижая усталость рук велосипедиста (а удобную толщину для хвата можно набрать обмоткой).  Руль широк  — 41 см по осям заглушек, и не очень глубок, обеспечивая, тем не менее, достаточно аэродинамичное положение при длительной езде против ветра.  Ширина руля подчёркнута широкой средней частью, загибающейся вперёд потом по малому радиусу.  Ещё одно полезное отличие такого руля от шоссейного – наличие прямых участков, параллельных оси велосипеда.  Это даёт дополнительный удобный продольный хват, какой бывает на  буллхорнах.

Современный «крокодил»: слагаемые успеха. Примеры проектов.

Мой гараж
Мастер спорта по езде за хлебушком на велосипеде.
Если не я построил велосипед — это не мой велосипед.

Re: Современный «крокодил»: слагаемые успеха. Примеры проектов.

Буллхорн – «бычьи рога» — по-своему удобный и интересный спортивный руль. Очевидно, возник он из того, что мы называем «пиленый баран» и используем до сих пор. Если обрезать рога «барана» и перевернуть его, получается аналог верхней части «барана» и «слонов» — стоек тормозных ручек,  со всеми присущими этой части хватами. Причём, на шоссейном велосипеде с его тормозами, тормозные ручки здесь устанавливаются удачнее, чем на «баране», о чем говорилось в главе о тормозах.

Современный «крокодил»: слагаемые успеха. Примеры проектов.

Современный «крокодил»: слагаемые успеха. Примеры проектов.


Низкая аэродинамическая посадка обеспечивается таким рулём не в нижнем, как у «барана», а в дальнем хвате.


Коллеги, которые находят эргономически неудобным узкий «баран» от ранних «Старт-Шоссе» и любых «Туристов», тоже модифицируют руль таким образом, и в дальнейшем бывают им довольны.

Оседлав велосипед с «пиленым бараном», мы почти сразу же найдём у него не то чтобы недостаток, но предпосылку к мелкому дискомфорту.  Часто хочется взяться за него продольно в местах, показанных стрелками на фото выше, однако это неудобно. Руль в этих местах делает изгиб, и не ложится в руку. Вот если бы там был небольшой – несколько сантиметров – прямой горизонтальный участок…

Получить руль с прямым участком для продольного хвата можно, обрезав туристический «баран».

Современный «крокодил»: слагаемые успеха. Примеры проектов.

Современный «крокодил»: слагаемые успеха. Примеры проектов.


При силовом педалировании стоя в гору,  эти прямые участки являются  удобными и эффектичными местами для рук.

С такой конфигурацией, под возможность продольного хвата,  выпускаются и заводские буллхорны.

Современный «крокодил»: слагаемые успеха. Примеры проектов.


Также популярны рули, имеющие продольные участки, которые занижены относительно центральной части — при этом  разница в наклоне туловища в верхнем и среднем продольном хватах ощутимее.

Современный «крокодил»: слагаемые успеха. Примеры проектов.

Мой гараж
Мастер спорта по езде за хлебушком на велосипеде.
Если не я построил велосипед — это не мой велосипед.

Re: Современный «крокодил»: слагаемые успеха. Примеры проектов.

Вынос.

Очень часто именно эта небольшая, но важная деталь и портит хорошие велосипеды.  Нелепо распятый на выдающемся  выносе и смешно оттопыренном седле, велосипедист редко замечает красоты пейзажа.  Недостаточно внимания достаётся и дорожной обстановке.  Когда располагаясь лицом вниз, противоположной частью тела сползаешь  на узкую, норовящую внедриться в организм, середину седла, плохо думается о динамических качествах машины и её балансе.  Даже престижность комплектующих не радует. Всплывающее в уме слово «комфорт» вызывает агрессию. 
Современный «крокодил»: слагаемые успеха. Примеры проектов.

Каждый мускул тела предельно напряжён, стремясь удержать хозяина в седле. Тяжелеющие от холостых паразитных нагрузок ноги с каждым оборотом требуют всё больше передач — к концу поездки промышленность может оказаться перед таким велосипедистом в неоплатном долгу, не выпуская механизмы с желаемым количеством ступеней.

Конечно, у отдельных конструкторов,  виноват в такой ситуации плохой, непрогрессивный  велосипед, который плохо едет.  Ну не получился, бывает.  А дорогой, самый лучший, красивый, и главное – по-спортивному низкий и длинный вынос в этой ситуации чист и безгрешен.
Современный «крокодил»: слагаемые успеха. Примеры проектов.

Но мы всё-таки попробуем зайти с другой стороны и подобрать вынос не по дизайну и цене, а по такому  велосипеду и велосипедисту,  какие есть.   Не для того мы создавали машину, тщательно добиваясь гармонии во всём, чтобы перечеркнуть труды, ошибившись на  несколько сантиметров в выборе небольшой железяки. Которую некоторые вообще считают вспомогательной или декоративной.

Мой гараж
Мастер спорта по езде за хлебушком на велосипеде.
Если не я построил велосипед — это не мой велосипед.

(17-03-2017 00:19:09 отредактировано kisa)

Re: Современный «крокодил»: слагаемые успеха. Примеры проектов.

Важная оговорка: сначала будем говорить только о шоссейной раме и шоссейном руле – «баране» либо буллхорне!  Механический перенос выноса на другие рамы и рули недопустим!

К деталям дорожных велосипедов плавно перейдём позже.

Широко распространены методики подбора длины выноса шоссейных велосипедов.  Что интересно, речь всегда идёт именно о длине, почти не касаясь высоты. Этому есть уважительная причина: спортивный опыт, на основе которого построены рекомендации, предполагает точное соответствие роста велосипедиста и рамы.

Мы бываем рады, когда попадается рама,  нужного  нам по всем справочникам роста.  В этом случае можно смело доверять одной из типовых методик, и дальше не читать.

Однако, здесь уже звучали сетования на высоких велосипедистов и низкие рамы. Явление это у нас, увы, повальное. Поэтому,  типовые методики (не вдаваясь в них и не подвергая сомнению – изучите самостоятельно) возьмём  лишь  за основу, отталкиваясь от их рекомендаций.

Относительная лёгкость подбора выноса именно для связи шоссейной рамы и руля обусловлена их относительной единообразностью. Ведь все такие рамы максимально (и поэтому практически одинаково) коротки,  а любой «баран» в верхнем хвате представляет собой прямую горизонтальную палку. Вариации их «рогов» по длине и высоте сравнительно невелики.

Как уже говорилось,  традиционные способы подбора длины выноса  много внимания уделяют длине, и почти ничего – высоте. О высоте обычно сообщается, что перекладина руля должна располагаться несколько ниже уровня седла, и говорится, насколько именно.  Вот здесь-то и находится подвох, если рама слишком мала.  Не подумав о высоте, конструктор берёт «научно обоснованную»  длину выноса. 

Ситуация усугубляется тем, что для большого роста велосипедиста вынос к классической раме берётся более длинный.  Добавить остроты ощущений может мода задвигать вынос как можно глубже в раму.

Вот и получается, что у большого велосипедиста, несмотря на длину рук, руль получается чрезмерно далеко и (о чём не думают) низко относительно седла!


Один из основных велосипедов автора  вопиюще несоответсвует росту: от среза подседела до задней части организма четверть метра. Перекладина руля с максимально торчащим выносом на 12 см ниже седла, при положеных 3-5. Поэтому если поставить вынос 120, за ним придётся ОЧЕНЬ далеко тянуться, напрягая поясницу даже в верхнем хвате.

Попробуем проиллюстрировать.
Велосипедист на картинке едет на велосипеде с оптимальным для него ростом рамы, размером выноса и все регулировки выставлены под него идеально. Наклон спины у него правильный — ничего не болит, никакого дискомфорта и т.д.

Современный «крокодил»: слагаемые успеха. Примеры проектов.


Для такого угла спины перекладина руля должна, как видим, находиться в точке 1, расстояние от неё до плечевого сустава показано салатовой стрелкой. Именно для того, чтобы руль оказался в точке 1, и существуют правила и формулы выбора длины рамы и выноса.

Но представим себе, что рама, как у многих из нас, слишком мала для роста велосипедиста (показано красной прерывистой линией). Седло-то стоит на том же месте, что и на высокой раме — за счёт регулировок, того же жирафного подседела. Теперь, чтобы поместить руль в салатовую точку 1, нам понадобится и вынос жирафовый. Мало того, что такие особо не продаются, это ещё безбожно изуродует вид велосипеда.

Что обычно делают? Покупают вынос обычной высоты, а длину его бездумно выбирают по способам, предназначеным для рамы соответствующего велосипедисту роста. Типа по науке. Вынос при этом располагается значительно ниже, чем на раме правильного роста (тоже показано на рисунке). В результате, руль оказывается в  точке 2.

А теперь смотрим, к чему ведёт безмозглое следование канонам. Эти каноны не учли значительное занижение реального выноса перед желательным. Поэтому точка 2, находящаяся по всем понятиям на правильном, казалось бы, расстоянии от подседела, оказалась значительно дальше от плечевого сустава! Можно оценить по красной стрелке.

Длину рук произвольно мы увеличить не можем, поэтому, чтобы дотянуться до руля, мы вынуждены сильнее наклоняться! Вот эти-то пару градусов лишнего наклона спины при сколько-нибудь длительной езде будут держать поясницу в таком напряжении, что можно проклясть всё на свете!

Где же выход? А вот:

Современный «крокодил»: слагаемые успеха. Примеры проектов.


Мы не сохраняем продольный размер тупо, как диктуют формулы и калькуляторы посадок. Мы сохраняем угол наклона спины комфортным. Т.к. длину рук изменить сложно, мы приближаем заниженый руль к себе, в точку 3. На верхней картинке видно, что зелёная и желтая стрелка одинаковы! Т.е. мы просто держим руки немного под другим углом, что совершенно не влияет на комфорт и уставаемость.

В голых цифрах получается, что вынос должен быть даже короче, чем положен этой раме при нормальном для неё велосипедисте.

Вот так  и предлагается выбирать длину выноса на слишком низких рамах.


Не забываем, что до сих пор речь шла только о шоссейных рамах и рулях!

Оставляя штатный вынос старого велосипеда, даже если рама подходит по росту, не нужно по умолчанию считать его оптимальным. На те же "Старт-Шоссе" на заводе иногда устанавливались выносы пропорциональной длины, а иногда — и нет.

Также следует знать, что силуминовые выносы, выпущенные в начале 90-х годов именно ХВЗ, могут быть опасны! Массовости такого явления с другими изделиями не замечено.

Spoiler

Современный «крокодил»: слагаемые успеха. Примеры проектов. Современный «крокодил»: слагаемые успеха. Примеры проектов. Современный «крокодил»: слагаемые успеха. Примеры проектов.

Мой гараж
Мастер спорта по езде за хлебушком на велосипеде.
Если не я построил велосипед — это не мой велосипед.

Re: Современный «крокодил»: слагаемые успеха. Примеры проектов.

А если попала в наши шаловливые ручонки рама «Туриста» под чистый скоростной велосипед на самых тонких колёсах из допустимых? Уместна ли на таком гоночная посадка? Вполне.  Так что, берём вынос и руль, как у нас стоит на «Старт-Шоссе», и переносим сюда?
А вот здесь ошибка и первая сложность.

Неважно, соответствует шоссейная рама, на которой прикидывали вынос,  росту и мы  выбирали деталь по традиционной методике, или не соответствует, и действовали, как описано выше.

Перенос руля с выносом с шоссейной на туринговую раму недопустим. В чём дело? Сравним:

Современный «крокодил»: слагаемые успеха. Примеры проектов.


Рама «Туриста» на 4 см длиннее рамы «Старт-Шоссе».  Поэтому наш руль на том выносе окажется на эти 4 см дальше, чем нужно.  Поэтому, ради сохранения посадки, нужно использовать вынос на  4 см короче. Между прочим, одно время, по какой-то причине на «Турист» устанавливали такие же выносы, как на «Старт-Шоссе». Это был прямо советский люксовый туринг, но от такой комплектации быстро отказались в пользу короткого, специально туристовского выноса.

Для переноса той же посадки с одного велосипеда на другой, как видим, недостаточно просто бездумно переставить седло с подседелом и руль с выносом.

Используя  разные методики подбора длины выноса, имеющие спортивные корни, для более длинных рам, нужно обращать внимание – как там учитывается длина горизонтальной трубы рамы.

Некоторую коррекцию вносит и разница углов рам, если при переносе ориентироваться только на длину горизонтальной трубы рамы, но для понимания самой сути проблемы, достаточно и этого.

Мой гараж
Мастер спорта по езде за хлебушком на велосипеде.
Если не я построил велосипед — это не мой велосипед.

Re: Современный «крокодил»: слагаемые успеха. Примеры проектов.

На «Туристе» средней  жёсткости, с шинами штатного размера, и на ещё более мягких велосипедах,  уже вполне можно отказаться от спортивной посадки. Это тянет за собой не только замену седла более широким, но и руля на высокий.

Здесь подстерегают новые сюрпризы.  Как уже говорилось, спортивные рули более-менее однообразны. А форма и размеры высоких могут весьма различаться между собой. Дело не только в разных положениях рук при хвате за такие рули. По сравнению, с предыдущими, здесь появляется новое явление: грипсы разных рулей расположены на разных расстояниях от хомута выноса как по вертикали, так и по горизонтали!

Современный «крокодил»: слагаемые успеха. Примеры проектов.


Мы уже поняли, что расстояние от плечевого сустава до руля зависит не только от длины выноса, но и от его расположения по высоте. С высокими рулями, как видим, добавляются новые факторы. Ну и длина рамы.

Всё это необходимо учитывать при выборе длины выноса. Даже, как видим, высоту самого выноса.

Прогресс принёс нам один интересный, на первый взгляд, вид выносов.  Возможно, с таким проще подобрать правильную посадку, временно установив его на велосипед. Однако, потом его лучше убрать, ибо просто как рабочий вынос, он вопиюще глуп. Кажется, что такой вынос можно отрегулировать на понравившуюся высоту. Однако в таких же пределах можно регулировать и обычный вынос,  гораздо более лёгкий, дешёвый и надёжный. С такими на постоянной  ездят разве что толстые румяные европейские домохозяйки в супермаркет.  Причём даже скромными (по сравнению с видом)  возможностями выноса не пользуются. Нам он может помочь только в том случае, если сможет делать то, чего обычный вынос не умеет: сдвигать руль по горизонтали. К сожалению, большинство из них на такие углы не отклоняется.

Современный «крокодил»: слагаемые успеха. Примеры проектов.


А вот когда-то на треке применялись такие выносы:

Современный «крокодил»: слагаемые успеха. Примеры проектов.


Такое усложнение и утяжеление гоночной машины позволяет понять, насколько важен этот момент. Впрочем, это скорее тренировочный вариант, нежели боевой, как раз для подбора длины, но сам факт возможности такого тонкого подбора выноса должен вызывать уважение к этому вопросу.

Современный «крокодил»: слагаемые успеха. Примеры проектов.

Иногда может быть полезно установить руль-«баран» на дорожную раму. Она на 9 (девять!) сантиметров длиннее рамы «Старт-Шоссе». Соответственно, для установки такого руля для многих велосипедистов, хорошо бы обойтись вообще без выноса.  На практике приходится применять вынос минимальной длины.

Современный «крокодил»: слагаемые успеха. Примеры проектов.


А что, если очень хочется на дорожную раму установить длинный спортивный вынос, например при постройки реплики старинного гоночного велосипеда?  Никак нельзя?
Можно. Здесь нас спасёт руль, у которого грипсы очень сильно заведены назад.  Очевидно, что и стилизация при этом получается удачной, и руки находятся там, где им положено.

Современный «крокодил»: слагаемые успеха. Примеры проектов.

И ещё раз:
Современный «крокодил»: слагаемые успеха. Примеры проектов.

Мой гараж
Мастер спорта по езде за хлебушком на велосипеде.
Если не я построил велосипед — это не мой велосипед.

Re: Современный «крокодил»: слагаемые успеха. Примеры проектов.

Особенности дамских велосипедов.
Современный «крокодил»: слагаемые успеха. Примеры проектов.

Учитывая всё, о чем говорилось, получится сочинить хороший дамский велосипед. Но полезно уделить дамам несколько больше внимания, взяв за основу подходящий «мужской» проект.

Чем ярче выражен спортивный уклон у велосипеда, тем он ближе к унисексу.  Машина околоспортивного толка для дамы отличается только шириной седла на три сантиметра.  Иногда, конечно, удаётся подчеркнуть принадлежность барышне дизайном:

Современный «крокодил»: слагаемые успеха. Примеры проектов.


На уровне рам «Туриста», принадлежность велосипеда барышне уже видна, но отличие это больше внешнее, показательное, чем осмысленное.  Речь о дамской раме, не имеющей горизонтальной трубы.  Когда-то рамы подобной конфигурации были призваны облегчать посадку и поездку в платье. Но наши современницы наврядли  нарядятся в платье для прогулки на таком велосипеде.

Обычно эти рамы выполнены либо с двумя наклонными трубами, либо в виде т.н. «миксти».  Изделия с двумя толстыми наклонными трубами, возможно, кому-то покажутся изящнее (а кому-то – нет), но схема действия нагрузок  от дороги у них неудачна. Верхняя наклонная труба  стремится выгнуть подседельную назад:

Современный «крокодил»: слагаемые успеха. Примеры проектов.


Во избежание этого, подседельная труба рамы должна быть усиленной – выполненной из трубы с более толстой стенкой. И всё равно, не редкость, когда она выгнута.
Схема «миксти» лишена этого недостатка, и пожалуй, такой велосипед прочнее и несколько жёстче аналогичного мужского.
Как нетрудно догадаться, в обоих случаях рама дамского велосипеда получается немного более тяжёлой.

Современный «крокодил»: слагаемые успеха. Примеры проектов.


Машины более мягкой категории, дорожного типа, тоже часто отличаются всего лишь внешне – рамой. В этом может быть смысл, если хозяйке велосипеда нужен практичный конь для не очень хороших дорог, но не хочется мужского велосипеда. Иногда, более хозяйственные женщины любят иметь корзину спереди.

Однако вспомним, какими были предки этих машин, на которых ездили бабушки и прабабушки наших нынешних сестёр по увлечению. Дамские велосипеды в давние времена были исключительно прогулочными, а те барышни, которые сами заботились о хозяйстве, не могли позволить себе велосипед. Поэтому, багажник на дамском велосипеде появился не сразу.   

Наибольшая часть отличий машины диктовалась, конечно, различием в одежде.  Но есть и такие, которые учитывают женскую психологию и  физиологию.  А некоторые, возможно, даже приличия. https://krokovod.org/forum/viewtopic.ph … 538#p34538

Продолжим о раме.
Из-за меньшего среднего роста дам, их рамы тоже могут быть несколько меньшего роста, чем мужская модификация.  Например, ПВЗ 1980-х годов, выпускаемые в мужском и женском варианте, ещё имели разную длину подседельной трубы — 56 против 53 см.  Из-за этого получался разный наклон задних верхних стоек, и заднему крылу требовалось вернхее отверстие в другом месте. Ради унификации выкручивались так:

Современный «крокодил»: слагаемые успеха. Примеры проектов.


Вилки при этом имели либо одинаковые штоки, либо (раньше)  удлиненные, и соответственно, очень высокую рулевую колонку. Чем это было продиктовано – неизвестно. Не исключено, что барышне того времени, откуда родом это решение,  приличия предписывали ездить в гордой позе, а не полусогнутой, поэтому и рули на дамских велосипедах устанавливались довольно высокие долгое время.

Езда в платье диктовала не только раму без верхней горизонтальной трубы.

Одежду и заднее колесо необходимо было защитить друг от друга. Для этого обычно заднее крыло имело ряд отверстий,  в которые крепился своеобразный веер из резинок, не дающий платью попасть в спицы.  Такие крылья с рядом отверстий попадаются на советских велосипедах ещё в 1970-х годах, в том числе и подростковых для девочек – «Ласточек».

Современный «крокодил»: слагаемые успеха. Примеры проектов.


Также требовалось беречь одежду от цепи, и защита её – обязательный атрибут дамского велосипеда. Впрочем, мужчины, ездившие в обычных брюках, быстро оценили это решение, и защита цепи перекочевала и на их велосипеды.

Современный «крокодил»: слагаемые успеха. Примеры проектов.


Дамское седло отличалось не только большей шириной из-за анатомии, но и иной конструкцией передней части.  Ведь торчащая вперёд на мужских сёдлах пружина-кипятильник мешает посадке в платье (об закидывании ноги через заднюю часть велосипеда речь не шла категорически), и даже езде в нём. Поэтому дамские сёдла отличались вертикальной, аналогичной задним, передней пружиной, а то и укороченной передней частью чепрака.

Современный «крокодил»: слагаемые успеха. Примеры проектов.


В СССР до середины 1970-х годов на женские варианты ПВЗ устанавливались сёдла с передней вертикальной пружиной.

Современный «крокодил»: слагаемые успеха. Примеры проектов.


Прелестные ножки средней изящной барышни неспособны развить такие усилия, какие развивает здоровый мужик. Поэтому годов до 1970-х женские варианты велосипедов имели более низкую передачу. Вот откуда к нам приходят качественные старые, явно советские,  звёздочки на «Торпедо» с 22 зубьями. 

Почему-то, женщинам психологически труднее крутить педали назад для торможения. Если присмотритесь к тем, у кого нет большого детского опыта катания на велосипеде с «Торпедо», тоже заметите эту особенность.  Поэтому если на мужских дорожных велосипедах передний ручной тормоз – опция, то на дамских вариантах он мог быть обязательным оборудованием. Это отражено, например, в инструкции к велосипедам  «Рига-16» и «Рига-26» 1959 года. Да и доходящие до нас ПВЗ в дамском варианте часто несут передний тормоз или его следы.

И конечно же, не стоит забывать о тщательном подборе цвета велосипеда согласно вкуса владелицы. Обратить внимание на гармоничные сочетания не только цветов, но и оттенков его составляющих. Предельную изящность и аккуратность исполнения.

Современный «крокодил»: слагаемые успеха. Примеры проектов.

Мой гараж
Мастер спорта по езде за хлебушком на велосипеде.
Если не я построил велосипед — это не мой велосипед.

Re: Современный «крокодил»: слагаемые успеха. Примеры проектов.

Примеры проектов.
Дорожный велосипед.

Современный «крокодил»: слагаемые успеха. Примеры проектов. Современный «крокодил»: слагаемые успеха. Примеры проектов.


Заготовка – советский дорожный велосипед «Украина», «Минск», «Урал» и т.д.
История такого велосипеда восходит к 1880-м годам, Англии.  К 1900 году он полностью сформировался и с тех пор существенно меняться ему ни к чему.

Это самый комфортабельный велосипед с умеренной скоростью и достаточно высокой проходимостью.  Предназначен для всех видов дорог. Может перевозить грузы и даже пассажира.
Единственный недостаток оригинала – отсутствие нормального переднего тормоза.

Обычный вариант :

Рама+вилка   —  ХВЗ «Украина»  (или аналог)

Седло+подседел — ХВЗ «Украина», седло можно заменить другим широким на пружинах

Руль+вынос — ХВЗ «Украина» или аналог

Шины CST дорожные 622х47 (реальные размер 622х40) или аналогичные

Обода — ХВЗ «Украина» или аналогичные одинарные стальные. Посадочная ширина под шину 25 мм. Для улучшения работы переднего тормоза можно применить одинарный передний обод такой же ширины из алюминия.

Спицы — Флагман или SLE,  сзади – 36 шт. 296 мм, три креста. Спереди 32 шт. 296 мм, два креста.

Передняя втулка — ХВЗ «Украина» 32 отв

Задняя втулка – ХВЗ «Торпедо»

Передний тормоз — ХВЗ «Украина» или другие «клещи» с подходящим ричем. Возможна установка барабанного или дискового тормоза, с коррекцией спицевого набора и обода.

Spoiler

Современный «крокодил»: слагаемые успеха. Примеры проектов.

Современный «крокодил»: слагаемые успеха. Примеры проектов.

Задний тормоз — во втулке

Передача 46/19 – 48/19

Каретка+система+педали — ХВЗ «Украина»

Мягкий вариант повышенного комфорта (и грузоподъёмности с проходимостью) отличается обязательным применением длинной рамы (см раздел о рамах) , передачей 46/19,  спицами: сзади – 36 шт. четыре креста, 298 или 302 мм. Спереди – три креста, 298 или 302 мм. Для более вальяжной посадки руль можно нарастить в ширину, удлинив примерно по 4 см на сторону.

Жёсткий вариант, ориентированный преимущественно на асфальт,  строится на короткой дорожной раме, и может быть оснащён шинами толщиной 37 мм.

Мой гараж
Мастер спорта по езде за хлебушком на велосипеде.
Если не я построил велосипед — это не мой велосипед.

Re: Современный «крокодил»: слагаемые успеха. Примеры проектов.

Несколько слов о дополнительных требованиях к туристическому велосипеду.

Помимо общеизвестных и всем понятных требований, есть ещё несколько, не столь очевидных:

Велосипед должен быть дешёвым – ведь по своему прямому назначению он используется неделю за сезон.

Желательно придать ему ещё параллельное назначение, чтобы использовать его чаще. Например, машина на плохую погоду в город. Или «грузовик»

Велосипед не должен своим вызывающе прогрессивным видом привлекать подозрительных личностей в диких местах.

Велосипед должен легко ремонтироваться в отрыве от ремонтной базы – в селе, а то и в поле подручными средствами. Желательна возможность добыть какие-то запчасти «у местных за бутылку». Поэтому хорошо, если раму или обод его можно заварить электродом, шину выпросить в селе и т.д.

Мой гараж
Мастер спорта по езде за хлебушком на велосипеде.
Если не я построил велосипед — это не мой велосипед.

Re: Современный «крокодил»: слагаемые успеха. Примеры проектов.

Тяжёлый туринг

Выше уже говорилось, что дорожный велосипед по проходимости примерно соответствует МТБ- одноподвесу на полусликах, имея примерно равную с ним крейсерскую скорость в большинстве походных условий.  Но значительно превосходит его в комфорте и экономии сил. Если определённый конкретный велосипедист на хорошем ашане способен на постановку лагеря без отдыха максимум после 50 км, то на таком велосипеде для него и 70-80 км не предел. Это проверено в реальном походе https://krokovod.org/forum/viewtopic.php?id=1164 и натолкнуло на идею тяжёлого туринга для совместных походов с ашанами. Ведь для велотуристов не секрет , что совместное путешествие с ашанбайкерами, например, на «Туристе» нервозно и тяжело из-за абсолютно разной скорости и проходимости этих велосипедов в разных условиях.

Дорожный же велосипед в своём первозданном виде при этом вызывает одну-единственную претензию: одного хвата на руле недостаточно для таких длительных  поездок (хотя и некритично – руки не отваливаются), и утомляет долгое движение против ветра. Если сидеть вертикально – велико сопротивление, если  пригибаться – приходится заламывать руки.

Напрашивается естественное решение – установить руль-«баран» и соответствующее ему более узкое седло.

Хороший вариант – имея обычный дорожник, и эксплуатируя его в остальное время по назначению, хранить для него руль-«баран» и соответствующее седло специально для туризма.

Такой велосипед полностью соответствует вышеназванным требованиям.

Наилучшая основа для него – самый мягкий вариант дорожного велосипеда: спицы в три-четыре креста спереди, четыре сзади, длинная рама, передача 46/19 или 48/20.

Задний обод — одинарный стальной, передний очень хорошо использовать одинарный алюминиевый под клещевой "туристовский" тормоз, рич которого  соответствует дорожной вилке. Конечно, неплохо добыть специальный дорожный обод внутренней шириной 25 мм — ведь обод от "Туриста" не соответствует по ширине дорожной шине.

Современный «крокодил»: слагаемые успеха. Примеры проектов.


Необходимо помнить, что такие рамы значительно длиннее шоссейных, поэтому длинный вынос здесь очень испортит посадку. Чтобы было комфортно ехать, вынос должен быть максимально коротким. Не исключено  — высоким, для возможности установить перекладину барана вровень с седлом:

Современный «крокодил»: слагаемые успеха. Примеры проектов.


Сам руль лучше выбрать специальный туринговый. Помимо всего,о чём говорилось в главе о рулях, они недороги. Кроме совместных походов с ашанами, можно отправиться в путешествие группой таких велосипедов по местам, где на "Туристе" передвигаться некомфортно из-за дорожных условий.

Иногда с подобными целями на "Турист" устанавливают толстые дорожные шины. Это разбалансирует "Турист", заметно портя его характер, ничего не добавляя взамен — даже проходимость увеличивается незначительно. Тяжёлый туринг значительно превосходит изуродованный "Турист" по многим показателям. В первую очередь — по проходимости, комфорту и меньшей уставаемости.

Украина-тяжёлый туринг:
Современный «крокодил»: слагаемые успеха. Примеры проектов. Современный «крокодил»: слагаемые успеха. Примеры проектов.

Мой гараж
Мастер спорта по езде за хлебушком на велосипеде.
Если не я построил велосипед — это не мой велосипед.

Re: Современный «крокодил»: слагаемые успеха. Примеры проектов.

«Path-Racer»

Современный «крокодил»: слагаемые успеха. Примеры проектов.


Выполняется на той же основе.  Самый динамичный вариант дорожного велосипеда, напоминающий гоночные начала ХХ века. Любители придают таким велосипедам соответствующий антураж и отделку.

Отличия: отсутствие крыльев и багажника, жёсткий спицевой набор, умеренно низкая посадка.

Жёсткий спицевой набор получается перепайкой спиц, собранных так же, как на обычном варианте дорожника (два и три креста) http://www.birota.ru/tech/techdocs/soldering.php  .  Получить жёсткость набора за счёт его радиальной организации не получится — радиальный набор требует повышенной прочности района отверстий втулки и обода. Дорожные втулки (особенно передняя) нужной прочности не имеют, как и обода.

Современный «крокодил»: слагаемые успеха. Примеры проектов.


Ещё больше повысить динамику велосипеда можно, применив короткую дорожную раму (см главу о рамах)  и шины толщиной 37 мм.

Требуется несколько повышенная передача 48/19, на ней такой велосипед идёт заметно веселее, чем простой дорожник, для которого она всё-таки тяжеловата. Обязательно занизить посадку, установив суженное седло и перевёрнутый дорожный руль.

Современный «крокодил»: слагаемые успеха. Примеры проектов.

Мой гараж
Мастер спорта по езде за хлебушком на велосипеде.
Если не я построил велосипед — это не мой велосипед.