(09-01-2020 23:09:12 отредактировано Gosha Mst)

Тема: История моделей ЦКТБ Велостроения(в части велов для проф.соревнований)

Оригинальные картинки темы утрачены недобросовестным фотохостингом.

Пролог

Автор данной темы не является фаном "Тахионов" и "Москвы", также автор темы не являться фаном спортивной тематики в целом (т.к. в ней из-за ряда факторов сложно отслеживать систематику, да и ДЮСВелоШкола прошла мимо). Поэтому аргументированная критика и исправление ошибок только приветствуется, ведь людей которые это могут сделать хватает!!!

Центральное конструкторско-технологическое бюро велостроения (ЦКТБ) было создано в 1954 году в Харькове (т.к. конструкторское бюро Харьковского велозавода физически не справлялось с заданиями Главмотовелопрома СССР по обеспечению документацией и технологиями другие велозаводы) и юридически просуществовало по средину 2000-х годов (правда последние лет 5-7 существовало оно скорее на бумаге, реально активная деятельность велась максимум на протяжении 40, ну максимум, 45 лет). За эти годы в ЦКТБ было разработано более 400 моделей различной велотехники, некоторые образцы которой не имели аналогов. Как известно, на территории Харьковского велозавода ЦКТБ занимало несколько зданий и даже имело свой производственный цех, в котором и осуществлялась сборка велосипедов разного типа (но речи ни о каком конвейерном или серийном производстве быть не может).
ЦКТБ состояла из разных отделов, которые в основном занималось разработкой новых моделей велотехники и технологий для нужд велозаводов СССР и подчинялось напрямую профильному Министерству. Велосипеды разрабатывались, как самим ЦКТБ (при минимальном участии будущего завода-изготовителя), так и при тесном сотрудничестве с КБ заводов-изготовителей или различными НИИ. Сфера деятельности ЦКТБ была широкая: мотовелосипеды (В-902, В-909...), боковой пассажирский (В-93) и грузовой (В-924) велоприцепы, детские и подрастковые велосипеды (В-73, В-83, В-77, В-87...), дорожные велосипеды (о, тут список большой можно написать...), туристические и шоссейные (В-35, В-554...), велосипеды для кросса, велосипеды экспериментальных конструкций, водные велосипеды... и, конечно же, горочные велосипеды для соревнования различного уровня, в частности, и специальные велы по заказу Комитета по физической культуре и спорту при Совете министров СССР (при чем это могли быть и просто опытные образцы, которые легли в основу целой серии велосипедов, которую выпускал один из велозаводов СССР).
Если начать рассматривать всю деятельность ЦКТБ, обязательно возникнет дублирование (а значит и путаница) с другими темами о велозаводах на форуме (и не только). По этому в данной теме постараемся сосредоточится именно на велосипедах, которые имели непосредственное отношение к велосоревнованиям и спорту высоких достижений, т.е. на гоночных велосипедах высокого класса, активная работа по созданию которых, по сути, началась во второй половине 1970-х годов.

В-94 Эксперементальный трековый тандем с дюймовой трансмиссией
Годы выпуска: 1956



В-66 "Электрон"
Годы выпуска: 1959, 1960 или конец 1960-х
Рама №4:


Рама №6:


Рама №7:


Рама №8:


На фото В-66 второй серии в декоре велокоманды "Политехник".

Spoiler

На данный момент известно четыри рамы и они представлены на фото выше: №4 (владелец — А. Мятиев; вел в собраном состоянии), №6 (территориально рама находится в Украине), №7 (скорее всего рама у А. Мятиева и была приобретена вместе с рамой №4); №8 (территориально рама находится в Астрахане).

В-67 "Спринт"
Годы выпуска: конец 1961 – 1962


Spoiler

Также известно несколько велосипедов средины 1970-х годов, которые могут быть и ЦКТБ, и В-67 "Спринт" одновременно. А могут не быть, поэтому при формировании информации о хронологии выпуска эти велы не учтены.

Семейство велосипедов «Москва-80»
Годы выпуска: 1978 — 1980

Spoiler

В 1977 году по заказу Комитета по физкультуре и спорту и Минавтопрома в ЦКТБ занялись разработкой гоночных велосипедов высокого класса, находящихся на уровне лучших зарубежных образцов. В 1978 году появилось семейство велосипедов «Москва-80», вдохновителем которых были велы Colnago. За пару лет было выпущено от 75 до 100 велов «Москва-80» шоссейного и трекового типа.

Модификации:
155-431 "Москва 80"


156-431(?) "Москва 80"



Семейство велосипедов "Тахион"
Годы выпуска: 1981-1995 (1996)

Spoiler

Семейство велосипедов «Тахион» (около 15 различных модификаций) — продолжение проекта «Москва-80». Главный конструктор проекта «Тахион» — Реджинальд Воронцов, который не был главным конструктором проекта «Москва-80». За всё время было выпущено порядка 650 велов шоссейного и трекового типа.

Модификации шоссейные:
155-431

155-432


155-433


155-444


Spoiler

Велосипед имеет раму и переднюю вилку из углепластиковых труб переменного сечения и алюминиевых узлов, соединенных методом склеивания.

Универсал


ВША-001


ВША-002

ВШ...-00... Темп

Модификации трековые:
156-431/2(?)

156-444

Spoiler

Велосипед имеет раму и переднюю вилку из углепластиковых труб переменного сечения и алюминиевых узлов, соединенных методом склеивания.

ВТА-001

ВТС-001

ВТ...-00... Темп

Алюминиевая трековая и шоссейная модификации(?)

Шоссейный велосипед из композитных труб алюминий-бор (Al-B), соединенных алюминиевыми узлами
Годы выпуска: 1991

Spoiler

Коллаборация ЦКТБ, Института электросварки им. Е.О. Патона (Киев) и Научно-производственного объединения «Композит» (Пермь). В результате были построены 2 шоссейные фреймы. На фото трековый вел, созданный научно-производственной фирмой “V.I.B. Ltd”, которая продолжила эти работы после выхода ЦКТБ из проекта.

Разыскиваю оригинальные детали на В-63 и В-62.

Коллеги, темы читаю мало, нету времени... если могу чем-то помочь — ПИШИТЕ В ЛС. СПАСИБО!
Тема поднята ее автором.

2

Re: История моделей ЦКТБ Велостроения(в части велов для проф.соревнований)

Ну вот наконец-таки тема в моем понимании готова, её можно выносить на всеобщие обсуждение...
Как я понял, по общению с коллегами она очень важна и актуальна, поскольку многим тема о ЦКТБ неимоверно интересна. Еще раз обращаю Ваше внимание, что в теме идет речь только о велосипедах для велосоревнований и спорта высоких достижений (дорожники, экспериментальные модели и другие разработки ЦКТБ тут умышленно не включены).

Соответственно вот такой экспериментальный велосипед, на котором не надо крутить педали (а только имитировать пеший шаг, ведь система рычагов преобразует поступательные движения во вращение) тоже не попал в список. img/bk  img/bk  img/bk
История моделей ЦКТБ Велостроения(в части велов для проф.соревнований)

Немного пройдусь по первому посту темы (из моих представлений на данную минуту):
В-94 и В-67 – это велосипеды (модели), которые были разработаны (В-67) или модернизировались (В-94) при участии ЦКТБ , а серийно выпускались на ХВЗ.
В-66 «Электрон» — это вообще предшественник (в некотором роде даже «прототип», «черновой образец») В-67 «Спринта» и, возможно, В-68 «Метеора». В-66 первично был создан в 1959 году, изготовлено было минимим один выставочный экземпляр и два прототипова, после испытаний которых, в конструкцию внесли ряд незначительных изменений и получили первые В-67. Но что же такое тогда "Политехник"?! Это В-66 «Электрон» второй серии уже измененной конструкции, но там целая история... В велокоманде Харькоского политехнического института ("Политехник"), кто-то попросил своего друга из ЦКТБ сделать фреймсеты для велокоманды. Всего было изготовлено от 5 до 10 таких фреймсетов, они сразу же красились в декор велокоманды и были переданы ЦКТБ типа для ходовых испытаний в велокоманду "Политехник", где они эксплуатировались еще многие десятилетия. Но вот у меня есть сомнения, в том, что эти рамы для велокоманды были изготовлены в 1960 году (как считает некто Мятиев). Хотя бы из-за того, что у раннего ЦКТБштого "Спринта" узлы отличные от «Политеха» (особенно это ярко видно на примере рулевой трубы и подседельного узла), да и Мятиев противоречит сам себе, ведь он неоднократно заявлял, что такой шильдик, как на «Политехнике» пошел с 1965 года (а тот шильдик, который по словам Мятиева был до 1965 года, для наглядности, можно наблюдать в этой теме на трековом В-94).
С «Москвой» вроде всё просто (условно, конечно). Первые опытные образцы появились в 1978 году. По 1980 год включительно было выпущено от 75 до 100 машин. Также следует заметить, что известны рамы без номера (так называемые, запасные рамы).
С «Тахионом» вообще отдельная история… В двух словах, для тех, кто не в курсе — Р.И. Воронцов проработал на ЦКТБ по (средину) 1992 года, а Тахи выпускали минимум по 1995 год, поэтому Тахи разделяют на «воронцовские» и «кооперативные» (в честь малого предприятия «Велосупер»). Про то, как Воронцов следил за качеством велов ходят легенды. С 1981 по 1991 год было выпущено порядка 350 машин, с 1992 по 1995 – чуть более 300. Делайте выводы товарищи! Ранние (особенно трековые) Тахи практически не отличались от «Москвы», т.к. большинство узлов в начале оставались неизменными, а менялась только геометрия. Но с каждым годом Тахи все больше и больше отличались от «Москвы». «Солнышко» на каретке шоссейной модели Таха исчезло в 1990 году (может в конце 1989 года), а на трековом веле в 1993 году. Маркировки «ВТА» и «ВША» — расшифровываются, как «велосипед трековый/шоссейный Аэро», т.е. это велосипеды с вилкорулем, привязки, к фамилии главного конструктора тут нету (это я на всякий, просто были такие мне вопросы). Да, в теме на данный момент не отображены всё модели «Тахионов» (но я больше не знаю или думаю, что это одна модель, а также и не удивлюсь, что там некоторые модели дублируются).
Про велосипеды из композитных труб алюминий-бор могу по мимо инфы приведенной в первом посте добавить, что за несколько лет было сделано 10 таких рам (шоссейных и трековых), но из них только 2 шоссейные имеют отношение к ЦКТБ.
На этом мои знания об этой части ЦКТБ заканчиваются. Еще раз повторюсь, что я не спец в ЦКТБ, не любитель спортивных велов и не любитель велов, которым меньше 45 лет. Поэтому осознаю, что тут лаж может хватать, а некоторых тонкостей просто не знаю. Но очень надеюсь, что через пару лет тема наполнится и будет на порядок меньше белых пятен в истории ЦКТБ.
Про велы "Vorontsov" знаю очень мало и мне они не интересны (ну современные уж очень). Про велы "Samoilov" тоже знаю мало (хотя держал в руках раму "Русь"), но мне они тоже не интересны и по той же причине. В принципе, если у кого-то есть об этом какая-то интересная инфа (особенно в контексте заданной темы), то было бы интересно тут её почитать.

Spoiler

Как это не странно, но даже я имею в своей коллекции ЦКТБ: у меня есть фреймсет «Тахион Универсал» (1993 года) с частью оригинального обвеса (взял после знакомства и беседы с Р.И. Воронцовым, которое состоялось в сентябре 2017 года), а также есть трековая рама (непонятно какого года), которая возможно имеет отношение к ЦКТБ... т.е. не совсем я «библиотечная крыса», которая в живую ничего не видела (хотя, возможно, и похож). img/wd
В планах разжиться трековым Тахом (в идеале в родном ЛКП), Тахом с вилкорулем, Тахом воронцовской эпохи. Желательно всё это уместить в один вел. img/ag

Тему торжественно (или не торжественно) открываю…
P.S.: Выражаю огромную благодарность Георгию Князькову за содействие!

Разыскиваю оригинальные детали на В-63 и В-62.

Коллеги, темы читаю мало, нету времени... если могу чем-то помочь — ПИШИТЕ В ЛС. СПАСИБО!

4

Re: История моделей ЦКТБ Велостроения(в части велов для проф.соревнований)

Gosha Mst, есть ли у Вас возможность выложить один снимок с большим разрешением? Для прочтения чертежа, на фоне которого стоит Тахион. Вот этот:История моделей ЦКТБ Велостроения(в части велов для проф.соревнований)

Рама вилку умоляла, без колёс чтоб не гуляла !
Спортсменом можешь ты не быть, но велик "Спорт" иметь ОБЯЗАН!!!
Собаки не лают на В541 — они восторженно бегут рядом!!

1

Re: История моделей ЦКТБ Велостроения(в части велов для проф.соревнований)

Носорев Тарас, я, наверное, Вас разочарую...
Во-первых, этого фото с большим разширением у меня нету, к сожалению.
Во-вторых, это фото с какой-то выставки первой половины 2010-х и чертеж на заднем фоне больше для антуража. Там, на сколько я помню, изображен обычный ранний В-301 "Спутник" с городского исполнения (В-301 ГВ) с дорожным рулем.
Во-третих, прилагаю Вам чертёж велосипеда этой же модели, но поздний и в спортивном исполнении (В-301 СВ). Хоть чертёж прочитать можно, но качество изоражения не лучшее.

Spoiler

ИМХО, пост вышел скорее о истории моделей ХВЗ, чем ЦКТБ.

Разыскиваю оригинальные детали на В-63 и В-62.

Коллеги, темы читаю мало, нету времени... если могу чем-то помочь — ПИШИТЕ В ЛС. СПАСИБО!

3

Re: История моделей ЦКТБ Велостроения(в части велов для проф.соревнований)

Gosha Mst, Мерси!

Рама вилку умоляла, без колёс чтоб не гуляла !
Спортсменом можешь ты не быть, но велик "Спорт" иметь ОБЯЗАН!!!
Собаки не лают на В541 — они восторженно бегут рядом!!

Re: История моделей ЦКТБ Велостроения(в части велов для проф.соревнований)

Gosha Mst,  внимательно изучая сборочный чертёж модели В551, можно обнаружить в правой нижней графе Основной Надписи кое-что интересное: чертёж выпущен в ЦКТБ.!!!
История моделей ЦКТБ Велостроения(в части велов для проф.соревнований)
История моделей ЦКТБ Велостроения(в части велов для проф.соревнований)
Вырисовывается два варианта — В551 разработали в ЦКТБ и передали в производство на ХВЗ или только выпускали чертежи на эту модель.

Рама вилку умоляла, без колёс чтоб не гуляла !
Спортсменом можешь ты не быть, но велик "Спорт" иметь ОБЯЗАН!!!
Собаки не лают на В541 — они восторженно бегут рядом!!

4

Re: История моделей ЦКТБ Велостроения(в части велов для проф.соревнований)

Однако, зачем это ХВЗ со своим КБ img/bk
Позже там всё проектировали. Например, Приму. Потому Игорь и назвал тему с такой поправкой img/ag

Мой гараж
Мастер спорта по езде за хлебушком на велосипеде.
Если не я построил велосипед — это не мой велосипед.

Re: История моделей ЦКТБ Велостроения(в части велов для проф.соревнований)

Заметьте, как правильно стоит переклюк!

Diesel power

2

Re: История моделей ЦКТБ Велостроения(в части велов для проф.соревнований)

Носорев Тарас, после создания ЦКТБ Велостроения в 1954 году, оно занималось разработкой (в том числе и принимало участие совместно с КБ потенциального завода изготовителя) огромного количества моделей велосипедов. Но зачастую, участие ЦКТБ заканчивалось на уровне проектной документации и/или постройки экспериментального предсерийного образца для испытаний (при этом, не обязательно силами производственных мощностей ЦКТБ).
Что касается В-551, то это разработка конструкторов ХВЗ во главе с В. М. Майбородой (который сменил на посту главного конструктора ХВЗ К.С. Гладкого). Степень участия ЦКТБ в этом проекте оценить сложно, хотя никто их участия не отрицает.
История моделей ЦКТБ Велостроения(в части велов для проф.соревнований)
Для того, чтобы не разбирать каждый серийный (или даже экспериментальный) велосипед после 1954 года на степень участия в проекте ЦКТБ Велостроения, как Костя kisa правильно заметил, я в прологе и названии темы сделал определенные оговорки.
Eclipse, да и сам переклюк, на этом чертеже перспективной модели очень интересный... и отличается от серийного.
История моделей ЦКТБ Велостроения(в части велов для проф.соревнований)

Разыскиваю оригинальные детали на В-63 и В-62.

Коллеги, темы читаю мало, нету времени... если могу чем-то помочь — ПИШИТЕ В ЛС. СПАСИБО!

2