10 августа, день семнадцатый
Путь к Телецкому озеру
In between the cover of another perfect wonder
And it's so white as snow
Running through the field where all my tracks will be concealed
And there's nowhere to go, oh
RHCP
Трек дня
https://nakarte.me/#m=10/51.08282/87.96 … trJ23ANcVA
перевал Кок-Баш —> Телецкое озеро
94км, набор 836м
Грейдер
Проснувшись чуть свет, выяснил что пушистые друзья ночью оставили попытки пожевать мою колбасу, а значит можно ещё немного поспать. Встал около шести утра, позавтракал сухомяткой с водой, собрал вещи и убедившись в том, что никакая кусалка (или даже кусучка) не ждёт меня снаружи, покинул своё пристанище, закрыв дверь сарайчика так же, как она была закрыта до моего визита, покрутил набирать метры по грейдеру в перевал Кок-Баш и уже вскоре оказался на смотровой площадке.
С перевала Кок-Баш открывается красивый вид на долину и озёра в ней, но мой телефон совсем меня подвёл и в пасмурную погоду я не смог наделать красивых снимков. Спуск с перевала по грейдеру был всё же приятнее, чем подъём, однако есть нюанс. На пути в подъём я страдал и медленно ехал, на спуске же появился небольшой шанс "совсем чуть-чуть разбиться", въехав на скорости на незаметную издалека "стиральную доску". Я совершенно не помню, как спускался 11км от перевала Кок-Баш к Кату-Ярыку — спуск по такой сложной дороге на высокой скорости требовал максимума концентрации. Было раннее утро, низкая облачность и телефон совершенно не хотел что-то внятно снимать, да мне было и некогда, хотелось сохранять скорость и быстрее добраться до знаменитого серпантина.
К 7:00 я приехал к серпантинному спуску в долину, известному как "перевал Кату-Ярык". С высоты смотровой открывались виды на Чулышманскую долину, на водопад на ручье Карасу, на жмущийся к крутому склону серпантин дороги. Гуляя вдоль обрывов в поисках видов, я встретил пару экипажей авто, которые узнали меня по шлему — "Мы же вас у Улагана обогнали, а вы уже здесь!" удивлялись они.
фото — виды с Кату-Ярыка
Быстро спустившись на тормозах по серпантину (вот за этим я берёг всю дорогу колодки!) я вышел на грейдер в Чулышманской долине. В районе спуска с Кату-Ярыка на обширных площадках "сплошным забором" располагаются турбазы. Отъехав недалеко от перевала, я оказался в нешироком ущелье со скалистыми стенами, по дну которого течёт совершенно непередаваемого цвета река Чулышман. Огибая гладкие камни, разбиваясь пеной на порогах и закручиваясь в "бочках", вода в стремительной реке играла оттенками зелёного — от мутного и тёмного стекла пивной бутылки до изумительного светящегося изумруда.
фото — Чулышман недалеко от Кату-Ярык, вода в Чулышмане (второе фото без цветокоррекции!)
Попутно мне по реке Чулышман сплавлялись яркие многоместные рафты, с которых разносились на всю округу крики и визги. По моей личной оценке, пороги рафтеры проходили "на троечку" — поздно начинали работать вёслами и поэтому постоянно выпадали с оптимальной траектории, то и дело разворачиваясь в потоке, капитану явно не хватало опыта.
Дальше от Кату-Ярыка берега реки стали менее каменистыми, то тут то там вдоль берега виднелись полоски серых песчаных отмелей. На одном из таких пляжей я решил остановиться на обед, присмотрев место с видом на массивную высокую скалу. Немного поодаль отдыхала семья, очевидно передвигавшаяся на припаркованном на обочине кроссовере — молодой парень вёз по Алтаю маму и бабушку, показывая им красоты этого края. Выпив вместе чаю, обсудили с ним перспективы мультипитчей по скале, придя к выводу что "а нафиг оно надо". Когда расставались, я сказал ему: "Ещё встретимся, точно говорю".
Отдохнув и пообедав, скептически глянув на серое небо, я продолжил путь в направлении Телецкого озера. Мой организм уже совсем привык к нагрузкам, по не лучшему в мире грейдеру я ехал уверенно и довольно быстро. Следуя изгибам Чулышмана, дорога километрами идёт по узкому каменистому ущелью и унылость этой засыпанной серыми камнями безлесой местности разбавляет лишь безумной красоты изумрудная вода в реке, игру цвета которой можно иногда наблюдать на порогах.
Долина тем временем становилась всё шире, я въезжал в полосу тенистых зелёных рощиц, высаженных по берегам реки. Что удивительно — вдоль дороги не было сплошных оград с колючей проволокой, табличек "частная территория собака кусит плати в кассу" и т.п. "красоты", какая часто встречается в других местностях Алтая. Я остановился отдохнуть на приветливой полянке под многолетними берёзами возле которых росли кусты облепихи. Собрал облепихи, и сварив себе литр компота с удовольствием тут же употребил его, закусив вкусняшками.
фото — рощица
После полосы рощиц началась "обжитая" часть долины — пастбища знаменитого посёлка Коо. Знаменит он не только и не столько своей историей, но ещё и растущими в окрестностях первосортными кустами, которым не дают вырасти в деревья. Ну, ладно, это не точно. Местность стала зеленее, вдоль реки, скрывшейся за растущими по берегам её многочисленных проток и островов деревьям зазеленели лужайки пастбищ.
фото — на берегах Чулышмана
Проезжая мимо урочища Чегее с турбазами, с которых ведут дороги на Учар и к "грибам", я зацепился языками с прохожим из группы туристов. Дядечка рассказал о том, как здесь было раньше, посоветовал между делом отдохнуть и не гнать вперёд, сходить к Учару. Я рассудил, что сейчас "не сезон" чтобы смотреть на водопад, а "грибы" мне вообще не интересны, — у Эльбруса интереснее. Решил не ходить сегодня никуда, а доехать до берега озера. Здесь я и разминулся со "своими" Красноярцами, остановившимися на одной из турбаз ради того чтобы переправиться через Чулышман и сходить посмотреть достопримечательности. Духи гор порой принимают необычные обличия..
Преодолев "перевал" Кокбеш, я вышел на первый из симпатичных широких дощатых мостов, которые так любят "инстаграммщики". Погода стояла пасмурная, фотографировать не хотелось — хотелось скорее покинуть неприятный грейдер. В этом районе очень часто можно уходить с грейдера на грунтовки, так что я нередко гнал по гладкому грунту вместо трясучей "стиральной доски", которая выматывала невозможностью найти на ней ну хоть более-менее гладкий путь.
фото — у острова Ару
Небо было пасмурным, когда я проезжал в районе острова Ару налетел ливень. Быстро доехав до раскидистого дерева, я натянул согласно дождевому плану непромокаемые шкурки на всё, на что положено, включая себя, но ливень быстро прошёл, оставив на грейдере лужицы. По лужам этим оказалось очень легко искать удобную траекторию проезда — ведь они "выявляли" стиральную доску и ямки, мой путь до Балыкчи стал приятнее.
фото — дорога к Балыкче
Доехав до посёлка Балыкча, хотел было зайти в кафе, но в нём местные готовили к свадебное застолье. Зайдя в сельский магазин, недорого купил банку неплохой Бийской тушёнки на ужин. Когда проезжал мимо новенькой "пряничной" православной церкви встречный парень поприветствовал меня, сказав "салам, брат!". Меня часто принимают за представителя народов Кавказа (а ещё иногда за иранца, испанца, пуштуна и т.п.), так что я вовсе не был удивлён.
Неподалёку от посёлка Балыкча возле тихого ручья я обнаружил два вполне приличных с виду современных кафе — одно справа и ближе к дороге, другое слева и дальше от дороги. У дальнего — море посетителей, парковка забита, музыка и разговоры на веранде. У ближнего — пустынно, лишь горит свет в зале с панорамным остеклением. Я не хотел готовить себе ужин и потому выбирал, где мне остановиться чтобы перекусить. Ближнее кафе казалось мне закрытым, пока девушка, словно увидев меня, не повесила на двери большую табличку "открыто". Итак, в одном кафе слишком много буйного народу — шумно, накурено и наверняка придётся долго ждать заказ; а в другом кафе никого нет — а значит повар "спит" и я буду только отвлекать персонал от отдыха. Решил не заезжать никуда.
фото — пастбище за Балыкчей
К вечерним сумеркам, проехав за световой день почти 100км по грейдеру, докрутил до урочища Кырсай — до южного берега Телецкого озера. На завтра у меня забронировано место на пароме и нужно было только где-то переночевать, паром подаётся под погрузку в семь утра. Работница кафе одного из кемпингов, в котором я хотел остановиться, сказав "тебя сюда не звали" погрозила мне ножом, когда я спросил её о том, что подаётся в кафе на ужин, так что я был вынужден собраться и отправиться на поиски другого места ночной стоянки. В темноте дошёл почти до берега озера, но искать в потёмках площадку на берегу не хотелось, да и не ясно кто мои соседи — здесь это вопрос не праздный. Зайдя на территорию кемпинга "Золотые пески" поискал хозяев — но хозяйка легла спать, лишь её чёрная кошка шныряла в ночи по лужайкам, гоняя мелкую нечисть. Палатку я поставил на траву на видном месте перед баней, и сварив себе вермишель с тушёнкой на ужин, спокойно поел лёг спать.
Так прошёл мой семнадцатый день на Алтае.
А когда водка закончилась, мы обезжиривали резьбы пятилетним коньяком.
I tried [соха] And got [софа]
Мой гараж