(23-08-2024 00:05:55 отредактировано Riverdale)

Re: На крокодиле по Горному Алтаю

9 августа, день шестнадцатый

Путь по Улаганскому тракту

На крокодиле по Горному Алтаю

         Я иглою на зрачках
                  наколол
         Маленький домик с видом на небо, а в небе апрель.

                           Веня Дркин

трек дня
https://nakarte.me/#m=16/50.80170/88.18 … P_S858hMkQ

Улаганский перевал —> лог "Вершина Тужара"
63км, набор 883м
Асфальт, разбитый грейдер

Спать я ушёл последним, прибрав на кухне. В спальнике на диване, в тёплой комнате спалось хорошо. Утром начался небольшой дождь — небо затянула серая пелена и совершенно непонятно было когда же дождь закончится.

Завтрак прошёл в разговорах, карточных фокусах, обменах координатами. Случайные люди не останавливаются здесь — они заходят и проезжают мимо. Я медлил с отъездом — путь с Улаганского перевала, вершина которого была совсем недалеко, потребовал бы хорошей концентрации и работы тормозами, а в дождь мои ободные тормозили не очень хорошо. "Что-то всё же держит вас здесь" — улыбнувшись заметила сероглазая красавица, помогавшая Михалычу по хозяйству. Нет, не твои красивые глаза меня держат здесь — хотя многих, наверное, они могли бы и удержать. Это место, ставшее гаванью для странников, очень напоминает мне другое такое место далеко отсюда, которое уже стало для меня вторым домом.

фото — на кухне у Михалыча, мои земляки тоже отметились

Spoiler

На крокодиле по Горному Алтаю На крокодиле по Горному Алтаю На крокодиле по Горному АлтаюНа крокодиле по Горному Алтаю

Время было около полудня и как только распогодилось я стартовал в сторону перевала — до него от Михалыча рукой подать.

фото — на Улаганском перевале

Spoiler

На крокодиле по Горному Алтаю

С перевала ведёт отличное асфальтовое шоссе, местами совершенно новое и следующие 26км до посёлка Чибиля я летел вниз, контролируя скорость тормозом и перекладываясь "с подножки на подножку" а в моём случае — "с педали на педаль".

фото — участок дороги с Улаганского перевала

Spoiler

На крокодиле по Горному Алтаю


Недалеко от посёлка встретил разношёрстную группу "тихоходных велосипедистов", даже с подростками — они недавно пересекли Телецкое озеро и планировали так же как и многие другие проехать "золотое кольцо Алтая". Посоветовал не вставать на стоянку на холодном плато, узнал что "мои" Красноярцы едут сейчас к Телецкому озеру и совсем недавно встретились с этой группой, они опережают меня на 5-6 часов. Пожелав друг-другу удачи разъехались.

В Улагане возле магазина встретил ещё одну группу велотуристов на нескольких "шульц — мальчик не мальчик, а чародей". Подивился  тому, зачем им такие хлипкие велосипеды (рамы складываются от прыжка с бордюра) с такой широкой 45 резиной на асфальте, поговорили о маршруте, тоже предостерёг их от ночёвки на плато и направил к Михалычу. С этой группой Красноярцы встретились всего пару часов назад — на границе асфальта и грейдера у посёлка Балыктуюль. Можно было бы просто созвониться — но это "неспортивно". Встречный парень на гревеле тоже подтвердил, что видел Красноярцев совсем недавно. До посёлка Балыктуюль идёт отличный асфальт, вокруг открываются виды на долины и холмы нагорья.

фото — дороги между Улаганом и Балыктуюль

Spoiler

На крокодиле по Горному АлтаюНа крокодиле по Горному Алтаю

А вот после посёлка и ремонтирующегося моста начинается самый разбитый, самый кривой и раздолбанный грейдер, какой я только видел. Когда-нибудь и здесь будет асфальт, но сейчас ехать по этой дороге на 35мм резине было настоящим испытанием. Везде, где можно, я съезжал на грунтовки и даже довольно крутые овражки меньше замедляли меня, чем езда по каменюкам. Красноярцы на своих МТБ с 2" резиной здесь явно отрывались далеко вперёд.

фото — на грейдере между Балыктуюль и Кату-Ярык

Spoiler

На крокодиле по Горному АлтаюНа крокодиле по Горному АлтаюНа крокодиле по Горному Алтаю

Путь по грейдеру отнимал много сил и времени, вечерело. Я планировал остановиться в одном кемпинге неподалёку от дороги — их очень мало в этих краях.

Стоянка. Триллер.

Spoiler

Подъехав к кемпингу я увидел с дороги неприятную картину — на территории назревала пьяная драка. Несколько алтайцев возле одной из построек турбазы сперва сильно жестикулировали и кричали друг на друга, потом стали бегать по территории — наверное, забирали из своих машин "аргументы" чтобы продемонстрировать их другой стороне. Мне не было интересно, чем закончится история и не хотелось становиться свидетелем — я был уже наслышан о буйном нраве местных жителей. Позже вечером слышалась и стрельба.

Встал вопрос о поиске стоянки "в поле" — я заранее присмотрел по карте удобное место не очень далеко от дороги в рощице, рядом ручей в овражке и поля. В сумерках, не привлекая внимания водителей авто, я быстрым рывком преодолел расстояние от дороги до рощи. Удобная площадка, рядом ручей и журчит вода, поля вокруг покошены. Но что-то было не так. Вся роща была исхожена звериными тропами, на сучках и ветках остались клочки шерсти. Под деревьями нашлись обглоданные кости животных. Стоянка была удобная, но интуиция говорила — "быстро собирайся и сваливай отсюда хоть куда." Вспомнил, что у Михалыча меня предупредили — ближе к Кату-Ярык появились волки. Похоже на правду, но волкам я должен быть не интересен. Решил всё же перенести стоянку. Неподалёку от дороги в перелеске увидел заколоченный сарай — "зимовье" или просто домик охотников. Открыл инструментом незапертую дверь — внутри толстый слой пыли, здесь никто не был уже давно. Для ночёвки сгодится. Палатку поставил прямо посреди комнаты. Пожевав сухомятку с холодной водой, стал просматривать фото на телефоне, удаляя неудачные и довольно быстро заснул.

Проснулся я от того, что кто-то скребётся в дощатые стены "зимовья". То с одной стороны, то с другой. Крупные псовые, поскуливая, скребли стены, обходя будку вокруг, пытаясь найти щель или лаз. Ложась спать, я проверил помещение и убедился в его надёжности — пусть скребутся, что мне с ними делать? Посидев пару минут в темноте и послушав как звери пытаются добраться до моей колбасы, я лёг спать дальше.

Внутри будки зимовья и закончился мой шестнадцатый день на Алтае.

А когда водка закончилась, мы обезжиривали резьбы пятилетним коньяком.
I tried [соха] And got [софа]
Мой гараж

7

(23-08-2024 00:03:22 отредактировано Riverdale)

Re: На крокодиле по Горному Алтаю

10 августа, день семнадцатый

Путь к Телецкому озеру

На крокодиле по Горному Алтаю


          In between the cover of another perfect wonder
          And it's so white as snow
          Running through the field where all my tracks will be concealed
          And there's nowhere to go, oh

                    RHCP

Трек дня
https://nakarte.me/#m=10/51.08282/87.96 … trJ23ANcVA

перевал Кок-Баш —> Телецкое озеро
94км, набор 836м
Грейдер

Проснувшись чуть свет, выяснил что пушистые друзья ночью оставили попытки пожевать мою колбасу, а значит можно ещё немного поспать. Встал около шести утра, позавтракал сухомяткой с водой, собрал вещи и закрыв дверь сарайчика как она была, покрутил набирать метры по грейдеру в перевал Кок-Баш.

С перевала открывается вид на долину и озёра в ней, но мой телефон совсем меня подвёл. Спуск по грейдеру всё же приятнее, чем подъём, но есть нюанс. На пути в подъём ты страдаешь и медленно едешь, на спуске же есть небольшой шанс "совсем чуть-чуть разбиться", въехав на скорости на незаметную издалека "стиральную доску". Я совершенно не помню, как  спускался 11км к Кату-Ярку — спуск по такой сложной дороге на высокой скорости требовал максимума концентрации. Было раннее утро, низкая облачность и телефон совершенно не хотел что-то внятно снимать, да мне было и некогда.

К 7:00 я уже приехал к серпантинному спуску в долину, известному как "перевал Кату-Ярык". С высоты смотровой открывались вид на Чулышманскую долину, на водопад Карасу и прочее и прочее. Гуляя вдоль обрывов, встретил пару экипажей авто, которые узнали меня по шлему — "Мы же вас у Улагана обогнали, а вы уже здесь!"

фото — виды с Кату-Ярык

Spoiler

На крокодиле по Горному АлтаюНа крокодиле по Горному АлтаюНа крокодиле по Горному Алтаю
На крокодиле по Горному Алтаю

Быстро спустившись на тормозах по серпантину (вот за этим я берёг всю дорогу колодки!) я вышел на грейдер в Чулышманской долине. В районе спуска с Кату-Ярык на обширных площадках "сплошным забором" располагаются турбазы, но чуть отъехав от перевала я оказался в нешироком ущелье со скалистыми стенами, по дну которого течёт совершенно непередаваемого цвета река Чулышман. Огибая камни, разбиваясь пеной на порогах и закручиваясь в "бочках", река играла всеми оттенками зелёного цвета — от мутного и тёмного бутылочного пивного стекла до изумительного светящегося изумруда.

фото — Чулышман недалеко от Кату-Ярык, вода в Чулышмане (второе фото без цветокоррекции!)

Spoiler

На крокодиле по Горному Алтаю
На крокодиле по Горному Алтаю

По Чулышману сплавлялись рафтеры. По моей оценке пороги они проходили уж совсем "на троечку" — поздно начинали работать вёслами и потому постоянно выпадали с траектории и разворачивались, капитану явно не хватало опыта.

На одном из серых песчаных пляжей, напротив живописной высокой скалы, я решил остановиться на обед. Тут же отдыхала и семья из припаркованного на обочине авто — молодой парень вёз по Алтаю маму и бабушку, показывая им красоты этого края. Обсудили с ним перспективы мультипитчей на скале напротив, придя к выводу что "а нафиг оно надо". Когда расставались, я сказал "ещё встретимся, точно говорю". Я не ошибся.

Отдохнув и пообедав, продолжил путь к Телецкому озеру. Организм уже совсем привык к нагрузкам, всё работало чётко, по не лучшему в мире грейдеру я ехал уверенно и довольно быстро. Следуя изгибам Чулышмана, дорога километрами идёт по узкому каменистому ущелью. Унылость это безлесой местности, засыпанной серыми камнями, разбавляет лишь безумной красотой изумрудная вода в реке, которую можно иногда наблюдать на порогах.

Долина тем временем становилась всё шире, я въезжал в полосу тенистых зелёных рощиц, высаженных по берегам реки. Что удивительно — вдоль дороги не было сплошных оград с колючей проволокой, табличек "частная территория собака кусит плати в кассу" и т.п. "красоты", которой много в других частях Алтая. Я остановился отдохнуть на приветливой полянке под многолетними берёзами, возле которых росли кусты облепихи. Собрал облепихи, сварил себе литр компота с сахаром (у меня всё ещё оставался целый 220г баллон газа и чуть-чуть во втором) и с удовольствием тут же употребил этот компот, закусив вкусняшками.

фото — рощица

Spoiler

На крокодиле по Горному Алтаю

После рощиц началась обжитая часть долины — пастбища знаменитого посёлка Коо. Знаменит он, конечно, не своей историей, а растущими в окрестностях первосортными кустами, которым не дают вырасти в деревья. Ну, ладно, это не точно. Пейзаж стал более зелёным, вдоль реки, скрывшейся за деревьями, растущими по берегам её широких разливов, стали появились зелёные пастбища

фото — на берегах Чулышмана

Spoiler

На крокодиле по Горному Алтаю

У урочища Чегее с турбазами, с которых ведут дороги на Учар и к "грибам", зацепился языками с прохожим из группы туристов. Дядечка рассказал о том, как здесь было раньше, посоветовал между делом отдохнуть и не гнать вперёд, сходить к Учару. Сейчас не сезон чтобы смотреть на водопад, а "грибы" мне вообще не интересны, у Эльбруса интереснее. Решил не ходить ни туда, ни туда. Здесь я и разминулся со "своими" Красноярцами, остановившимися сегодня на одной из турбаз чтобы переправиться через Чулышман и сходить посмотреть достопримечательности. Духи гор порой принимают необычные обличия..

Преодолев "перевал" Кокбеш вышел на первый из симпатичных мостов, которые так любят инстаграмщики. Погода стояла пасмурная, фотографировать не хотелось. В этом районе очень часто можно уходить с грейдера на грунтовки, так что я нередко гнал по гладкому грунту вместо трясучего грейдера, который выматывал невозможностью найти на нём ну хоть более-менее гладкую траекторию.

фото — у острова Ару

Spoiler

На крокодиле по Горному Алтаю

Небо было пасмурным, когда я проезжал в районе острова Ару налетел ливень. Быстро доехав до раскидистого дуба, натянул согласно дождевому плану непромокаемые шкурки на всё, на что положено, но ливень быстро прошёл, оставив на грейдере лужицы. По лужам этим оказалось очень легко ориентироваться и искать траекторию — ведь они выявляли стиральную доску и ямки. Дорога до Балыкчи стала приятнее.

фото — дорога к Балыкче

Spoiler

На крокодиле по Горному Алтаю

Доехав до Балыкчи хотел было зайти в кафе, но в нём местные готовились к свадьбе. В магазине купил банку неплохой Бийской тушёнки на ужин. Когда проезжал мимо новенькой "пряничной" православной церкви встречный парень поприветствовал меня, сказав "салам, брат!". Меня часто принимают за представителя народов Кавказа (а ещё иногда за иранца, испанца, пуштуна и т.п.), так что я вовсе не был удивлён.

За Балыкчой возле ручья стоит два вполне приличных с виду современных кафе — одно справа и ближе к дороге, другое слева и дальше от дороги. У дальнего — море посетителей, парковка забита, музыка и разговоры на веранде. У ближнего — пустынно, лишь горит свет в зале с панорамным остеклением. Я не хотел готовить ужин и потому выбирал, где мне остановиться. Ближнее кафе казалось мне закрытым пока девушка не повесила на двери большую табличку "открыто". Итак, в одном кафе слишком много народу, в другом — никого нет, а значит повар "спит" и я буду  только отвлекать персонал от отдыха. Решил не заезжать никуда.

фото — пастбище за Балыкчей

Spoiler

На крокодиле по Горному Алтаю

К вечерним сумеркам, проехав за световой день почти 100км по грейдеру, докрутил до урочища Кырсай — до берега Телецкого озера. На завтра у меня забронировано место на пароме и нужно было только где-то переночевать, паром грузится в семь утра. Работница кафе одного из кемпингов, в котором я хотел остановиться, сказав "тебя сюда не звали" погрозила мне ножом, когда я спросил её о том, что подаётся в кафе на ужин, так что я был вынужден собраться и отправиться на поиски места ночной стоянки. В темноте дошёл почти до берега озера, но искать в потёмках площадку на берегу не хотелось, да и не ясно кто мои соседи — здесь это вопрос не праздный. Зайдя на территорию кемпинга "Золотые пески" поискал хозяев — но хозяйка легла спать, лишь её чёрная кошка шныряла в ночи по лужайкам, гоняя мелкую нечисть. Палатку я поставил на газоне перед баней, в видном месте и сварив себе вермишель с тушёнкой и поужинав, спокойно лёг спать.

Так прошёл мой семнадцатый день на Алтае.

А когда водка закончилась, мы обезжиривали резьбы пятилетним коньяком.
I tried [соха] And got [софа]
Мой гараж

6

(23-08-2024 22:05:57 отредактировано Riverdale)

Re: На крокодиле по Горному Алтаю

11 августа, день восемнадцатый
Через Телецкое озеро и дальше

На крокодиле по Горному Алтаю

Трек дня
https://nakarte.me/#m=9/51.65211/87.085 … bOcjsEc6IQ

92км (ещё 70км — паром по озеру)
Асфальт, набор 1060м

Лёгкие ночные дожди прошли незаметно не побеспокоив меня. Проснувшись "чуть свет", стал собираться — мой паром прибывал в 7 утра к причалу неподалёку. Позавтракал кашей со вкусняшками, положил 300р под кирпич к порогу дома ещё не проснувшейся хозяйки, погладил чёрную кошку и отправился "на выход" из горного Алтая — к пляжу, служившему пристанью парома.

Час "палубного тетриса" и вот уже на палубе СП-5 уместились 19(!) внедорожников, два мотоцикла и мой чудесный транспорт спрятались за машинным отделением, пассажиры поднялись на палубу — и мы готовы отчаливать!

Фото — утро на пляже Золотые пески

Spoiler

На крокодиле по Горному Алтаю

Есть несколько разных паромов через озеро, разного размера и стоимость проезда на них различная. Можно пересечь озеро и на катере если вы пешеход или капитан согласится взять велосипед — это быстрее, но без видов и в неидеальную погоду знатно потрясёт на волнах. Погода не обещала быть хорошей, два часа качки я переношу плохо, так что паром — мой выбор.

Фото — виды с парома на пляж Золотые пески

Spoiler

На крокодиле по Горному АлтаюНа крокодиле по Горному Алтаю

На пассажирской палубе неожиданная встреча — тот самый парень с берега Чулышмана со своими родными. Я не ошибся, сказав что мы ещё встретимся. Погода стояла прохладная, дул противный ветер и на палубе было некомфортно, пассажиры кутались. Хорошо, что у меня была тёплая непродуваемая одежда. Всю дорогу беседовал с мотоциклистом из Казахстана — дядька проехал Алтай кругом и насквозь, почти доехал до Монголии, но его сбил врезавшийся сзади алтайский УАЗ. Приведя мотоцикл в порядок, он возвращался домой.

Фото — виды с парома на Телецкое озеро.

Spoiler

На крокодиле по Горному АлтаюНа крокодиле по Горному Алтаю

Паром идёт через озеро пять с половиной часов — за это время можно успеть рассмотреть берега, воду, проносящиеся мимом катера и устать от этого. Телецкое озеро — это своя микро-вселенная. Озеро протянулось на 70км и на его скалистых берегах тут и там стоят турбазы, выходы к туристическим тропам, заимки, роскошные виллы и дома отдыха. Чтобы изучить всё это потребуется ни одна неделя.

фото — катер уходит за мыс

Spoiler

На крокодиле по Горному Алтаю

Траффик по озеру впечатлял — каждую пару минут мимо нас проносился катер или моторка, забитые пассажирами, иногда "косяками" по десятку штук за раз. У пристани суперпафосного курорта Altay Village Teletskoe увидели "белый теплоход" с гордым названием "Пионер Алтая". Иногда паром проходил близко к берегу и можно было увидеть причалы около достопримечательностей.

фото — лодки с туристами у точки интереса

Spoiler

На крокодиле по Горному Алтаю

В полвторого дня наше судно пришло в Артыбаш. На причале уже стояла, готовясь к погрузке группа велотуристов — "самых хитрых". Они решили ехать "Золотое кольцо" на электрошоссерах. Всё же на чём ехать — личный выбор. Пожали друг-другу руки, похлопали по плечу и пожелали удачи — им в пути, мне в возвращении.

Туристический сезон был в самом разгаре — нигде в гостиницах и кемпингах "мест нет", туристы соглашаются вчетвером на комнатку за 100$ за ночь. У меня было несколько вариантов дальнейших действий — сесть на автобус с велосипедом в багаже, отправить велосипед СДЭК домой и поехать любым транспортом. Как один из вариантов рассматривал скинуться с кем-то и взять пикап до Горно-Алтайска.. Но поразмыслив я решил, что "кольцо надо замыкать" — поеду на своих колёсах.

Из Артыбаша ехал по довольно пологой, неплохого качества асфальтовой дороге вдоль Бии. Недалеко от города есть удобные лужайки на берегу, на некоторых из них стояли палатки.

На мосту у Верх-Бийска — там, где разрыв полотна достигает 20см(!) и велосипедиста ждут куски арматуры, встретил парочку на карбошоссере и титановом полуфэте. Странное сочетание. От моста же начался довольно крутой, но короткий подъём на Верх-Бийский перевал — 200м на 8км.

Проблема дороги от Горно-Алтайска до Артыбаша в том, что часто она разбита настолько, что ехать можно только по какой-то одной полосе, причём полоса эта меняется. Нужно быть очень внимательным чтоб не пропускать ямы и "стыки", маневрировать между полосами и следить за авто.

После Верх-Бийского перевала, передохнув и перекусив на нём, полетел дальше с ветерком. Сперва я планировал остановиться на берегу Бии у Верх-Бийска, но глядя на темп движения решил проехать как можно дальше в направлении Горно-Алтайска, в идеале докрутив до райцентра Чоя.

Вместо кемпингов и турбаз рекламные таблички зазывали на пасеки с вкусным мёдом. Я проезжал полузаброшенные деревни, прыгал и лавировал на разбитой дороге, считал километры на придорожных столбах и раз в час слал домой СМС о том, где я нахожусь — местность казалась не очень дружелюбной. Около семи вечера проехал Ускуч. Решил не заезжать в магазины и не терять время, а гнать что есть сил в Чою. Местность стала приятнее — сплошные леса вдоль дорог и депрессивные деревни сменились на обжитые посёлки в речных разливах, чаще стали попадаться приятные глазу домики.

В 20-00 приехал в райцентр — Чою. Приятный с виду городок с подвесными мостами через речки Иша и Чойка, обустроенным центром с отделанными зданиями — даже не верилось, что я на Алтае. В посёлке находился единственнй отмеченный в округе хостел — гостиница Камелия. Зайдя на территорию и поглядев во двор я понял — "мне точно сюда"

фото — во дворе хостела (фото моё и не моё)

Spoiler

На крокодиле по Горному АлтаюНа крокодиле по Горному Алтаю

Договорился с хозяйкой о помывке в бане, пользовании кухней. Помылся, постирался, развесил одежду под крышей гаража и приготовил еды, поел на кухне. Пока ел — побеседовал с возрастными туристами, остановившимися в гостинице — им интереснее гулять и собирать грибы, любоваться природой неспешно, горы это не их стихия, звали в Чувашию на природу.

Моими "соседями по гаражу" оказались ребята из Курска: кузнец-многостаночник Дядь Вова на шикарном (хоть и алюминовом) туринге Pride Rox 8.3 лимитированной серии на Sram Apex с "пеньерами" и сухой высокий парень Миша на "стоковом" Author Rhonin с байкпакингом. Ребята тоже ехали "против часовой", вчера прибыли в пять вечера на пароме в Артыбаш, ночевали недалеко от Бийска и сегодня докрутили до Чои. Так образовалась наша банда.

Поговорив немного, обменявшись новостями (я ехал без интернета с 25 июля) и отложив прочие разговоры на утро, все разошлись по палаткам и легли спать.

Так закончился мой восемнадцатый день на Алтае.

А когда водка закончилась, мы обезжиривали резьбы пятилетним коньяком.
I tried [соха] And got [софа]
Мой гараж

3

(23-08-2024 22:01:40 отредактировано Riverdale)

Re: На крокодиле по Горному Алтаю

12 августа, день девятнадцатый

Горно-Алтайск

На крокодиле по Горному Алтаю

трек дня
https://nakarte.me/#m=11/51.96204/86.10 … bkNl0U7iPA

Чоя —> Горно-Алтайск
66км, набор 606м

Утро в нашем гараже началось рано. Проснувшись и позавтракав приступил к настройке переключателя на велосипеде Дядь Вовы. Он перед выездом поставил новые рубашки и они ожидаемо сели, почему-то не был настроен "ноль" и "убежал" после смены передней звезды B-tension — пять минут возни и Sram APEX заработал как надо, не космическая техника.

Посёлок Чоя покидали по главной улице, выводящей на Телецкий тракт. Темп со старта взяли бодрый — под колёсами асфальт, рельефа почти нет, погода прохладная. Дядь Вова на своём туристическом табурете с запасом диапазона и толстой резиной, выступал хедлайнером — я замедлялся на плохом асфальте, Миша "не вывозил" на довольно мягкой раме, с подспущенными шинами (как выяснилось позже — я подкачал) и с большим ростом, а значит плохой аэродинамикой. Дядь Вова нас не жалел и гнал 30+. Иногда я сменял Дядь Вову, иногда стояли ждали Мишу, иногда шли плотно — группа ехала к цели бодро. Я предложил следовать моему примеру и отдыхать по 3-5 минут на автобусных остановках — всё же я "спринтер" и держать темп чуть выше среднего долго не могу, мне ближе очень быстрые броски с чуть более частыми остановками. Сперва Дядь Вова посмеялся над "автобусными остановками", но накопившаяся усталость и ему дала о себе знать болью в колене когда он пропустили одну остановку — так что дальше уже он поджидал нас в тенёчке на скамейке как ждут рейсовый автобус.

Закарабкавшись в небольшой и не очень заметный на карте перевал Карасук, мы слетели с него как демоны. Новый гладкий асфальт, полное отсутствие машин. И только аккуратно припаркованный в повороте на обочине каток заставил понервничать — в группировке можно его и не заметить..

Как на крыльях долетели до пригородов Горно-Алтайска. Здесь на развилке замыкалось моё "кольцо" длиной почти в 1000км — миссия завершена, ура! Мы уточнили маршрут по городу и направились к центру чтобы пообедать в столовой "Узбечка". Что вы ожидаете увидеть в заведении с подобной вывеской? Перечислю, чего там не было — не было мантов, лагмана, плова, бешбармака, шурпы. Это заставило призадуматься. Но всё же нашлись борщ, картошка, омлет и мясо по-французски. Единственное, что было в заведении восточного, кроме названия — прикольная общительная девушка, взрывающая на кухне чебуреки.

После обеда я раздобыл в строительном магазине королевского размера моток стрейча и мы погнали в транспортную компанию. Велосипеды разобрали так, чтоб они поместились на паллеты, тщательно "запаутинили" их стрейчем, укрепили картонками и скотчем и напихав на паллету сумок, сдали к отправке, застраховав и заказав обрешётку. Моя паллета пришла к терминалу назначения в Чехов уже 18 августа, стоимость очень гуманная, СДЭК до соседней области за эти деньги не довезёт.

Заселившись в расположенный неподалёку хостел "Горный", решили отмечать успешное завершение поездки. Под это дело была приобретена бутылка хорошего массандровского портвейна, два килограмма мяса и купаты, которые Михаил всю дорогу от магазина называл "лишними". Мангал без отверстий для поддува (не на Кавказе, чай) во дворе хостела мы заправили катастрофического качества угольными брикетами местного производства. Пришлось срочно спасать положение, топая пешком через полгорода за мешком других углей. Но в итоге приложенных сверхусилий острый ножик был найден в самом неожиданном месте (наши уехали с велосипедами), дурацкой конструкции мангал был освоен, угли принесены, шампура добыты (взамен обещанной откровенно недружелюбной хозяйкой два часа назад решётки) и когда стемнело мы уже сидели вокруг красных углей в переулке с видом на историческую лавку купца Тобокова, дожаривая последнюю партию купатов, о которых Миша всё ещё говорил, что они лишние. Настроение напоминало лучшие летние вечера в "велобаре", что находился когда-то в Костомаровском переулке.

Вкусные сочные купаты мы съели первыми. Дружеская атмосфера, тосты за удачу поездки и новые обретённые впечатления. Довольно крепкий и вкусный портвейн пришёлся кстати — опустошив бутылку на троих, мы совершенно отпили себе нервы и спали, как будто и не гнали весь день по дорогам и заведениям.

Так завершился мой девятнадцатый день на Алтае.

А когда водка закончилась, мы обезжиривали резьбы пятилетним коньяком.
I tried [соха] And got [софа]
Мой гараж

4

(04-09-2024 00:13:03 отредактировано Riverdale)

Re: На крокодиле по Горному Алтаю

13 августа, день двадцатый

На крокодиле по Горному Алтаю


Такси до аэропорта вёл аккуратный вежливый водитель, какого я никак не ожидал найти после всего, что увидел в горном Алтае. Город просыпался — на улицах уже гудели машины, гуляли школьники, люди шли на работу.

Маленький терминал аэропорта Горно-Алтайска отремонтирован, внутри он стал милым и уютным, хотя на большой поток туристов он не рассчитан. Совершив большую ошибку, я покинул зал ожидания и поспешил пройти досмотр, оказавшись в зале отлёта на 100 человек, в который пытались поместиться 300. Не растерявшись, нашёл ненужные никому картонные коробки, из которых и соорудил себе удобный стул.

Рейс S7 Airlines 2630 поднял меня в воздух в 9-00 по местному времени. Прилетев по расписанию в Москву в 9:35 утра, я покинул аэропорт Домодедово на регулярной электричке, доехал на метро до станции Лесопарковая и сел на автобус 1365. К вечеру я уже был дома.

Spoiler

На крокодиле по Горному Алтаю

Так закончилось моё летнее приключение на Алтае.

А когда водка закончилась, мы обезжиривали резьбы пятилетним коньяком.
I tried [соха] And got [софа]
Мой гараж

3

Re: На крокодиле по Горному Алтаю

Эпилог

Таким было моё путешествие по Горному Алтаю. Я хотел увидеть и узнать интересные места, проложить маршрут, по которому могли бы проследовать другие умелые и любопытные велопутешественники. Мне удалось сделать не всё, что я задумывал, но я "не лез из кожи вон", не старался исполнить невыполнимое, мой размеренный и спокойный стиль следования по пути не заставлял меня переживать и гнаться за "призраком успеха". Мой путь был наполнен случайными встречами, открытиями, совершенно неожиданными порой и это делает путешествие — приключением, а маршрут не просто местом, а сценой для запоминающихся событий. Выбранный мною для написания отчёта стиль "gonzo-журналистики" может быть и делает повествование слишком субъективным, но хорошо подходит под мои ощущения от поездки.

Я увидел удивительно красивую горную страну, по которой хочется двигаться и познавать её, разнообразие встретившихся мне красот не заставляло скучать. Я точно могу сказать — если вы окажетесь на Алтае, то пеший поход маленькой компанией к Шавлинским озёрам это лучшее предприятие из тех, на которые можно потратить пять-шесть дней. А сплав по Катуни от Тюнгура к Чибиту откроет вам ещё одно измерение Алтая. И тот и другой варианты доступны даже не очень хорошо подготовленным туристам и красота Алтая предстанет перед вами в одних из самых ярких своих проявлений.

Мне повезло повстречать множество людей, в жизни которых, наверное, и я оставил свой маленький след. Я не имею привычки делать "селфи" — их можно было бы сделать множество. Надеюсь, что мы будем помнить друг-друга и без фотографий, затерянных в дебрях памяти телефонов.

Пройденный командой из Красноярска маршрут хорошо сочетается с моим — дорога вдоль Катуни до комплекса "Газпрома", радиалка на "Тюнгур-Инегеньскую тропу", поездка к "Марсу" и поход на Учар. Эти нитки могут стать частью единого маршрута, предоставляя выбор радиалки по вкусу. Всё же проход к Усть-Коксе, который я задумывал осуществить изначально —  это скорее "экстремальное" направление, хотя его тоже следовало бы разведать.

Выводы из путешествия я сделал. Совершенно напрасно я пренебрёг акклиматизацией — стоило задержаться на два-три дня на Каракольских озёрах, благо там есть на что посмотреть и куда сходить. Кипятить воду всё же стоит почти всегда — я сильно просчитался, выпив сырую воду из ручья Орой, в верховьях которого на перевале пасут скот. Иногда отсутствие товарища рядом делало меня не то чтобы уязвимым, но привлекательным для нехороших людей и в следующее путешествие в этот регион я не хотел бы ехать "в одного". Очень важно уметь повернуть вовремя назад, послушать голос разума и прислушаться к интуиции. Хоть я и жалею о том, что не прошёл все маршруты так, как хотел — но я не жалею о том, что принял правильные решения в тех обстоятельствах, в которых я оказался. Самым большим сожалением, конечно же, были оставленные дома камеры — "зеркалка" и запасные камеры на велосипед. Иногда судьба даёт на пути лишь один единственный шанс сделать "невероятное" — и нужно быть готовым к тому, чтобы воспользоваться им.

Велосипед проявил себя просто удивительно — требуя внимательного управления и холодного расчёта, он осиливал действительно сложные участки и проносился с перевалов по замысловатым траекториям, которые удавалось корректировать и удерживать благодаря стабильности и отличной управляемости. Для будущих приключений он будет существенно доработан и к следующему сезону, если сложится, "Лютый Горный Дед" будет готов к новым горным дорогам. Расширенный руль, трансмиссия 48/24-15\18\21\24\28\32\26\40, колёса на резине 584-45мм и более эффективные тормозные колодки. Если сейчас велосипед может немало — будущий станет ещё способнее.

Сумки я заменю — внутрирамную на Merida на 8л, хвост и нарульную обвязку заменю на держатели 15л гермомешков. В экипировке заменю надувной коврик на компактный каремат. Пересмотрю и набор одежды, отказавшись от комплекса "мембранная куртка + флис" в пользу Softshell и Wind Pro решений в сочетании с лёгкими дождевиком, приобрету компактный пуховый спальник.

Если вы не такой отчаянный турист как я и ищете себе туроператора — очень тщательно выбирайте, с кем и как вы планируете ехать. На Алтае группы водит множество совершенно некомпетентных гидов и туроператоров, предлагающих в лучшем случае равнодушие, а в худшем — полное пренебрежение вашей безопасностью.

Как и было сказано в первой главе, каждый находит свою "Шангри-Ла" — ту, которая ему по силам. Я прошёл и завершил своё удивительное приключение — у меня впереди новые. И у вас тоже.




ТЕМА ОТКРЫТА

А когда водка закончилась, мы обезжиривали резьбы пятилетним коньяком.
I tried [соха] And got [софа]
Мой гараж

8

Re: На крокодиле по Горному Алтаю

Riverdale, уважаемый коллега,спасибо за увлекательный рассказ и... У Вас -хорошая проза! Жаль, куда-то подевался Дорогой Друг,под его благотворным влиянием у Вас появлялись замечательные стихи....

1

Re: На крокодиле по Горному Алтаю

Спасибо.  С каждым походом все интереснее.
Не зря говорят , что талантливый человек , талантлив во всем.
Отдельное спасибо,  за ликбез по экиперовке.

1

Re: На крокодиле по Горному Алтаю

Красиво, сильно.
Пешие радиалки, при обзорном веломаршруте значительно расширяют впечатления и позволяют рассмотреть район получше. Формат — огонь! Не рассматривал его раньше серьезно.

Spoiler

Массовый туризм на Алтае сильно изменился канеш за последние 15 лет  img/ag как, впрочем, и везде. Всё меньше мест без базар-вокзала из коммерческих неподготовленных и невоспитанных групп. Трава была зеленее, ага img/ah

Жить километрами, а не квадратными метрами ©
Гараж
Страву с велом использую редко

1

Re: На крокодиле по Горному Алтаю

С большим интересом, используя каждый свободный момент, сегодня сижу в Вашей теме!
Дочитывал уже вечером дома.
Немного Телецкого озера, повезло встретить рассвет. И упомянутый Пионер Алтая. img/thank

На крокодиле по Горному Алтаю  На крокодиле по Горному Алтаю  На крокодиле по Горному Алтаю  На крокодиле по Горному Алтаю  На крокодиле по Горному Алтаю

Re: На крокодиле по Горному Алтаю

О, дак это ж Омик! То-то я смотрю очертания знакомые img/ap у нас такие на Волге ходят

Жить километрами, а не квадратными метрами ©
Гараж
Страву с велом использую редко

3

Re: На крокодиле по Горному Алтаю

У нас такой один был. М. Терещенко назывался — с детства помню.
Так, не мешайте читать img/ae Шутка img/bj  Я только до 14 дня добрался img/ag

Мой гараж
Мастер спорта по езде за хлебушком на велосипеде.
Если не я построил велосипед — это не мой велосипед.

Re: На крокодиле по Горному Алтаю

А я каждый день заходил и читал новые посты, затянуло как хороший сериал)

Спасибо за прекрасное повествование.

Делай правильно и не делай неправильно © Лао-цзы

2

Re: На крокодиле по Горному Алтаю

Андрей01, Костя Сестрорецк, VaultDweller, y4po4mak,kisa, Тимур,
Коллеги, благодарю за интерес к походу, приятна ваша высокая оценка моих велосипедных страданий и литературного труда.

Алтай, конечно, уже не оставляет ощущения "фронтира" при посещении, но среди туристов там всё ещё особенная атмосфера — всё же, добраться туда непросто и маршруты там непростые.

Несмотря на то, что поход был трудным и длительным —  это только начало. Вы же знаете, что я не успокоюсь, пока не буду знать каждую тропинку и каждую белку в выбранном регионе. Алтай богат на красоты и имеет большой потенциал для прокладки грунтовых маршрутов и интересных пеших радиалок. На следующий год планирую ещё одну поездку но уже с командой подготовленных туристов.

А когда водка закончилась, мы обезжиривали резьбы пятилетним коньяком.
I tried [соха] And got [софа]
Мой гараж

5