Катафоты Салютов
Коли уж разговор пошел о Салютах, и 80-х годах прошлого века, то нельзя не упоминать тему "пассивной безопасности велосипедиста в темное время суток". До второй половины 70-х годов ХХ века, изготовители отечественных велосипедов подходили к этому вопросу более чем формально. Правила тех лет требовали наличия заднего красного световозвращателя на велосипеде, и он устанавливался заводом, все остальное включалось в разде "опции" и отдавалось на усмотрение владельца велосипеда. Собственно заводской катафот на заднем крыле, с точки зрения сегодняшнего дня, тоже был очень условным, что "рубиновая пуговка" на ЗиСе, что Харьковские "лодочки" на Спутнике и Украине. Малая площадь отражающей поверхности, а у "пуговки" еще и с учетом огромных потерь в темно-красном стекле, приводит к тому, что на фоне сегодняшних огней большого города велосипедисты, считающие что штатного катафота на старом велосипеде достаточно, практически неразличимы.
Катафот-пуговка на ЗиС В-110
Катафот-лодочка на ХВЗ В-34
Ситуация изменилась с началом массового выпуска "городских велосипедов", которые пожалуй первыми в нашей стране, получили в заводской комплектации полноценную "обвеску" катафотами со всех сторон.
Вязниковский завод автомобильной светотехники ОСВАР к этому времени подготовил серию унифицированных светоотражающих элементов, в первую очередь предназначенную для велосипедистов. В нее вошли односторонние и двухсторонние (для установки на колесах) отражающие элементы диаметром 50мм. Они были сертифицированы во Франции на соответствие европейским требованиям безопасности и получили знак утверждения соответствия (Е2).
Серия включала в себя красный отражающий элемент с обозначением по отраслевой нормали 13.3731, белый — 14.3731 и оранжевый 15.3731. Они либо завальцовывались в оцинкованные жестяные корпуса с крепежным болтом М6, либо вклеивались в пластиковые корпуса с "ушками" для крепления на спицах попарно. Специально для Салютов изготавливался катафот 14.3731 с нестандартным болтом крепления, с резьбой СпМ8х1, который одновременно являлся стяжным болтом выноса руля.
Катафоты унифицированной серии производятся в Вязниках до сих пор. Изготовленные в июне 2019 года, куплены в местных "автозапчастях" этим летом, для укомплектования Салютов и других обитателей гаража.
Салюты, с самого начала производства комплектовались катафотами "унифицированной серии". Белый был установлен на свое место еще на заводе, а двухсторонний оранжевый, двухсторонний красный, и односторонний красный с кронштейном крепления и установочной розеткой лежали в пакете с инструментом и принадлежностями велосипеда.
Ранний двухсторонний катафот для установки на спицах "унифицированной серии". Отличался надежным креплением с помощью винтов М3 и закладных гаечек. Почти никогда не терялся без посторонней помощи. Использовался для комплектации Салютов с момента начала выпуска до 1984 года. Такие катафоты стоят у меня на красном Салют-С.
Поздний двухсторонний катафот для установки на спицах "унифицированной серии". При передаче производства двухсторонних катафотов из Вязников на другой заводКазанский завод "ТочМаш", конструкция обоймы изменилась, и катафоты стали "терятся по собственному желанию". Хрупкие пластиковые усики и защелки, увы обламывались, и в какой-то момент катафот улетал со спиц в кусты. Пришел вместе с голубым Салютом, с единственной защелкой крепления, из-за чего был заменен на современный. Устанавливались после 1985 года, в последние годы выпуска в комплекте могли идти катафоты белого цвета не соответствующие требованиям правил дорожного движения.
Иногда "момент полета" удавалось почувствовать и остановится, но как правило улетевший однажды катафот закрепить штатными средствами было уже невозможно. Этот катафот улетел с переднего колеса моего Салюта, лет тридцать тому назад, мне в козырек кепки, поэтому был подобран "на память". Использовать по назначению сложно, т.к. все крепления обломаны. Показан как пример ранних катафотов с защелками, у которых обойма была из белого пластика, желтеющего и рассыпающегося от солнца. Устанавливались в 1984..85гг.
Задний "унифицированный катафот" на крыле моего Салюта, установленный по инструкции с использованием пластиковой установочной розетки. Не могу объяснить причин, но у многих этой деталюшки не было, и задний катафот постоянно бренчал и откручивался на ходу, пока не терялся совсем.
Как-то так...