Немного про Салюты, или где искать на них номер?
В наши дни, когда многие Салюты, уже стали старше их нынешних владельцев, этот вопрос периодически возникает, в связи с тем, что не всегда удается найти номер там, где он "у всех остальных".
Итак:
Часть Салютов и Салют-С родом из 70-х, и некоторая часть "олимпийских" носила номер на "усилителе кареточного стакана". Данное расположение номера рамы оказалось слишком удобным для "конокрадов", т.к. спилить номер с помощью напильника с этого элемента и превратить раму в "безномерную", было слишком просто. Судя по всему, рамы с номерами на усилителе кареточного стакана, являются "заделом", переданным в свое время из Перми, при освоении сборки, т.е. фактически это пермские Скифы дособранные по технологии "отверточной сборки" в Йошкар-Оле в начальный период производства.
На заводе в Йошкар-Оле, видимо учли этот факт, и номер рамы переехал на мостик задней вилки, к которому крепился багажник. Большая часть велосипедов 80-х годов имеет номер выбитый на этом мостике. В 1990 году номер переехал на задний левый дроп, где оставался до конца выпуска Салютов (1993г.)
Структура номера состоит из пяти (для ранних велосипедов) или шести (для более поздних) цифр порядкового номера рамы, выпущенной с начала года, и отделенной от нее группой из двух последних цифр года выпуска. Выглядеть это могло так: 12345 79 для рамы №12345, выпуска 1979 года или 0123456-85 для рамы с аналогичным номером выпуска 1985 года. Номера рам разных лет выпуска могли совпадать, но шансов найти одинаковые номера среди нескольких сотен велосипедов, обитающих в одном районе, было достаточно мало. Цифры обычно имели размер 6мм, варианты начертания могли отличатся в зависимости от конкретной рамы. Среди Салютов могут встречаться экземпляры, номера которых набиты клеймами с различающимся начертанием отдельных цифр. Это нормально, и в 99% случаев не является "перебивкой", а лишь особенности нанесения номера на конкретный экземпляр рамы.
Номер рамы на мостике 1976-1990гг
Номер рамы на левом заднем дропе 1990-1993гг
Примеры расположения номеров, позаимствованы из объявлений о продаже велосипедов в сети.
Фотографии самого раннего варианта нанесения номера на усилитель каретки пока найти не удалось. В сети есть фото номера на каретке, но точного подтверждения, что это именно Салют, а не Скиф или Пермь найти не удалось.
При обсуждении этого вопроса, было высказано предположение, что рамы ранних Салютов могли иметь Пермское происхождение, соответственно номера были набиты там же, где и у Скифов, на кареточном стакане. Велосипеды, рамы которых собирались в самой Йошкар-Оле, получили номер на верхнем мостике, т.к. технологически это было удобнее. Кстати, форма мостика у ранних Салютов и Скифов совпадает, плоским он стал в 80-е годы.
Как-то так...