(25-11-2020 21:21:22 отредактировано MiStar, причина: Найдено фото паспорта Салюта, отдельного от РЭ.)

Re: Велосипеды Кама/Салют/Универсал

Тимур, сдается мне, что номера на Салютах набивались не на готовой раме, а на заготовке мостика, до ее приварки к трубам. Гораздо проще набить клеймами на небольшой плоской железяке положенной на наковальню номер, чем набивать его на той же железяке приваренной к перьям рамы точечной сваркой, фактически "на весу", да еще без подкладки. Учитывая, что на большинстве Салютов номера пробиты довольно четко и глубоко, вполне возможен такой вариант. Аналогично могли поступать и с дропами, когда в 1990 году стали бить номер на левом заднем дропе. Дропы могли идти на сборку рамы уже "номерными". Отливка года выпуска еще могла иметь какой-то смысл, литьевые формы не так уж и долговечны при массовом выпуске, но литьевых номеров на Салютах, я не встречал.

Vik.Tramp, мне известны на данный момент уже два варианта "позднего" руководства, к Салютам, которые отличаются расположением странички паспорта. Возможно ближе к концу выпуска от паспорта в руководстве отказались совсем, и стали делать его в виде отдельного листка-вкладыша.

Велосипеды Кама/Салют/Универсал

Велосипеды Кама/Салют/Универсал

Нашелся в сети отдельный паспорт на велосипед Салют-С 1990г.

Более ранние руководства к Салютам (до 1984 года), имели многокрасочную печать обложки, но  довольно плохенькую бумагу еще с типографскими шрифтами внутри.

Велосипеды Кама/Салют/Универсал

Обложка руководства от моего Салюта 1984 года

Re: Велосипеды Кама/Салют/Универсал

Логично. С точки зрения технологии. А с точки зрения отчётности — так себе img/bw

Мой гараж
Мастер спорта по езде за хлебушком на велосипеде.
Если не я построил велосипед — это не мой велосипед.

Re: Велосипеды Кама/Салют/Универсал

img/off  На одном из предприятий Миноборонпрома СССР, серийный номер изделия был отгравирован на штампованной латунной верхней крышке, которая устанавливалась на изделие в самом конце сборочного процесса, чуть ли не заключительной операцией, завершающей сборку и юстировку.
Согласно технологического процесса, гравировка номера состоявшего из двух последних цифр года выпуска и шестизначного серийного номера, осуществлялась после выхода крышки из под пресса, и снятия облоя. После этого крышки ехали в травление, отделку, нанесение декалей и т.п. встречаясь с основным изделием в самом конце конвейерной ленты. По ходу процесса, часть крышек с номерами неизбежно выпадала в брак/терялась, но никакой проблемы с отчетностью по этой причине не возникало. Мало того, довольно часто изделия выпущенные раньше, имели "более высокие" номера, чем у аналогичных изделий, изготовленных спустя неделю, и это было в порядке вещей, т.к. все зависело от того, в каком порядке коробки с крышками попадут со склада на конвейер, и какие из "ниток" перевыполнят план дневной сборки.

Велосипеды Кама/Салют/Универсал

Пример серийного номера реального изделия

1

(16-01-2021 19:34:22 отредактировано MiStar)

Re: Велосипеды Кама/Салют/Универсал

Салют — выносы руля по годам и конструкционным отличиям:

Узел рулевой колонки с резьбовым хомутом и цанговой вилкой, сменился в три приема на классическую конструкцию с длинным затяжным болтом и конусом. В последних двух итерациях был также утрачен длинный вынос-клюв, что сделало велосипед менее удобным для длинноногих наездников, т.к. на поворотах коленки стали периодически упираться в руль.

Велосипеды Кама/Салют/Универсал

Первоначальный вариант выноса руля, применявшийся до 1985 года. Вилка для этого руля специфичная "цанговая", с резьбовым хомутом М26х1 и "ручкой-быстрокрутом" до 1983 года, или с болтом под внутренний шестигранник в период 1983..1984гг.

Велосипеды Кама/Салют/Универсал

"Переходный" вариант выноса руля, образца 1985..86гг. Наиболее редкий, и пожалуй самый удачный из Салютовских выносов.

Велосипеды Кама/Салют/Универсал

Хромированный "унифицированный" вынос. 1986..88г. Один из болтов у меня нештатный, т.к. оригинальный болт достался с сорванной резьбой..

Изменение конструкции узла рулевой колонки повлекло за собой исчезновение "болта-катафота", довольно дефицитного по тем временам, из-за нестандартной для катафотов размерности и шага резьбы крепежного болта М8. Вместо этого под декоративной гайкой рулевой колонки появилась шайба с "язычком" для крепления обычного белого катафота с хвостовиком М6.

Велосипеды Кама/Салют/Универсал

Зажимной болт-катафот с резьбой М8 на выносах до 1985г.

Велосипеды Кама/Салют/Универсал

Последний вариант выноса руля на Салютах, окрашенный в цвет рамы. Использовалсяс 1988 года, как выяснилось от нашего коллеги mrdok, с 1986 года и до конца выпуска. Катафот переехал ниже, и крепится с помощью язычка у стопорной шайбы рулевой колонки. Фото заимствовано из объявления на Авито

3

Re: Велосипеды Кама/Салют/Универсал

Вот этот вот нижний легко разложился на составляющие прошлой зимой. Выкиньте его как только получите

Re: Велосипеды Кама/Салют/Универсал

MiStar пишет:

Хромированный "унифицированный" вынос. 1986..88г.

У меня на таком очень быстро слизалась насечка, так что надежно зафиксировать руль не представлялось возможным. Поэтому решил вопрос радикально:

Велосипеды Кама/Салют/Универсал

Пользователь находится в режиме "только для чтения".

Re: Велосипеды Кама/Салют/Универсал

В былые времена, эту проблему решали с помощью свинцовой полоски, подложенной в вынос. Держало "мертво", но всегда оставалась возможность ослабить стяжной болт и выставить руль поудобнее на новый сезон. Тридцать с небольшим лет назад почему-то каждый год приходилось менять настройки, мы же тогда росли целиком, а не только пузом прирастали  img/ah

Re: Велосипеды Кама/Салют/Универсал

MiStarimg/bv надо попробовать.

Re: Велосипеды Кама/Салют/Универсал

F1-FAN,  тоже так делал. во время обкатки вечером налетел на бардюр (не заметил) получил жёсткий удар в рулевую и в руки(не был готов), вилка выдержала, в рулевой в нижнем подшипнике шарик лопну один на попалам, винт выдержал, но теперь есть люфт 5-7 градусов. думаю если бы не винт отделался бы только проворотом руля в хомуте. так что винт это палка о двух концах.

Re: Велосипеды Кама/Салют/Универсал

tork, у Салютов в силу "высокой посадки", и длинного стержня выноса, нагрузки на рулевое, значительно выше, чем у обычного дорожника. А если еще добавить к этому не самую удачную конструкцию "цанговой вилки" на велосипедах до 1985 года, и небольшое заглубление стержня руля в вилку почти у всех, то становится объяснимо, почему вилка Салюта, во все времена была и остается крайне дефицитной запчастью. Шарики раскалывать не доводилось, но мой Салют №1 лишился родной вилки в результате излома пера в месте сопряжения с короной, по трещине.

1

(31-08-2021 17:42:22 отредактировано MiStar)

Re: Велосипеды Кама/Салют/Универсал

Немного про Салюты, или где искать на них номер?

В наши дни, когда многие Салюты, уже стали старше их нынешних владельцев, этот вопрос периодически возникает, в связи с тем, что не всегда удается найти номер там, где он "у всех остальных".

Итак:

Часть Салютов и Салют-С родом из 70-х, и некоторая часть "олимпийских" носила номер на "усилителе кареточного стакана". Данное расположение номера рамы оказалось слишком удобным для "конокрадов", т.к. спилить номер с помощью напильника с этого элемента и превратить раму в "безномерную", было слишком просто. Судя по всему, рамы с номерами на усилителе кареточного стакана, являются "заделом", переданным в свое время из Перми, при освоении сборки, т.е. фактически это пермские Скифы дособранные по технологии "отверточной сборки" в Йошкар-Оле в начальный период производства.

На заводе в Йошкар-Оле, видимо учли этот факт, и номер рамы переехал на мостик задней вилки, к которому крепился багажник. Большая часть велосипедов 80-х годов имеет номер выбитый на этом мостике. В 1990 году номер переехал на задний левый дроп, где оставался до конца выпуска Салютов (1993г.)

Структура номера состоит из пяти (для ранних велосипедов) или шести (для более поздних) цифр порядкового номера рамы, выпущенной с начала года, и отделенной от нее группой из двух последних цифр года выпуска. Выглядеть это могло так: 12345 79 для рамы №12345, выпуска 1979 года или 0123456-85 для рамы с аналогичным номером выпуска 1985 года.   Номера рам разных лет выпуска могли совпадать, но шансов найти одинаковые номера среди нескольких сотен велосипедов, обитающих в одном районе, было достаточно мало. Цифры  обычно имели размер 6мм, варианты начертания могли отличатся в зависимости от конкретной рамы. Среди Салютов могут встречаться экземпляры, номера которых набиты клеймами с различающимся начертанием отдельных цифр. Это нормально, и в 99% случаев не является "перебивкой", а лишь особенности нанесения номера на конкретный экземпляр рамы.

Велосипеды Кама/Салют/Универсал

Номер рамы на мостике 1976-1990гг

Велосипеды Кама/Салют/Универсал

Номер рамы на левом заднем дропе 1990-1993гг

Примеры расположения номеров, позаимствованы из объявлений о продаже велосипедов в сети.

Фотографии самого раннего варианта нанесения номера на усилитель каретки пока найти не удалось. В сети есть фото номера на каретке, но точного подтверждения, что это именно Салют, а не Скиф или Пермь найти не удалось.

При обсуждении этого вопроса, было высказано предположение, что рамы ранних Салютов могли иметь Пермское происхождение, соответственно номера были набиты там же, где и у Скифов, на кареточном стакане. Велосипеды, рамы которых собирались в самой Йошкар-Оле, получили номер на верхнем мостике, т.к. технологически это было удобнее. Кстати, форма мостика у ранних Салютов и Скифов совпадает, плоским он стал в 80-е годы.

Как-то так...

2

(10-03-2021 20:13:25 отредактировано MiStar)

Re: Велосипеды Кама/Салют/Универсал

Модельный ряд Салютов:

По ТУ 84-586-75 велосипеды Салют изготавливались с 1976 года.

Салют — 114-612 до 1981 года. Упрощенная модификация, без узла складывания. Базовая цена 84 рубля

Салют-С — 113-622 складная модификация до 1981гг. Базовая цена 100 рублей

В 1980 году ТУ на велосипеды Салют были пересмотрены, и с 1.01.1981 года их выпускали по обновленным ТУ 84-883-80 с измененными модельными индексами.

Салют — 114-912 с 1981 года и до конца выпуска. Упрощенная модификация, без узла складывания. Базовая цена 84 рубля, в поздних вариантах 90-х годов "свободная"

Салют-С  — 113-912 с 1981 года и до конца выпуска. Складная модификация. Базовая цена 100 рублей, в поздних вариантах 90-х годов "свободная"

В 1984 году ТУ на велосипеды Салют были еще раз пересмотрены, при этом номер ТУ поменял лишь последнюю цифру года их пересмотра и стали ТУ 84-883-84. Тем не менее велосипеды выпущенные до и после 1985 года, имеют ряд внешних отличий, в первую очередь, связанных с изменением конструкции вилки, и отказом от цангового зажима руля. Также в пересмотренных ТУ к уже известным и массовым 113-912 и 114-912 добавился "Салют-5" с индексом 113-911. По самим ТУ 84-883-84 до 1991 года вышло 7 изменений.

Салют-5 — 113-911 Оригинальная модель, с клещевыми тормозами на заднем колесе и передачами. Обнаружена в руководстве 1985 года издания, при этом отсутствует установленная прейскурантом розничная цена. В последующие годы на месте этого рисунка в РЭ было пустое место. Тем не менее, такие велосипеды реально существовали, видимо была изготовлена опытно-промышленная партия, часть которой поступила в продажу населению.

Велосипеды Кама/Салют/Универсал

Страница руководства велосипеда выпущенного в марте 1986 года, с  моделью 113-911

1

Re: Велосипеды Кама/Салют/Универсал

Модельный ряд Камы также состоял из нескольких  модификаций выпускавшихся в разное время:

Ранняя Кама — В-815
Кама  80-х годов — 113-613
Кама постсоветского выпуска (Велта) — 113-622

Универсал:

113-653

У кого есть чем дополнить по этим велосипедам?

Re: Велосипеды Кама/Салют/Универсал

у меня два "универсала"  https://krokovod.org/forum/viewtopic.ph … 70#p171770
88 года номер на подседельном узле.
второй 95 года, (фото не сохранилось) был куплен за недорого 1, 5 года назад с документами. хозяин один (пенсионер уже) покупал в универмаге  в 95 году в Астрахани.
Велосипеды Кама/Салют/Универсал
цена на чеке 218 400 руб.
Велосипеды Кама/Салют/Универсал
живет у мамы на даче...
завтра отсканирую целиком в PDF  формате. положу в соответствующий раздел.

2

Re: Велосипеды Кама/Салют/Универсал

Было бы еще очень неплохо, если удалось бы отснять виды Универсала со всех сторон, и отдельные детали, типа мест нанесения номеров, рисунка звездочки, формы руля и грипс и т.п. Велосипед достаточно редкий, и не везде встречающийся. Если по Салютам у меня "наглядные пособия" имеются, по Каме могу как-то наскрести хоть что-то, используя донора с чердака, то по Универсалу — увы.  img/bk