Re: ОКВП (Общий Курс Велосипедного Подшипника)

Думаю,гарантированный люфт в подшипниках велосипедной втулки в 1 мм на ободе это и есть допуск на неточность изготовления деталей и самой конструкции. Добиться идеальной параллельности и соосности беговых дорожек на конусах на резьбовом валу теоретически невозможно.

2

Re: ОКВП (Общий Курс Велосипедного Подшипника)

Андрей01,
Да легко, если конуса шлифовать прямо на оси. Их обычно так и продают — парой, вместе с осью.

Ибу ибуди — дадао муди!

Re: ОКВП (Общий Курс Велосипедного Подшипника)

EndoSteel, к сожалению, нет. Резьбовое соединение не может дать высокую точность. Закрученный и законтренный конус всё равно под нагрузкой будет иметь тенденцию гулять по резьбе. Да даже если каким-то чудом обеспечить его неподвижность, один раз открутив, а потом закрутив такое соединение, конус спокойно может уехать соток на 5, если не на целую десятку.

И тем не менее, на конусах и чашках в хорошем состоянии несложно добиться плавного вращения оси при нулевом люфте и наличии предварительного натяга.

1

Re: ОКВП (Общий Курс Велосипедного Подшипника)

img/ag Главное — не поворачивать конус на оси.
Посадка конуса на ось имеет допуск по несоосности — в сотки. Ещё резьба имеет допуск.  У Любовицкого они в цифрах даны.
Так что эксплуатировать втулки без заданного люфта,  воображая, что они, как промышленные подшипники — такое img/ag

Добавлено: 27-11-2025 15:27:43

Женя опередил img/ag


Добавлено: 27-11-2025 15:29:27

waterlaz пишет:

несложно добиться плавного вращения оси при нулевом люфте и наличии предварительного натяга.

img/ag Зачем без люфта, ещё и с перетягом? Чтобы что? Несложно по сравнению с чем? С заказом промышленного подшипника? img/ag

Мой гараж
Мастер спорта по езде за хлебушком на велосипеде.
Если не я построил велосипед — это не мой велосипед.

Re: ОКВП (Общий Курс Велосипедного Подшипника)

Маю не дуже велику статистику, але і не малу: декілька десятків вело. Що можу додати:

1. Чашки каретки. Не бачив ні одній з кавернами на доріжці. Навіть коли бачив розмолотий в жмути сепаратор, каверни на кульках та конусі вала. Декілька разів добре затискав по різьбленню в лещатах — ніяких слідів. Була одна права чашка з довгою тріщиною, яка "ховалася" на дні різьблення.

2. Чашки педалей. Не бачив ні одній з кавернами на доріжці.

3. Чашки передньої втулки. Каверни на доріжці бачив усього пару разів.

4. Чашки керма. Не бачив ні одній з кавернами на доріжці.

5. Чашка в п'ятерику Торпедо. Бачив з кавернами на доріжці. Але небагато.

Мій загальний висновок для чашок: невеликі за розміром чашки велосипеда робляться з доброї сталі, яка сприймає загартовування, а гартують всю  деталь. Іржа на доріжках буває при повній відсутності слідів змащення, але це ж іржа, а не каверни.

Зовсім інша ситуація з конусами: на всіх бачив каверни, окрім конусів керма, які мають малі розміри, робляться з доброї сталі, гартуються повністю. Один раз бачив "хвилю" на верхньому конусі керма, але то був "кетай".

Те, що чашки не мають каверн, дуже добре для часу доведення до ладу: достатньо мати декілька саморобних "цанг" для закріпленні їх в патроні дрилі, абразивної шкурки від 1000 одиниць та щось для полірування.

Конуси значно легше встановлюються на дриль, але час може бути завеликим. І може бути втраченим без бажаного результату внаслідок досягнення незагартованих глибин сталі.

Щодо гарантованих зазорів — підтримую, окрім в підшипниках керма.

Поки сам не розберусь, ні на що не поведусь!
Проекти ХВЗ: В-110 "Прогрес" (1950); В-22 (1954); 111-411 "Україна" (1977);
                     В-541 "Спорт" (1970); на рамі В-110 "Прогрес" (1958, 1950)
            ЖВЗ: В-849 Десна-2 (1979); ГАЗ: В-025 "Школьник" (1966-1975 ?); ПВЗ: 21В (1964, 1974)

1

Re: ОКВП (Общий Курс Велосипедного Подшипника)

"Хреносозидательство" — не имеющее рационального объяснения, необоснованное усложнение давно известного и отлаженного процесса.
img/bu

Может у кого то и есть желание выпиливать конуса втулки месяц, потом прецизионно собирать, потом всё это прецизионно расписывать и собирать отзывы.
Но нахрена всё это, если подготовленные, собранные с небольшим зазором и нормально смазанные втулки ходят годами и тысячами км без дополнительного вмешательства?

Добавлено: 27-11-2025 17:54:42

Sedoy-K,
img/ay

рулевая без люфтов — 100%!!!

1

Re: ОКВП (Общий Курс Велосипедного Подшипника)

Sedoy-K, согласен со всем, кроме чашек каретки. У меня штук 10 валяется с кавернами, с питтингом, со сколами, с прокатанными "ложбинами"

Re: ОКВП (Общий Курс Велосипедного Подшипника)

SD,
Хреносозидательство — это точить вручную при наличии станка. Тут есть определенное количество людей знакомых с точной механикой и могу вас заверить — у всех у них при упоминании таких "технологий" шерсть дыбом встает img/ab. Это как раз то, за что мотористы подмастерьев бьют по рукам. Велосипед — не мотор, конечно, но если можно сделать без люфта — нет повода не.

Ибу ибуди — дадао муди!

Re: ОКВП (Общий Курс Велосипедного Подшипника)

img/bl

EndoSteel пишет:

точить вручную при наличии станка.

img/ac Ко мне велосипеды не новыми попадают, там в бардачке  img/ak только ключи, и то не всегда. Какой станок — даже наждачку для коснусов сам докупаю. 

Ладно, доступ к станочку у меня одно время был. Но я работал всё равно не резцом. Подшипники, по велосипедным меркам, получались ИДЕАЛЬНЫЕ. Минута бруском и наждачкой — и идеал. Я фоток много где натыкал оттуда. Нужно было резцом работать? Сколько времени? Какая нужна квалификация? Зачем?

EndoSteel пишет:

ут есть определенное количество людей знакомых с точной механикой и могу вас заверить — у всех у них при упоминании таких "технологий" шерсть дыбом встает

Почему? Нервные? Мы ж не лезем к нм в точную механику, чего они такие впечатлительные img/bn

На заводе станки. Поверхность хуже моей колхозной. Шум от подшипника есть. Заводская норма люфта 1 мм по ободу. Втулки служат десятки тысяч км.

Кого бить по рукам?


При чём тут моторы с их допусками и нагрузками

Как моторист должен собирать переднюю втулку "Украины"?

Чем его втулка будет лучше моей? То, что он эээ устанет больше — это недостаток. Ок. Но это плата за что? Какое преимущество он купит, заплатив целым вечером работы по сравнению с моей втулкой за 20 мин всего цикла?

(мы не продаём — подчёркиваю!)

А даже если и продаём. Человек переплатит втрое-вчетверо за Вашу с Женей втулку без люфта. Что он важного получит за эти деньги сверх нашей обычной втулки?


SD пишет:

"Хреносозидательство" — не имеющее рационального объяснения, необоснованное усложнение давно известного и отлаженного процесса.

img/bs


SD пишет:

рулевая без люфтов — 100%!!!

img/bs Про люфты в разных узлах написано в стартовой статье темы, еслишо img/af

Мой гараж
Мастер спорта по езде за хлебушком на велосипеде.
Если не я построил велосипед — это не мой велосипед.

Re: ОКВП (Общий Курс Велосипедного Подшипника)

Ну и самое.
Как-то мы всё в кучу свалили. Определиться надо.

Мы новое массово производим? Основываясь на чертежах, допусках и причих ГОСТах? так там своя музыка, и да, она такая.

Или старое кулуарно реставрируем? Из того, что пришло, какое есть уже. Просто стремясь получить долговечный узел? Измерительный арсенал у нас небогат. Покрутить пальцами ось в колесе, насладиться безударным мягчайшим вращением. А потому люфт отрегулировать по понятиям — на колесе на 1 мм ПРИМЕРНО (иметь там прямо точно 1,0 мм — дурная профанация, если вдруг кому непонятно).

И без всякой лаборатории известно, что втулка, прошедшая такие "измерения", ходит десятки тыщ км. Из инструментария модных пацанов достаточно дрели, наждачки, стёртого (!) штангеля и небольшого количества лишнего хлама для возможности селекции деталек. 

Нафига тащить в это хозяйство лазерные интеграторы ядерных квантов — я Хочу Знать.
Умнее показаться?  img/ap Получается наоборот. Богаче ? Квалифицированнее показаться? Так микроскопм гвозди — ещё богаче. И квалифицированнее — у микроскопа-то форма вон какая. По гвоздю попасть — уметь надо...

Мой гараж
Мастер спорта по езде за хлебушком на велосипеде.
Если не я построил велосипед — это не мой велосипед.

Re: ОКВП (Общий Курс Велосипедного Подшипника)

Долистал книгу и дочитал нужные разделы. По концове да, в идеале детали надо мыть в ультразвуке.
Но так же точно и после пасты ГОИ детали нужно мыть если что. После всех абразивных работ надо мыть. Ультразвук лучше всего отмывает.

Повторюсь, я поделился опытом восстановления геометрии для деталей, которые обычно уже выкидывают (глубокий питтинг). Буду этим способом и дальше пользоваться. Не для всего конечно.